|
 |
Статьи и отчеты |
 |
|
 |
 |
 |
| Бердзорский интернат | | |  | Эрику три года. Он уже четыре месяца живет в интернате в Бердзоре (райцентр Кашатага). Эрик не говорит. Внимательно слушает, понимает все, что ему скажешь, но свои мысли и желания объясняет лишь немногочисленными жестами. | | Воспитательницы говорят, что физически ребенок абсолютно здоров, причина чисто психологическая. Просто мальчиком никто не занимался с самого его рождения. Его мама несколько месяцев назад сбежала из южной деревни Суренаван, оставив Эрика, его брата Нельсона и сестру Грету на попечении сестры. Через некоторое время сестра попросила правоохранительных органов забрать детей, так как она не в состоянии их содержать. Те и привели детей в интернат.
- Когда дети только поступили сюда, - рассказывает директор интерната Самвел Кочарян, - они были в ужасном состоянии. Все были носителями глистов, Эрик 10 дней пролежал в больнице.На них были какие-то тряпья, тапки и калоши 42-ого размера.
Маму Эрика Шушаник нашли, принудили ее принести свидетельства о рождении детей. Потом она снова пропала. Женщина работает дояркой в деревне. Она родом из Гориса и часто уезжает туда.
В семье самой Шушаник было 6 детей. Ее братья и сестры были первым поколением детей, выросших в этом интернате. Все, кроме Шушани. В 1995 году, когда интернат открылся, ей уже исполнилось 18.
Хотя учреждение называется интернатом, на самом деле это сиротский приют. Интернатом его при открытии решили назвать из моральных соображений, чтобы словом «приют» не травмировать детскую психику.
В интернате живет 30 детей. Они в основном из кашатагских сел, двое детей не имеют родителей, у остальных один родитель есть, в основном, мать.
Дети старше 6-и лет ходят в общеобразовательную школу. Кроме того, у них есть три воспитательницы – специалисты армянского, русского и английского языков и три няни.
Воспитательница Элла Хачатрян сама выросла в интернате. Работает здесь уже 4 года. Самвел Кочарян говорит, что неоднократно обращался в администрацию Кашатага, чтобы девушке выделили квартиру, но они все откладывают.
Воспитанница Карине закончила в этом году школу. Она пока останется в интернате, но и ее квартирную проблему должны решить. Детей, достигнувших совершенолетия, в основном отправляют к родственникам, однако у Карине никого нет.
- Мы постараемся добиться того, чтобы она пошла учиться в институт бесплатно, - говорит господин Кочарян, - и, разумеется, она останется в интернате, пока ей не дадут квартиру. Но проблема квартиры действительно серьезная, я не могу держать всех в интернате.
Дети живут в трехэтажном опрятном доме. Только здесь не хватает мягкой мебели.
Днем дети играют или возятся на грядках с воспитателями. Самвел Кочарян говорит, что если бы у интерната был автобус или микроавтобус, они бы повезли детей на экскурсии. А так дети практически никуда не выезжают. Только иногда берут палатки и спускаются к реке, где у интерната есть маленький участок земли.
Еще интернату нужны больше воспитателей-специалистов.
- Но у меня воспитательница за 8-часовой рабочий день получает 52 000, а учителя в школе – 70 000 драмов, работая от 9.00-1.00. Кто после этого придет ко мне рботать? По непонятным причинам, когда в школах, детсадах повысили работникам зарплату на 27%, нас это не коснулось, - говорит господин Кочарян.
- К тому же, - добавляет он, - не всякий может тут работать. Нужно быть психологом, к каждому ребенку иметь определенный подход. Ведь до поступления к нам все они жили в разных условиах.
Когда Эрика только привезли к нам, мы ставили на стол еду, и он к ней не притрагивался. Когда клали кусочек хлеба перед ним, он все съедал и собирал крошки. То есть, в семье его тети каждому отводилась его порция и нарушение правила было строго наказуемо.
У нас были брат и сестра, которые 7 лет прожили у нас и ни разу не притронулись к мясу. Их мать оставила детей в деревне и сбежала в Ереван, за ними приглядывали соседи, которые кормили их крысами.
Есть дети, которые первые 4-5 месяца прячут кусок хлеба под подушку. Понятно, отчего это. Нужно быть к ним терпеливым, подождать, пока они сами не привыкнут, что больше не будут голодны.
У детей есть ТВ-комната и большая видеотека. Ребята помешаны на индийских фильмах, смотрят их целыми днями.
Одиннaдцатилетний Сасун хочет стать актером.
- А кого хочешь играть? – спрашиваю. – Любимые герои есть?
- Каждый человек герой, - по взрослому пожимает он плечами, и немного подумав, - хочу быть похожим на Шарук Хана.
Нелли любит другую индийскую звезду Карину Капур.
- Я все сделаю, чтобы стать актрисой. В крайнем случае, певицей. Я человек сцены, могу подражать кому угодно. У меня, правда, талант. Жалко, если он пропадет, - говорит она.
- А сериалы не смотрите? – спрашиваю.
- Нет, - говорит Сасун, - нам не разрешают. Там про любовь и все такое, а мы еще маленькие.
- А когда вырастете?
- После 18-и, - уверенно говорит он.
Одиннадцатилетний Арман вместе с воспитательницей сочинил стихотворение о маме:
Я люблю свою маму,
Она мне подарила жизнь,
Кормила меня, заботилась обо мне,
Пела мне колыбельную.
Я горжусь ею,
Она солнышко в нашем доме,
И я хочу сказать всем,
Что мамы святые, святые.
- Моя мама скоро придет проведать меня, - говорит Арман, и в его серьезных глазах появляется радость.
Армана и его братьев привезли в интернат правоохранительные органы. Самого маленького усыновили в месячном возрасте. Их мама приходит проведать сыновей только раз в год, к осени, и просит отдать ей мальчиков, чтоб помогли ей собрать орехи.
Дата публикации: 11.06.2007
Источник: Интернет-газета "Hetq online" | | 04.08.2007, 14:57:11 | Асмик Оганесян | |
|
|
 |
 |
|
|
|
 |
 |