Логин: Пароль:  
Регистрация »
Поиск:  
Воспитание

Свежие статьи

Все статьи [31]

Подписка на новости

Имя:
E-mail:



Журнал распространяется по подписке. На него можно подписаться в любом почтовом отделении, вы найдете его в каталогах « Вся пресса России» и «Росспечать» с одним индексом - 44150. Подписка в Интернете: www.presscafe.ru  Ознакомиться с журналом можно на его сайте www.journaldetskidom.ru


CIROTA.RU

Rambler's Top100

Благотворительная программа «Милосердие - детям»
 Воспитание
Все статьи / Воспитание / Основные идеи воспитания в Ковалевском Детском Доме
 
Основные идеи воспитания в Ковалевском Детском Доме
 
"Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них, и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" Матфей 18, 2-3
 

Наш скромный труд ни в коей мере не претендует на богословский трактат. Однако мы вынуждены коснутся в самой краткой форме некоторых фундаментальных аспектов православного вероучения, поскольку на них базируется вся воспитательная концепция Ковалевского детского дома. Здесь нет никаких теоретических "новаций": те положения, о которых речь пойдет ниже, известны Церкви вот уже 2000 лет. Быть может, наш опыт интересен тем, что на постсоветском пространстве нам, одним из первых, посчастливилось заняться реальным творческим делом, которое опиралось на бесценный монолит Церкви, а не эфемерное болото выхолощенной материалистической утопии.

Цель нашего учреждения - воспитание гармоничной, свободной и творческой личности гражданина и патриота, которое, на наш взгляд, возможно лишь в лоне православной традиции, свидетельством чего является тысячелетняя история России.

Поскольку главным отправным объектом нашей деятельности является ребенок, то сначала постараемся понять, что есть Человек в целом, в свете христианской антропологии. Каждый человек, в представлении христианства, является венцом творения, образом и подобием Бога, т.е. является абсолютной ценностью. Как объект, человек есть совокупность трех составляющих: в православной традиции эти компоненты представлены как дух, душа и тело. Будучи иерархически - соподчиненными, они органически составляют единое целое и определяют жизнь каждого индивидуума в трех ведущих сферах: духовной, интеллектуально-поведенческой и психофизиологической.

Дух нематериален, - поэтому неосязаем и невидим. Его существование отрицается материалистической идеологией. Но именно дух является тем стержнем, тем системообразующим смысловым компонентом, который формирует человека, как единое целое, как личность, созданную по образу и подобию Божию. Это своеобразная вертикальная составляющая, иная координата бытия.

Душа постигается нами как совокупность сознательной (куда входит и подсознательное), эмоциональной и волевой сфер деятельности человека. Эти сферы взаимосвязаны друг с другом духовно-нравственными стержнями. При ослаблении духовно-нравственных связей, при "деформации" или "ломке" этих стержней, некогда гармоничная структура теряет целостность: возникают своеобразные "сдвижки блоков". Подобным образом разваливается детская пирамидка, если удалить центральный стержень.

Тело - это внешняя физическая оболочка, в которой обитает душа. В нашем случае под телом мы понимаем физиологические составляющие, то есть набор характеристик, позволяющих человеку реализовывать свои жизненно важные потребности.

Помимо триединой данности, жизнь каждого человека имеет сокровенный смысл. Православие учит нас, что смыслом жизни каждого человека является его спасение. Это важнейшее понятие христианства одновременно является как конечной целью, так и путем к этой цели. В качестве цели, - спасение это соединение с Богом, являющимся также Абсолютом Бытия, Истиной и Любовью. Это соединение осуществляется посредством божественной энергии - благодати, преображающей человеческую природу. В результате, познавая Истину и Любовь, человек обретает подлинную свободу, которая выводит человека на иной план бытия. Достижение подлинной свободы осуществляется в соединении замысла и воли Творца со свободной волей человека. Другими словами, без желания и участия самого человека, спасти его и сделать счастливым невозможно. Свобода, являясь божественной категорией, дана также и человеку, как образу и подобию Творца.

