Настал очередной кофе-брэйк и все разбились на группы по интересам. Мы с девочками обсуждали аспекты творческого воспитания детей-сирот, делились опытом и своими методиками. Здесь я лишь подытожу основное направление нашего разговора.
Несомненно, можно утверждать, что каждый ребенок из детского дома несет в себе глубочайшие эмоциональные травмы, которые зачастую предопределяют его самостоятельную жизнь. Все это происходит из-за эмоциональной скованности, погружения в самого себя, накопления негативных эмоций. И если взрослый человек может осознать, что этот груз нельзя хранить в себе, а необходимо выплеснуть, то ребенок просто замкнется в себе. Поэтому так важно любым путем попытаться заставить его вывести эти эмоции наружу, а самым эффективным способом это сделать является арт-терапия. Именно творчество способствует самовыражению каждого ребенка, укрепляет его уверенность в себе, позволяет проявлять себя через что-то, высвобождать негативные эмоции посредством музыки, рисования, танца и др. Отсюда и черпают свои названия изотерапия, музыкотерапия, танцетерапия. Что касается проблемы выбора – можно конечно использовать их в комплексе, но здесь существует опасность просто-напросто перегрузить ребенка, что сведет на нет все усилия по реабилитации.
При выборе направления арт-терапии желателен индивидуальный подход, нужно обязательно учитывать те или иные предрасположенности ребенка. На мой взгляд, самым удобным и универсальным методом творческой терапии является изотерапия: рисуют абсолютно все – полистайте свои заметки с любого совещания и вы обязательно найдете на полях какую-нибудь зарисовку. А разрисованные столы и обои говорят сами за себя.
Что касается особенностей изобразительной деятельности у детей, нужно отметить, что этот процесс находится в тесной взаимосвязи с их общим развитием. Изотерапия позволяет совершенствовать как познавательную активность, так и эмоционально-волевую сферу: воображение, внимание, мышление, умение чувствовать и понимать прекрасное. Кроме того, изотерапия оказывает ряд положительных воздействий на организм ребенка. В процессе рисования активно задействована мелкая моторика рук, тонкие движения пальцев влияют на формирование ЦНС и развитие речи, а большое количество акупунктурных точек на кистях рук помогают формированию практически всех систем организма.
При проведении изотерапии есть несколько обязательных, но очень простых правил. Во-первых, необходимо определить место работы (это может быть любая достаточно хорошо освещенная аудитория, или же просто открытая природная среда, если позволяет погода). Затем необходимо пробудить интерес детей и сформировать цели и задачи – они должны четко определить, что и как они будут рисовать. Временной промежуток не должен превышать получаса, чтобы дети не успели сильно устать. По завершении занятия постарайтесь обсудить с ребенком его работу (обязательно старайтесь избегать критики, а, наоборот, всячески поддерживайте).
Самое важное в подобной работе с детьми – это терпение. Научите их доводить начатое до конца, а не бросать все дела на полдороги. Способность закончить начатое дело сформирует более уверенную, самостоятельную, целеустремленную личность. |