Логин: Пароль:  
Регистрация »
Поиск:  
Статьи и отчеты

Свежие статьи

Все статьи [652]

Все статьи детского дома [21]

Общий раздел [7]

Воспитание [8]

Спорт [6]

Подписка на новости

Имя:
E-mail:



Журнал распространяется по подписке. На него можно подписаться в любом почтовом отделении, вы найдете его в каталогах « Вся пресса России» и «Росспечать» с одним индексом - 44150. Подписка в Интернете: www.presscafe.ru  Ознакомиться с журналом можно на его сайте www.journaldetskidom.ru


CIROTA.RU

Rambler's Top100

Благотворительная программа «Милосердие - детям»
 Статьи и отчеты
Все статьи / Ковалевский детский дом / Вопросы организации воспитания в рамках семейно-воспитательных групп
 
Вопросы организации воспитания в рамках семейно-воспитательных групп
 
1. Семья. Теория и практика организации 2. Дети. Заметки воспитателя
 

Семья. Теория и практика организации

Теперь, прояснив некоторые возвышенные теоретические и приземленные материальные аспекты, обратимся к практике. Итак, что же такое "семья" в нашем Доме, и как устроена жизнь наших детей.

Как уже говорилось ранее, у нас (пока) пять семей - семейно-воспитательных групп с постоянным составом детей и педагогов, в каждой из которых 7-8 детей и 3 воспитателя.

Почему 7 - 8 воспитанников? Дело в том, что такая численность группы считается психологами оптимальной: при меньшем количестве детей в группе не возникает устойчивых связей, а при большем группа распадается на более мелкие и единства также не возникает.

Все дети в семье разного возраста - от 3 до 16 лет. Это очень важно, поскольку помогает моделировать условия реальной многодетной семьи: между детьми появляются действительно братские отношения, когда старшие заботятся о младших, вместе выполняют работу по дому. Такие отношения невозможны в одновозрастном коллективе.

papers-object-45.jpg
Чем обусловлено количество воспитателей? Ранее уже говорилось о том, что мы считаем идеальным вариантом устройство детей - сирот в приемную или патронатную семью, в которой есть оба родителя. Кстати, именно поэтому мы отказались от использования системы Германа Гмайнера (Детские Деревни SOS), в которых все обязанности по воспитанию детей выполняет одна приемная мама. При всех "плюсах" этой системы существует очевидный недостаток: это неполная семья, а известно, что существующие семейные отношения и роли ребенок продуцирует и в будущей взрослой жизни. В условиях послевоенной Европы воспитание детей одной мамой было оправдано: много мужчин погибло на войне, и многодетная неполная семья была скорее нормой, чем исключением. Но не стоит забывать, что в настоящей семье (а тем более - в многодетной!) должно быть два родителя, в противном случае воспитание получается однобоким, неполноценным. Кроме того, в системе Гмайнера при подборе "мам" обязательным условием является вера в Бога. Это замечательно. Однако, на нашей российской "почве" от этого основополагающего принципа система SOS отказалась, поскольку после 80-ти летнего тоталитарного безбожия, найти женщину, соответствующую всем критериям "мамы", православную, церковную, с устойчивой психикой, готовой нести такой крест в современной России практически невозможно. Мы это проверили на собственной практике. Наш коллектив придерживается точки зрения на воспитание как на формирование иерархически ценностной соподчиненной системы, во главу которой ставится воспитание духа, затем, - психологическая помощь и коррекция и, наконец, - укрепление организма, и формирование здорового образа жизни. Поэтому после двухлетних безрезультатных поисков православных "мам" мы успокоились и остановились на сменах из 3-4 педагогов (верующих людей), среди которых (обязательно(!)) хотя бы один - мужчина.

