Логин: Пароль:  
Регистрация »
Поиск:  
Воспитание

Свежие статьи

Все статьи [31]

Подписка на новости

Имя:
E-mail:



Журнал распространяется по подписке. На него можно подписаться в любом почтовом отделении, вы найдете его в каталогах « Вся пресса России» и «Росспечать» с одним индексом - 44150. Подписка в Интернете: www.presscafe.ru  Ознакомиться с журналом можно на его сайте www.journaldetskidom.ru


CIROTA.RU

Rambler's Top100

Благотворительная программа «Милосердие - детям»
 Воспитание
Все статьи / Воспитание / Спорт, здоровье и психокоррекция
 
Спорт, здоровье и психокоррекция
 
В отличие от многих государственных детских домов, ставящих во главу угла своей деятельности физическое здоровье детей, наш коллектив придерживается точки зрения на воспитание, как на формирование иерархически ценностной соподчиненной системы, во главу которой ставится воспитание духа, затем, - психологическая помощь и коррекция и, наконец, - укрепление организма, и формирование здорового образа жизни. Это вовсе не означает, что забота о здоровье детей находится на последнем месте.
 

papers-object-5.jpg
Мы принимаем детей по направлению департамента образования Костромской области. Большая часть из которых физически недоразвита, имеет целый "букет" заболеваний. Система здравоохранения у нас поставлена точно также, как и в типовых учреждениях и курируется облздравотделом. И тем не менее...



Каждый педагог, работающий в детском доме должен понимать, что практически у всех наших детей определённые зоны отставания возникают достаточно рано, ещё в дошкольном детстве, и в силу отсутствия постоянной работы по их преодолению, не только, как правило, не исчезают, но и усугубляются.



papers-object-6.jpg
В частности, интеллектуальное развитие детей, растущих вне семьи, отличается дисгармоничностью. Это объясняется, в первую очередь, тем, что эти дети в младенческом и раннем возрасте испытывают так называемый "сенсорный голод": не получают достаточного количества стимулов - зрительных, слуховых, осязательных и др. Для описания подобных жизненных условий пользуются понятием "обеднённая среда". Такая среда вредна для человека в любом возрасте, а для ребёнка она особенно губительна, т. к. необходимым условием для нормального формирования психики на раннем этапе развития является достаточное количество внешних впечатлений. Те же участки мозга ребёнка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Это в свою очередь, приводит к тому, что происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития. Ограниченность конкретно-чувственного опыта ребёнка отрицательно сказывается на формировании наглядно-образного мышления и восприятия, что проявляется в недоразвитии невербального интеллекта. Формируясь в деятельности, любая форма мышления требует для своего развития практики решения задач, проблемных ситуаций. Создать такие ситуации в стенах детского дома крайне сложно, т. к. привычная, знакомая обстановка не может выступить в роли стимулирующей среды. Как показывает опыт, обогатить конкретно-чувственный опыт ребёнка без расширения "пространства обитания" практически невозможно.



papers-object-37.jpg
Кроме этого, начиная с самого раннего возраста, у воспитанников детских домов развитие всех аспектов "я" не просто отстаёт, но имеет качественно иную форму, развивается по другому типу. У них складывается, в частности, устойчивая заниженная самооценка. А из-за большого дефицита родительской любви - отсутствие чувства элементарной уверенности в себе.

Можно предположить, что именно поэтому для наших детей характерна ограниченность мотивации, её однообразие и привязанность к непосредственной жизненной ситуации, которая сохраняется на протяжении всего периода пребывания в детском доме. Мотивы отдалённой перспективы оказываются практически невыраженными, что может неблагоприятно сказаться на всём ходе становления личности.

papers-object-38.jpg
В повседневной жизни каждый человек, практически ежесекундно, вынужден анализировать и синтезировать огромное количество информации всех уровней, на основании которых он мотивирует и совершает свои поступки. Если у ребенка имеется задержка психического развития той или иной степени сложности (как у всех наших детей без исключения), то ребенок не успевает адекватно реагировать в быстро изменяющейся ситуации, результатом чего становится пассивность, апатия, а порой - агрессия на сверстников. С возрастом наступает еще большая деградация.

