Логин: Пароль:  
Регистрация »
Поиск:  
Статьи и отчеты
Подписка на новости

Имя:
E-mail:



Журнал распространяется по подписке. На него можно подписаться в любом почтовом отделении, вы найдете его в каталогах « Вся пресса России» и «Росспечать» с одним индексом - 44150. Подписка в Интернете: www.presscafe.ru  Ознакомиться с журналом можно на его сайте www.journaldetskidom.ru


CIROTA.RU

Rambler's Top100

Благотворительная программа «Милосердие - детям»
 Статьи и отчеты
Все статьи / Детские дома, приюты, дома ребенка, интернаты / Трудные родители - ущербные дети
 
Трудные родители - ущербные дети
 
Евгений Александрович Клиот - петербургский педагог с почти сорокалетним стажем и глава семейной коммуны "Надежда", одной из немногих такого рода выживших сиротских организаций, которые около тринадцати лет назад создавались в стране как альтернатива казарменной системе детдомов.
 

Двенадцать беглецов из этой системы - самых пропащих, в большинстве инвалидов, которым пророчили мрачную судьбу, - стали тогда вместе с главой семейства основателями фермерского хозяйства в карельском поселке Терву. И они нормально выросли, неплохо зарабатывают, трое - предприниматели, некоторые уже обзавелись собственными семьями. В коммуне смена поколений, хозяйство теперь ведут новички младшего состава. Нынешним летом, как и в прежние годы, им помогали подопечные Петербургского центра детской кризисной службы. Очередной курс своеобразного врачевания прошли 11 пациентов. Необычная история, рассказанная Евгением Александровичем, - одна из многих, которыми полон здешний сельский быт.

-Трудные родители - ущербные дети. Это, в общих чертах, как бы типичная история болезни, которой мы занимаемся, стараясь компенсировать родительскую несостоятельность. Но у проверенной опытом формулы далеко не всегда однозначные составляющие. Что значит плохие родители? Те, кто по разным причинам не оказывают своим чадам с малых лет должного внимания? Бывает и наоборот: очень даже оказывают и самое большое внимание, а результат тот же - улица, где полно друзей-токсикоманов, заброшенная школа, никакого почтения к домашним. С таким как раз диагнозом поступил к нам летом ухоженный с виду мальчик, назовем его Витя. Девяти лет от роду. Попросили взять родители - интеллигентные и состоятельные, в годах уже люди. Ребенок поздний и единственный. Души в нем не чают. По их рассказам, в раннем детстве любимец только радовал. Рано научился читать, писать, освоил компьютер. В школе тоже начинал хорошо - едва не вундеркинд. И вдруг... Родителям пришлось обратиться за помощью в детскую кризисную службу, и наш постоянный партнер педагог и врач-психотерапевт Илья Семенович Бердышев решил взять парня на лето к нам.

Родители согласились, но без своего пригляда Витю не оставили, наведывались в лагерь постоянно. А мальчик был поначалу как мальчик, ничем особенным не выделялся. Но только вдруг однажды...

Дело было перед обедом. Я откуда-то приехал, подошел к дому и вижу: сидит на перилах крыльца Витя, болтает ногами и беспрестанно плюет прямо на пол у входа. Увлечен занятием, как видно, давно - наплевал уже приличную лужицу.

- Витя, - говорю, показывая на нее и, памятуя о сложностях характера новичка, стараясь не гневаться. - Здесь же люди ходят. Возьми тряпку и вытри все.

- А вот не буду вытирать...

Смотрит на меня и улыбается. У мальчика игривое настроение, ему хочется дяденьку подразнить. Но у нас так не принято. Что-что, а хамство в этих стенах пресекается при первых же проявлениях.

- Вытри...

Слышу в своем голосе металл, а парень забавляется:

- Не буду, не буду...

- Пока не уберешь за собой, на обед не пойдешь.

- А вот пойду, пойду...

Он хотел прошмыгнуть в дверь, но там уже я - не вышло. Повторяю свое. Разъяренный мальчишка - свое. Уже не улыбается, лицо злое. Истерика. Пытается протаранить меня головой в живот. Я не знаю, что и делать, но тут, к счастью, появляется Илья Семенович и снимает осаду. Уводит буйного Витю с собой в свою палатку. Оставляет его там, возвращается и забирает для него обед. А через некоторое время приходят они вдвоем, и Илья Семенович деловито уточняет:

- Так, от нас что требуется? Здесь убрать? Давай, Витя. Тряпку вон там возьми.

И Витя, не глядя на меня, послушно берет тряпку и ликвидирует свое безобразие. Потом я спросил:

- Илья Семенович, как удалось укротить забияку?

- Накормил, успокоил, а потом втолковал парню, что он не прав. Внял...