К сожалению, найти достаточное количество приемных родителей для всех поступающих к нам детей мы сегодня не в состоянии. Нам пришлось пойти по пути искусственного моделирования семьи. Наши воспитатели, которых дети всерьез называют мамами и папами, проходят тщательный отбор. Важнейшими критериями, которыми мы руководствуемся при подборе педагогов, являются следующие:

papers-object-46.jpg
Главный критерий, это, конечно, Любовь и искреннее желание помочь детям. Мы не настаиваем на обязательном педагогическом образовании; не всегда диплом гарантирует способность человека работать с детьми, любить их, понимать и принимать их такими, какие они есть. Более важен для нас практический опыт воспитания и призвание на это служение. Поэтому мы оказываем предпочтение людям, у которых есть своя семья и свои дети.
Важный критерий - это внутреннее принятие православного мировоззрения. Естественно (к сожалению), сегодня нельзя найти много воцерковленных (живущих жизнью Церкви, участвующих в Таинствах) педагогов (да и педагогика у нас сегодня атеистическая). Люди всю жизнь идут к Богу, своими путями, а наши педагоги приходят к Богу через крестное служение несчастным детям, через сострадание и любовь. Интересно, что через искреннюю веру детей (и по их молитвам!) многие обретают веру.
Естественно, состав детей в семьях также не случаен. Ведь без учета психологических особенностей воспитанников, их личных симпатий и антипатий, создание дружеской, действительно семейной атмосферы просто невозможно. Поэтому важным условием для включения новичка в состав семьи является согласие педагогов и всех детей той семьи, в которую ребенок поступает. Естественно, здесь необходима и медико-психологическая диагностика, и тщательный анализ документации, и беседы с самим ребенком, тщательное наблюдением за ним.

Каждая семья строго индивидуальна и уникальна. Уникально все: и планировка квартиры (нет ни одной одинаковой), и состав педагогов (с их опытом, их знаниями), и интересы детей, их предпочтения, любимая еда, домашние животные, - все то, что составляет неповторимый стиль, определяющий само понятие "семья".

papers-object-47.jpg
Каждая семья имеет свой бюджет, который рассчитывается, исходя из среднего прожиточного уровня в Костромском регионе, и не может быть меньше государственных норм обеспечения. Педагоги вместе с детьми планируют расходы, решают, что нужно и можно купить. Дети, помимо ежедневной работы по дому, огороду, разнообразных послушаний имеют также возможность самостоятельно заработать немного денег на оплачиваемой работе. Свой скромный заработок они могут использовать по своему усмотрению. А здесь открывается своеобразная педагогическая кладезь! Вот один радостно вносит свои деньги в общую копилку. А другой… Внимательно наблюдая за тратой денег можно не только многое узнать о сокровенных уголках души, но и ненавязчиво(!!!) воздействовать на нее. Это лучше любых лекций и нотаций приучает детей к экономии, учит умению распоряжаться деньгами, сделать выбор между желанным и необходимым, приучает ценить свой и чужой труд, дает понятие о стоимости вещей, приучает к бережливости и жертве.

Трагедия детей, оставшихся без попечения родителей, состоит скорее не в том, что они оказались в детских домах, а в том, что, покидая их стены, они выходят в самостоятельную жизнь, не готовые к ней. Традиционная воспитательная система учреждений интернатного типа не дает детям необходимых умений и навыков для адаптации к новым для них условиям жизни. Программ по социальной адаптации великое множество в каждом типовом заведении, однако, реальные навыки можно получить не от кружков и уроков по кулинарии и домоводству, а лишь выстрадав на практике. Специальные научные исследования и реальный жизненный опыт показывают, что у выпускников детских домов слабо выражена временная перспектива (преобладают мотивы сегодняшнего дня или ближайшего будущего), а мотивы отдаленной перспективы оказываются практически невыраженными. Это, в свою очередь, влияет на самоопределение и выбор профессии, а в конечном итоге - на дальнейшую жизнь. Как правило, эти дети испытывают значительные трудности не только в выборе профессии и в устройстве быта, но и в создании собственной семьи, поскольку проецируют свой комплекс неудачника на своих детей. Порочный круг замыкается.

