Логин: Пароль:  
Регистрация »
Поиск:  
Статьи и отчеты
Подписка на новости

Имя:
E-mail:



Журнал распространяется по подписке. На него можно подписаться в любом почтовом отделении, вы найдете его в каталогах « Вся пресса России» и «Росспечать» с одним индексом - 44150. Подписка в Интернете: www.presscafe.ru  Ознакомиться с журналом можно на его сайте www.journaldetskidom.ru


CIROTA.RU

Rambler's Top100

Благотворительная программа «Милосердие - детям»
 Статьи и отчеты
Все статьи / Книги, сочинения, эссе / Клинические аспекты психолого-педагогических проблем школьной практики
 
Клинические аспекты психолого-педагогических проблем школьной практики
 
С позиции логики системного анализа рассматриваются актуальные проблемы воспитания и обучения, тесно связанные как между собой, так и с состоянием соматического, психического и социально-психологического здоровья российских детей. Полифакторный механизм происхождения этих проблем предполагает не только полидисциплинарный, но, прежде всего, - междисциплинарный подход к их пониманию и средствам разрешения на основе практического выявления межпредметных связей и зависимостей, обусловливающих целостное единство организма, психики и влияний среды в социальной жизни любого ребенка. Для студентов, аспирантов, практических специалистов психолого-педагогического профиля работы учреждений образования, а также школьных врачей.
 

