Логин: Пароль:  
Регистрация »
Поиск:  
Статьи и отчеты
Подписка на новости

Имя:
E-mail:



Журнал распространяется по подписке. На него можно подписаться в любом почтовом отделении, вы найдете его в каталогах « Вся пресса России» и «Росспечать» с одним индексом - 44150. Подписка в Интернете: www.presscafe.ru  Ознакомиться с журналом можно на его сайте www.journaldetskidom.ru


CIROTA.RU

Rambler's Top100

Благотворительная программа «Милосердие - детям»
 Статьи и отчеты
Все статьи / Воспитание / Особенности социальных технологий работы с детьми, лишенными семейной заботы. Организация работы с замещающей семьей.
 
Особенности социальных технологий работы с детьми, лишенными семейной заботы. Организация работы с замещающей семьей.
 
В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На первых этапах самостоятельности все дети нуждаются в социальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же, не имеющий родителей (в настоящее время это в основном жертвы социального сиротства: их родители вполне здоровы психически и физически, но они социально депривированные личности), осваивает социальные роли и нравственные нормы за годы пребывания в детском доме или в замещающей семье.
 

Социализация воспитанников детских домов осуществляется в тесном взаимодействии воспитательной и образовательной работы. Стержнем адаптации и интеграции в общество этих детей является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Мы пришли к выводу, что воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная и воспитательная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы.
Основной задачей детского дома является социализация воспитанников. Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим. Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказания первой помощи, организации досуга (в частности, воспитанники здесь постигают функции членов семьи). Нельзя не учитывать, что подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а также к детям, которых выбирают на опеку, усыновление. Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности психического развития детей в детском доме, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияния семьи. Иногда педагоги и воспитатели детских домов, понимая это, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель непосредственно заменить детям мать или отца. При этом чрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит ожидаемых результатов, а лишь зачастую эмоционально изматывает, выхолащивает педагога (недаром возникло понятие "эмоционального донорства"). В современной научно-медицинской и психологической литературе преобладает мнение, что связи воспитателей и воспитанников закрытых детских учреждений не должны имитировать семейных.
С точки зрения современных социальных технологий работы с детьми, лишенными семейной заботы, одним из направлений деятельности социального педагога в детском доме должна быть и помощь в оптимизации отношений ребенка с его кровными и другими родственниками, а также с родителями, которые, как известно, даже будучи лишенными родительских прав или находясь в заключении, больнице, поддерживают определенные отношения с ребенком: через переписку, редкие встречи и т. п. Часто такие письма и особенно встречи оказывают на ребенка травмирующее влияние, надолго выбивая его из колеи. Вместе с тем, несмотря ни на что, дети часто испытывают потребность в общении с родителями и другими родственниками.
В деятельности детского дома или школы-интерната приобретают особую актуальность принципы практической педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности: начальное профессиональное, техническое, художественное, музыкальное образование и спорт. Главное она должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности.
"Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания"- гласит Конвенция ООН о правах ребенка. Во многих странах дети, оставшиеся без попечения родителей, живут не в детских домах, а в специально подготовленных семьях. В России подобная форма устройства называется патронатным воспитанием. "Патронат"(Patronatus)с позднелатинского означает сопровождение, от латинского Patronus - покровитель. В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля 1863 г. патрон - покровитель, заступник, либо благодетель. Патронатное воспитание - это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного воспитателя, при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, между органом опеки, детским домом и патронатным воспитателем. Патронат известен в России со времен Екатерины II, применялся для того, чтобы помочь детям, оставшимся сиротами.
История развития патронатного воспитания в Зырянском детском доме начинается с 2002 года; отличие от мировой и российской практики патронатного воспитания заключается в том, что в патронатные семьи передаются дети не только дошкольного и младшего школьного возраста, а в основном подростки 14-16 лет. В октябре 2002 года на базе нашего детского дома Департаментом общего образования Администрации Томской области была создана экспериментальная площадка по внедрению патронатного воспитания. Наш проект "Развитие патронатного воспитания в детском доме" был поддержан Программой АРО "Помощь детям-сиротам в России". На средства гранта в 2003 году была создана и обучена навыкам междисциплинарного, командного взаимодействия служба по устройству детей и сопровождению замещающих семей. Четыре года работы по ведению данной формы социализации воспитанников дают возможность утверждать, что она близка к оптимальной для нашего региона, так как показывает хорошие результаты.
Организационно-педагогическим условием адаптации ребенка-сироты является создание нового типа учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - учреждения патронатного воспитания. Такое учреждение должно иметь в своей структуре службу по устройству детей на воспитание в семью. Служба, состоящая из междисциплинарных групп специалистов: педагогов, социальных педагогов, психологов, врачей, - осуществляет подбор, подготовку замещающей семьи и ребенка, а затем взаимодействует с ребенком и семьей после устройства в нее ребенка для профессионального обеспечения его реабилитации и развития. Профессиональное сопровождение семьи и ребенка является главной составляющей всей технологии патронатного воспитания и создает условия для успешной адаптации ребенка.
Задачи нашего детского дома, как учреждения нового типа с патронатной формой устройства детей, базируются на положении, что условия для воспитания гармоничной личности - это условия семьи. Именно семья как социальный институт определяет:

  • Овладение ребенком социальными нормами, особо определяющими исполнение семейных ролей;
  • Умственное развитие ребенка, его стремление к продолжению образования и саморазвития;
  • Физическое и эмоциональное развитие ребенка;
  • Формирование фундаментальных ценностей человека в межличностных отношениях, определяющих его жизненные устремления, планы и способы их достижения, стиль жизни, сферы и уровень притязаний.
    Вряд ли кто-нибудь будет спорить с утверждениями:
    - что ребенок учится создавать свою будущую семью, глядя на отношения между родителями;
    - дети узнают, как нужно заботиться о своих детях, из заботы о них собственных родителей;
    - когда ребенок выходит во взрослую жизнь, он умеет принимать решения, потому, что видел, как его родители делали это;
    - ребенок учится быть членом общества только тогда, когда он принят и включен в жизнь этого общества, а не отгорожен от него стенами детского дома.
    Для воспитанников детского дома становится очень важным процесс приобретения навыков социальной компетенции, или социализации, так как они позволяют ребенку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе, где социальные навыки - набор способов и приемов, которыми человек овладевает и пользуется для интеграции в общество, позволяющих ему справляться с обязанностями, которые к нему предъявляет повседневная жизнь.
    С точки зрения специалистов детского дома, при широчайшем спектре формируемых навыков социальной компетенции наиболее значимыми, возможно даже основополагающими, считаются:
  • навыки продуктивного общения;
  • навыки самообслуживания;
  • навыки ориентации в инфраструктурах;
  • навыки психологической защиты, самоконтроля, рефлексии;
  • навыки учебного труда, общая осведомленность;
  • профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение;
  • осознание себя как будущего семьянина;
  • правовое самосознание.
    Остановлюсь кратко на некоторых обобщенных достижениях воспитанников, проживающих в патронатных семьях:
    1. Улучшились бытовые навыки и умения. Большинство детей при выполнении домашних дел перешли от уровня необходимости и обязательности к уровню выполнения по желанию и удовольствию. Многие дети начали вести "домашнюю энциклопедию" с полезными советами, рецептами и памятками.
    2. Повышение учебной мотивации. Выпускникам было легче осуществить выбор профессии. Особенно радует разнообразие (спектр) выбранных профессий и повышение уровня притязаний (техникумы, Вузы). Они выбрали профессии не только как у членов патронатной семьи, но и их родственников, друзей семьи. У детей расширился кругозор, повысился общий уровень культуры.
    3. Снижение уровня личностной тревожности и формирование адекватной самооценки, развитие рефлексии. Повышается произвольность поведения, ответственность за свои поступки. Дети могут говорить о своих достоинствах и достижениях, почувствовали улучшения во взаимоотношениях с одноклассниками, ценят свою индивидуальность. Расширился словарь чувств и эмоций, воспитанники говорят о своих переживаниях, начали выражать сочувствие и соболезнование. Расширился их круг общения со взрослыми и сверстниками.
    4. Снижение уровня школьной тревожности (правда, остается высоким показатель страха не соответствовать ожиданиям взрослых).
    5. Прививаются навыки здорового образа жизни. Дети соматически более здоровы, выбирают различные виды отдыха, разумный полезный досуг, труд и физическую нагрузку на свежем воздухе.
    Специалисты детского дома пришли к выводу, что после помещения в семью дети меняются в лучшую сторону, т.к. сами по себе защищенность и тепло семейной жизни являются мощными реабилитирующими факторами. Однако, для успеха семейного устройства необходимо: специально готовить ребенка к помещению в семью, проводить обучение и подготовку семей к приему детей, профессионально помогать, сопровождая семью после помещения в нее ребенка. Успех социализации также зависит от того, насколько ребенка принимают в новой семье, а также от качества отношений ребенка с новыми родителями, отношений со службой сопровождения.
