Что за нужда такая, что за блажь - строить спортивно-развлекательную зону для детей, чьи тела порою искорежены безжалостным параличом, мышцы с головы до пят в спазмах и мозг зажат? Многие из них не умеют ходить, плохо говорят, а если что и понимают, так совсем не понятно, что. Лет десять назад именно таким привезли сюда Костю - с раннего нежного возраста безнадежно больного и одинокого. Медики и няньки из детского дома как могли облегчали мальчишке жизнь. Он оказался одним из первых, кого усадили на лошадь. Не для игры - для лечения с помощью езды на лошадях. Совсем скоро иппотерапия стала полноправной составной в реабилитации детей со страшным диагнозом - церебральный паралич - и другими не менее коварными болезнями. Косте и таким, как он, лошади даровали радость, смысл жизни и надежду. Ему еще трудно правильно и членораздельно произносить звуки, но он уже сам ходит, без помощи поднимается на второй этаж.
Как Костик соображал до этого, я не знаю. А сегодня в разговоре с ним пришлось испытать, насколько у самой ум прямой и короткий. Не скрою, боясь, что он плохо понимает, вопросы задавала почему-то очень громко, как глухому. Мальчишка, глядя на меня, улыбался. Не то моим потугам быть услышанной, не то своим мыслям о конюшне. Когда он с трудом выговорил кличку любимой лошади, я не поняла, как животное зовут. Тогда Костя, быстро сообразив, назвал более легкий для произношения синоним - Двойняшка. Очень доходчиво, не правда ли? Даже человеку с коротким умом понятно, что та лошадь была Близнец. Мозг слабоумного Кости оказался намного гибче, чем я могла допустить до знакомства с парнишкой. Дети "не такие, как все" пугают и настораживают многих здоровых. Мало у кого из нас хватает душевного запаса на общение со слабоумным и больным. Мол, это морально тяжело и не обогащает. В результате лишаем себя возможности получить полное, органичное представление о мире людей. Стремясь к полноценности, избегая странности и непонятности, делаем себя ущербными. Такой урок преподнес мне "странный" Костя. Благодаря ребенку рамки моего мировоззрения хоть чуть-чуть, но раздвинулись. Почти материнская нежность, пронзившая сердце, помогла понять взрослых людей, работающих в детском доме.
Что привело их сюда? Желание помогать? Жалость? Жертвенность? Или стремление каждый свой день наполнить смыслом? В обществе, где властвуют суровые законы рынка, незаметным и негромким трудом на благо отверженных, отвергнутых обществом, обездоленных детей они отстаивают попранное сегодня право творить добро. Детский дом для умственно отсталых очень светел и чист. Его хозяйка Мария Александровна Васинкина научила коллектив работников безыскусному правилу жизни: прежде, чем воспитывать, реабилитировать и преподавать, надо
ответить, как не без юмора кто-то заметил, на три "п" - поесть, поспать, пописать. Из неудобных деталей и складывается забота о беззащитных, слабых и больных детях. Здесь они вкусно кушают, спят исключительно на белоснежных простынях, даже в отделении милосердия, где у детей, кроме как под себя, не получается, стерильно чисто. За ними, как за родными, там ходят. С теми, кто двигается, занимаются педагоги и воспитатели - учат читать, писать, считать, танцевать, вышивать, рисовать, лепить игрушки. Все для того, чтобы наполнить смыслом "не такую" детскую жизнь.
Медики проводят сеансы лечебной физкультуры, делают массаж, используют ванны, грязи, тренажеры, трудотерапию - все для того, чтобы приблизить к детям радость жизни. Так могут только доброделатели. Сеятели. Бурлаки, терпеливо тянущие непосильный груз. Однажды Мария Александровна пришла на работу с новой идеей: будем осваивать конелечение!
- У меня, клинициста, - рассказывает ее заместитель по лечебной работе педиатр Людмила Николаевна Новикова, - в голове не укладывалось. Причем тут кони?! Что за новшества? Но директор настояла, и я поехала в Москву все разведать об иппотерапии. Курсы по иппотерапии - достаточно распространенного за рубежом метода лечения и пока мало известного у нас, в России - Новикова прошла в Академии медицинских наук у академика Дмитрия Цверавы. Грузинские предки дали ему любовь и понимание лошадей почти на генетическом уровне, наука дала знание об их лечебной силе. Еще в глубокой древности, и не только на Кавказе, было замечено, что езда верхом и общение с лошадьми благотворно сказываются на больных и раненых. Профессионально этот феномен начали использовать недавно, около 30 лет назад. За рубежом. У нас он только-только встает на службу медицине. Одними из первых среди немногих российских энтузиастов начали врачевать сотрудники Савинского детского дома. Закрутилось все с подаренных совхозом пары лошадей - Трюфельки и Заставы. Потом появились свои жеребята. Теперь на скотном дворе целый табун в десять голов и один красавец-жеребенок.
