Логин: Пароль:  
Регистрация »
Поиск:  
Статьи и отчеты
Подписка на новости

Имя:
E-mail:



Журнал распространяется по подписке. На него можно подписаться в любом почтовом отделении, вы найдете его в каталогах « Вся пресса России» и «Росспечать» с одним индексом - 44150. Подписка в Интернете: www.presscafe.ru  Ознакомиться с журналом можно на его сайте www.journaldetskidom.ru


CIROTA.RU

Rambler's Top100

Благотворительная программа «Милосердие - детям»
 Статьи и отчеты
Все статьи / Детские дома, приюты, дома ребенка, интернаты / Свои в чужих семьях
 
Свои в чужих семьях
 
— Бабушка, ягод в лесу нет. Но четыре землянички для тебя я все же нашла, — протянула Кристина Надежде Петровне бидон. Слезы непрошенно выкатились из глаз женщины. Хотела незаметно смахнуть их, не успела — девочка кинулась ей на шею. Они долго сидели обнявшись. Два чужих по крови человека, но ставших роднее родных: воспитанница школы-интерната и ее приемная бабушка… Приемные семьи (так их здесь называют) появились в Алатыре три года назад: интернат обратился к жителям района с просьбой — взять детей-сирот на лето в семьи.
 

papers-object-371.jpg
Ты и я — не одна семья

— Несмотря на то, что основной диагноз воспитанников «легкая умственная отсталость», — показывала нам свои владения директор Алатырской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Н. Юртаева, — желающих принять их оказалось немало. Нынче захотевших стать временными папами и мамами было даже больше, чем детей.

В интернате сегодня воспитывается 121 ребенок, из них 89 — сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения. Учатся они здесь с 1-го по 9-й классы, а затем осваивают профессии швеи, слесаря, столяра в Мариинско-Посадском профтех-училище №11.

Учебные классы, спортивный и актовый залы… Все как в обычной школе. Разве что нет кабинетов химии, физики, иностранного языка. Занимаются здесь по особой программе, ориентированной на трудовые дисциплины.

Как принято в августе, в день нашего визита в школе шла подготовка к новому учебному году: педагоги и воспитатели старательно красили стены и полы. По их словам, капитального ремонта не было со дня открытия — с 1961 года, а вот косметический проводится ежегодно. Но почему-то ни свежевыбеленные потолки, ни покрашенные доски и парты не сглаживали впечатления некоей убогости. Мешала обстановка, напоминающая сельскую школу 70-х годов. Чуть веселее становится в жилом корпусе. В спальных комнатах на 9-10 человек — мебель, купленная в прошлом году.

— Скоро закончим ремонт, повесим шторы, расставим цветы, тогда и тут станет уютней, — открывала дверь за дверью директор.

Швейные машины, компьютеры… Но все равно кажется, что чего-то не хватает. Слушая восторженный рассказ Нины Михайловны о посещении Кугесьской школы-интерната, так опекаемой спонсорами, задаюсь вопросом: а почему таких помощников нет у Алатырской? «Не молись, не крестись, а сироту призрей» — приходит на ум пословица.

— Нашлась бы какая-нибудь фирма да помогла бы нам завести подсобное хозяйство, — выводит директор нас на приусадебный участок в 75 соток, на котором разбит сад и маленький огород.

Часть воспитанников в силу своей болезни после интерната не могут найти работу в городе. Таких ребят, по мнению Нины Михайловны, лучше готовить к жизни в селе: научить выращивать овощи, ухаживать за животными.

Давно не секрет, что интернатские дети с трудом приспосабливаются к реалиям окружающего мира. Воспитанные на всем готовом, плохо представляют материальную сторону жизни. Для многих в диковинку даже то, что макароны, прежде чем подать на стол, нужно сварить… Не потому ли после интерната ребята попадают под влияние преступных элементов, пополняют ряды бомжей?

А еще, отмечают педагоги, многим, особенно отказным, ребятам чужды родственные отношения. Общеизвестно, в детские учреждения часто поочередно попадают дети одних и тех же родителей. «Мы знакомим таких братьев и сестер друг с другом, но никаких чувств у них не возникает, — с горечью признают воспитатели интерната. — Они равнодушны. Изначально не знавшим любви, ласки, им чужд навык заботы о других. Признают только внимание к себе. Не любят того, кого выделяют. И что страшнее, такие мальчишки и девчонки не способны создавать свои семьи, их дети впоследствии тоже становятся сиротами».

Сироту призреть - что храм возвести?

Доказано, что избежать перечисленных проблем человек может, если он получит опыт жизни и воспитания в семье. Проживание в ней даже в течение короткого промежутка времени дает ребенку гораздо больше, чем годы, прожитые в казенном доме. Главное, не ошибиться в выборе временных родителей. Потому, прежде чем отдать ребенка, специалисты интерната подробно изучают жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье. Только убедившись, что их воспитаннику здесь будет комфортно, заключают двухсторонний договор. Обязательно рассказывают о непростых характерах детей, их болезнях. Как правило, людей это не пугает. Некоторые семьи берут двоих-троих. Что движет ими? Сочувствие к сиротам или какая-то материальная выгода?

— На каждого юного отдыхающего выделяется 69 рублей в день, — объясняет директор. — За три месяца получается где-то около 6 тысяч. Не бог весть какие деньги. Но какими вознаграждениями измерить тепло и заботу, которыми будет окружен ребенок.

