 Нейч Николай Иванович
 православный христианин (невоцерковленный)
|
Нынче праздник Воздвижения. Один из крестов воздвигнут неизвестно кем в 600 километрах от Магадана.
Вы найдёте упоминание о нём, безвестном, во фрагменте с сайта Валаамского монастыря
Валлам, 2013:

Схиигумен Серафим Покровский на Колыме
13 сентября 2013
Только вернулись из глубокой тайги, из лагеря смерти. Напишу подробно.
Бутугычаг лагерь
Сейчас пятница, 13 сентября, вечер, только вернулись после 3-х дневного пребывания в непроходимой тайге, в Бутугычаге – "долине Смерти", лагере, где добывали вручную уран и умирали от облучения сотни тысяч... После дивной по простоте, пламенной и слезной Литургии на Усекновение, мы отправились (о.Евгений, Сергей, Константин, Артём, Влад водитель, очень остроумный благоразумный разбойник с нежной душой и я). Ехали 5 часов по колымской трассе (на костях вся) до Усть-Омчуга (Тенькинский р-н). Был уже вечер, моросило, холодно. При бурном горном потоке разбили палатку, где и переночевали. Под утро дождь усилился. Не спалось, а молилось. Было ощущение страшной первобытности мира и края света. Утром мы на вездеходе направились в сторону Лагеря. 2 часа мы добирались по тайге, потокам, бродам. Было очень трудно и опасно. Видели и 2-х бурых медведей. Доехали до фабрики, где обрабатывали уран. Дальше надо было пешком идти по огромной территории лагеря, где непогода годами все смывает, по валунам, склонам, спускам, ручьям. Два с половиной часа шли мучительно с молитвой: "Помяни, Господи всех, зде страдавших и мучившихся". Горы эти совершенно безжизненны, ландшафт лунный, апокалиптический. Дошли до БУРа (Барак Усиленного Режима или штрафной изолятор). Узкие каменные мешки... рядом гора неистлевшей самодельной обуви зэков. Затем предстояло главное: взобраться на вершину сопки, где находилось братское кладбище. С большим трудом и тоской достигли верха. Хоронили не в гробах, конечно, и не в земле из-за вечной мерзлоты, а в камнях. Там они лежат сотни тысяч под колышками с выбитыми номерами зэков. Кто-то поставил в центре простой выцветший деревянный крест. У него мы и коленопреклонённо со слезами послужили Панихиду, во время которой боролись дождь и солнце, и в конце, о чудо, воссияла над нами чудная Радуга. Я там собрал разбросанные белоснежные кости Страдальцев (в этом лагере были одни политические заключённые), настоящее Колымское злато. Я их сегодня омою крещенской водой и помажу Иерусалимским миром, пусть оживут сухие кости сии... С вершины сопки этой открывается вид, от которого захватывает дух, на "нашу" пустыню: бесконечную, девственную, потустороннюю, где безмолвная Тишина такова, что от одного вздоха: "ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ!", сам воздух оживает и наполняется чудной полнотой...Такова Колыма – девственный рай чистоты, который сатанинская злоба человека превратила в кошмарный ад, и если не вера и молитва (после панихиды мы пели и Пасху), то от такого противоречивого напряжения можно бы и обезуметь... и после всего виденного и пережитого, все стыдно: и есть, и пить, и ходить свободно, и мыться, и ходить в чистый туалет, ведь ОНИ, крещённые Адом, знали только страх, и голод, и холод, и смертоносный труд, слышали лишь "ключей постылый скрежет, да шаги тяжёлые солдат" и умирали они, оторванные от милых жён и детей, на краю земли, так и не познавши своей вины... С сопки сходили мы уже легко, окрылённые, утешенные, ведь то, что совершили мы по-человечески было НЕВОЗМОЖНО, и только сила Божия нам помогла. На обратной пути мы искупались в чистейшей, природной купели, и породившись как бы заново, радостно и бодро дошли до палатки.
ОТ КОНЕЦ ЗЕМЛИ К ТЕБЕ ВОЗЗВАХ! Ночь была морозной. Вышел к реке помолиться. Над печалью моею высоко простирались многомиллионные звёздные поля и в сознание вливалась какая-то прапамять о первозданном Рае и слезы тёплые текли из очей о всяком невинном страдании твари, уже не бунт, и не болезненное вопрошание, а кроткое приятие и всемилосердный ПОКРОВ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ... И колючая проволока стала тайно испускать в душе моей красную Лозу Вина веселия новаго... "СЛАВА КРЕСТНОМУ СТРАДАНИЮ ВАШЕМУ И МИР ПРАХУ ВАШЕМУ, ОТЦЫ СВЯТИИ И БРАТИИ, СЕВЕРНИИ ЦВЕТИ РАЙСТИИ, И ПРОСТИТЕ МИ ЗА СМИРЕННУЮ ЛЮБОВЬ МОЮ К ВАМ И БЛАГОСЛОВИТЕ И МЕНЕ НА ВСЯКОЕ ТЕРПЕНИЕ И СТРАДАНИЕ РАДИ ЛЮБВЕ ХРИСТОВЫ ДАЖЕ ДО ПОСЛЕДНЯГО ПОБЕДНАГО КОНЦА..." АМИНЬ. Магадан 13-го сентября 2013г.

