Логин: Пароль:  
Регистрация »
Поиск:  
Статьи и отчеты
Подписка на новости

Имя:
E-mail:



Журнал распространяется по подписке. На него можно подписаться в любом почтовом отделении, вы найдете его в каталогах « Вся пресса России» и «Росспечать» с одним индексом - 44150. Подписка в Интернете: www.presscafe.ru  Ознакомиться с журналом можно на его сайте www.journaldetskidom.ru


CIROTA.RU

Rambler's Top100

Благотворительная программа «Милосердие - детям»
 Статьи и отчеты
Все статьи / Детские дома, приюты, дома ребенка, интернаты / Напишите о нас светло...
 
Напишите о нас светло...
 
 

Такова спортивная жизнь

Коренастый подросток Миша слегка подбрасывает оранжевый баскетбольный мяч, раскручивает его и ставит себе на указательный палец. Трюк впечатляет. Потом он подскакивает к перекладине и подтягивается - раз, два, три... семь, восемь... Сбиваюсь со счета. А его друг Серега разгоняет тренажер до гула и скрипа. Ребята готовятся к поездке в Подмосковье, где пройдет отборочный тур специальных всероссийских соревнований по легкой атлетике. Специальных - это значит среди инвалидов. Тренер юных спортсменов - преподаватель физкультуры Игорь Кучера верит в своих воспитанников. В новодвинском доме-интернате для детей с умственной отсталостью спортивные традиции очень сильны.

Игорь Анатольевич показывает стенку, увешанную медалями: вот олимпийские из Японии, эти - из Голландии. А вот официальный флаг олимпиады в Нагано, подарили. "Свежие" награды не успели пока разместить на большом стенде, где представлена вся летопись спортивной жизни интерната. Лыжи, легкая атлетика, баскетбол, теннис, хоккей... Сначала в числе лучших на всероссийских соревнованиях, затем в составе сборной на специальных международных играх. А попробуй не полюбить спорт при таких-то возможностях: спортзал, тренажерный зал - не хуже чем в иных фитнес-центрах. База хорошая, экипировка, спортинвентарь, а главное - педагоги-энтузиасты. На специальные Беломорские игры сюда из других интернатов и коррекционных школ области съезжаются.

-Мы сами не верили, что такое возможно, - делится директор интерната Елена Шалаурова. - Но когда впервые наш ребенок съездил на серьезные соревнования и добился успеха, гордость была безмерная. Да и сами ребята понимают, что они не просто инвалиды, живущие в интернате, а обычные парни и девчонки со своими успехами, перспективами. За чей счет ездят? Международные соревнования оплачивают фонды-организаторы, а все, что касается России, туго идет. Все же платно - и дороги, и проживание. Спасибо Владимиру Крупчаку, прошлую поездку в Омск он спонсировал...

Спасибо Крупчаку и бундесверу

Таких людей, которые добровольно, от чистого сердца пытаются помочь интернату, очень мало. Забыто у нас меценатство. В прошлом году Елена Викторовна решила сама проехать по фирмам и обеспеченным людям и, по ее словам, очень унизительно себя чувствовала: "Как будто лично для себя что-то прошу". Пыталась объяснять, что это не просто сироты, а умственно отсталые дети, с проблемами в развитии, и встречала еще большее непонимание: тут нормальные недополучают, а этим-то зачем? Потому предложение помощи от депутата Госдумы Владимира Крупчака стало приятной неожиданностью. Теперь каждый месяц он треть своей депутатской зарплаты перечисляет в интернат.

"Титан" и АЦБК и прежде помогали детям-инвалидам - те же поездки спортсменов оплачивали. Но то была разовая помощь. Теперь же администрация может рассчитывать на дополнительные 10-13 тысяч каждый месяц. Немалые деньги для такого учреждения! Можно взять частями, а можно накопить. Недавно, например, купили новые карнизы для штор, сменили морально и физически устаревшие провисшие "струны" сразу во всех группах. Пять лет не горели фонари на территории интерната - а она просто огромная. Стали считать: 24 фонаря, да машина с люлькой, да работа электриков - итого 50 тысяч рублей. Ну откуда взять? За счет Крупчака починили! Теперь зимой детей можно смело на послеобеденную прогулку вывести.

Еще важное дело сделали на депутатскую зарплату - ремонт отопления в четырех группах. На свои фонды в лучшем случае в год по комнате бы осилили. А так все сразу. Говорят, с самого открытия интерната никогда так тепло не было.

