Внешнее - это то, что легко систематизировать, описать, свести в кодекс, правила и проч. Это также то, что легко требовать от других. Это (наверное) все ссылки на букву без понимания Духа. Это забрасывание друг друга цитатами. Это вообще все дискуссии о том "сколько чертей умещается на конце иглы".
Внутреннее - это то, чего нельзя описать. Это то, что действительно приводит каждого под покров. Это то, что так сложно спросить с самого себя. Отказ от внешних условностей и одновременное суровая дисциплина для внутреннего своего человека. Свобода от внешнего (ведь недаром в воскресенье не встаем на колени - чисто внешнее напоминание о внутренней свободе). Недаром св. Отцы доводя свои советы до какого-то предела - умолкают. Потому что далее - уже или ты знаешь сам, как идти, или ты еще там просто не находишься. И что говорить тем, кто не исполняет?
И тут-то как бы ловушка. Исполняет - что? Исполняет внешнее или внутреннее? Конечно же, и так каждый сам себе отвечает на этот вопрос. Все бы хорошо, если бы не ханжество. Которому некогда "просто" постараться быть светильником и ждать терпеливо результатов своего собственного внутреннего делания и его влияния на мир. Ханжа желает немедленно заставить кого только можно делать так, как он. Одеваться, молиться, кланяться, говорить и - в идеале - мыслить. Привести всех к общему знаменателю, при этом без устали повторяя о свободе, которую нам дал Господь.
Что же это за свобода, которая хуже неволи? И чем это отличается от фарисейства? Но, как кто-то правильно сказал, фарисеи не бросили все же камень в грешницу. В них жило это сознание собственной греховности. А сейчас, многие ли фарисеи остановятся, чтобы не упрекнуть, не оскорбить, а при возможности и законом не боднуть каждого, кого по букве уже сочли грешником. Т.е. уже приговорили. Немилостивым судом, судом человеческим.
Для сильных духовно людей ханжи не проблема. Но ведь скольким эта приторность в сочетании с жестокостью не позволили войти дальше церковного порога. И сколько в нас самих осознанного и неосознанного оккультизма, привязанности к внешнему - кто знает.
Истинное благочетие - то, что основано на любви - к Богу и ближнему, на заповедях блаженства.
Ложное - то, что оторвано от любви.
"Милости хочу, а не жервы"
В.
Виктор, здравствуйте. Насчет любви - кто бы спорил. Но вот любовь тоже понимается по-разному. Есть, знаете ли, такая любовь питона. Задушит от любви. Все за вас решит - от любви к вам. Съест с потрохами - и все любя.
Мало кто умеет любить и ждать терпеливо. И молчать. Я-то как раз сама больше к питонам себя отношу. А вот вокруг меня (к моему счастью и поучению) есть люди, которые именно так вот умеют любить и ждать, без упреков и философий. Не все из них православные и не все просто верующие. А любви у них очень много.
Здравствуйте Светлана.
Истиное благочестие(хоть и банально звучит), вот именно любовь к Богу, к ближнему и к себе, через любовь к Богу. И понимается только вкушением Бога. Который есть Огонь, Животворящей Любви. А если в простоте, то любовь к Богу и кстати любовь к себе, влспитывается через любовь к ближнему, именно к тому чтоб ему было хорошо. Полтому что можно любить ТОЛЬКО свои чувства к нему(которые могут быть весьма красивыми и даже глубокими), но не самого человека. А определить - по плодам. Т.е. понятия хорошо/плохо НЕОТДЕЛИМЫ отконкретного человека.
А по поводу ханжества - это вот когда эти понятия отделяются от человека, и человек делается их рабами. Собственно подробно посм. плз, мою тему 9570. А разговор, можно продолжить.
С уважением, Алексей.
"И сколько в нас самих осознанного и неосознанного оккультизма, привязанности к внешнему - кто знает".