— Были случаи, когда обращались к нам безработные, — продолжает социальный педагог С. Назарова. — Мы таким отказываем. Конечно, случается всякое. Порой возвращают ребенка через несколько дней. Иногда из семьи уходят сами дети. По причине «психологической несовместимости». Но берут на воспитание ребят в основном люди бескорыстные, искренне желающие помочь маленькому человечку. К примеру, Раиса Фадеева из поселка Алтышево. Прознав про акцию, приехала в интернат: «Денег мне не надо…» Взяла мальчика с опухолью головного мозга, все лето ухаживала за ним. Но, к сожалению, болезнь у того стала прогрессировать и на следующее лето его пришлось определить в специальный интернат. А женщина приняла Саню и Сашу, двух подростков со сложными судьбами. Первый до двух лет жил в притоне, устроенном мамой и бабушкой. Второго в девятимесячном возрасте родная мамочка обварила кипятком — больная нога доставляет ему невыносимые страдания. Потребовалась даже операция.

В деревне лучше, чем в интернате

В Алтышево, где нынче отдохнули около 20 детей, мы попали под вечер. На улице ватага мальчишек и девчонок играла в мяч. Которые поселковые, а которые интернатские — не определить. Все загорелые, довольные и счастливые. Интернатские взахлеб стали рассказывать, как им отдыхается:

— В лес ходим, играем, рыбачим…

— Уезжать совсем не хочется…

— Только играете? Какие-то обязанности по хозяйству у вас есть? — стараюсь вклиниться в ребячий хор.

— А как же? В огороде помогаем, в магазин ходим…

— Можно, мы на первое сентября опоздаем? — это самый озорной. Оказался воспитанником той самой Раисы Ивановны.

Увидев подходившую женщину, тут же бросился к ней: «Тетя Рая, вы нам звонить будете? А приезжать?»

«Летние» родители не разрешают воспитанникам называть их папами и мамами, хотя те и просят. Это понятно: у всех есть свои дети, внуки. Например, у Пыресевых пятеро, приемный Сережа — шестой. Мальчишка далеко не простой, успел вкусить «прелести» беспризорной жизни. Воспитатели даже боялись отдавать его в семью. Но, как рассказал приемный отец Анатолий Иванович, он совсем не такой, каким нарисовали. И послушный, и не курит, и убегать не собирается. К своей обязанности ходить по утрам за хлебом относится очень ответственно и отчитывается за каждую копейку.

Возраст временных родителей — старше сорока лет. В основном это сельские жители. Охотно берут на воспитание ребятишек бабушки и дедушки. Опекают как родных внуков. Так, супруги Вавилкины все лето занимались с приемной Лизой — и читали с ней, и задачи решали. Хотят, чтоб «внучка» была отличницей. Подумали было устроить ее в лагерь на одну смену, но девочка отказалась: лучше, чем с дедушкой и бабушкой, ей нигде не будет.

Здесь мой дом

На долю 14-летней Кристины выпало немало. Про отца знает только со слов матери. А та больше бродяжничала. И в школе девочка проучилась только один год: нужно было заботиться о пропитании, содержать маленького сводного братика. В интернат попала в десять лет, а маму посадили за тяжкое преступление.

С супругами Варюхиными из Алатыря судьба свела в ходе акции «Приемная семья». Послушная, серьезная не по годам девочка пришлась по душе и Надежде Петровне, и Александру Ивановичу. Их дети полюбили Кристину как свою сестру. А внучке Дарье она стала лучшей подругой. После первого лета приемные бабушка и дедушка стали забирать девочку на выходные, праздники. Сейчас она ходит в интернат как в школу, учиться.

— Кристина, — не скрывает своих чувств Н. Варюхина, — умненькая, работящая. И по дому все делает, и в совхоз на работу ходит. В прошлом году заработала на току тысячу рублей.

Продумали супруги и будущее своей «внучки»: «В Марпосадское училище мы ее не отпустим. Устроим в вечернюю школу, пусть получит среднее образование, а потом пойдет дальше учиться…»

— Здесь теперь мой дом, — говорит и сама Кристина. — А когда вырасту и стану самостоятельной, заберу из детского дома братика Дениса…

— Не сомневайтесь, — подхватывает Надежда Петровна, — так и будет. Она нам как дочь, всегда будем поддерживать.

Вот это-то, думается, и есть основной успех проекта — для ряда семей интернатские становятся своими. Об этом свидетельствуют и некоторые цифры. В прошлом году оформили опеку три семьи, в этом подали документы четыре. Пятнадцать «пап» и «мам» третий год берут на каникулы, праздники, выходные одних и тех же детей. Есть среди таких воспитанников и почти уже взрослый. Это Сережа, которого семья Боронихиных из села Сойгино с пятого класса брала на временное проживание. Юноша учится в училище, а к приемным родителям продолжает приезжать на каникулы и выходные. По мнению педагогов, жизненные невзгоды ему не страшны, ведь «отец» научил Сережу всему, что должен уметь делать мужчина — хозяин…


Дата публикации: 9.09.2006

Источник: Газета "Советсткая Чувашия"

 
14.11.2006, 23:50:00
Е. Зайцева
 

 

Добавить комментарий

 

Имя:
E-mail:
Заголовок:
*Сообщение:
 

 

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi & Илья
©® Vinchi Group 2005

0.02460 сек.