Логин: Пароль:  
Регистрация »
Поиск:  
Статьи и отчеты
Подписка на новости

Имя:
E-mail:



Журнал распространяется по подписке. На него можно подписаться в любом почтовом отделении, вы найдете его в каталогах « Вся пресса России» и «Росспечать» с одним индексом - 44150. Подписка в Интернете: www.presscafe.ru  Ознакомиться с журналом можно на его сайте www.journaldetskidom.ru


CIROTA.RU

Rambler's Top100

Благотворительная программа «Милосердие - детям»
 Статьи и отчеты
Все статьи / Первый на Ямале
 
Первый на Ямале
 
Cевер – это не только суровые зимы, короткое лето, бесконечные просторы тундры, но еще и неожиданные ситуации, решать которые часто приходится в режиме экстрима. Город Лабытнанги известен по-разному, в том числе и тем, что здесь открылся в 1975 году первый детский дом на Ямале.
 

papers-object-369.jpg
Не посетить такое место, этот детский дом, было никак нельзя. Но попасть туда из Салехарда можно либо летом на пароме, который переправляет людей, автомобили и прочую технику через широкую Обь, либо зимой на машине по толстому льду, а вот в межсезонье – беда. Но и с ней научились справляться. Когда весной лед у берегов начинает таять, образуются приличные полыньи, власти официально закрывают переправу для автотранспорта. И тут на свой и пассажиров страх и риск берутся переправлять людей на другой берег Оби вездеходы, гусеничные и на огромных надувных баллонах-колесах. Вот и нам пришлось испытать это неслабое впечатление, когда гусеничный вездеход, срываясь с берега, погружается в воду по самую крышу, а потом, преодолев полынью, тяжело вскарабкивается на толстый лед и быстро несется к другому берегу, у которого вновь погружается в воду и наконец достигает земли города Лабытнанги.

Детский дом здесь называют маленькой многонациональной страной, потому что сейчас в нем живут дети многих национальностей. История этой страны начинается с 1966 года, когда в городе Лабытнанги был открыт интернат для детей коренных национальностей Севера. В 1975 году интернат был реорганизован в детский дом. Он стал первым детским домом в Ямало-Ненецком округе. С 1994 года приобрел статус семейного, в нем проживает семь семей. С 2000 года директором этого детского дома стала Оксана Николаевна Милованова.

«Основной задачей нашего детского дома мы считаем создание благоприятных условий для воспитания, творческого развития, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни наших воспитанников, – начала свой рассказ Оксана Николаевна.

– Конечно, детский дом не может восполнить утрату ребенком семьи, но мы стараемся компенсировать то, чего лишены наши дети, внимательным и заботливым отношением к ним всего персонала детского дома. Мы должны не только вырастить ребенка, но и подготовить его к самостоятельной жизни в обществе. Детский дом семейного типа – наиболее благоприятная модель общежития детей-сирот. Мы считаем, что именно в условиях детского дома семейного типа можно организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы он способствовал исправлению негативных черт характера детей. Мягкая форма семейных отношений способствует доверительности, открытости.

Взаимные отношения между детьми и воспитателем основываются на уважении, заботе. Старшие дети опекают младших, помогают во всем своей воспитательнице. Сообща, всем коллективом ведется домашнее хозяйство; домашние хлопоты поделены на всех, как в любой семье. Вместе решают, как организовать свой быт, досуг. В «семье» небезразличны к успехам в учебе старших, к настроению каждого ребенка, члена этого маленького коллектива, к увлечениям детей.

У каждой «семьи» свой мир: светлые спальни, просторные игровые, уютные кухни-столовые выглядят в каждой «семье» по-своему. Воспитатели обучают своих подопечных всему, чему научается ребенок в нормальной полноценной семье, создают в комнатах и спальнях теплую, домашнюю обстановку. Мальчики и девочки приучаются к уборке помещений, приготовлению пищи, уходу за собой. Дети любят собираться на кухне. Любимым занятием у девочек стала выпечка пирогов, тортов, у мальчиков – блинов. Все делают салаты, с охотой осваивают новые кулинарные рецепты. Круглосуточный режим работы воспитателя позволяет уделить больше внимания каждому воспитаннику.

Руководит воспитательной работой в детском доме заместитель директора Лазарюк Елена Николаевна.