В связи с поднимаемой Вами темой оккультизма прошу Вас выразить своё мнение по поводу одной публикации на местную тему в "Независимой газете": о пермских деревянных богах, хранящихся ныне в Пермской галерее. В ней "собрано около четырехсот деревянных статуй, принесших пермской скульптуре всемирные признание и известность". http://www.ng.ru/regions/2001-10-30/9_gods.html
Корреспондент "НГ" Н. Иванов в конце статьи пишет:
"... как известно, даже бесценные вещи требуют внимания и ухода. О пермских же богах ходят самые настоящие легенды. Говорят, например, что они могут обидеться на людей. А могут, наоборот, отблагодарить за человеческое отношение к себе.
Не хотелось бы видеть гнев пермских богов".
Не является ли оккультным это устрашающее для чиновников заявление?
Возможно ли культурологическому понятию "оккультизм" привести в соответствие другой термин из области психиатрии?
Дорогой Алексей. Вы пишете на эмоциях, я пишу на эмоциях... значит, пишем о том, что нас реально волнует. Хочу сразу оговориться, что меня это волнует постольку-поскольку. Здесь, где я живу - в этом плане все в порядке. Нас слишком мало, чтобы нами кто-то разбрасывался. И батюшки у нас "правильные", "наши" - хотя в основном и молодые, моложе 30 - но откуда только у них это терпение к нам, грешным. И вот отказывается, что любовью и терпением учат гораздо больше, чем поучениями и назиданияии. Любовь она как огонь, около нее тепло без лишних слов.
Мое беспокойство о тех, кто только приходит - или не приходит, именно из-за этого высокомерного учительства немногих, но заметных людей. Мы все неофиты. Кто из нас свят? На литургии оглашенных при словах "Оглашенные, главы ваши Господеви приклоните" - благочестивый обычай велит ВСЕМ наклонить голову, ибо мы все оглашенные СЛОВОМ, кто из нас скажет о себе: "Я без греха..." Все ведь мы - рабы Господни, так зачем нам осуждать и поучать ЧУЖОГО РАБА? Тем более виртуально...
Мне очень понравилось приведенные в одной из тем каким-то хорошим человеком слова: "Душа - она всегда христианка". Это меня навело вообще на целый ряд мыслей, которые не скажу, чтобы не закричали. Но вот наш священник всегда повторяет: "Каждый человек - Божий ребенок, надо в каждом видеть Божьего ребенка". Правда, хорошо?
=В связи с поднимаемой Вами темой оккультизма=
=Возможно ли культурологическому понятию "оккультизм" привести в соответствие другой термин из области психиатрии?=
Дорогой Геннадий Алексеевич, под "оккультизмом" я имела в виду не явление вообще, а проникновение элементов нео- или просто язычества в наше собственное христианское благочестие. То, о чем Вы пишете, оно для всех здесь пишущих и читающих тоже очевидно и очевидно плохо, как и для Вас.
Я же под словом "оккультизм" имела в виду "Православный оккультизм", намеченный очень удачно в известной статье диакона А. Кураева. То есть то, что нам трудно принять предложенную нам христианством свободу и что мы сами себе изобретаем помочи, костыли, различные внешние приметы, предметы, штуки - чтобы обозначить собственное квази-благочестие. Я ловлю себя на этом, потому и пишу. Т.к. если знаешь свой диагноз - есть шанс вылечиться.
А по профессии я - литературный редактор, так что к психиатрии я отношусь лишь как потенциальный пациент (см. в теме Ильи Петухова "Болящие на форуме") :)))
На литургии оглашенных при словах "Оглашенные, главы ваши Господеви приклоните" - благочестивый обычай велит ВСЕМ наклонить голову, ибо мы все оглашенные СЛОВОМ, кто из нас скажет о себе: "Я без греха..."
Замечательные слова. Конечно, Один лишь без греха...
Для решения вопроса о благочестии все же очень важна ТРАДИЦИЯ. Мало ли что придет в голову мне - а стоит ли это исполнять? А когда подумаешь: "А как бы поступил наш батюшка?" - тут шелуха и отступает.
Очень много сейчас выдумок. Дошло до того, что прошлой зимой я услыхал: "В шубе ходить в храм - грех."
- И таких примеров у каждого священника очень много. Традиция здесь учит и вразумляет.
В чем разница между внешним и истинным благочестием?
Дорогая Светлана.
Ответ на Ваш вопрос дали апостолы.
