|
|
Статьи и отчеты |
|
|
|
|
|
| При расставании плачут взрослые и дети | | | | С Оксаной Кондратьевой, воспитанницей детского дома-школы Советского района Казани, мы познакомились весной прошлого года, когда она сдавала экзамены на аттестат зрелости и готовилась к поступлению в Казанское художественное училище. Мы тогда всей редакцией болели за талантливую девочку, которая рано осталась без родителей и провела в детском доме десять лет. | | Снова без семьи...
Она не скрывает, конечно, что успешно выдержать творческие конкурсы и экзаменационные испытания помогли педагоги и воспитатели, которые знают ее с шести лет. Сначала отвели в художественную школу, потом - на подготовительные курсы в училище, а перед вступительными экзаменами нашли репетитора, который помог "подтянуть" знания по русскому языку. Кстати, так готовили к дальнейшей учебе не только Оксану, но и всех выпускников, которые решили получить высшее или средне-специальное образование.
В этом доме, как и в любой нормальной семье, очень хотят, чтобы дети сумели реализовать свои способности, стали успешными и счастливыми людьми. Директора детского дома-школы из Дербышек знают руководители многих казанских вузов и техникумов, крупных промышленных предприятий, потому что Светлана Алексеевна Богова неустанно печется о том, чтобы "ее дети" не оказались на задворках, а получили достойное образование или освоили хорошую профессию.
В уставе детского дома сказано, что выпускники могут жить в детском доме еще в течение года. Им действительно некуда деться: у кого-то вообще нет своего жилья, кто-то прописан в квартирах, где обосновались родственники, употребляющие алкоголь в немереных количествах. У Оксаны одна крошечная квартирка на двоих с братом, который давно живет своей жизнью, а в нее не особенно-то вписывается семнадцатилетняя сестра. Поэтому семьей первокурсницы художественного училища по-прежнему является детский дом, куда после занятий спешат еще несколько выпускников, которым необходимо не только "койко-место", но еще забота и внимание взрослых людей.
Мы встретились с Оксаной две недели назад, чтобы вместе пойти на выставку казанской художницы Татьяны Лярсон. Я заметила, что у девочки печальные глаза, и спросила: "У тебя неприятности?" Оксана тяжело вздохнула: "Наш детский дом закрывают, я снова остаюсь без семьи..." Чуть позже с такой же грустью будут говорить о предстоящем расставании и другие воспитанники, которые пережили в своей жизни не одну трагедию. После того, как их бросили родители, трудно было привыкнуть к детдому, только успели там освоиться, как снова надо куда-то переезжать и приспосабливаться к новой среде обитания.
Почему детскому дому в его нынешней ипостаси отмерено не так уж много времени? Да потому, что добротное кирпичное здание и прочие постройки занимают более пяти тысяч квадратных метров, а двор с садом и газонами - два с лишним гектара. Казалось бы, совсем недавно здесь воспитывались 93 ребенка, но в прошлом году 50 из них были взяты в приемные семьи, и на "казенном коште" остались 43 питомца, для которых территория детдома явно велика. Поэтому весть о предстоящем закрытии, которая в начале этого года донеслась из Министерства образования и науки РТ, ни для кого не явилась откровением.
“Дом детства” для сирот и приемной семьи
Коллектив детского дома-школы резонно предположил, что и его вариант решения непростой проблемы не окажется лишним, когда будет решаться судьба социального учреждения, традиции которого создавались в течение многих лет. Опытные специалисты, которым удается воспитывать сирот, как своих собственных детей, подготовили проект создания Центра социально-педагогической реабилитации, развития и воспитания "Дом детства". Если кратко, то эта разработка дает возможность комплексно вести работу по всем направлениям, связанным с жизненным обустройством детей-сирот, становлению приемных семей, помощи выпускникам детдома.
По мнению авторов проекта, деятельность нового Центра могла бы быть разделена на блоки. Первый - "Группа приюта", которая необходима для первичного выявления детей из неблагополучных семей. Второй - "Базовая группа", где могли бы воспитываться те дети, для кого не нашлось места в приемных семьях. Третий - "Сопровождение приемных семей" - для социальной, юридической и психологической помощи и защиты интересов приемных семей. Четвертый - "Социальная гостиница" - для выпускников детских домов Татарстана от 18 до 23 лет, которые не имеют ни собственного угла, ни денег на съемную квартиру.
Аналогичный проект в течение нескольких лет реализуется в Москве, и есть результаты, свидетельствующие о высокой эффективности системного подхода к воспитанию сирот. Хотя, конечно, в регионах могут быть свои нюансы и соображения, которые необходимо обсуждать не только в тесном министерском кругу, но и с теми людьми, которые, по сути, создавали детский дом и растили своих воспитанников с детсадовского возраста.
