Одной из важнейших составляющих Концепции развития Ковалевского Детского Дома является положение о необходимости качественного профессионального обучения, одновременно способствующего личностному росту воспитанников.
Данные органов социальной защиты свидетельствуют о том, что именно дети-сироты, несмотря на установленные законом права и льготы, являются самими незащищенными в плане получения образования и работы. Трудно представить, что сирота будет расталкивать локтями себе подобных, чтобы пробиться на верх жизни. Многие русские философы утверждают, что конкурентность - не типичная черта русского человека. Тем более, дети-сироты, живущие скорее под девизом "Мы", а не "Я", страдающие целым рядом психологических комплексов, оказываются неспособными к конкурентной борьбе, необходимой в рыночных условиях. Сироты, как правило, не умеют связать свои профессиональные интересы с дальнейшей жизнью. Для них получение профессионального образования - скорее ближайшая, а не дальняя перспектива.
В профессиональном определении детей-сирот отчетливо сказываются неблагоприятные факторы социального становления нашего общества: нестабильность экономической ситуации, социальное расслоение общества, ухудшение материального положения значительной части населения. И если за семейными детьми стоят их родители, которые помогут даже при неблагоприятном стечении обстоятельств, то сироты слабо ощущают смысл социальной защиты. Они могут рассчитывать только на себя. Отсюда - тревожность старших воспитанников и боязнь выхода в реальную жизнь. В результате единственным вариантом для большинства из них становится профессионально - техническое училище, о более престижных (и перспективных) учебных заведениях они даже не думают.
Исходя из этого, деятельность детского дома должна быть направлена на то, чтобы еще здесь ребенок определился с будущей профессией и получил хотя бы начальные навыки трудовой деятельности. Также необходима и определенная юридическая подготовка для того, чтобы успешно отстаивать свои права перед государственными структурами и работодателями.
В Ковалевском детском доме на сегодняшний день создана и продолжает развиваться система до профессиональной подготовки, тесно интегрированная с системой профориентации.
Основными компонентами этой системы являются:
Система профессиональной ориентации воспитанников, направленная на выявление индивидуальных профессиональных устремлений и объективный выбор будущей профессии. Основным элементом системы является самостоятельная работа по профессиональной ориентации при тесном взаимодействии со службой занятости. Предоставляя ребенку право выбора, мы оказываем ему помощь в познании своих способностей, чтобы выбор профессии был связан не только с желанием, подчас необъективным, но и с реальными возможностями воспитанника к овладению той или иной специальностью. Для этого используются такие методы, как собеседование, компьютерное и психологическое тестирование, практическая работа с целью ознакомления с особенностями выбранной работы, если это связано с рабочими специальностями. Для воспитанников, желающих и способных получить высшее образование, предусмотрена особая многоуровневая система отбора, и те из них, кто успешно преодолел все ее ступени, благодаря нашим попечителям имеют возможность обучения в самых престижных ВУЗах.
Система начальной профессиональной подготовки, предусматривающая возможность получения воспитанниками базовых трудовых навыков по наиболее распространенным рабочим специальностям. Успешное функционирование данной системы обеспечивается наличием у детского дома собственного опытно - производственного хозяйства, включающего в себя следующие компоненты:
Столярная мастерская
Детский дом располагает современным столярно-мебельным производством, частично обеспечивающим потребности детского дома в финансировании. Кроме того, такое производство позволяет нам создавать рабочие места для наших выпускников, обеспечивать прохождение ими производственной практики и в будущем получить возможность лицензированной обучающей деятельности.
Начальные навыки по работе с деревом, возможность попробовать себя в столярном ремесле и получить дополнительный заработок дает нашим воспитанникам детская столярная мастерская, оснащенная современным оборудованием. Здесь, под руководством квалифицированных мастеров они могут:
получить навыки работы с деревом;
приобрести навыки по ремонту бытовой (домашней) мебели;
заработать деньги от выполнения заказов детского дома и его сотрудников.
Сельскохозяйственный комплекс
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что сельскохозяйственный труд является наиболее успешной и оптимальной формой коррекционного обучения и адаптации детей-сирот, в том числе, со сложностями в развитии.
Наш детский дом, находясь в сельской местности и располагая угодьями площадью 4 гектара, не просто позволяет нам заниматься развитием подсобного хозяйства, но и дает возможность реализовывать программу профессиональной подготовки воспитанников по сельскохозяйственным специальностям.
В наше подсобное хозяйство входят:
ферма,
подсобные хозяйства семей,
огород,
сельскохозяйственные угодья,
теплица.
Такая структура обеспечивает относительную замкнутость и самодостаточность и имеет большой потенциал для само обеспечения детского дома. Существование подобного комплекса позволяет решить следующие задачи:
возможность получения воспитанниками сельскохозяйственных специальностей и навыков сельского труда;
возможность проведения коррекционной работы, в том числе и с детьми с отклонением в развитии (умственная отсталость);
возможность получения прибыли;
возможность в будущем использовать полученные знания, навыки для организации собственного хозяйства.
Начальное трудовое воспитание в рамках системы экономического стимулирования
В 2000 году в практику воспитания в нашем Доме были включены элементы экономической игры. Мы предпочли отказаться от значительной части штата обслуживающего персонала и дать воспитанникам возможность попробовать себя в несложной, но важной и требующей постоянства и ответственности работе по обслуживанию и уборке зданий и территории детского дома. При этом соблюдаются все условия законодательства: воспитанник пишет заявление о приеме на работу, которое подписывается директором. Во время действия условий найма (как правило, это 1 месяц), к воспитаннику предъявляются все требования, которым следуют взрослые сотрудники. За несоответствующее исполнение обязанностей воспитанник может быть оштрафован и даже уволен. По окончании месяца дети получают заработную плату одновременно с взрослыми сотрудниками, причем размер оплаты соответствует действующим ставкам Тарифной сетки. Подобная система имеет важное значение для успешной адаптации сирот, дает им представление о действующих правилах и условиях наемного труда, готовит их к самостоятельной жизни.
Кроме оплачиваемой работы существует целый ряд общественных работ, которые выполняются воспитанниками бесплатно. Мы считаем, что воспитанник, хотя бы в минимальной степени, должен вносить свой вклад в материальное обеспечение детского дома. Только при этом условии возможно ответственное, не потребительское отношение к сохранности имущества и помещений.
Все эти компоненты во взаимодействии обеспечивают активное и самостоятельное участие воспитанников в их профессиональном самоопределении и трудовом воспитании и являются одним из важнейших элементов социально - бытовой адаптации сирот к условиям жизни в обществе.
|