В послании ап. Иакова читаем: " Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает языка своего, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мiра" (Иак.1.26-27).
Св. апостол Петр показывает лествицу добродетелей, по которой мы доходим до благочестия и идем дальше: "Вы, прилагая к сему старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели - разсудительность, в разсудительности - воздержание, в воздержании - терпение, в терпении - благочестие, в благочестии - братолюбие, в братолюбии - любовь" (2 Пет. 1. 5-7).
Проверим, прежде всего, самих себя, - имеем ли мы такое благочестие?
Или мы только "имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2Тим. 3.5), каковых ап. Павел велел "удаляться".
Вопрос о внешнем и внутреннем христианстве - это "палка о 2-х концах", причем и тем и другим концом можно ушибиться. То правда, что внешнее христианство ничего не стоит без внутренннего. Но с отвержением внешнего, или с презрением к нему, мы к настоящему внутреннему христианству никогда не придем,- и это 2-я сторона вопроса.
До самого конца христианского совершенствования в нашем "понуждении себя" в нашем "делании" должно быть и то, и другое, разумеется , - при сильном акценте на внутреннее.
Внешнее ( в порицательном смысле этого слова) христианство может проявляться на разных уровнях.
1-ый, и самый грубый (законнический): пунктуальное исполнение обрядов с полным пренебрежением ЗАПОВЕДЯМИ . Это путь веры, которая "без дел мертва". Человек спасается и приближается к Богу только через деятельное исполнение заповедей Христовых.
2-й (фарисейский): тщеславное выставление напоказ своих мнимых добродетелей;
превозношение над другими: грешниками, иноверцами, неофитами,"теплохладными" и т.п.
3-й, более тонкий: человек действительно воздерживается от греха делом, но проявление греха в слове и помышлении он и за грех не считает; не знает и не хочет знать святоотеческого учения о страстях, и поэтому, незаметно для себя, рабствует каким-либо страстям: блуду, гневу, сребролюбию, чревоугодию, тщеславию, гордости, унынию, печали и др. Отсекает же от себя только деятельные (финальные)проявления этих страстей.
Самое интересное, - это то, что бес умудряется часто внушить многим из пребывающих на уровнях 2 или 3, что они-то , без всякого сомнения, имеют истинное благочестие "внутреннего христианства".
По большому счету внутреннее христианство заключается в постоянном ТРЕЗВЕНИИ, в непрекращаюшемся молитвенном памятовании человека о своей удобопреткновенности: "посреде хожду сетей многих, избави мя от них, и спаси мя, Блаже, яко человеколюбец". Исполняя на деле заповеди Христовы, человек смиряется, т.к. он на самом себе видит, как плохо он их исполняет. И через это ( а не через что иное!) он научается не осуждать других, и иметь всегда о себе крайне низкое мнение.
Одному из святых подвижников явился бес и стал искушать его таким вопросом:
"Кто такие праведники, и кто такие - грешники"?
Но опытный в духовной брани старец сразу же отразил коварное нападение лукавого.
Он ответил: "Кто такие праведники, - Бог весть. А грешники - это я . Вот перед тобой".
Так же разумно нам отвечать и на вопрос о внутреннем и внешнем благочестии.
"У кого внутреннне - Бог весть. А внешнее - это у нас. Всех, до одного, присутствующих на форуме", и, в первую очередь, - у автора этих строк.
Это правда. Хорошо, когда человек оказывается в дружном приходе, где эта традиция сохранилась, потому просто, что никогда не прерывалась. Мне повезло быть среди таких людей. И вот я заметила, что у них-то как раз и нет этих "повышенных требований" к другим. Они не делят приход на "своих" и "чужих" ("прихожане" - "захожане" и проч.). Наоборот, рады всем пришедшим. Помню, как ко мне подошли (конечно, после службы, во дворике), поинтересовались откуда я и что, пригласили на приходской чай с пирогом. И это было не раз, т.е. в разных странах и разных приходах. Может, это оттого, что там православных мало и каждый на виду?
