Андрей - Рыбак
православный христианин совет форума
Удерживающий
|
+++
Великая Лавра, первый монастырь на Афоне, был основан в 963 году. Он строился монахом Афанасием, в последствие прославленным преподобным с прилагательным Афонский, и поддерживающим его энтузиазм многочисленными братиями. При активной поддержке императора Никифора Фоки и, надо полагать, с благословения Богородицы. Это первый монастырь общежительного типа на Афоне. А по размерам он и сейчас один из крупнейших. Стоит монастырь на скале в северо-восточной части полуострова и если от него смотреть прямо на восток, или чуть севернее, то как раз через два моря можно будет увидеть Константинополь, бывшую столицу Византийской Империи, просуществовавшую более 1000 лет, благодаря своему православному жизнеустройству. Столь долго не держалась ни одна империя в мире, что свидетельствует об особом Божием Промысле о ней.
При жизни прп. Афанасий несколько раз удостаивался видения Божией Матери, совершал чудеса, исцелял тяжелобольных и предвидел грядущие события, в том числе, как можно узнать из его жития, и свою трагическую кончину. В день смерти, когда он осматривал строившийся свод и купол церкви, которую сам проектировал, вдруг каменная кладка рухнула, и он вместе с шестью монахами оказался под обломками. Пять монахов погибли сразу же, а молитвы преподобного братия слышала в течение еще нескольких часов.
Мощи прп Афанасия (+ ок. 1000, пам. 5(18) июля) находятся под спудом в приделе Севастийских мучеников кафоликона Великой Лавры. Рядом стоит металлический жезл преподобного. Сохранился крест прп. Афанасия (весом около 3 кг), который он не снимал даже когда ложился спать.
+++
Сегодня Праздник Великомученика Димитрия Солунского (+ ок. 306, пам. 26 окт.(8 ноя.)) смело и открыто исповедовавшего Иисуса Христа Богом перед эллинами. Император узнав об этом приказал убить его.
На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Мученический венец прославил его в лике святых, а честные мощи, находящиеся в Салониках, обильно мироточат до сих пор. Нам, как писалось выше, в самом вначале пути по Афону, удалось помазать грешные головы благоухающим миром, любезно подаренным спутником Митрофаном на арсане Зографа. Думаю, что сегодняшнее пребывание в Мега Лавре не случайное событие. Здесь мы будем присутствовать на грандиозной службе. Весь Афон празднует память Димитрия стратилата, потому что он находится в ближайшем к Афону крупном городе, куда и прилетают паломники со всего света.
Во дворе Лавры затишье. Наверное монахи отдыхают перед предстоящими многочасовыми вечерней и утренней службами, завершающейся, уже на восходе будущего дня, Литургией. Как и положено, мы, откушав традиционного лукума с кофе, заполнили книгу посетителей. Книга массивная, не знаю с какого года она ведется, но уже подходит к концу. Любопытно, что один из вопросов на который следует дать ответ звучит так: Вы масон? Пишем: Нет. Надо же, как они уже всех достали. Вместе с нами пришли сюда еще два русских паломника. Молодые ребята. Один небольшого роста, второй относительно высокий. Физический контраст и разная эмоциональность удивительно не сочеталась, но тем не менее здесь они вполне сосуществовали. Вроде бы еще относительно молоды, что их сюда привело непонятно. Подошло еще несколько греков. На этом прием завершился. Нас поселили в просторную келью вместе с этими ребятами. До службы оставалось менее часа.
Храм почти пуст. Нас, устроившихся было в стасидиях напротив алтаря, приглашают перейти ближе. Размещаемся в левом углу на монашеских местах. Ноги все еще побаливают после восхождения на гору, но через несколько минут об этом забывается. Начинается размеренное чтение молитв. Служба идет на греческом, в храме полумрак. Лишь одна, две свечи у читающего и более никакой подсветки. Но этого и не надо! Электричество убивает сакральность, это я уже сумел понять из личного опыта. И еще, монахи на Афоне умеют читать молитвы и вести службу без страстей и эмоций. Здесь нет надрывов и возбуждений. Правда, мне иногда приходилось видеть радость, но она какая то детская, настоящая. Такая, к которой хочется прикоснуться, хочется соучаствовать в этом неожиданном таинственном общении монаха и благодати. Это сложно достоверно описать, надо увидеть, услышать и почувствовать. Все это позволяет сосредоточиться на внутреннем диалоге с Богом, тебя ничто не отвлекает от этого таинства. Мирное, неспешное вхождение в молитвенный поток, способствует забывать о течение времени. Мысли не рассеиваются, а так как по гречески мне понятно совсем немного, то с чистым сердцем молюсь Иисусу Христу, иногда обращаюсь к Богородице, святому Димитрию и святым. Диалог, как может показаться неопытному, идет в одни ворота, но вера в то, что Бог и святые тебя слышат, все-таки позволяет не прерывать молитвенное общение. Помыслы, которые по обыкновению, как назойливые мухи жужжат в голове, постепенно отступили. Видимо Имя Иисуса Христа и окружающая обстановка оградило нас от лукавых духов.