Так все просто. Конечно, Илья Семенович поступил как профессиональный педагог, и только. Подобные конфликты у нас и полагается гасить в самом начале. Именно гасить. Нельзя позволять распускаться, но и ломать ребенка тоже нельзя, тем более такого. У Вити, судя по рассказам родителей, развилась неврастения. Очень эмоциональный мальчик с рождения был большим баловнем в семье. Все его желания исполнялись незамедлительно. Привык, что он - центр вселенной. Чуть что не так - дома светопреставление. Юный повелитель требует свое и, как правило, добивается. А как пошел в школу, оказалось, тут капризы не проходят. Больше того, из-за них к строптивому вундеркинду прохладное отношение и одноклассников, и даже учителей, несмотря на необыкновенные учебные успехи. Дискомфорт общения вообще в этом возрасте переживается, как катастрофа, а для привыкшего к безоглядному всесемейному обожанию Вити это был конец света. Стал бегать из школы, из дома, пропадать на улице. Дело дошло до попыток суицида - вот тогда родители и забили тревогу. А Бердышев сумел расположить к себе мальчишку. Стал для него, похоже, первым из взрослых, с кем маленький доморощенный тиран, уняв все свои комплексы, подружился. Во всяком случае ходил за ним хвостом и, что самое невероятное, как отметили следившие все лето за процессом родители, слушался. То есть вполне слышал, что ему говорит Илья Семенович, и нормально реагировал, вникал в хозяйственные заботы, которые ему поручались. Папа с мамой признавались потом: доверившись кризисной службе Бердышева, они в глубине души все же не очень-то верили, что такое чудесное превращение с их сложным созданием может произойти. Но кризисная служба на то и создана. Наш летний лагерь уже многие годы для Ильи Семеновича - дополнительная работа и в то же время продолжение, развитие основной. Похожих историй у него накопилось достаточно. Я же вспомнил этот случай в качестве примера, как неоднозначно понятие добра и зла в педагогическом деле, к которому так или иначе причастны все взрослые, если не на работе, так дома или на улице.

Баловать родителям свое дитя, как Витю, плохо. Такая любовь может превратиться в зло. А не обращать внимания на капризы, слезы, держать с малолетства, как говорят, в ежовых рукавицах - это хорошо? Было время, каждое утро в своей городской квартире я просыпался от безутешного детского плача за окном. Повторялось одно и то же: быстрым шагом идет молодая мама и не ведет, а почти тащит едва поспевающего за ней малыша в детский сад. Малец рыдает на всю округу. У мамы каменное, отсутствующее лицо. Ей надо скорее на работу, не до глупых капризов. А может быть, из собственного детства пример, или кто-то научил: надо поменьше реагировать на детские нюни, ребенок сам успокоится. Этот несмышленыш упорно не хотел успокаиваться, чем-то его не устраивал каждодневный поход в должный быть любимым садик. Маме бы поинтересоваться и разобраться: просто недосыпает человек регулярно, конфликты у него в детсадовской компании или еще что - в чем дело? Но история так и продолжалась не одну неделю. В конце концов мама победила. Боюсь, это ее не первая и не последняя победа. А дальше ее малыш, подрастая, привыкнет, что его дома не слышат, его тревоги, его детские, а потом и куда более сложные подростковые проблемы для взрослых ничего не значат. И ответит им тем же. Тиран в семье ребенок или тираны родители - результат одинаковый: полноценного дома нет, и все больше зовет улица, где тебя такие же неприкаянные сверстники и слушают, и понимают, а там с кем как выйдет. Среди малолетних клиентов милиции, уличной службы и наших немало беглецов и от таких вот благопристойных и целенаправленных по-своему в воспитании, как они его понимают, родителей.

И как быть с ними, которые вроде бы держат дом и чадам своим желают только добра, но делают это педагогически безграмотно, либо вовсе живут по диким образцам домостроя? Появилась в России в последние годы и еще одна напасть: детей, даже совсем маленьких, родители в праведных по их понятиям воспитательных целях регулярно бьют, нередко калечат. Доходит - были случаи, их немало - и до убийства. Как загодя изолировать таких воспитателей?..

Как Димка изменился

Дима. Его кризисная проблема, которую он прибыл сюда решать, по-научному называетя "синдром интерактивности". Что означает: человек не ходит, а бегает, а если сидит, то как на еже. Эмоции через край. Перепады настроения. И уроки не учатся, друзья не понимают, а дома вовсе пугаются. Но ничего страшного, все поправимо.

В последний перед отъездом домой вечер, Илья Семенович уже мог вполне определенно сказать, что Дима меняется к лучшему. С ним, как и со всеми, была договоренность: здесь требуется вести себя иначе, чем привык дома, в школе или на улице. Для тебя это тяжко, но раз согласен, должен держаться, если не слабак. Мальчик ты хороший, но склонен совершать плохие поступки. Так вот здесь, в Карелии, с плохими мы не работаем, только с хорошими.

И хороший Дима прилежно ухаживал за отданными ему под ответственный присмотр фермерскими курами, неплохо сыграл роль в театральной постановке, научился делать из бересты разные художественные вещицы, то есть слово сдержал, все свои дела довел до конца, хотя раньше у него как раз это категорически не получалось. Было здесь за лето всякое, но плохой Дима не в счет.


Записал Лев Аникин


Дата публикации: 12.09.2006

Источник: Газета "Невское время"

 
18.10.2006, 21:55:13
 

 

Добавить комментарий

 

Имя:
E-mail:
Заголовок:
*Сообщение:
 

 

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi & Илья
©® Vinchi Group 2005

0.02342 сек.