Христианство учит нас, что, утратив связь с Богом, человек утратил смысл бытия, а также и подлинную свободу, сохранив лишь фрагментарные представления о ней и непреодолимую генетическую тягу. Причиной этого разрыва явился грех - страшная болезнь души, приводящая к деформации и ломке у каждого человека тех самых духовно-нравственных стержней. В результате этого произошел еще один разрыв, но уже внутри самой души, - между ментальной, эмоциональной и волевой сферами. Потеряв Бога, человек потерял и себя. В жизни каждого происходит то же что и в известной басне о лебеде, раке и щуке: думаю об одном, хочу другого, а делаю третье. Опрокидывается шкала ценностей и все становится с ног на голову: физическое тело из сосуда и функционального атрибута превращается в смысловой центр жизни. Во главу угла ставится получение телесных и эмоциональных наслаждений, и, соответственно, - здоровье и продолжительность жизни. Это напоминает ситуацию, когда взбунтовавшаяся лошадка (плоть) несет, куда ей заблагорассудится завороженного скоростью, чувством ощущения полета, всадника (ум), пока оба не расшибутся насмерть. И здесь спасение человека может происходить следующим образом: первый этап - осознание, второй - мобилизация духовно нравственных сил, третий - поиск пути, четвертый - сам путь - очень тернистый, полный опасностей и скорбей, и, тем не менее, - единственный путь утраты иллюзий, обретения свободы и счастья.

Свобода не бывает абстрактной: она либо абсолютная - в Боге, либо конкретная в свободе от чего-то. Когда кто-либо начинает рассуждать о свободе личности, или свободе вообще, то за этим, в лучшем случае, скрывается непонимание предмета, в худшем - демагогические манипуляции, целью которых является подмена основных понятий и смысловая дезориентация. В христианском контексте свободу мы понимаем как свободу от греха (в противоположность современным либералам, навязывающим обществу свободу от морали, долга, ответственности и т. д.). Что же такое грех? Весь космос: как его физическая, так и духовная составляющие, - построен по определенным законам. Если некоторые законы материального мира нам известны из школьных учебников физики, то где искать законы духовные? Бог есть Любовь. Любовь и гармония являются принципами и камертоном бытия. Абстрактной любви, как и абстрактной свободы, не существует. Она конкретна и направлена. Входя в нашу жизнь, Она, преломляясь через многогранный кристалл бытия, распадается, словно солнечный луч, на причудливую радугу составляющих, пронизывающих как самого человека, так и всю систему его взаимоотношений с окружающим миром. Человек вступает в отношения с Богом, самим собой, другими людьми и Космосом. Когда при этом нарушается закон любви (один из его многочисленных аспектов), совершается грех. Библия есть самый полный, поэтический, образный, боговдохновенный свод таких законов. Поистине чудом является то, что каждый человек, будучи образом и подобием Творца, несет в себе духовно нравственный эталон - совесть (со-весть(!)). Таким образом, нарушая заповедь, идя против совести, человек совершает грех. Если нет закона, то нет и преступления. Незнание законов не освобождает от ответственности.

Интересно, что слово "грех", по-гречески - amartia - означает промах, отклонение от цели. Этот термин использовали стрелки из лука. "Педагогика" тоже греческий термин и означает он дето вождение, - т. е. ведение детей по некоему пути. Дорог много. Куда они ведут? Какую из них выбрать? Лишь только один путь ведет к спасению. В реальной жизни мы все, без исключения, находимся либо в бесцельном блуждании, либо в поиске, либо в преодолении этого пути длиною в жизнь. Следовательно, традиционное понятие о воспитании, как о взаимоотношении учителя и ученика в данном контексте становится искусственным, поскольку взрослые и дети следуют по одной дороге и являются спутниками. Любой путь становится легче, когда рядом находятся близкие люди. Преодолевая смертельно опасное расстояние, чужие друг другу люди становятся ближе. Христианское обращение "брат", "сестра", "мать" и "отец" ко всем ближним полно удивительного смысла и пафоса. Велико значение кровного родства. Еще крепче узы родства духовного.