Предисловие



Прежде чем приступить к изложению учебного пособия «Клинические аспекты психолого-педагогических проблем школьной практики», автор счел необходимым кратко остановится на перечне актуальных психолого-педагогических проблем, часть из которых стали предметом его внимания, а также на словосочетании «клинические аспекты», которое редко встречается в учебниках педагогики и психологии.
В последнее десятилетие в психолого-педагогической практике любого вида общеобразовательного учреждения всё чаще встречаются дети и подростки с проблемами в учёбе и поведении, в той или иной мере сочетающимися с проблемами их здоровья. К таким проблемам относятся трудности адаптации ученика к новому коллективу и единым педагогическим требованиям, прогулы уроков и отказы от посещения школы, стойкие затруднения в усвоении ряда учебных предметов и часто повторяющиеся нарушения норм социального поведения, факты притеснения и агрессии со стороны сверстников, активное употребление психотропных препаратов и средств, вызывающих психофизическую зависимость. По-прежнему актуальными остаются проблемы детского бродяжничества и беспризорности, высокая преступность среди несовершеннолетних и низкая эффективность в работе по социализации детей-сирот, а также среди воспитанников учреждений для подростков с девиантными формами поведения. Кроме того, среди учащихся школ и воспитанников интернатных учреждений продолжает сохраняться высокий удельный вес психо-соматических, нервно-психических и сомато-психических расстройств, существенно влияющих на результаты учебно-воспитательного процесса.
Особенность этих проблем состоит в том, что в подавляющем большинстве они имеют полифакторную природу происхождения и развития, являясь результатом взаимоотягощающего переплетения внутренних и внешних причин: социально-психологических, индивидуально-психологических, медико-биологических, семейно-бытовых, макросоциальных и других факторов. Следовательно, ни один из специалистов, привлеченных к решению перечисленных психолого-педагогических проблем образовательного учреждения, - учитель, социальный педагог, психолог, медицинский работник, дефектолог и другие, - работая автономно, не в силах добиться желаемого результата.
Полифакторный характер проблем соответственно предполагает полидисциплинарный подход к их решению. Именно по этому пути пошли некоторые образовательные учреждения и «центры» медико-психолого-педагогической помощи детям/подросткам, организуя, в частности, полидисциплинарные консилиумы. Однако, во-первых – укомплектоваться квалифицированными кадрами таких специалистов в нужном количестве могут позволить себе лишь отдельные учреждения. Во-вторых, вузовская подготовка специалистов по коррекционной педагогике, логопедии, психологии с «клиническим уклоном», педиатров с психоневрологической специализацией и других, численность которых должна быть соразмерной современному уровню распространенности детей, нуждающимся в соответствующем медико-психолого-педагогическом сопровождении, предполагает таких финансовых средств, выделение которых в условиях современного государственного реформирования и сопутствующих ему явлений даже трудно себе представить. И наконец, одной из важнейших задач, издавна стоящих перед образовательной системой, является преодоление узкопрофильной ориентации специалистов, приводящей такой их профессиональной разобщенности, когда каждый видит одну и ту же проблему под своим углом зрения, в рамках своей «специальности». Именно об этой опасности в педагогике предостерегал К.Д. Ушинский в своей «педагогической антропологии». Именно перед педологией, - наукой о ребенке как едином целом на базе междисциплинарного синтеза современных знаний, - Л.С. Выготским и его единомышленниками была поставлена задача устранения этой разобщенности. Именно об отсутствии у студентов вузов системного знания о человеке говорил в 1965 году всемирно известный психолог и психотерапевт Виктор Франкл в своем докладе «Плюрализм науки и единство человека» на праздновании 600-летия Венского университета.
Слово «аспект» означает точку зрения, с которой рассматривается какое-либо явление или понятие. Так, каждый из специалистов, участвующий, например, в школьном консилиуме, может по-разному оценить один и тот же наблюдаемый педагогический факт. Речь идет о той мере профессиональной компетентности выпускника вуза, которая позволяет видеть объект только в рамках полученных им знаний и, соответственно, интерпретировать его в том же контексте.
Например, ребенок, обладающий несомненно хорошими интеллектуальными способностями, но медленно выполняющий учебное задание, учителем может быть оценен как ленивый, малоинициативный ученик, интересы которого находятся за пределами школы; психолог может рассматривать его медлительность как отсутствие мотивации к учебной деятельности, объяснить слабостью развития навыков самостоятельной деятельности, педагогической запущенностью и т.п.; с точки зрения врача, ребенок обнаруживает признаки депрессивного состояния, упадка психической работоспособности и легкой апатии, в причинах которых следует тщательно разобраться, чтобы определить адекватные случаю средства лечения.
Другой пример: ученик с ярко выраженной неусидчивостью и неустойчивыми эмоциональными реакциями может рассматриваться учителем как плохо воспитанный семьей ребенок; психологом те же поведенческие проявления могут интерпретироваться как невротические черты характера, признаки гиперактивности и психической незрелости, требующие индивидуального подхода со стороны педагога и воспитательных бесед; врач- педиатр, прошедший специальную подготовку по детской психоневрологии, в этих поведенческих расстройствах может обнаружить признаки нейроревматического процесса в виде «хореи» /неспособность длительное время сохранять принятую позу, наличие непроизвольных движений в форме подергиваний туловища, конечностей, гримас лица и др./, а также сопутствующие ему характерологические реакции, требующие специфических методов активного лечения.