Кто из нас знает, с чем каждый человек пришел в церковь? Может, он не умеет себя вести, не знает правил, что-то не так сделает. Но у него слезы на глазах, его молитва искренняя и глубокая. Ведь Мария Египетская тоже один лишь раз в церковь зашла. А тут стоишь с сухими глазами и не о своих грехах помышляешь, а все замечаешь, кто как не так что сделал. Одет не так, стоит не так. Наверное, если такое подмечаешь, то это значит, что именно ты-то и стоишь не так, раз видишь у других, а за собой не замечаешь.
P.S. И как это вы, отцы наши духовные, умеете так тихо сказать, а человек все слышит.
27 марта 2024 в 09:34
— Андрей Бузик
15 марта по старому стилю / 28 марта по новому стилю
четверг
Седмица 2-я Великого поста. Глас 1.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Мч. Агапия и с ним семи ... читать далее »
26 марта 2024 в 09:51
— Андрей Рыбак
Сергий Алиев провел в горах две ночи
Подполковник Александр Фёдоров - Кто же такой Сергий Алиев на самом деле
Александр Фёдоров
🔹Экс-сотрудник Управления собственной безопасности МВД ... читать далее »
25 марта 2024 в 09:14
— Андрей Бузик
Салат из картофеля с чесноком
1 кг картофеля, 1 луковица, 1 головка чеснока, 2 ст. л. растительного масла, 0,5 cт. воды, соль, укроп.
Картофель отварить в мундире. Очищенные дольки чеснока истолочь ... читать далее »
24 марта 2024 в 05:11
— Андрей Рыбак
ученые на пуи создания искуственного мозга
Искусственный интеллект проповедует Евангелие! В чем опасность? читать далее »
23 марта 2024 в 14:02
— Андрей Рыбак
игумен Никон (Воробьев)
Бесы имеют доступ к телу и нервам, к мозгу человека - Никон Воробьев. Составитель Осипов А.И. читать далее »
23 марта 2024 в 00:49
— Андрей Бузик
Таганрог, известный как малая родина великого Чехова, стал и местом притяжения для русских православных людей, приезжающих к нам поклониться и помолиться святому праведному старцу Павлу ... читать далее »
20 марта 2024 в 22:45
— Андрей Бузик
Издалека прибыл в холодный Олонецкий край преподобный авва Лазарь. Он родился и получил воспитание в Царьграде. От юности Христа возлюбив, он принял и иночество в обители Афанасия Дискота, в ... читать далее »
19 марта 2024 в 02:46
— Андрей Бузик
Василий Поленов. Жизнь и творчество
Василий Дмитриевич Поленов – один из ярчайших русских художников второй половины XIX века и начала XX века. Он известен картинами «Московский Дворик», «Бабушкин ... читать далее »
17 марта 2024 в 02:54
— Андрей Рыбак
Круговорот Любви Святого Духа
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Прощенное воскресение. Простите.
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, ... читать далее »
Российские ски-альпинисты стали шестыми на командной гонке Sellaronda Ski marathon. В гонке стартовало больше 550 команд(1100+ человек). О том как это было, в своих соцсетях рассказал один из ... читать далее »
Участники регионального спортивного проекта "Суперлига Подмосковья" достигли цели совместно пройти, пробежать, проплыть и проехать 10 миллионов километров. Подсчет включает весь километраж, ... читать далее »
27 марта 2024 в 05:51
— Андрей Рыбак
Почему люди племени хунза живут больше 100 лет
Пакистан. Главный секрет долголетия. 120 лет не предел читать далее »
26 марта 2024 в 06:04
— Владимир Лучит
***
Бог – податель всех благ, всего сущего Он и Исток, и Основа!
