|
 |
Статьи и отчеты |
 |
|
 |
 |
 |
| Приют - ласковое слово | | |  | Приют - уют… «Приютить - дать приклонить голову» - написано в словаре. А вообще-то такие учреждения называются - не выговоришь: «Социально реабилитационные центры для несовершеннолетних». Здесь помогают, а часто попросту спасают детей из семей, «попавших в трудную жизненную ситуацию».
В Ростовской области этих центров (с приютом и без, для инвалидов и здоровых) более сорока - почувствуйте масштаб беды.
В селе Куйбышево детей спасают уж шестой год, как... | | Подранки в незнакомой жизни
- По соседству с приютом у нас еще и отделение дневного пребывания, - объясняет мне по дороге директор центра Таисия Михайловна Хасанова.
- Дневного пребывания - это «продленка»?
- Нет-нет! - качает головой директор. - Есть семьи, где тарелки супа ребенку после школы никто не нальет. А здесь их покормят, погуляют с ними, уроками займутся… У нас есть банк вещей: если надо - оденем, обуем. А вечером - домой…
- К пьющим родителям?
- Ну почему же сразу «к пьющим»? - вроде бы даже обиделась за взрослых Таисия Михайловна. - И в дневном отделении, и в приюте много детей из совершенно трезвых семей, которые не в силах ребенка ни прокормить, ни одеть - скажем, больные люди или ребенок живет со старенькой бабушкой… Хотя, чего греха таить, есть такие родители, что лучше бы их и не было…
Ребенок из неблагополучной семьи попадает в приют (буду уж пользоваться этим словом!) с согласия родителей. Сперва на три месяца. Это срок, за который взрослые должны переменить свою жизнь: вылечиться от алкоголизма, привести в порядок жилье, устроиться на работу. Справились - ребенок вернется домой. Нет - останется здесь еще на три месяца. Если и это ничего не изменит в его родной семье, ему будут искать приемных родителей. Не получится - тогда детский дом…
Есть в приюте безнадзорные дети - это те, кто не знает, где их папа с мамой…
Горе выглядит по-разному. Бывает, и не пьет никто в семье, но мать одна, заработать в селе негде, и она просит: приютите детей, в город поеду, за сезон на теплую одежду заработаю…
Или придешь в семью: детей семеро по лавкам, голые, босые, голодные, но мать с отцом не алкоголики, не наркоманы - просто не работают или так работают, что нигде больше месяца не задерживаются. Зато детей рожают исправно: любят они детишек, видите ли, а что кормить нечем - так это государство виновато.
- Каких деток у вас больше?
- Из года в год по-разному. Сейчас, например, пьющих родителей меньше, и в основном мы имеем дело с людьми, попавшими в трудное, а то и безвыходное положение. А в 2001-м больше всего было безнадзорных детей - брошенных, другими словами. Выясняли, где родители, можно ли их таковыми считать и доверить ребенка. Мы работаем вместе с милицией, прокуратурой, органами опеки, КДН (комиссией по делам несовершеннолетних), медиками…
Таисия Михайловна рассказывает, как оно бывает в жизни.
- Иногда разыщешь мать с отцом, и - счастье, а другой раз: «Батюшки, да лучше б мы эту маму и не искали…» Но найти надо - чтобы документы ребенку оформить по закону. Вот сейчас у нас мальчик в приюте, ему на днях 14 лет - время паспорт получать. Мы знаем, где его мать, но нужны данные на отца. Мать знает, где этот отец, но отмахивается: отстаньте, мол, буду я вашими глупостями заниматься - не до того…
А однажды мы забрали пятерых детей из родительского дома, где еда была всегда одна - дерть, то, чем домашнюю птицу кормят. Другой еды не было. Никакой!
Находили брошенных детей - застуженных, истощенных, больных - на вокзале, в лесопосадке, в стогу сена…
- Нашли, покормили, а дальше?
- Узнаем историю каждого, очень осторожно, психологи с нашими детьми «на цыпочках» работают - «подранки» же… Обследуем, если надо - лечим. Кружки очень помогают - рисования, шитья, пения. Кукольный театр у нас свой - кукол сами делаем, спектакли ставим. В воскресную школу детки ходят, оттаивают потихоньку… Каждый по-своему к незнакомой жизни приноравливается.
Общий язык с родителями
Своих папу с мамой - хоть алкоголиков, бросивших их на произвол судьбы, хоть преступников - приютские дети любят безоглядно. Скучают, ждут не дождутся пятницы, когда родителям разрешается прийти в гости. К пятнице каждый ребенок что-то вкусненькое приберегает: маму порадовать…
Ну ладно, сейчас любит, потому что маленький и потому
что каждому из нас (а маленькому - особенно!) необходимо кого-то любить, но когда-то же он вырастет и поймет…
- У наших педагогов закон: ни малейшего осуждения в адрес родителей, - говорит Таисия Михайловна. - Что бы ни было! «Папа с мамой попали в трудную ситуацию, им нужна помощь» - все.
- Бывали случаи, чтобы за три месяца или за полгода родители исправились?
- Конечно! Мы же им тоже помогаем. Пройти курс лечения от алкоголизма в том числе…
- А лечиться как помогаете? Это же не бесплатно…
- По-разному бывает. Бесплатно, кстати, тоже, мир не без добрых людей, и в наркологических центрах нам идут навстречу. А иногда выделяется разовая материальная помощь как раз на лечение. Не было еще такого, чтобы из-за отсутствия денег на лечение кто-то продолжал пить. Мы и транспорт находим - только езжай, лечись…
- Куда возите?