    Мы определяем социально-медицинское и психолого-педагогическое сопровождение как создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей, помещаемых в семью, в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Поэтому процесс сопровождения - это цикличный процесс, он представляет собой механизм следующих действий:
    1) планирование (разработка) индивидуальных программ сопровождения,
    2) реализация этих программ,
    3) мониторинг программ,
    4) анализ достигнутых результатов и снова (1) планирование программ с учётом достигнутых результатов и возникших проблем.
    Процессы эти реализуются всеми специалистами службы по устройству в семью совместно с педагогами детского дома, в основном, через работу консилиума, созданного в детском доме.
    Результативность деятельности службы устройства в семью определяется с помощью мониторинговой программы, которая включает в себя параметры, показатели, критерии динамики развития воспитанников. Параметры выделены в соответствии с возрастными стандартами социализации детей-сирот. В результате мониторинговой программы, осуществленной специалистами, с ноября 2002 года по март 2007 года выявилось, что воспитанники, помещенные в патронатную семью, значительно лучше адаптированы в обществе. Мониторинговая программа позволяет получить объективную картину уровня социальной адаптации воспитанников детского дома, определить приоритеты и целеполагание в работе, исходя из выделенных проблем, скорректировать работу педагогов с воспитанниками, составлять индивидуальные программы сопровождения воспитанников, организовать обучение педагогов и патронатных воспитателей в соответствии с полученными данными.
    Орган опеки Администрации Зырянского района, тесно взаимодействующий с детским домом в реализации патронатного воспитания, оценив накопленный положительный опыт воспитания детей-сирот в семьях граждан Зырянского района, обратился в 2004 году к нам в службу по устройству в семью за психолого-педагогической помощью опекунским семьям. Общее мнение органа опеки и специалистов детского дома: семьям, воспитывающим неродных детей, нужна помощь и мы знаем, что можно и нужно делать, и к тому же умеем это делать. Так возникла идея оказания нового вида социальных услуг. Проект "Сопровождение опекунских семей в Зырянском районе", поддержан в апреле 2005 г. Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, реализующего Программу АРО "Помощь детям-сиротам в России".
    Мы были убеждены, что предусмотренные социальные услуги, внедрение новых технологий в работу органа опеки с опекунскими семьями, подчас просто своевременно оказанная моральная поддержка и психолого-педагогическая помощь специалистов, сократит число детей-сирот и детей, возвращаемых из опекунских семей в учреждения общественного воспитания. Семейное консультирование, разбор трудных случаев, организация "круга заботы" - технологии использованные нами в работе с опекунскими семьями.
    Еще в процессе разработки концепции службы мы понимали, что работа с опекунами будет отличаться от работы с патронатными воспитателями, освоенной нами ранее. Патронатных воспитателей наша служба отбирала из обратившихся граждан, готовила к приему конкретного ребенка, и одним из условий приема на работу была готовность к сотрудничеству воспитателя со специалистами. С опекунскими семьями все далеко не так… Мы их не подбирали, не готовили. 62% опекунов - люди в возрасте старше 50 лет, не просто с устоявшимся взглядом на жизнь и воспитание, а в какой-то мере и с "закостеневшим" взглядом на мир. Это, как правило, бабушки и дедушки, принявшие на воспитание внуков - "плод" не такого уж и благополучного опыта воспитания собственных детей, люди с определенным чувством собственной вины в произошедшем.