Большое хозяйство и специфика учреждения требуют немалых затрат. Интернат как маленький городок, где все свое - гараж, прачечная, сапожник, электрик, пищеблок, медицинская служба, столярная и швейная мастерские. Живут здесь 250 детей в возрасте от четырех до 18 лет, уровень развития и степень умственной отсталости у всех разные. Есть дети, которые раньше считались необучаемыми, - с множественной патологией, большими пороками развития. А есть и такие, как атлеты Миша и Сергей, - при умелой коррекции и воспитании вполне адекватны, прекрасно обучаемы, занимаются в кружках. Мальчишки осваивают навыки столярного дела - каждый в меру своих возможностей, конечно. Кто-то шкуркой деревянный брусок обрабатывает, а кому и рубанок доверят. Мебель чинят, лопатки детские делают.

А девочки учатся шить. До швейных машин опять же не у всех дело доходит - одни сортируют и подбирают ткани, другие вырезают детали ножницами. Однако под руководством инструктора замечательные сувениры получаются - нарядные кухонные прихватки. Вместо подкладки в них - бундесверовские шинели. Гуманитарную помощь получили еще 15 лет назад, к открытию интерната. Посылки с немецкими шинелями, робами, кирзовыми сапогами. Спасибо разоружению! Шинели, конечно, носить не стали, но в них обнаружился очень качественный синтепон, легкий, гигроскопичный, хорошо стирается. Его-то и пустили на прихватки, хватило на долгие годы.

Достижения:и читать, и ползать

При малейшей возможности ребенка обучаться грамоте в интернате его стараются обязательно обучать. Это очень важно для дальнейшей социальной адаптации - сможет ли он прочитать этикетку в магазине, ориентироваться в деньгах. От этого зависит, сможет ли он работать, адекватно вести себя и уверенно чувствовать в обществе. Обслуживающий труд начинается с детства. У самых маленьких - с дежурства в столовой. Детям постарше хочется дела более серьезного. Потому наряду со швейной и столярной мастерскими в интернате недавно открыли домашнюю прачечную. Девочек с 14 лет учат сортировать белье, пользоваться порошками, стиральной машиной и утюгом.

Еще одна новинка - зимний сад, переделанный из помещения не подлежащего восстановлению бассейна. Теперь там разводят комнатные растения, рассаду для клумб. А когда случайно выяснилось, что ребятишки пугаются при встрече с домашними животными, на педсовете было решено завести в зимнем саду еще и живой уголок. Дали объявление в газете: кому не нужны мелкие домашние животные, приносите. Добрые люди натащили мышек, крыс, бурундучков, черепашку, ворону с подбитым крылом, двух пуховых кроликов, двух морских свинок... И уже спустя время узнали, что в психиатрии есть целое направление - зоотерапия.

Были и другие открытия. Четыре года назад от шведских коллег наши специалисты узнали, что и с детьми с глубокой патологией, которые ни говорить, ни ходить не могут, тоже можно работать, стимулировать подкорковые мозговые образования светом, музыкой. Оказалось, что даже глубоко умственно отсталые дети прекрасно понимают, тонко чувствуют, кто и с каким настроением к ним подходит, любят игрушки. Стали выводить их на общие праздники, концерты. У них есть и свои дискотеки, свои прогулки, занятия.

Вместо бывшей кладовки устроили специальную сенсорную комнату по образцу "подсмотренной" на стажировке в Германии. Оттуда же привезли идею использовать коридор как образовательное пространство. Теперь стены не "пропадают зря", на них красуются зверюшки и машинки, сделанные руками педагогов из кусочков меха, тканей, бутылочных пробок, упаковок от таблеток и прочего гладкого, лохматого или колючего материала. Все это можно и нужно (и сразу хочется!) трогать и развиваться через тактильные ощущения.

Вторая кладовая превратилась в комнату двигательной активности. Это тоже одна из форм работы с тяжелыми детьми. Для малышей, которые не ходят, любая потребность в движении - это уже предмет развития, а проползти полтора метра - огромный труд. Здесь работает не медик, не учитель, а именно специалист, который подвигает ребенка на какое-то действие - протянуть руку, сесть. А в результате ребенок учится ходить, самостоятельно есть ложкой, держать карандаш. И специалист по двигательной активности - должность уникальная, придуманная в новодвинском интернате. В прошлом году педагога Наталью Нессен удалось отправить на стажировку в Санкт-Петербург. Курсы стоили 14 тысяч рублей, но "в кустах снова оказался рояль" - помощь депутата Крупчака. На первый взгляд, деньги тратились не напрямую на детей. Но специализация именно по адаптивной физкультуре была очень нужна. И она себя оправдала. Результаты просто уникальные, у Натальи Николаевны уже собран материал для диссертации. Теперь можно и опытом делиться.