Каждый ребенок должен создать в своем воображении тот вариант жизни, к которому он стремится, шаг за шагом делая успехи на этом пути. Сегодня воспитанник должен сам приобретать и формировать свою жизненную позицию , быть свободным в выборе будущей профессии, в выработке своего мнения, своих установок, которые, конечно, ненавязчиво, но контролируются воспитателем. Мы стремимся воспитать личность, которая сможет управлять своим поведением, опираясь на нормы и законы общества, поэтому воспитательную работу мы строим на основе следующих принципов:

– творческое воздействие;

– личностно-ориентированный подход;

– коррекционно-развивающая помощь;

– единство обучения и воспитания;

– социально-практическая направленность воспитания.

Построение воспитательного процесса на основе данных принципов позволяет успешно решать задачи социальной адаптации, то есть мы можем научить ребенка владеть собой, любой возникающей ситуацией, чтобы в жизни легче было приспосабливаться к различным условиям.

Определенную роль в процессе социализации имеет трудовое воспитание. Наши воспитанники имеют возможность в стенах детского дома приобрести первые навыки всегда востребованных профессий – швеи и столяра. Мы организовали работу детей в швейной и столярной мастерских, специально оборудованных для этих целей. Если их профессиональный выбор будет другим, то всегда пригодится в жизни обретенное умение шить или производить мелкий ремонт своей же мебели. Воспитанники любят бывать в мастерских, где их терпеливо обучают швейному делу, искусству вязания, декоративно-прикладному творчеству в духе национальных традиций (пошив изделий из кожи и меха, изготовление изделий из бисера). Педагоги дополнительного образования Чупрова Фаина Алексеевна и Курченко Сергей Николаевич работают по индивидуальной программе «Северные мотивы».

Традиционным стало в конце учебного года проводить «Ярмарку труда», на которой дети представляют изделия, созданные их руками.

По договору с Центром занятости населения наши дети работают во время каникул или в свободное от учебы время в трудовых бригадах на разных производствах, что поможет им в будущем принять правильное решение при выборе профессии.

Ребята детского дома являются активными участниками городских, окружных и всероссийских конкурсов творчества, часто занимают призовые места.

Так, в 2002 году Сыянгоби Маргарита стала призером Всероссийского конкурса среди воспитанников детских домов «Сильная Россия – Единая Россия». Ее рисунок был удостоен чести быть представленным на Кремлевской стене. Команда воспитанников детского дома заняла 1-е место в городском конкурсе брейк-данса «Молодежь за нравственность». Признание и уважение среди молодежи города Лабытнанги, благодаря увлеченности рэпом, написанию собственных песен, снискал Рамазанов Руслан, занявший 1-е место в городском конкурсе «Тебе слово, ди-джей». В детском доме у ребят есть свой хорошо оборудованный музыкальный зал, в котором можно заниматься музыкой на серьезном уровне. Младшие воспитанники увлечены хоровым пением. Существует хоровая группа воспитателей «Элегия». Хор детей и воспитателей является участником всех мероприятий и праздников.

Традицией стало встречать гостей за семейным столом с чаем и пирогами собственной выпечки. Все дни рождения дети отмечают в своей «семье» и больше всего любят саму атмосферу приготовления к празднику. Находится занятие для всех членов «семьи»: составляют праздничное меню, готовят блюда, накрывают стол, составляют развлекательную программу, изготавливают подарки своими руками. И не один день рождения ребят не пропускают наши шефы.

Праздники всегда дарят радость, в том числе и нашим детям. Но нельзя забывать, что их ждет впереди самостоятельная жизнь. И мы стараемся всесторонне готовить детей к тому, что наступит время, когда надо будет самому принимать решение. Важно, чтобы оно было разумным. Для этого ребенок должен уметь правильно определять свои возможности. Это позволит ему в дальнейшем избежать стрессовых ситуаций, возникающих в результате несбывшихся мечтаний и надежд. В этом направлении с детьми работают специалисты медико-психолого-педагогической службы. Организовывает работу медико-психолого-педагогической службы заместитель директора по реабилитации воспитанников Иванова Ирина Николаевна.

Сопровождение ребенка происходит поэтапно:

1. Первичное комплексное медико-психолого-педагогическое обследование.