    Проведенное нашими специалистами анкетирование позволило выявить некоторые типичные трудности в воспитании, возможности подбора и оказания видов помощи. Один из типичных случаев: опекун Татьяна Павловна Ш.(60 лет) воспитывает родную внучку 14 лет. Жалуется специалисту: 1) на то, что покупает гору вещей "все красивые и блестящие", но девочка отказывается их носить. "Я ведь деньги трачу!" 2)закрывает дверь, когда заходит в свою комнату "Что она там делает, что прячет?"
    В процессе работы специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги, психотерапевты) научили замещающих родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, способам коррекции их поведения, помогли улучшить взаимоотношения между разными поколениями семьи, тем самым повысив профессиональную компетенцию у большей части опекунов. Мы научили опекунов в ходе обсуждения, во время групповых и индивидуальных консультаций решать внутрисемейные конфликты и подсказали различные способы выхода из них. На заседаниях Семейного клуба познакомили опекунов друг с другом и со специалистами детского дома. Непринужденная обстановка, заинтересованность специалистов в решении возникающих проблем, наше желание помочь семье позволили более открыто опекунам обсуждать собственные проблемы, обращаться за помощью в их решении. Наша помощь в организации досуга, занятости, летнего отдыха за счет средств гранта, оздоровления и санаторно-курортного лечения детей-сирот на основе договора с Департаментом здравоохранения Томской области позволила не только способствовать профилактике правонарушений, но и удовлетворить потребность семей в общении, раскрыла творческий потенциал этих семей, помогла в принятии детей-сирот всеми членами замещающей семьи. По итогам проекта нам удалось достичь следующих основных результатов:
    - в результате работы специалистов службы сопровождения Зырянского детского дома по оказанию психолого-педагогической помощи опекунским семьям предотвращены возвраты детей из замещающих семей в интернатные учреждения. По информации специалиста органа опеки до появления новой услуги 3 семьи высказывали желание отменить опеку на пятерых детей. Определенный риск отмены опеки существовал весь период реализации проекта.
    - опекуны получили знания об особенностях детей, проблемах разного возраста, способах разрешения конфликтов, преодолена изоляция опекунских семей;
    - дети целевой группы проекта получили успешный опыт социальной адаптации. Они стали лучше учиться, участвовать в творческих конкурсах и выставках. Улучшилось понимание разумных требований взрослых.
    - в работу действующей системы органов опеки и попечительства Администрации Зырянского района внедрены новые технологии сопровождения замещающих семей - групповое и семейное консультирование, разбор трудных случаев, заседания Семейного клуба, организация досуговой деятельности семей и родительских лекториев. Внедрен командный метод работы, не присущий работе органа опеки ранее.
    - среди детей целевой группы нет привлеченных к уголовной и административной ответственности;
    - дети успешно осваивают учебные программы в школе (нет неуспевающих и оставленных на повторное обучение).

    Коллектив работников нашего детского дома, служба по устройству в семью, находятся в постоянном поиске эффективных путей, средств, форм, методов работы, способов успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и интеграции их в общество.

    Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Зырянский детский дом",
    Томская область, с.Зырянское, тел.(38243)21781, E-mail: zirdd@mail.ru

  •  
    19.03.2007, 16:51:46
    Татьяна Шайдо
     

     

    Добавить комментарий

     

    Имя:
    E-mail:
    Заголовок:
    *Сообщение:
     

     

    Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi & Илья
    ©® Vinchi Group 2005

    0.01030 сек.