Итак, истинное воспитание есть процесс обоюдный, как для педагога, так и для ребенка и один есть для них Учитель - Господь наш Иисус Христос.

Учитывая вышесказанное, сделаем очень важное замечание: термины "воспитатель", "педагог", "воспитанник" далее в тексте применяются условно, для различия взрослых от детей. Они не несут привычную смысловую нагрузку.

Трудно переделать человека. "Горбатого - могила исправит", - гласит народная мудрость. Однако, за всеми поступками, которые мы совершаем, лежит мотив и воля конкретного индивидуума. Мотив, в свою очередь, базируется на системе ценностей каждого человека. Формируя духовно-нравственные стержни, можно изменить мотивацию и, соответственно, поведение. Воспитание как раз и является созиданием системы ценностей личности. По нашему мнению, лишь семья может полноценно справиться с этой задачей. Семья, как островок любви, позволяет ребенку усвоить опыт поколений во всей его сложности и многогранности в самой естественной и логичной форме, одновременно давая чувство опоры и уверенности в своем прошлом, настоящем и будущем. Только православная семья, используя тысячелетний опыт христианского воспитания, может обеспечить преемственность поколений. Только православная семья с богатыми традициями может помочь ребенку обрести опыт человечности, Добра, Любви, научить его прощать ошибки и принимать других людей такими, какие они есть, не разделяя их на своих и чужих, плохих и хороших.

Для православной семьи Церковь - главный и незаменимый духоносный источник. Всю свою жизнь христианин проводит вместе с Церковью, с Богом; в ней он видит источник бытия, опору, ищет утешения, с ней он делит свои радости, с ней он рождается, живет и умирает. Церковь помогает семье сохранять и преумножать традиции, а без традиций семья прекращает свое существование, превращаясь в некое формальное и аморфное образование. Церковь и Семья не могут существовать друг без друга, они теснейшим образом связаны между собой и проникают друг в друга, поскольку Церковь помогает Семье поддерживать традиции, а сама, в свою очередь, состоит из множества семей, по сути, являясь большой Семьей, связанной единым прошлым и определяющей свое будущее.

Кризис современного российского общества и государства вызван именно разрывом этой связки, объективно неразрывной. Семья была оторвана от Церкви, утратила свои традиции и тем самым лишила себя будущего. Этим обуславливается современное положение семьи, ее духовный кризис, ее упадок и разрушение. Проблема социального сиротства - это следствие утраты веры, традиций, потери мировоззренческой базы в лице Православной Церкви.

Дух, душа и тело существуют неразрывно, существуют в своем единстве и противоположности, и, не будучи равнозначными, образуют иерархическую подчиненность, где во главе находится дух, как своеобразная формула бытия, как его вертикальное, иное измерение. Жизнь человека - это непрерывная борьба с самим собой, со своим телом, со своими страстями; это борьба Инстинкта и Духа, в которой Разум выбирает свою позицию, исходя из смысловых и волевых установок. Человек живет во всех этих ипостасях одновременно, он не может убрать какую-либо из своих составляющих, которые образуют целостную неразрывную систему. Именно поэтому нельзя воспитать Человека, не развивая в нем понимания, чувства и способности управления компонентами его бытия в их иерархической подчиненности.

Формирование человека, как полноценного члена общества, происходит в тесном взаимодействии двух компонентов: традиций православного семейного воспитания и церковной соборной жизни. Человек из объекта воспитания становится активным участником общественной жизни, способным решать свою судьбу, разумно пользуясь изначально данной свободой выбора. Свобода не означает возможности следования безответственным желаниям, она налагает на человека огромную ответственность и заставляет его осознанно ограничивать многие свои инстинкты и устремления. Кроме того, существует определенный ряд обязанностей, которые выработаны как веками человеческого существования, так и Божественным Откровением, следование которым способно сделать человека счастливым. В случае противопоставления себя и своей свободы этим нормам происходит разрушение духовно - нравственных основ личности, за которым следует выпадение из социума, деградация человека, его вырождение до уровня животного. Весьма важными составляющими бытия Личности является ее социальный и культурный аспекты. Они позволяют адекватно понимать, ориентироваться и органично включаться в современную жизнь.