papers-object-48.jpg
Жизнь в рамках наших семей естественным образом ежедневно погружает детей во все многообразие и переплетение бытовых и социальных проблем, формирует мотив к их преодолению. У нас нет нянек, нет уборщиц, нет поваров. Дети должны сами сделать уборку (действительно уборку, а не ее подобие), помочь старшему (или самостоятельно) приготовить обед (например, в одной из семей дети просто выстраиваются в очередь, кто же будет готовить ужин), вымыть посуду (Слава Богу, СЭС не знает!), постирать, погладить и заштопать свои вещи, вскопать грядку, посадить и ухаживать за овощами, помогать на ферме, сделать какие-то небольшие, но полезные вещи из дерева в столярной мастерской. А еще они могут написать заявление, сделать покупки в магазине (и обязательно взять товарный чек, чтобы можно было отчитаться), сделать телефонный звонок и еще много вещей, так необходимых в сегодняшней жизни. Все это, вместе с системой обязательного общественно полезного и оплачиваемого труда позволяет действительно подготовить воспитанников к самостоятельной жизни.

Выпускники детских домов в 90% случаев отличаются инфантилизмом, имеют заниженную или завышенную самооценку. Считают себя ни на что неспособными, либо думают, что смогут получить все без всяких усилий. Недостаточный положительный опыт взаимодействия с другими людьми, некритичность к себе и другим приводит к криминализации внутри детских домов и попаданию выпускников в криминальную среду. Основная причина этого - "стадность" воспитания, его выраженный коллективный характер, который подавляет личность, глушит индивидуальные черты, приводя детей к общему, часто криминальному "знаменателю".

Только семья может помочь решить все эти проблемы, поскольку в ней каждый ребенок - личность, хотя и со своими слабостями, но не обделенная любовью, пониманием, помощью педагогов и названных братьев. У детей есть чувство дома - своей территории, где есть только близкие и родные люди; есть свой уголок и свои (только свои) вещи; есть чувство безопасности - братья и "мама" всегда помогут; а если еще вспомнить про походы, про спортивные занятия, про ежедневный труд… Каждый из этих компонентов способствует росту Личности, способной и за себя постоять, и другим помочь в трудную минуту. Жизнь трудна, часто опасна, и выжить в ней может не каждый. Мы уверены: у наших детей больше шансов победить в борьбе с труднейшими обстоятельствами в том самом бушующем море жизни, из которого они попали на время в тихую гавань, и из которой, оправившись и возмужав, им предстоит окунуться вновь в свирепую стихию бытия.

Дети. Заметки воспитателя

Кто-то из великих сказал, что в душе каждого ребенка есть колокольчик. Стоит его тронуть - и он зазвенит. У наших детей эти колокольчики - за семью печатями. Не так-то легко вычеркнуть из памяти тяжелые воспоминания, дурные влияния, горький жизненный опыт, предательство близких людей. Заглянуть в душу ребенка, почувствовать его, понять, разобраться в причинах его неудач, попробовать ему помочь - сделать это крайне сложно. А иногда стоит подумать и над пустяшным эпизодом - за ним может стоять целая проблема.

В больших группах сделать это еще труднее, а порой - практически невозможно. На наш взгляд, один из путей решения этой проблемы - создание детских домов семейного типа. Эта тема не может похвастать богатой литературой. Наш опыт тоже пока невелик, но есть уже какие-то мысли, наблюдения, первые результаты.

Два с половиной года назад мы начали работать в условиях семейной группы. Попробуем дать краткую характеристику детям, которые были нам доверены. Это шесть мальчиков в возрасте от 8 до 14 лет, с непростой судьбой, за плечами которых тяжелый жизненный опыт, в большинстве случаев - негативный. Четверо из них имели диагноз - "олигофрения в степени дебильности", двое других - с тяжелой формой социально - педагогической запущенности. Нужно было с чего-то начинать, как-то к ним подступаться. Решили завести дневники наблюдения и стали записывать туда все, что хотелось сказать; все, что накипело на душе; все, чем хотелось поделиться с коллегами. Ведь известно, что никакая книга и самый лучший специалист не заменят собственной мысли и вдумчивого наблюдения. Заглянем в наши дневники. Вот кое-что из раннего (первый месяц жизни по семьям):

"Сжился с ролью клоуна: кривляется, дерзит воспитателям, спрятался утром в туалете и не пошел в школу..."
"Тридцать минут с капризами собирался на уборку картофеля..."
"Вечером был не в духе, не хочет спать в своей комнате, заперся в туалете. Когда удалось заставить лечь, выслушал в свой адрес много неудовольствий..."
"Отказывается дежурить по столовой, на просьбы не реагирует, уходит, куда хочет".
"В школе сорвал урок, был вызван к директору школы. Нахамил врачу".
"Был очень агрессивен: бил ногами дверь, палкой стучал по стеклам шкафа. С большим трудом удалось уложить спать".