Точно так же неоднозначно могут быть расценены нарушения произвольного внимания, импульсивные поступки, признаки повышенной тревожности, несвойственные ранее данному ребенку личностные реакции, аффективная возбудимость и агрессивность. Поэтому разногласия в оценке педагогических фактов, рассматриваемых на психолого-педагогических /вместо врача часто присутствует медсестра/ консилиумах встречаются довольно часто. Исключением из этого служат сельские школы, где учитель одновременно выполняет функции логопеда и олигофрено – педагога, школьного психолога и нейропсихолога, педиатра и психо-невролога, социального педагога и семейного психотерапевта. Понятно, что эти роли ему недоступны, поскольку эти знания и навыки в вузе даже в самой необходимой малости не преподают, хотя потребность в таких видах помощи у детей села существенно выше, чем в городе. Обязанности сельского учителя, обучающего детей на территории, где проживает около 1/3 населения всей страны, вступают в противоречие с условиями, в которые он поставлен.
Напрашивается вывод, что ключ к преодолению упомянутых полифакторных проблем не столько в росте численности «специалистов», сколько в совершенствовании внутривузовской подготовке каждого учителя, опирающейся на межпредметные связи, и в формировании целостного представления о ребенке. В противном случае в сознании будущего учителя образуется «лоскутное одеяло» из преподаваемых дисциплин, своеобразный «винегрет знаний», поскольку функция их интеграции перекладывается на плечи самих выпускников университета. Данная точка зрения – не личное изобретение автора, а лишь одна из многих, принадлежащих представителям педагогики, психологии и медицины. О необходимости углубления интеграционных и междисциплинарных программ как одном из важнейших условий повышения качества профессионального образования записано в Концепции модернизации российского образования /раздел 2.3./.
Слова «клиника», «клинический» имеют разное смысловое значение. Традиционно этот термин означал «врачевание», «наблюдение за больным». Позднее словом «клиника» стали обозначать лечебно-профилактические учреждения со стационаром /терапевтическая, хирургическая, инфекционная, кардиологическая и т.д./, в которых, наряду с лечением больных, проводится преподавательская и научно-исследовательская работа. В ряде зарубежных стран при гуманитарных университетах существуют «педагогические клиники», служащие базой для практической подготовки педагогов и психологов, где осваиваются современные методы клинико-психологической диагностики и психо-коррекционной «терапии».
В настоящее время широко распространено понятие «клиническая картина», например, гриппа, инфаркта, инсульта, пневмонии и т.л. Иногда это словосочетание заменяется одним термином – «клиника», имеющим тот же смысл: например, «клиника неврозов и психопатий», «клиника эпилепсии», «клиника мигрени» и т.п. Во всех перечисленных случаях речь идет об описании признаков /симптомов, характерных для того или иного заболевания организма или расстройств психической деятельности, совокупность и дальнейшее развитие /динамика/ которых позволяет врачу определить характер и особенности болезненных нарушений, а также выбор средств и методов лечения конкретного больного.
Словосочетание «клинический аспект» подразумевает, что, наряду с педагогической и психологической точками зрения, имеет право быть «медицинская» или «клинико-психологическая» интерпретация рассматриваемого явления, о чем было сказано выше. Необходимо подчеркнуть, что клинический аспект подразумевается «не вместо», а «наряду» с педагогической и психологической оценкой исследуемого педагогического факта. Это дает возможность получения более полного представления о нем, не противопоставляя и не подменяя, а синтезируя всю совокупность данных о ребенке, одновременно выявляя, при возможности, все взаимовлияния внутренних и внешних факторов в контексте функционирующего целого. Только опираясь на понимание тесной взаимосвязи педагогических, психологических и клинических факторов в формировании школьной дизадаптации можно не только объяснить, но и разорвать «порочный круг», включающий в себя низкую психическую работоспособность болезненного ребенка, которая привела в стойкой школьной неуспеваемости и вторичной педагогической запущенности, осложненной острыми переживаниями ребенка своей учебной несостоятельностью, в свою очередь приводящими к возникновению невротических расстройств и дальнейшему утяжелению соматического страдания. Игнорирование клинического аспекта», тем более попытки его дискредитации среди некоторых специалистов узкой профессиональной ориентации, наносили и продолжают наносить серьезный ущерб психолого-педагогической практике общеобразовательных учреждений, в которых дети с различной степенью патологии уже стали «статистической нормой».
Настоящее учебное пособие не относится к той категории учебников, где на все поставленные вопросы уже есть исчерпывающие ответы. Клиническая психология еще находится на пути развития, и, несмотря на многие свои достоинства, у нее немало «слабых мест». Свою задачу автор книги видел в том, чтобы привлечь внимание практиков к проблемам психологии и педагогики детства, которые, на наш взгляд, недостаточно отражены в современных учебниках «клинической психологии». И последнее, - пособие рассчитано на активное изучение студентом или слушателем курса повышения квалификации литературы, которая упоминается после каждой главы, а также предполагает участие в семинарах и клинико-психологических конференциях, которые должны быть ведущей частью практического освоения учебного материала.

Книга состоит из 3-х разделов(томов), скачать которые вы можете тут:

Раздел I

Раздел II

Раздел III

 
05.03.2007, 22:38:57
Л.Н. Винокуров
 

 

Добавить комментарий

 

Имя:
E-mail:
Заголовок:
*Сообщение:
 

 

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi & Илья
©® Vinchi Group 2005

0.00462 сек.