Что ж никак не утихнет о вере наш спор? – Ведь, казалось бы, так:
От признания, собственно, Бога Единого, вечно Живого,
До единства ... читать далее »
24 марта 2024 в 22:40
— Андрей Бузик
История Европы дохристианской и христианской
Ученый и аскет
Преемником Пелагия на Римском престоле стал один из самых масштабных в истории папства иерархов – святитель Григорий Великий. Он родился в ... читать далее »
24 марта 2024 в 03:00
— Андрей Рыбак
Пс. 138, 7-10: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя ... читать далее »
23 марта 2024 в 06:46
— Андрей Рыбак
Крестный ход на Праздник 110 летия обретения мощей прп. Серафима Саровского Чудотворца. Саров - Дивеево. 31.07.2013 года, 32
Миротворческий Крестный ход "Слезное покаяние спасет Отечество"
С САМОЙ ... читать далее »
17 марта 2024 в 17:00
— Андрей Рыбак
Упокой Господи Артема в Своих Обителях и прости ему прегрешения вольные и невольные ,яко благ и человеколюбец
Доброволец из Костромской области героически погиб в зоне СВО
В Костромской области ... читать далее »
16 марта 2024 в 00:11
— Андрей Бузик
Кончается «широкая Масленица», и уже совсем близко – всего два дня – до начала самого строгого поста, дороги к Пасхе. Готовя православных к будущему поприщу, Церковь напоминает о подвиге поста, ... читать далее »
12 марта 2024 в 17:46
— Андрей Рыбак
Патриарх Алексий II благословляет иконой Троицы. Андрей Рычковский / РыбакБудь бдителен
Срочный Сбор!
Вот и пришло время обратиться к нашему собору
Мир вам братия и сестры и все кто посещает наш ... читать далее »
Вероника Цупикова, 20-летняя воспитанница краевой СШОР "Горные лыжи", на первенстве России удивила и специалистов, и даже саму себя. У нее серебро в супергиганте и бронза в супер-комбинации. ... читать далее »
Организаторы традиционной камчатской гонки на собачьих упряжках "Берингия-2024" сократили маршрут гонки из-за сильного таяния снега на одном из ее этапов, сообщил Камчатский выставочно-туристический ... читать далее »
26 марта 2024 в 23:53
— Андрей Бузик
О добродетели и пороке
Господь наш Иисус Христос Апостолом Своим рек: Шедше научите вся языки, учаще их (Мф.28:19), не едино блюсти, а о другом нерадеть: но блюсти вся, елика заповедах вам, то есть, ... читать далее »
25 марта 2024 в 23:54
— Андрей Бузик
Мужественный защитник православной веры святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем ... читать далее »
23 марта 2024 в 23:06
— Андрей Бузик
Ин. 1:43–51 (5 зач.).
Как велико и страшно присутствие Божие – о, как велико и страшно присутствие Бога живаго!
В трепете предстоят Ему ангельские силы; серафимы закрывают крылами лица свои от ... читать далее »
21 марта 2024 в 23:34
— Андрей Бузик
Похвальное слово святым сорока мученикам (1-е)
Чем, предполагаю, многие тяготятся, тому я мысленно радуюсь. Многим, вероятно, неприятно толпиться между собою в тесноте, а для меня это верх радости. ... читать далее »
17 марта 2024 в 07:15
— Владимир М.
Кому эта тема интересна (а это на сегодняшний день и в преддверии грядущих событий, эта тема для России судьбоносна), тот может ознакомиться с ней более внимательно по адресу: ... читать далее »
15 марта 2024 в 05:18
— Игорь Афонин
Сегодня день памяти иконы Божий Матери Державная. Бог явил эту икону в день отречения царя от престола, показав тем самым, что оставляет Свой Промысел о России под покровом Божией Матери даже в таком ... читать далее »
12 марта 2024 в 15:26
— Андрей Рыбак
Голуби / Схиигумен Сергий Романов
О.СЕРГИЙ РОМАНОВ/ЛЕГКО НЕСТИ СТАРЦА, КОГДА ОН НЕСЁТ ТВОИ НЕМОЩИ, А ПОПРОБУЙ ПОНЕСТИ ЕГО/СЕРГИЙ АЛИЕВ читать далее »
Юрий Штанков забрал финишную ленту на дистанции 50 км Vietnam Ultra Marathon. Гонку с набором высоты 2 450 м Юрий пробежал за 5:36:12, отрыв от соперников около 30 минут. Этот ультрамарафон во ... читать далее »
Как и предполагалось, последний скоростной спуск в Заальбахе не состоялся. Француз Сиприен Сарразин не получил шанс побороться за "Малый хрустальный глобус" и остался на втором месте после Марко ... читать далее »