- В Таганрог. Но надо, чтоб алкоголик сам захотел лечиться. Работают с ним психологи, педагоги, органы опеки, милиция… Мы потом и на работу помогаем устроиться. Многие круто меняют жизнь, но есть, конечно, и неудачи: полечили, немного подержался, а потом запил пуще прежнего.
- А если запил - тогда что?
- Дети к нам обратно просятся - как откажешь?! Но мы стараемся не допустить повтора - навещаем семью, смотрим, что и как. Если пускают…
- Могут не пустить?
- Бывают всерьез опасные ситуации - есть же родители, которые в тюрьме сидели, и не раз… И с ними надо по-хорошему общий язык найти.
Хлебная история
- Первых детей в приюте помните?
- Первые были очень сложные… Словарный запас - три слова, и все матерные… До 13 лет в школу не ходили, не знали, что такое ложка, вилка... Их всем миром собирали. Проезжали по селам, по трудным семьям…
Помню, накрывается стол к обеду: тарелки, ложки, ну и хлеб ставим. Дети вмиг хлеб расхватывали, и всё - хлеба к обеду нет. Суп и второе едят уже без хлеба… Они, хлеб увидев, просто тряслись. Другой еды многие из них вообще не знали никогда.
Что было делать? Купили 10 булок хлеба, нарезали, поставили на стол.
- Сколько можно брать? - спрашивают.
- Сколько хотите!
И вот когда они хлеба наелись до отвала, хлебная истерия кончилась…
Радости и печали
- Неудачи в работе у вас случаются?
- Мальчик от нас попал в колонию - никогда этого не забуду. За все годы из приюта ни одного ребенка даже в детдом не отправили, а тут... Мальчик - такой талантливый, добрый! Пел, рисовал. Правда, рисунки у него всегда были мрачные: пережил этот ребенок - не дай Бог никому! На улице мороз, а он - босиком и голодный… Другой бы обозлился на весь свет, а он - нет, добрая душа, последнее отдаст, всем поделится.
У него дед вор, отец вор, мать с бабушкой мужьям под стать. И парня с малолетства одному учили - воруй. Но как он воровал - талантливо, остроумно! Начинал-то он красть, чтобы прокормиться, а потом уж для души - дети же любят делать то, что у них хорошо получается…
Попал он к нам лет в одиннадцать - его семью тогда в полном составе в тюрьму посадили. И что мы только с ним не делали - все мимо. Смотрит в глаза, кивает и тут же выходит на улицу, линеечкой открывает милицейскую (!) машину, крадет деньги…
- Наверно, бывают дети неисправимые, никто им помочь не в силах… Или вы так не считаете?
- Бывают, наверное. Может, это как раз тот случай. Но жалко мальчишку, очень жалко!
- А большие радости у директора приюта бывают?
- Вот радость была: в приемную семью определили сразу пятерых детей - все родные братья и сестры, не хотелось их разлучать… Семья очень надежная - они таким образом уже сорок пять детей вырастили.
А еще был случай. Девочка жила со старенькой бабушкой, опеку, а значит, и пенсию мы не могли оформить: не знали, где родители. Уехали на заработки и сгинули. Искали их долго, через милицию… Наконец нашли отца. У него была другая семья, ребеночек родился, с матерью девочки они давно расстались… Но, узнав, что дочь у нас, он сразу же приехал - встреча была, мы тут все обревелись…Сейчас наша девочка живет с отцом, в его новой семье, письмо нам прислала: счастлива, все ее любят, но особенно младший братик…
- О чем вы мечтаете?
- Чтобы наш центр закрыли за ненадобностью. Место тут хорошее, пусть будет вместо приюта спортивно-оздоровительный лагерь…
Фото Александра Корсунского
P.S. В социально реабилитационных центрах для несовершеннолетних вам помогут составить или восстановить нужные документы - на ребенка, на получение пенсии, гражданства и паспорта. Обращайтесь, если надо!
Центры с благодарностью принимают детские вещи, игрушки, книги. Присылайте!
Адреса некоторых из них сообщаем:
* 346300, г. Каменск-Шахтинский, ул.Красноармейская, 57, т. 8-265-7-56-46
* 346600, сл. Б.-Мартыновка, ул. Ленина, 64, т. 8-295-2-14-62
* 346370, г. Красный Сулин, ул. Комарова, 6/3, т. 8-267-5-63-11
* 347410, с. Дубовское, ул. Восстания, 22, т. 8-277-5-18-94
* 347510, п. Орловский, ул. Пионерская, 70, т. 8- 275-3-39-88
* 346130, г. Миллерово, ул. Захарова, 7, т. 8- 215-2-01-78
* 347000, г. Белая Калитва, ул. Машиностроителей, д. 39, т. 8- 213-2-68-40
* 347540, г. Пролетарск, пр. 50 лет Октября, 31а, т. 8-274-9-90-27
* 346940, с. Куйбышево, пер. Парковый, 6, т. 8-248-3-15-52
* 347720, г. Зерноград, ул.Советская, 20, т. 8-259-4-23-49
Более подробная информация - в редакции.
Дата публикации: 28.05.2007
Источник: Газета "Крестьянин" | | 30.05.2007, 11:30:11 | Наталья Константинова | |
|
|
 |
 |
|
|
|
 |
 |