Логин: Пароль:  
Регистрация »
Поиск:  
Воспитание

Свежие статьи

Все статьи [31]

Подписка на новости

Имя:
E-mail:



Журнал распространяется по подписке. На него можно подписаться в любом почтовом отделении, вы найдете его в каталогах « Вся пресса России» и «Росспечать» с одним индексом - 44150. Подписка в Интернете: www.presscafe.ru  Ознакомиться с журналом можно на его сайте www.journaldetskidom.ru


CIROTA.RU

Rambler's Top100

Благотворительная программа «Милосердие - детям»
 Воспитание
Все статьи / Воспитание / Особенности процесса обучения
 
Особенности процесса обучения
 
"...и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем". Екклесиаст 1, 13"
 


Обучение детей-сирот, как правило, более затруднено, чем обучение детей, проживающих в семьях. Это связано с целым комплексом причин, среди которых выделяются следующие:

papers-object-10.jpg


1. Разрыв, отсутствие прочной связи с семьей приводит к нарушению психологического развития личности ребенка, и как следствие - к выраженной депривации эмоциональной сферы. Это порождает неуверенность, чувство неполноценности, ненужности, а отсюда - трудности во взаимоотношениях с педагогами, сверстниками и запрограммированная неуспешность в обучении.


2. Как правило, большинство (до 80%) детей-сирот страдают выраженными нарушениями физического и психического развития. Естественно, что обучение в обычной школе чаще всего оказывается малорезультативным и только укрепляет ребенка в чувстве внутренней неполноценности, провоцирует его на агрессивное, конфликтное поведение. Сироты чаще других детей попадают в разряд "труднообучаемых", "трудновоспитуемых" и просто нежелательных учеников для многих, даже очень хороших учителей.


3. Нарушения в формировании эмоциональной сферы и связанные с этим психологические проблемы, а также негативное отношение педагогов и сверстников приводят к тому, что у детей - сирот отсутствует интерес к учебе, мотивация к обучению снижена или практически отсутствует. Такие ученики не проявляют интереса к занятиям, и естественно, что их успеваемость ниже, чем у других детей.

papers-object-11.jpg


Таким образом, перед педагогами встает широкий спектр задач, требующих разрешения. Анализ результатов диагностики позволил нам выделить следующие задачи - направления работы:

1. Создание теплой семейной атмосферы с применением методик психокоррекции, способствующих снятию последствий эмоциональной депривации, вызванной разрывом связи с матерью. Основа реализации этой задачи - это построение семейной модели воспитания, когда дети ощущают наличие всех компонентов нормальной семьи: чувство дома, где тебя любят и ждут; чувство родительской заботы, когда тебя принимают таким, какой ты есть; чувство локтя и взаимной поддержки, возникающее между детьми, растущими вместе в одной семье.

2. Учет психофизиологического состояния ребенка и выбор форм и методов обучения, исходя из индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

У нашего Дома нет своей школы, и мы вынуждены отправлять детей в школы города и района. При этом нам удалось организовать учебный процесс так, что каждый ребенок может выбирать учреждение образования согласно своим способностям. Стоит отметить, что обучение воспитанников в обычной школе имеет ряд несомненных "плюсов":

1. Дети имеют возможность общения со сверстниками из обычных семей, что увеличивает объем связей и ролей, доступных детям.
2. Нарушение гендерного баланса в системе общения воспитанников препятствует нормальной социализации и формированию системы адекватного ролевого поведения, что в будущем может сказаться на идентификации их в семейной жизни. Обучение в городских школах помогает в значительной степени сгладить этот дисбаланс, хотя заимствуемые образцы межполового общения не соответствуют нашему пониманию роли мужчины и женщины и противоречат закладываемым нами мировоззренческим установкам.

papers-object-13.jpg
Большинство наших детей учится в Лавровской средней школе, находящейся в 4 километрах от Дома. Диагностика, проводимая педагогами детского дома при поддержке педагогов школы, позволяет нам отслеживать успехи и неудачи наших детей, варьировать формы индивидуальных занятий, которые проводят как педагоги Дома, так и специально приглашаемые репетиторы. Вообще, когда наши дети впервые пришли в Лавровскую школу, учителя и родители учащихся были в ужасе. Они ждали больших проблем. Мы тоже опасались, что вхождение воспитанников в школьную жизнь будет трудным. Однако наши опасения развеялись уже после первой четверти. Дети относительно успешно вписались в систему школьных отношений, а на родительских собраниях основное время уделяется вопросам дисциплины и успеваемости местных, "семейных" детей.