Исходя из вышеизложенного, мы выработали систему принципов и задач, на которых основывается наша деятельность. Основными принципами нашей деятельности являются:

Раздельное воспитание мальчиков и девочек.

Этот принцип можно обосновать, исходя из следующих положений:

Мы являемся сторонниками раздельного воспитания, традиции которого были утерян во время реформы школы 60-х годов. Стоит отметить, что все элитные школы Европы и Америки придерживаются этих традиций и сейчас. Это связано с психологическими особенностями развития и становления личности мужчины и женщины.

Практически все дети, попадающие в детские дома, были свидетелями аморального поведения близких родственников (у многих дома - настоящие притоны), либо сами пережили сексуальное насилие, что привело к психологическим нарушениям. Бурный рост в период полового созревания и проявляющиеся физиологические инстинкты, в силу задержки психического развития, не находят должного выхода и не контролируются со стороны интеллектуально - волевой сферы, что может привести к нежелательным последствиям в плане "сексуального просвещения", ярким примером чего служит ситуация в типовых детских домах (о чем не принято говорить в официальной практике).

Для нашего контингента детей характерна повышенная возбудимость психических процессов. Излишнее общение с представителями противоположного пола служит причиной расторможенности, провоцирует агрессию и другие патологические проявления.

Не имея духовно-нравственных критериев, опыта положительного общения и самореализации, дети- сироты, в отсутствие должного контроля, пытаются строить отношения по принципу "волчьей стаи". Появление девочек вызывает реакцию и потребность самоутверждения. А какое самоутверждение может быть в стае? Только силой. Естественное продолжение этого - дедовщина (кстати, тоже весьма типичное явление для государственных детских домов).

Православный характер воспитания.

Основа нашей воспитательной системы - тысячелетний опыт Православной церкви. По накопленному духовному образовательному потенциалу православие не имеет равных, и отрицать или игнорировать этот опыт мы просто не имеем права.


Семейственность и традиционность.

Только семья, и не просто семья, но семья традиционная, православная, способна воспитать полноценного человека, способного жить и приносить пользу обществу. Мы не можем дать нашим детям настоящих родителей, но наши педагоги делают все, чтобы создать неповторимую обстановку Добра, дать воспитанникам чувство внутренней безопасности, которые являются признаками настоящей семьи.

Принцип общинности.

Наше общество сегодня переживает не лучшие времена. Скажем точнее: оно вырождается. В обществе деморализованном, разлагающемся, подпавшем под влияние чуждой культуры и отринувшем освященные веками идеалы и традиции, даже самая идеальная семья не способна противостоять этому разрушительному воздействию. Поэтому наша цель - создание небольшого "островка", группы семей, людей, единомышленников, способных хотя бы в малом не поддаваться на соблазны "открытого общества". Поймите нас правильно: мы не против открытого общества, мы против тех агрессивных методов, какими насаждается современная поп-культура и против той практически открытой войны, которая сегодня ведется против русской культуры, православия и веры.
Церковь имеет соборную природу, что означает единство в Духе и Истине во множестве свободных и целеустремленных личностей, которые, в свою очередь, и составляют общины, формируемые по географической принадлежности (приход, район, воинская часть и т.д.), или по корпоративной Православная община является именно тем организмом, вне которого даже весьма сильному внутренне человеку практически невозможно сохранить неповрежденной систему положительных духовно-нравственных ценностей. Субъективная оценка, как собственного внутреннего состояния, так и внешнего мира является той питательной средой, где незаметно вызревает гордыня, эгоистические устремления и самообман. Одиночка обречен на непрекращающуюся и изнурительную нравственную борьбу. Не имея поддержки единомышленников, такой человек устает и начнет сдавать свои позиции одну за другой. Община является "большой семьей", заботящейся о своих членах, как много бы их ни было.