Разные воспитатели по-разному оценивали того или иного ребенка, и в целом получался психологический портрет. Затем по каждому определили так называемую "зону ближайшего развития", т.е. различие между тем, что может ребенок сделать самостоятельно и что под руководством взрослых, в сотрудничестве с ним. И как только это было сделано, для каждого определены посильные задачи, стало что-то получаться. И каждый маленький успех переживался нами как педагогическая удача.

Второй момент, на котором хочется остановиться, заключается в следующем: у детей, растущих вне семьи, в силу отсутствия теплых детско-родительских отношений, и в первую очередь, - материнских, формируется базовое недоверие к миру. Оно порождает страх, недоверие к себе и другим людям, нежелание познавать новое, учиться. Как показывает опыт, все это поддается коррекции с большим трудом. В небольших группах с постоянным составом воспитателей сделать это оказалось несколько легче, поскольку у каждого мальчишки сложились доверительные отношения с кем-то из взрослых. Появился взрослый друг. А через этого взрослого, как через посредника, понемногу стали складываться отношения и с другими людьми.

papers-object-49.jpg
Сейчас мы можем сказать, что приступы агрессивности, истерики, драки постепенно стали сходить на нет. Появились семейные традиции, и одна из них - празднование дней рождения. Для детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, характерно отставание в становлении интимно - личностного общения со сверстниками, контакты с которыми однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и указаниям. Именно поэтому так трудно было поначалу выразить свое отношение к имениннику, подбирать слова для поздравления, а сейчас устанавливается очередь, кто это сделает раньше. Вот несколько таких поздравлений, написанных детьми для воспитателей:
"Желаю, чтобы вы не болели, чтобы Господь и ангелы заботились о Вас..."
"Желаю, чтобы у Вас было много надежных друзей, чтобы Ковалево всегда жило в Вашем сердце".
Тут трудно что-то добавить. Постепенно меняется восприятие себя. Если вначале самооценка у большей части детей была резко отрицательная, то сейчас - адекватно заниженная. Ситуация успеха, пережитая в школе, в походе, в горах прибавила уверенности в себе, в своих силах. Далее, мотивация обучения, познавательные интересы у наших детей, как правило, слабо выражены или отсутствуют вовсе. Первый год изо дня в день приходилось уговаривать выполнить задание на дом, посещать уроки, бороться с пропусками.

Читаем в дневниках наблюдения:

"Не могу организовать ни на какое дело. Даже учить уроки. Скандалы".
"Ушел после первого урока. Сказал, что выгнала учительница".
"Была в школе. Посчитала в журнале пропуски. Их 35. Двоек - 9, четверок - 2".

На сегодняшний день таких проблем нет. По-прежнему трудно осваивать школьную программу, но самостоятельность значительно возросла. Один из наших воспитанников, которого в те дни вывели из школы, сейчас учится в четвертом классе (классе коррекционного обучения) на "четыре " и "пять". И более того, областная медико-педагогическая комиссия сняла с него диагноз "олигофрения в степени дебильности", заменив его "минимальной мозговой дисфункцией". Это случилось во многом благодаря тому, что изменилась мотивация учения, появились люди, которые искренне относятся к ним и переживают их беды, как свои собственные. Вот строки из сочинений детей:
"Директор нашего дома о. Андрей. Он заботится о нас, хочет, чтобы мы росли здоровыми и сильными. Он всегда рядом с нами и в походе, и на службе в храме. Он учит нас добру. Хочет, чтобы мы были умными..."
"Наши воспитатели нам как мамы. Они переживают за нас, если с нами что-то случается. Они отдают нам свое сердце. Им бывает трудно с нами работать. Мы их очень любим..."