Когда мы начали водить детей в походы, то основной целью во-первых, было создание неформальной обстановки в общении, во-вторых, - преодоление "потребительства" и обучение основным навыкам самообслуживания и, пожалуй, главное - под куполом неба и у костра беседы о Боге, человеке и космосе приобретают совсем иную глубину.
papers-object-33.jpg
В сложных походах мы неожиданно для себя обратили внимание на один существенный факт: самый "тяжелые" дети удивительным образом адаптировались к непростым, в плане комфорта и выживания, ситуациям. Оказывается, в экстремальных ситуациях число жизненно-важных задач сводится к минимуму, они становятся для них понятными. Наши "тяжелые" дети начинали на глазах раскрепощаться и удивительно уверенно вливаться в коллектив. Мы смогли по-новому посмотреть на некоторых наших воспитанников и пересмотреть наши педагогические методики и подходы ко многим из них. Теперь поход превратился из пусть трудного, но все же - отдыха, в кропотливую работу, где ставятся и решаются конкретные педагогические задачи. Результаты нас удивили. За 10 дней трудного похода (при высококвалифицированном персонале, как у нас) мы добивались таких же результатов, как за 10 месяцев! В духовном плане ситуация также очень благоприятная: в экстремальной ситуации человек чаще задумывается на темы окружающего мира, своего места в нем, о взаимоотношении с ближним, о самоотдаче и подвиге, о чести и мужестве. Таких результатов можно добиться лишь в реальной экстремальной ситуации (высокогорье, пещеры, вода, Арктика, глубокая тайга и пустыня, походы зимой). Многие наши дети прекрасно владеют альпинистскими навыками, спускались в суровые пещеры, проходили горные перевалы, совершают регулярные многодневные зимние походы на лыжах даже в 20-градусный мороз, с ночевками в палатках (не было даже насморка), походы под парусом и на веслах.




papers-object-34.jpg
Таким образом, задача из чисто практической области приобрела и научную специфику. Мы ее назвали "психофизиологическая коррекция детей группы риска в экстремальных условиях природной среды". В этом году ставилась задача попытаться простимулировать психофизиологическую деятельность наших детей на фоне их полового созревания в условиях высокогорья, т.е. попытаться использовать "атом" (пубертат) в мирных целях. В качестве "опытной площадки" был выбран северный склон г. Эльбрус. Как поведет себя детский организм на такой высоте, - можно было только гадать. Наши поиски каких бы то ни было материалов на эту тему не увенчались успехом. Подготовка к экспедиции началась с сентября 2000 г. Детям сразу сказали, что в экспедицию поедут не все, а только 12 человек. Критерии формирования сборной были следующие: дисциплина, успеваемость (очень опасный критерий, - в нашем случае мы имели в виду желание учиться и упорство, а не конечный результат, поскольку возможности у детей слишком разные), труд, участие в тренировках (бег на 4-5 км два раза в неделю, ОФП, закаливание - купание круглый год в реке).
papers-object-35.jpg
Была разработана шкала оценок и штрафов. К середине учебного года результаты не просто обнадежили нас, - они нас удивили. Дети перестали болеть. Резко возросла успеваемость, дисциплина и работоспособность (5 детей были переведены на учебу в элитную гимназию). В мае была сформирована команда из 14-ти детей и 5-ти взрослых участников. Младшим детям - 9 лет. 25 июля экспедиция прибыла в Кисловодск, однако, из-за воинской спец. операции на севере, пришлось резко изменить маршрут и идти с юга, со стороны пос. Терскол. Поскольку в группе присутствовали маленькие дети, было принято решение идти по гималайскому типу: с промежуточными лагерями на высотах 3900 м, 4100 м (скальная гряда над Приютом-11) и 4760 м (скалы Пастухова). На акклиматизацию предполагалось затратить от 10 до 14 дней. Во время подъема и на стоянках постоянно велось наблюдение за самочувствием каждого участника (измерялось давление, частота пульса, ритмика сердцебиения), а также постоянно проводилась система психологического тестирования детей на предмет их самооценки, оценки окружающей обстановки и своего места, взаимоотношений внутри коллектива. Погода нас не баловала: каждую ночь бушевала гроза, лил дождь, валил снег, сильный штормовой ветер дул, практически, не переставая. Скорость акклиматизации детей была очень хорошей. Серьезных отклонений не наблюдалось.
papers-object-36.jpg
После нескольких дней занятий на снежно-ледовых склонах, 30 июля базовый лагерь был установлен на высоте 4100 м.. 1-го августа, в 12-00, флаг детского дома был поднят на Западной вершине г. Эльбрус (высота 5642 м) 1-й группой восходителей, в состав которой вошли: Анатолий Пилин (11 лет), Илья Лебедев (11 лет), Олег Горохов (14 лет), Максим Смирнов (15 лет). На следующий день, 2-го августа, наш флаг развевался над Восточной вершиной (высота 5621 м.). Туда он был поднят второй группой, в состав которой вошли братья-двойняшки Антон и Саша Ковригины (10 лет) и Анатолий Кочкин (11 лет). Наши исследования спонсировались фирмами "ОТЕМ" и "Kami-Станкоагрегат". Был снят двухчасовой фильм. Еще раз хочется отметить, что восхождение на Эльбрус не было целью экспедиции. Оно явилось итогом упорной и планомерной работы и тренировок в течение нескольких лет. Этот итог оказался несколько неожиданным даже для нас, взрослых! Прекрасная физическая и техническая подготовка, воля и мужество сделали из детского разновозрастного коллектива сплоченную команду! Был развеян очередной миф о недопустимости пребывания детей в высокогорной зоне, о непоправимых последствиях для их здоровья. Действительно непоправимым является то, что все они хронически "заболели" горами.