Комплексность и индивидуализация воспитательного воздействия.

Принцип комплексности традиционно является одним из основных принципов воспитания. Для наших детей это особенно важно, поскольку их проблемы именно комплексные. Это и тяжелое духовно-нравственное повреждение, и психологическая травма, и нарушения физического развития, и педагогическая запущенность и связанные с этим проблемы обучения, и социальная незащищенность и объективное отсутствие возможности реализовать гарантированные законом права. Все это требует целенаправленной, комплексной работы духовника, педагогов и всех специалистов Детского дома, индивидуализации программ реабилитации и использования самого широкого спектра методов.

Практическая ориентированность (адаптация к реальной жизни).

Основная проблема и основная беда государственной системы призрения детей - сирот - это оторванность воспитательных программ от жизни. Выпускники детских домов абсолютно не приспособлены к жизни, они не имеют навыков самообслуживания, не могут защитить свои права и в результате пополняют армию бомжей и преступников, продуцируют собственные неудачи на своих детях. Мы стремимся вырастить активных людей, приспособленных к жизни. Этому способствует семейная организация воспитания и система профессиональной и трудовой подготовки.

Основными задачами нашей деятельности мы видим следующие:

Воспитание гармоничной личности на основе принципов православной педагогики

Создание благоприятных (комфортных) условий, приближенных к домашним, способствующих медико-педагогической и социальной адаптации детей-сирот.

Способствовать сохранению и укреплению соматического здоровья детей.

Обеспечение социальной защиты детей, оказание помощи в трудоустройстве и решении жилищно-материальных проблем выпускников.

Развитие индивидуальных особенностей детей, формирование навыков культуры и адекватных форм поведения.

Способствовать развитию социально-бытовых и коммуникативных навыков, формирование потребностей к саморазвитию и самореализации.

Создание условий для осознанного выбора и профессионального самоопределения воспитанников.


Опираясь на вышеизложенное, мы предлагаем для реализации следующую модель воспитания. Мы считаем, что основным способом жизнеустройства детей - сирот является замещающая семья, целью которой является воспитание ребенка в реальной семье, связанной родственными отношениями под опекой и при поддержке Детского Дома. Однако на сегодняшний день активное использование этого варианта жизнеустройства детей - сирот сдерживается рядом факторов. Подробно об этом говорится в статье "Патронатная семья".

Полагая, что нормальное развитие человека может происходить только в семье, мы вынуждены реализовывать программы воспитания в рамках искусственно создаваемых "семей", состоящих из групп разновозрастных детей и 3-4 постоянных педагогов, которые берут на себя основные воспитательные функции. Такая система опробована нами в течение 2 лет и показывает свою высокую эффективность; основные принципы подобной деятельности регламентирует Устав нашего Дома.

Успешное вхождение воспитанников Детского Дома в жизнь невозможно без получения ими качественной профессиональной подготовки и трудовой адаптации. Опираясь на существующий опыт и учитывая специфику детского контингента, а также региональные особенности, было принято решение о создании системы профессиональной подготовки воспитанников.

Наши выпускники получат возможность устроить жизнь по своему усмотрению, но у них всегда есть возможность вернуться обратно к нам и получить необходимую помощь и поддержку. После выхода из детского дома они оказываются в условиях реальной жизни. Вхождение в эту жизнь сложно и для детей, воспитывающихся в обычных семьях, а детям-сиротам это дается намного труднее. Поэтому, если наши выпускники не смогут реализовать себя, не найдут своего места в жизни, мы, при определенных условиях, готовы предоставить им возможность жить и работать при нашем Доме.

 
31.01.2006, 14:24:55
Протоиерей Андрей Воронин
 

 

Добавить комментарий

 

Имя:
E-mail:
Заголовок:
*Сообщение:
 

 

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi & Илья
©® Vinchi Group 2005

0.00945 сек.