Воспитанники, добившиеся наибольших успехов по итогам учебного года, имеют возможность перехода в любую городскую школу. Так, по итогам 2000-2001 учебного года четверо наших воспитанников было переведено в школу - гимназию, считающуюся лучшей школой города. Естественно здесь есть определенные трудности, поскольку уровень преподавания здесь значительно выше, кроме того, пришлось изучать второй иностранный язык, преодолевая двухлетнее(!) отставание. Однако по прошествии первой четверти стало ясно, что наши дети могут преодолеть и собственные пробелы в знаниях, и некоторую (поначалу) настороженность учителей и администрации школы.

Особое внимание уделяется обучению воспитанников, имеющих трудности в развитии. Мы наладили сотрудничество с коррекционным классом городской школы №1 и специализированной школой - интернатом, где обучаются наши воспитанники, имеющие нарушения психологического и интеллектуального развития. Это, а также психокоррекционная работа педагогов, психолога, логопеда и врача детского дома приносит зримые результаты.

3. Формирование положительной мотивации к обучению и самообразованию. Эта задача является основной, поскольку чаще всего перелом негативного отношения к учебе у воспитанника детского дома является переломом и всей запрограммированной ущербности внутреннего "Я", чувства неполноценности и ненужности. Смена мировоззрения, смена самооценки, смена жизненных приоритетов приводит к активному развитию личности, и тогда дети, на которых все уже махнули рукой и навесили ярлык "необучаемый", начинают просто творить чудеса. Основная роль в формировании позитивной учебной (и жизненной) мотивации принадлежит самим детям. Мы лишь предлагаем им четкие и ясные перспективы их будущего, весь спектр возможностей, которые предоставляет им жизнь в Доме. Они сами делают осознанный выбор, и выбор этот, как правило, связан с положительной самореализацией.

papers-object-12.jpg
Несмотря на успешное сотрудничество со школами города, мы рассматриваем как насущную и жизненно важную необходимость создание собственной школы. Эта идея возникла у нас давно, когда детский дом только формировался. И этому есть объяснение: - обучение в городских школах снижает эффективность нашей работы, поскольку там наши воспитанники - всего лишь одни из сотен учеников, и говорить об индивидуализации обучения здесь просто не приходится; - обучение в школах города строится без учета православных устоев, а преподаваемый пример (в том числе, и общение со сверстниками) приводит к проблемам поведения и препятствует созданию "иммунитета" против негативных проявлений самореализации и самоидентификации.

Понимание нами смысла будущей школы выражается в понятии "адаптивность". Мы вкладываем в это понятие следующие принципы:

1. Вариативность программ обучения, предполагающая составление учебных планов, исходя из возможностей ребенка: для более способных учеников будет усилен образовательный блок, для более слабых - блок трудового обучения и физического развития.
2. Индивидуализация обучения на основе гибких универсальных программ, позволяющих учитывать весь спектр потребностей и особенностей каждого конкретного ребенка.
3. Активное использование программ самообразования с предоставлением ученику широких возможностей выбора форм и методов обучения на основе индивидуального плана развития.
4. Создание и реализация комплексной программы коррекционно-восстановительного и лечебно - оздоровительного воздействия на детей с проблемами в развитии.
5. Реализация системного подхода в отношениях воспитанник - педагог - учитель - специалист, предполагающая активное взаимодействие всех участников педагогического процесса с верховенством интересов ребенка.
6. Обучение в школе детей (в основном девочек) из города и района. Это позволит расширить круг общения наших воспитанников и более тонко регулировать решение проблем меж полового взаимодействия и воспитания.

Сейчас наша концепция адаптивной школы находится в процессе разработки и сдерживается недостатком средств и кадров. Мы считаем задачу создания собственной школы одной из важнейших и ведем поиск единомышленников.


 
30.01.2006, 14:48:59
Протоиерей Андрей Воронин
 

 

Добавить комментарий

 

Имя:
E-mail:
Заголовок:
*Сообщение:
 

 

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi & Илья
©® Vinchi Group 2005

0.00608 сек.