Так прошел час, другой, после чего мы сделали получасовой перерыв и откушали на трапезе. Еще через пол часа все неспешно вернулись в церковь и заняли свои места. Праздничная служба вмч. Димитрию продолжилась, и как можно догадаться, чтением его жития с описанием подвигов. При этом свечи, по каким то вековым традициям, загорались и тухли строго в определенное время и на своих местах. В храме шла ненавязчивая мистерия света. И она позволяла сочетать ум со словами и светом, что оставляло в нем, одному Богу известные образы, готовящие человека к миру горнему. В храме шло Небесное таинство и оно проецировало и соединяло миры духовный и земной в одно целое. В какой то момент в голове появился настойчивый помысел, что на стене за спиной находится икона Апостола Иоанна Богослова и Преображения. Но так, как в храме царил полумрак, что даже если бы и повернулся, то не увидел бы образов. Да и оборачиваться назад было неловко. Молитва не давала отвлекаться по сторонам, ноги не болели, большую часть времени стоял а не сидел, хотя многие уже устали и наверное я искушал их своим стоянием. Не знаю почему, но садиться не хотелось. Молился за мир, за землю нашу русскую, за детей и близких. Молил Богородицу и царственных мучеников подсобить устоять от наглеющих антихристов. Тем временем вынесли мощи вмч. Димитрия. Все с благоговением приложились к нетленным останками святого, после чего служба вскоре подошла к концу.
На улице было пасмурно и вечеряло. Мы с Володей решили пройти вокруг монастырских крепостных стен, чтобы слегка размяться перед сном. Периметр монастыря довольно большой, стены 10-15 метров высотой, каменная кладка. Работу прп. Афанасий проделал грандиозную. Много патриархов Византийских прошли в этих стенах науку исихазма и монашеский искус, которую потом перенесли во внешний мир, что и позволяло цементировать Византийскую Империю в течение столь многих веков.
Как и всегда в монастырях много котов. Вот и здесь за нами увязалась трехцветная, ласковая и судя по всему, кошечка. Пришлось сфотографироваться на память. Сделав полный круг, поспешили в келью. До полунощницы оставалось несколько часов, и нам необходимо слегка отдохнуть перед ночным бдением. Быстро легли спать. В келье прохладно, но заснул почти что сразу же. Неожиданно, судя по всему, ближе к полуночи, проснулся от громкого возгласа: "Не может быть!", и долгого за ним обсуждения увиденного. Сквозь сон понимаю, что нашим друзьям, а точнее, тому кто пониже, привиделся какой то сон, который и вывел его из равновесия. Бывает. На Афоне многим снится неожиданное и необычное.
Вскоре под окнами разнеслась ритмичная дробь била и редкие удары колокола. Всех насельников и паломников созывали в храм на продолжение Праздничной службы. Входим одними из первых, прикладываемся к иконам и занимаем свои места. Обращаю внимание на иконы, которые размещены над стасидиями за моей спиной. Действительно, помысел не подвел, там размещены иконы Апостола Иоанна и Преображение. Можно это видение как то классифицировать, но не буду, просто очередное маленькое чудо к которым здесь приходится привыкнуть. Тем временем собор плавно погружается в ровную череду молитв и гласов, пения и поклонов. Монашеский мир делает свое доброе дело, молится за мир, отдавая свою волю Отцу Небесному и со смирением испрашивая у Него мира и благоденствия всем людям населяющим землю. Зачем бы это им было надо, подумает обыватель, мирно спящий в это время в своих мягких постелях? Ответ может быть только одним, этот монашеский путь в точности повторяет жертвенный Путь Иисуса Христа. Ради нашего спасения они оставляют все прелести мира и несут аскетические подвиги и смиренное послушание, дабы был еще у нас шанс продлить жизнь на планете, для спасения тех кто еще желает этого. Тем временем началась главная часть Праздника. Литургия свт. Иоанна Златоуста здесь та же что и у нас, и, поэтому, последовательность молитв, несмотря на то что они произносятся на греческом, вполне улавливается. "Символ веры", "Свят, свят, свят Господь Саваоф", "Достойно есть", "Отче наш". И все завершается причастием. На душе мир и покой. Незаметно прошло около 14 часов молитвенного делания. За окном уже рассвело. Выходим во двор с чувством верно выполненной задачи. Такое ощущение, что покидаем храм, как космический корабль, совершивший перелет в Царство Небесное и вернувшийся на землю. Слава тебе Боже наш Слава Тебе, спасибо Матушка Богородица и великомучениче Димитрие.
