Воспитание – процесс весьма сложный и многогранный, он включает в себя множество аспектов. Особую роль в нем играют образовательные учреждения: детские сады, школы, центры внеклассной работы, спортивные секции, а для детей-сирот – детский дом или интернат. Говоря о воспитании, мы выделяем множество его форм – умственное, физическое, нравственное, эстетическое, трудовое. |
Каждая форма требует своего собственного подхода и ориентировано на развитие определенных качеств у ребенка.
Умственное воспитание основано на интересе к познанию окружающего мира, познанию себя. Оно ориентировано на развитие интеллектуальных способностей – воли, памяти, сообразительности, логики – основы для образовательного процесса. Умственное воспитание способствует расширению кругозора ребенка, развитию воображения.
Формирование у ребенка системы нравственных ценностей, отношения к обществу, к другим людям и самому себе – задачи нравственного воспитания. В него входят развитие таких личностных качеств, как доброта, чуткость, отзывчивость, честность, способность к сопереживанию, уважение к другим. Оно формирует культуру поведения и ответственность каждого перед обществом.
Развитию творческих способностей, обогащению духовного мира ребенка способствует эстетическое воспитание. Оно учит ценить и понимать прекрасное как в жизни, так и в искусстве, помогает сформировать эстетический вкус, приобщает ребенка к художественному творчеству.
Физическое воспитание – залог формирования гармонично развитого и здорового ребенка. Комплекс средств физвоспитания включает в себя не только занятия физкультурой и спортом, но и рациональное питание, правильный режим дня, привитие культурно-гигиенических навыков.
Целями трудового воспитания являются развитие ответственного и творческого отношения к труду. Здесь можно выделить 2 направления: хозяйственно-бытовое воспитание, формирующие навыки трудовой деятельности в быту, и профессионально-техническое воспитание. Особую роль в процессе трудового воспитания могут сыграть экскурсии на различные предприятия.
Одной из таких экскурсий было путешествие наших воспитанников на типографию. Дети познакомились со всеми этапами типографского дела: от создания дизайн-макета, до последнего и самого ответственного – создания переплета книги. В роли экскурсовода выступала мастер типографского цеха. Она рассказала детям, что теперь типография занимается не только печатью книг, спектр их услуг весьма широк – печать бумажных пакетов. листовок, этикеток, визиток, рекламных и информационных проспектов, календарей. Нам показали, как создаются макеты для печати: примером служили листовки а5 дизайн которых разработали специалисты типографии. Особенно привлекли внимание детей типографские станки-исполины, выдающие по несколько десятков готовых отпечатанных страниц в секунду. Рассказали нам и о методах нанесения цветных изображений, показали особенности различных видов переплета и создания ламинированных обложек. В конце экскурсии детям подарили кубарики с логотипом типографии, чему они были несказанно рады.
Подобного рода экскурсии играют роль не только в формировании профессиональных познаний. Они позволяют развивать коммуникативные навыки у детей и играют важную роль в формировании нравственности личности. Экскурсия развивает наблюдательность, обогащает знаниями об окружающем мире. В целом, экскурсия – универсальный метод, оказывающий значимое влияние практически на все формы такого сложного процесса воспитания. |