Терпение и труд

Наверное, эти два слова здесь самые важные. Нет, пожалуй, еще одно - любовь. И только потом все остальное. Любовь к тем, ради кого педагоги-энтузиасты придумывают все новые и новые формы работы: учат плести из бисера умопомрачительные букеты, расписывать деревянные доски, делать картины из... камня, ставить спектакли в театральной студии. А няни здесь такие, что каждой по ордену надо дать. Недаром родители со всей области, столкнувшиеся с проблемой обучения ребенка-инвалида, просятся именно в новодвинский интернат. Жаль, что правительство об этом не догадывается, иначе не поскупилось бы на нормальные зарплаты для персонала.

В кабинете тестопластики под руководством инструктора Ирины Дремовой ребята лепят сувенирымукосоли. Но сегодня воскресенье, и там стоит карамельный аромат - компания мальчишек угощается самодельными леденцами и чаем из самовара. Творческий человек Ирина Григорьевна за два года не только любовь к тестопластике привила, но и кабинет офрмила - ну просто музей. Иностранцы на экскурсию приходят, говорят, вы должно быть, в деньгах купаетесь.

Другой местный музей - русская изба, фольклорная комната. Ее хозяйка Ольга Старикова. Здешние ребята по настоящим музеям ходят редко, а тут каждый может окунуться в атмосферу старинной избы. Для многих детей-инвалидов временные понятия - прошлое, будущее - очень сложны, но все же им объясняют, что вот так люди в старину жили, здесь растили детей, спали на печке. Они слушают сказки, фольклорные песни, пробуют играть на народных инструментах, осваивают элементы лоскутного шитья - режут, подбирают лоскутки.

Слушаешь, смотришь - невероятно. Ведь дети здесь с очень непростыми судьбами, умственная отсталость - не просто нарушение интеллекта, она ведет за собой целый букет хронических, соматических болезней.

...Наташу привезли год назад в тяжелом состоянии, забрали у матери-алкоголички. У девочки фенилкетонурия, нарушение обмена веществ. Если не соблюдать жесткую диету (почти ничего нельзя!), начнется умственная деградация. Сейчас Наташа на особом питании, и ребенка просто не узнать.

...С Галей пришлось повозиться. Она поступила из областного дома ребенка с последствием неудачно сделанной прививки от полиомиелита. У нее сохранность интеллекта, но вот ножки отказываются слушаться. Здесь веселую, добрую говорушу, любимицу младшей группы, обязательно поставят на ноги.

...Подвижный, шустрый Артемка пока тоже малыш, но тренер уже разглядел в нем будущего спортсмена. Впрочем, занятия спортом в интернате - дело добровольное, для тех, у кого к нему душа лежит. Вот у Николая, например, душа лежит к труду. Он уже вполне взрослый человек, работает на ставку дворника, получает деньги. Так аккуратно убирает двор, что можно позавидовать и поучиться. К тому же он очень вежливый, рассудительный и доброжелательный. Коле 20 лет, по правилам, он уже должен бы уехать во взрослый интернат. Но персонал не спешит расставаться с воспитанниками.

-Для них это большой стресс, они здесь выросли, здесь их семья, - говорит Елена Шалаурова. - Должна быть преемственность в организации подобных учреждений. А еще лучше, чтобы наши воспитанники, став взрослыми, возвращались в семьи, ведь у 40 процентов этих детей есть родители. Есть благополучные, уважаемые мамы и папы, которые переживают за своих детей. А мы даем ребятам необходимые навыки, в том числе трудовые. Они вполне могут работать дворниками, вахтерами или просто помогать бесплатно той же посудомойке или нянечке в детском саду. Для людей с умственной отсталостью очень важна социальная реализация, когда они не сидят в четырех стенах, а востребованы обществом, имеют свой круг общения. Например, в Швеции вообще нет интернатов, а есть социальные квартиры для инвалидов, которым помогают волонтеры. С помощью шведов опыт самостоятельного проживания умственно отсталых людей получили и мы. Более того, трое наших выпускников благодаря программе "Сервисное жилье" уже обзавелись своими семьями. Я уверена: жить самостоятельно могут даже люди с синдромом Дауна.

"Напишите о нас светло", - попросила Елена Викторовна. Она и ее коллеги делают все возможное и невозможное, чтобы умственно отсталые дети смогли стать полноправными членами общества. Вопрос в том, сможет ли наше душевно отсталое общество их принять.

Дата публикации: 14.04.2006

Источник: Правда Севера

 
06.05.2006, 15:01:55
Елена Цветкова
 

 

Добавить комментарий

 

Имя:
E-mail:
Заголовок:
*Сообщение:
 

 

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi & Илья
©® Vinchi Group 2005

0.01016 сек.