Пока сидим под раскидистым вековым деревом Владимиру приходит сообщение от дочери, что ее знакомая приступила к родам и она просит молитв. Молимся. Еще чуть погодя очередное радостное сообщение от Саши. Родила мальчика! Как назвать? Отвечаем, разумеется Димитрием, сегодня день его памяти. Ответное сообщение извещает, что так и называем. Вот и добрый плод. Народилось чадо в мир и ради него, наверное, и служилась сегодня столь длительная и благодатная служба. Бог Промышляет мир, нам бы не сплоховать и исполнить Его Благую волю о себе и каждому из нас в отдельности тоже.
В притворе храма, по стенам, нанесены недавно восстановленные свежими красками фрески, отображающие сюжеты из Откровения Апостола Иоанна Богослова. Сцены на фресках отрезвляющие. Дающие пищу воображению для любого вглядывающегося в них. На них показан переходный процесс между окончательным крушением этого мира, всеобщего Суда Божия, через отделение праведников от грешников, и мира горнего Небесной Обители Бога Отца. В настоящее время многие из пророчеств уже сбылись или свершаются на наших глазах. Осталось только пометить всех одним начертанием зверя. И когда всякий из живущих не сможет покупать и продавать без этого начертания, тогда и начнется безпредельное господство лжи и злобы под управлением уже самого Антихриста, заключившего в себе всю мерзость падшего во грех мира. Страшные времена грядут. Помогай нам Матушка Богородица устоять с Истине.
Однако, еще подумалось, что несмотря на то что в пророчествах мир должен завершить свое существование трагически, но, все-таки, у Отца Небесного есть вариант мирного перехода в Царство Небесное. Вряд ли мир им воспользуется, очень он различен по вере и агрессивен, но все-таки такой шанс есть, и он связан именно с монашеством! Давайте представим, что все в мире, разом по доброй воле прозрели и поняли, что прямой путь к Богу лежит через вот такое монашеское служение. Через безкровную жертву, через стремление жить по Любви, так как это нам и показал Спаситель, а за Ним прошли Богородица и Апостолы, мученики и преподобные. Стань мир в одночасье монашеским, то в этих условиях вполне может Небо опуститься на землю и наоборот земля переместиться на Небо в Царство Отца, где обителей много и жизнь вечная. Кто то скажет что это утопия, но это слова лукавого духа. У Бога все возможно, и если мы всем миром осознаем, что подобный путь есть мирный исход в вечность, то так и будет, ибо Благой Отец дарит нам мир через Свою Любовь. Нам бы прозреть и понести личные подвиги, чтобы не было краха и всеобщей погибели. Пока в нас есть Любовь Божия, пока Она еще не охладела в наших сердцах мир устоит. А что, давайте напряжем все свои молитвы и силенки, что скажете?
Вот и позвали на трапезу. Сегодня праздник и, как это зачастую принято в афонских монастырях, дают рыбу и вино, не считая других вкусностей. Рыба, скорее всего, вылавливалась вчера или ночью в прибрежных водах Великой Лавры. Греки называют эту рыбу руфас. По размеру две ладошки, зажарена, судя по всему, на углях, и от этого ароматна и вкусна. Прочие яства лишь дополняют этот праздничный стол. Володя вспомнил, что его супруга сообщила ему, что они как раз сейчас должны на находиться на Галилейском море. И он с уверенностью утверждал, что и их сейчас тоже потчуют рыбой. Там всем готовят рыбу, потому что здесь рыбачили апостолы и вместе со Спасителем прямо на берегу запекали только что выловленную рыбу. Кстати, его предположения подтвердились, уже по нашему возвращению на Родину.
Столы, за которыми мы сидим мраморные, массивные и с углублением, выемкой внутри. Есть за таким столом весьма удобно. Убирается он также просто и быстро. А если учесть, что жира здесь практически не бывает, то и теплая вода не нужна, достаточно протереть его влажной тряпкой. Афон весьма редко использует подогретую воду. Здесь не принято пить чай, нет его в греческой традиции, разве что по русским кельям можно испить привычный напиток.
Колокольчик игумена останавливает чтеца и все дружно поднимаются на благодарственную молитву. Затем он идет и становится с благословением на выходе из трапезной, рядом с ним склоняют голову повара. Благодарные братия и паломники по очереди выходят на улицу. Все удовлетворены и сыты. И Слава Богу.
Здесь подробнее с фотографиями
Голубь над Афоном. Продолжение.
|