2. Составление и реализация индивидуальных программ развития ребенка, определение направлений коррекционной работы на основе результатов комплексной диагностики.

3. Наблюдение за развитием детей, анализ происходящих изменений (динамика развития).

На первом этапе проходит изучение личности ребенка, его физического и психического здоровья. Основным методом изучения является наблюдение, которое осуществляется в привычной для него игровой, учебной, трудовой деятельности, в бытовой ситуации. Результаты наблюдений позволяют определить основные аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми. Дальнейшее развитие ребенка осуществляется по индивидуальной программе, разработанной специалистами медико-психолого-педагогического консилиума детского дома (в него входят: психолог, логопед, врач-психиатр, врач-педиатр, инструктор по ЛФК, педагог-дефектолог).

Коррекционно-развивающая работа специалистов строится в основном в индивидуальном порядке, так как при групповых формах работы на первоначальном этапе дети чувствуют себя неуютно, некомфортно. Индивидуальные занятия позволяют уделить больше внимания каждому ребенку. Все педагоги при работе с воспитанниками понимают и уважают точку зрения ребенка, его интересы, желания, возможности и принимают любые проявления и реакции, даже негативные. При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности ребенка, принимается и выслушивается все, что делается им.

Характерной особенностью наших воспитанников является неустойчивость эмоционально-волевой сферы. Для снятия эмоциональной напряженности, развития волевых процессов, снятия агрессии, лечения неврозов, психосоматических расстройств, для развития высокой работоспособности, хорошего самочувствия, для преодоления усталости и переутомления работает кабинет коррекции психоэмоционального состояния и комната психологической разгрузки.

Основную роль в успешной адаптации ребенка играет медицинское обслуживание. Деятельность медицинского персонала, работающего в тесном контакте с педагогами, направлена на повышение резервов здоровья детей, на пропаганду здорового образа жизни. Для эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в детском доме имеется свой медицинский блок, а также процедурный кабинет, изолятор, физиокабинет, кабинет ЛФК.

Основным из важнейших звеньев охраны здоровья детей является раннее выявление отклонений в состоянии их здоровья. Для этого 2 раза в год проводится углубленный медицинский осмотр. По его результатам дети проходят лечение, если выявлены те или иные недуги. Дети с хроническими заболеваниями и просто часто болеющие дети – особая забота медиков. С ними работают по индивидуальному плану. Ежегодно воспитанники отдыхают и укрепляют свое здоровье в санаториях Крыма и Кавказа.

Детский дом расположен недалеко от городского спортивно-оздоровительного комплекса «Снежный», а также от детской спортивной школы олимпийского резерва им. Т.В. Ахатовой. Многие наши ребята увлекаются спортом, с большим желанием посещают секции, принимают активное участие в городских соревнованиях по футболу, волейболу, лыжам, шашкам, шахматам.

В детском доме мы, педагоги, уделяем серьезное внимание защите личных и имущественных прав воспитанников. У заместителя директора по социальной защите Летовой Ольги Вячеславовны сложилась определенная система работы.

Она осуществляет связь с социальными службами города. Ведется кропотливая работа по оформлению личных дел воспитанников социальным педагогом Кайданович Людмилой Викторовной. На каждого воспитанника заведена сберегательная книжка. Средства, взыскиваемые с родителей на содержание детей, находящихся в детском доме, а также назначенные им государственные пенсии и пособия, переводятся на личные счета воспитанников в учреждениях Сберегательного банка РФ.

Целенаправленно ведется работа по взысканию алиментов с родителей, признание родителей безвестно отсутствующими, собирается информация о стаже работы родителей для назначения пенсий детям, достигшим 18 лет, обучающимся на дневном отделении вузов. В целях защиты жилищных прав воспитанников поставлены на учет для внеочередного получения жилья 29 ребят, а имеет закрепленное жилье 41 ребенок. Детей, не состоящих на учете и не имеющих закрепленного жилья, в детском доме нет. Ведется работа по сохранению и отслеживанию состояния закрепленного жилого помещения. В порядке спонсорской помощи фонд социального страхования ежегодно страхует от несчастных случаев всех воспитанников.

В детском доме нет детей с неопределенным статусом, все дети поставлены на централизованный учет. Ведется планомерная работа по передаче детей в семьи граждан. Так, в 2003 году передано под опеку 2 ребенка.