Решение о переходе на "семейный" тип воспитания пришло два года назад. Первые шаги в этом направлении были нелегкими. Дети с трудом привыкали к тому, что нужно каждый день делать уборку, содержать в чистоте свою одежду, помогать готовить еду, работать на собственном огороде и общем поле, делать покупки в магазине, участвовать в распределении бюджета семьи.

"Не стал дежурить. Кое-как, одной тряпкой потер пол в двух комнатах, в третьей и прихожей не стал. Ушел, хлопнув дверью...", - записано в дневнике наблюдения в первый месяц. Тогда же: "Отказался мыть пол, с трудом уговорила вымыть ноги и постирать носки". Или: "Не смогла заставить, чтобы пошел на огород перекапывать грядки. Ушел без разрешения в деревню и возвратился лишь к ужину". Кроме этого, очень грустно было видеть, как небрежно относились к дорогостоящим вещам, мебели, одежде. Неоднократно отмечалось бесцельное разрушение, повреждение. С этим нельзя было мириться. Поэтому стали терпеливо, изо дня в день, вместе с воспитателями отрабатывать навыки, приобретать умения. И, наконец, появились сообщения:

"Прекрасно отдежурил по кухне. Без напоминаний! Сам!"
"Весь день был спокоен. Помогал печь блины. Сам наливал тесто на сковороду. Был доволен собой".
"...старается вести себя хорошо. Учился гладить белье. Не все получалось, очень устал. Вечером сразу уснул".
"Помогал замешивать тесто для пирога. Вечером наконец-то сменил белье на постели. Пододеяльник надевали вместе".
"...ездил сегодня со мной за покупками. Помогал носить сумки. Очень удивился, что так много денег уходит на продукты".

Сегодня мы можем сказать, что потребительское отношение к жизни, к вещам, характерное для детей, растущих вне семьи, постепенно меняется. Появилось желание сделать уютными свои комнаты: рисуют картины, делают полочки, изготавливают подсвечники, предметы кухонного обихода и другое; о купленных ими лично вещах заботятся в меру своих сил, сломанные пытаются отремонтировать. Дежурство, которое прививалось с таким трудом, стало естественной частью их жизни. Они не только содержат в чистоте всю квартиру, но и помогают на кухне (чистят картошку, пекут блины, консервируют выращенные на своих огородах овощи, варят варенье и т.д.)

Мы попросили ребят написать мини-сочинение "Я теперь могу сам…", и вот что получилось: они считают, что могут самостоятельно

приготовить обед;
помыть посуду;
сделать уборку в комнате;
постирать свои вещи;
вскопать грядки;
посадить овощи и их вырастить;
сделать парник;
ухаживать за животными.

А один мальчик сказал так: "Да все могу. Мне бы свой домик да материалы. Все бы сделал своими руками".
Очень хочется верить, что приобретенный здесь опыт станет надежной опорой в их самостоятельной жизни и облегчит процесс адаптации в новых для них условиях, где не будет Батюшки, где не будет заботливых воспитателей.

Безусловно, еще очень многие проблемы не решены до конца, время от времени мы переживаем разочарования, испытываем трудности, совершаем ошибки. Но дети учатся у нас, мы - у них. Нет двух одинаковых детей, нет двух одинаковых ситуаций, нет универсальных рецептов. И как же быть? Я. Корчак в книге "Как любить ребенка" в главе, посвященной воспитанию детей - сирот, пишет: "Строгий взгляд воспитателя, похвала, выговор, шутка, совет, поцелуй, сказка в качестве награды, словесное поощрение - вот лечебные процедуры, которые надо назначать в малых и больших дозах, чаще или реже, в зависимости от данного случая и особенностей организма". И если это сделано с любовью, результат обязательно будет.


 
31.01.2006, 14:00:04
Протоиерей Андрей Воронин
 

 

Добавить комментарий

 

Имя:
E-mail:
Заголовок:
*Сообщение:
 

 

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi & Илья
©® Vinchi Group 2005

0.01318 сек.