Коллектив детского дома-школы отправил проект "Дома детства" министру образования и науки РТ Наилю Валееву и стал готовиться к обстоятельному обсуждению. Увы, дело ограничилось лишь письмом из семи строк за подписью заместителя министра Айрата Зиннурова. В своем лапидарном послании он сообщал, что "в текущем году планируется закрыть ГОУ "Детский дом-школа" и на его базе разместить ГОУ "Казанская школа-интернат № 11 VII вида".
В ответном письме не упоминалось о плюсах или минусах многопрофильного "Дома детства", где могут осуществляться социально-педагогическая реабилитация, развитие и воспитание сирот. Создавалось впечатление, что речь идет совсем о другом проекте - создании Центра сопровождения детей, переданных на воспитание в семьи. Эту структуру, по информации заместителя министра, "планируется создать на базе функционирующих детских домов". Честно говоря, так и осталось загадкой - видел ли кто-нибудь из руководителей уважаемого ведомства проект, подготовленный воспитателями и педагогами детского дома-школы или нет?
Поговорить бы с министром!
Для того, чтобы прояснить ситуацию, я попыталась записаться на прием к заместителю министра образования и науки РТ и даже отправила ему свои вопросы. После паузы, длившейся несколько дней, раздался телефонный звонок из пресс-службы: мне предложили "поймать" заместителя министра "до или после совещания" и сообщить ему о том, что меня волнует. Я все-таки попросила, чтобы Айрат Канафиевич Зиннуров заранее назначил время для встречи. С тех пор прошло уже более двух недель, но пресс-служба Министерства образования и науки РТ словно в рот воды набрала: ни приглашения, ни отказа...
А у Татьяны Забегиной, которая является членом двух республиканских палат - Общественной и Торгово-промышленной, не состоялся разговор с министром образования и науки РТ Наилем Валеевым. В приемной, куда она позвонила в конце марта, ответили: "Оставьте ваши координаты, мы вам дадим знать, когда министр освободится". Телефонного звонка нет до сих пор, хотя министру, наверное, было бы полезно пообщаться с человеком, который уже давно и успешно занимается вопросами обустройства воспитанников и выпускников детских домов Татарстана.
- Письмо, которое получили в детском доме-школе, иначе, как отпиской, не назовешь, - говорит Татьяна Забегина. - Выходит, директор детского дома и его коллеги не имеют права даже на то, чтобы их выслушали в министерстве и рассмотрели тот проект, который был предложен. Для меня, как предпринимателя, важен еще и такой немаловажный аспект, как прозрачность финансовой стороны благотворительности. Представители деловых кругов предпочитают вкладывать деньги в те социальные учреждения, где умеют по-умному тратить каждый рубль. В прошлом году на расчетный счет детского дома-школы в Дербышках поступило более миллиона спонсорских средств. А это одно из бесспорных свидетельств доверия благотворителей к коллективу, мнение которого сегодня министерству не интересно.
Кому интересен проект
На спонсорские деньги, перечисленные коллективами с различной формой собственности и отдельными гражданами, ремонтировались столовая и спальни, приобретались мебель и многие другие вещи, необходимые воспитанникам детского дома. Со дня на день здесь ждут оборудование для комнаты психологической разгрузки, которое отправлено из Санкт-Петербурга, шефы из известной фирмы "Самсунг Электроникс" начинают строительство детской площадки во дворе, ведутся отделочные работы и устанавливается новая дверь в холле... Все-таки удивительные люди здесь работают! Могли бы, наверное, уже заниматься поиском новой работы, а они благоустраивают дом, из которого, видимо, скоро придется уйти педагогам и воспитателям, логопеду и музыкальному работнику, специалистам, которые занимаются с детьми по системе Марии Монтессори...
Вопреки весьма распространенной в министерских кабинетах точке зрения о том, что нынешний коллектив, в основном, опасается потерять работу, здесь боятся расставания с детьми, для которых детский дом - это семья, а воспитательница - мама, которая знает о том, что ребенок больше всего на свете любит, чем гордится, чего боится. Оказалось, что родственные взаимоотношения между людьми сохраняются вопреки даже самым сложным обстоятельствам. Некоторые воспитатели, например, решили создать приемные семьи и принять туда детей, которым трудно будет освоиться в новых условиях. Это, пожалуй, еще один немаловажный штрих к портрету коллектива, который любят многочисленные питомцы, но, что называется, в упор не видят чиновники. Между тем проект перепрофилирования детского дома-школы в "Центр детства" вызвал интерес у одной из крупных венчурных компаний. Оказалось, что там умеют не только хорошо считать деньги, но и ценить порядочность и искренность намерений по отношению к тем, кто уже успел хлебнуть в своей жизни лиха.
Фото Романа Хасаева
Дата публикации: 15.04.2008
Источник: Газета "Время и деньги", Казань | | 15.04.2008, 21:08:52 | Галина Григоренко | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|