Не говоря об интересном спортивном достижении, научные и практические результаты экспедиции уникальны. Полученные результаты настолько интересны, что мы планируем выпустить отдельную книгу, посвященную этой тематике.

Из экспедиции мы привезли совсем других детей. Илья Лебедев, никогда ранее не писавший стихов и никогда ранее не бравший ни карандаша, ни кисти в руки написал такие строки:


papers-object-39.jpg
Величавый Эльбрус! Ты красив и могуч!
Будем помнить тебя мы всегда.
Не забыть никогда высоту твоих круч
И вершин, что глядят в облака.

Там и солнце другое, и воздух другой,
Локоть друга надежней и крепче.
Тяжело если в горы попал ты один,
А с друзьями и проще и легче.


Не говоря об интересном спортивном достижении, научные и практические результаты экспедиции уникальны. Полученные результаты настолько интересны, что мы планируем выпустить отдельную книгу, посвященную этой тематике.


Оставшиеся в детском доме тоже неплохо провели время и встретив нас, заявили о своем обязательном участии в следующей экспедиции. Тренировки возобновились. Мы планируем продолжать подобные экспедиции и исследования в будущем. Уже появилось множество проектов и интересных предложений. Однако следует особо отметить следующее:

Подобные исследования без особой профессиональной подготовки взрослых, специальных навыков работы в экстремальных условиях проводить НЕЛЬЗЯ!!!




papers-object-32.jpg
По оценке главного районного педиатра, наши дети являются самыми здоровыми в городе и районе. Внутри детского дома действует постоянно секция борьбы. Прекрасно оборудованный зал позволяет вести занятия на высоком профессиональном уровне. Среди наших мальчишек уже появились победители соревнований различного уровня по вольной борьбе, самбо и дзюдо. Большое внимание уделяется футболу, настольному теннису, лыжам, баскетболу. Мы считаем, что в спортивном отношении многих наших ребят ждет большое будущее. Очень интересен факт, что по психологической выносливости, которая столь необходима в спорте и является необходимым залогом успеха, наши дети также превосходят большинство своих сверстников.

Таким образом, забота о физическом здоровье наших детей находится в органической взаимосвязи с развитием духа и психики. Крылатое выражение "в здоровом теле - здоровый дух" не является фактически верным, и возникло в советскую эпоху, когда под духовными ценностями понимали культуру. Впервые это выражение встречается у древнего классика Ювенала и звучит дословно так: "в здоровом теле здоровый дух встречается редко"(!), - это мудрость древних. Не умаляя значения здоровья, не стоит его ставить во главу угла педагогической деятельности, но пытаться использовать его как мощнейший инструмент коррекции.

В заключении следует добавить, что необычные, нестандартные, трудные, но привлекательные для подростков ситуации могут выступать мощным мотиватором изменения своей жизни, стремления достичь результатов и многого другого.

 
28.10.2005, 14:53:12
Протоиерей Андрей Воронин
 

 

Комментарии

 

Андрей [гость]

25.11.2005, 20:55:15

 

Прекрасный опыт

Прекрасный опыт продемонстрировал отец Андрей Воронин со своими детьми.

 

Добавить комментарий

 

Имя:
E-mail:
Заголовок:
*Сообщение:
 

 

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi & Илья
©® Vinchi Group 2005

0.00559 сек.