Мальчишки и девчонки ждут, не дождутся момента, когда после завтрака можно тайком утянуть из столовой хлеб, прикормить любимую лошадку, почувствовать в ладони ее теплую морду, а потом полечиться самым приятным, необъяснимым, пронзительно добрым способом. Действительно, иппотерапия - это лечение без боли, без страха и насилия, без труднопереносимых процедур и препаратов.
Ирфан Иршатович Насртдинов, тренер по конному спорту, неизменно со своими помощницами Светланой Равильевной Кондратьевой, медсестрами и няньками по очереди сажают тяжелобольных детей прямо на спину лошади, без седла. Разумеется, врач постоянно находится рядом. При ходьбе лошади ее сильные мышцы массируют тело ребенка. Массаж, тепло животного и ритм его шагов способствуют появлению новых реакций у детей. Каждое самостоятельное движение, будь оно хоть пальчиком, взрослые воспринимают как огромную победу. Значит, прогрессирующая болезнь смутилась: что это, почему отступаю?
Атакует ее естественная, живая сила природы. Здоровая мощь лошади, ее доброе, благородное начало помогают ребенку включать все резервы организма. Я верхом! Мне надо усидеть и не свалиться, не улететь на бок, не ткнуться носом в гриву. Ни один тренажер не заставит так активно работать тело и так эмоционально переживать свой успех.
Трудно поверить, но многие из наших наездников никогда не ходили, не умели даже сидеть или удержать что-нибудь в ладони. Трехлетняя Ксюша, как только поступила в детский дом, так сразу на лошадь и села. Каждый день в течение года приезжает на ее занятия бабушка и дивится: возможно ли?! Девочка стала совсем другим ребенком - ее голову не надо уже придерживать, как прежде, мышцы спины и шеи окрепли. Иногда девочка запускает руку в лошадиную гриву, крутит пальчиком косичку - играя, тренирует мелкую моторику. Когда слабоумный маленький Роберт впервые проехал по манежу верхом, он выразил свой восторг, как смогла бы это сделать только очень тонкая, поэтичная душа - сорвал придорожные ромашки и преподнес их невропатологу Елене Анатольевне Ивановой, посадившей его на лошадь.
У каждого ребенка есть карта наблюдений. Медики фиксируют в ней все изменения в речи, мимике, настроении, выражении желаний, поведении. Шаг за шагом, из года в год они неутомимо борются с детской болезнью. Победить ее невозможно. Но взрослые стремятся помочь маленькому человеку испытать радость жизни вопреки его горькой судьбе. Это высокое педагогическое кредо коллектив Савинского дома-интерната по рабочему буднично воплощает в реальность каждый день. Диму Баданина перевели сюда из Люльпанского, обычного, детского дома пятилетним карапузом. Еще оттуда, из раннего детства он помнит, как зародилась его любовь к лошадям, как он бегал по Люльпанам за кобылой, запряженной в телегу, и целовал ее рыжего жеребенка. В Савино не долго по ним тосковал. Вслед за решением директора всерьез заняться иппотерапией, в детдоме появились подаренные совхозом Трюфелька и Забава. Под руководством Ирфана Иршатовича Насртдинова Дима начал тренироваться, да так самозабвенно, словно у него крылья выросли! На фоне очень непростой, заметьте, болезни. Задержка в развитии не остановила парня в преодолении самого себя. Дима - двукратный чемпион Всемирных специальных олимпийских игр. Сегодня он член сборной России, которая готовится на будущий год показать себя на Олимпиаде в Ирландии. По мнению сотрудников детдома, для их подопечных особенно важно добиваться победы. Научившись брать вершины на спортивной арене, он будет стремиться брать их в классе, а затем и в жизни.
Помните, всей стране показали, как Владимир Путин пришел к своей первой учительнице с букетом цветов. Общество как бы выразило ей благодарность за то, что она вырастила такого человека. А ведь научить достигать вершин ребенка с высоким интеллектом гораздо проще, чем умственно отсталого. Парадокс, но чем лучше воспитатели и врачи адаптируют ребенка, тем реже их замечают. Поддержка невелика, и нет никаких оваций. Поэтому очень значимо, что Владимир Путин выделил из Резервного фонда Президента Российской Федерации средства для развития реабилитационной базы Савинского детского дома.
Почти одновременно сотрудники интерната защитили на Приволжской ярмарке социальных проектов свою идею иппотерапии и выиграли грант. На эти деньги они будут строить ипподром с закрытым манежем. Президент республики Леонид Маркелов этим летом специально побывал у савинцев - своими глазами увидел, как здесь любую благую возможность, каждую копейку, выделенную республикой, используют на пользу детей. Доброделатели противостоят накопленной в обществе отрицательной энергии и тем самым помогают не только детям-инвалидам, помогают жить всем нам.
Источник: "Марийская правда" (г. Йошкар-Ола) от 20.08.2002 |