Удивительно иногда складываются судьбы детей. В сентябре прошлого года нашу воспитанницу Полину Цивналь мы отдали в хореографическую студию «Вдохновение», которая размещается в гимназии, расположенной рядом с детским домом. Девочка симпатичная, стройная и оказалась очень способной к танцам. Ведет занятия в студии Киселева Наталья Анатольевна. У девочки и педагога сразу сложились очень теплые, доверительные отношения, тем более что Полина стала прекрасной ученицей, она легко и быстро воспринимала все, чему ее учила Наталья Анатольевна и очень скоро показала неплохой результат этих занятий. Буквально через полгода она заняла первое место в танцевальном конкурсе на городском фестивале детского творчества «Полярная звезда». Наталья Анатольевна сразу, как только увидела девочку-сироту, пришедшую в ее студию, почувствовала душевную тягу к ребенку. Она увидела в ней себя, вероятно, ей захотелось дать этому ребенку то, что не восприняли от нее ее взрослые сыновья. Она долго не знала, как сказать о своем желании взять девочку в семью мужу. Но тот вскоре сам все понял, увидев эту необыкновенную привязанность двух сердец. Сейчас Полина живет в семье Киселевых, которые оформили опеку над ребенком. Недавно в Чехии на танцевальном конкурсе девочка получила диплом. Специалисты-хореографы уверенно говорят, что у нее есть бесспорный талант. Будущее Полины стало вырисовываться, только нужно много трудиться. Так талант ребенка помог обрести не только интересное дело в жизни, но и семью близких по духу приемных родителей. Мы все очень рады за Полину.

Немало сил отдается работе с родителями, ограниченными в правах, в целях воссоздания семьи и возвращения в нее детей. В 2003 году два ребенка вновь обрели потерянный отчий дом и семью.

Важный рубеж в жизни наших детей – выход из детского дома. Мы помогаем им определиться с выбором и получением профессии, трудоустройством. Детей старшего возраста перед выпуском из стен детского дома на лекциях и беседах знакомят с правами и обязанностями гражданина России. Знакомят с перечнем учреждений и организаций города и округа, которые помогут им решить жизненные проблемы. Социальный педагог оказывает помощь в решении бытовых и правовых вопросов выпускников, проводится социальный патронаж выпускников один раз в полгода.

Обычная судьба выпускника детского дома – училище, рабочая специальность. Наши выпускники с 1999 года открыли дорогу в вузы. Они учатся в Тюменском медицинском институте, в РГПУ им. А. Герцена в Санкт-Петербурге. Двое детей обучаются в Лангепасском нефтегазовом техникуме. Под постоянным контролем находятся ребята, которые учатся в высших и средних учебных заведениях. Выпускники, успешно обучающиеся в вузах, получают дополнительную стипендию от шефов детского дома.

Администрация детского дома уделяет большое внимание работе с шефами. Заботливые шефы беспокоятся о семейном уюте ребятишек, помогают материально, организуют экскурсии. Постоянную заботу проявляет мэр города Лабытнанги Савченко Леонид Емельянович. Большим другом и помощником ребят стала заместитель главы администрации по социальным вопросам Харуненко Любовь Григорьевна. Постоянно помогает в решении проблемных вопросов начальник Управления образования города Воронкина Раиса Алексеевна.

Сегодня выпускники детского дома работают и учатся в разных уголках Ямало-Ненецкого округа и России. Летят письма в детский дом с благодарностями педагогическому коллективу за хорошее воспитание ребят, которые проходят службу в вооруженных силах. Пишут письма в дом своего детства студенты, едут в гости выпускники со своими радостями и горестями. А наш дом всегда принимает и помогает им.

Сколько же сил, тепла и доброты необходимо проявить каждому работнику детского дома, чтобы ребенок почувствовал себя нужным, ощутил по-матерински теплую заботу педагогов и воспитателей, понял, что такое дом, семья – пусть даже искусственно созданная. Это дает поддержку в жизни, без которой трудно каждому человеку, тем более нашим детям».


Источник: Журнал "Детский дом", № 7 (2'2003)

 
04.08.2005, 16:39:27
 

 

Добавить комментарий

 

Имя:
E-mail:
Заголовок:
*Сообщение:
 

 

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi & Илья
©® Vinchi Group 2005

0.03734 сек.