Колыма — урановый рудник — БУР

Косточки русские...
Пояснение: Серафим Сафронович Покровский ныне настоятель Скита во имя Всех Святых Валаамского Ставропигиального монастыря — француз по крови, по паспорту Барадель, принявший российское гражданство, а с ним и православную веру, ранее служил священником петербургского подворья Валаамского монастыря.
Что же привело в Россию этого человека? Что побудило его к поездке на Колыму, к следам трагедии другого народа? Я не нашёл ответа, кроме немногого в Интернете:
"...когда в Россию приехал отец Серафим (Барадель), келейник о.Софрония (Сахарова), схиигумен
тож, вокруг него тоже всякая шушера обреталась, он в России оброс компашкой сомнительных
личностей, которые на словах свою волю сложили к ногам старца. В результате они уехали во Францию,
там в лесу построили скит, красивое место, храм в русском стиле, а потом отец Серафим им
выхлопотал гражданство и они все его кинули - уехали жить в Париж, после чего он всеми брошенный
впал в депрессию и подсел на антидепрессанты, от которых в результате много лет потом лечился у
гостеприимного валаамского игумена, где и сейчас пребывает. Такая же шушера всегда крутилась возле
отца Рафаила [Берестова], я по Валааму ещё помню, состояла компания в основном из лодырей, которые
часами сидели с ним на лавочке с открытым ртом и постными лицами, когда о.Рафаил братию принимал
или рассказывал про о.Виталия и Кавказ. Я сомневаюсь, что отец Рафаил сам себя зовёт "афонским
старцем", но раньше, когда отец Кирилл (Павлов) ещё был доступен, он, видимо, удерживал отца Рафаила
от ревности не по разуму, а сейчас... Хотя и раньше всё это было, просто не в такой степени..."
Насчёт старца Софрония (Сахарова), от имени коего Барадель, скорее всего, взял себе отчество, то достоинства его сочинений принимаются не однозначно всеми, включая нашего знакомца по этому форуму о.Игнатия Душеина. Вот мнение на сей счёт самого ученика и келейника старца схиигумена Серафима (Бараделя):
"К сожалению, некоторые читатели в России отнеслись с недоверием к духовным писаниям
архимандрита Софрония и обрушились на него с критикой. Его обвиняли в гордости, тщеславии и даже в
духовной прелести. Так, профессор А.И.Осипов писал: «У меня нет никаких сомнений, что этот
человек находится в глубокой, причём в очень тонкой, духовной прелести. Для меня это стало
очевидным после прочтения его книг “Видеть Бога как Он есть” и “О молитве”... Нужно быть в высшей
степени осторожными к писаниям тех, кто пока ещё не вошёл в сонм бесспорных авторитетов в Церкви.
Сегодня наблюдается тенденция к канонизации людей сомнительных. Весь Афон почитает Сахарова как
святого. Дух прелести пытаются узаконить подобно тому, как это сделали у себя католики, дойдя до
почитания францисков, катарин, терез и так далее». Таким образом, профессор Осипов обвинял не
только старца, но и весь Афон в распространении духа прелести. Никаких серьёзных богословских
аргументов в пользу своего мнения он не приводит. Ему вторил священник Михаил Ходанов, который
пытался доказать, что архимандрит Софроний был заражён духом самомнения и мечтательности,
свойственным католическим святым. (Впоследствии в студенческом журнале «Встреча» было показано,
что Ходанов искажал текст книги старца и неверно перетолковывал её духовный смысл.) Другой
оппонент старца, игумен Игнатий (Душеин), усмотрел якобы догматическую ошибку в названии книги
«Видеть Бога как Он есть». Он пишет: «Иоанн Богослов говорит: “Бога не видел никто никогда” (Ин.
1, 18). Увидеть Бога “как Он есть”, т.е. познать Его сущность, невозможно – это догмат
Православной Церкви». Автор этой статьи приписал старцу Софронию то, чему он не учил. Старец нигде
не писал, что он видел сущность Божию, но что он удостаивался видения Божественного света,
Который, по определению святителя Григория Паламы, есть тот же Бог, но не в Своей сущности, а в
Своих энергиях. Старец всегда учил монашеской жизни, которая приводит человека к ведению Бога как
Он есть, в то время как академическое богословие, не подкреплённое праведной жизнью, само по себе
не приводит к истинному богопознанию, и человек остаётся с бесполезным для него багажом знаний."
(http://www.rusvera.mrezha.ru/593/5.htm)
Поиск в Сети по имени сего проповедника даёт обилие ссылок на его статьи, книги, видео и аудиозаписи, хотя неродной для него русский язык, медленная затруднённая речь — отнюдь не самая сильная его сторона. И тем не менее миссионерская страсть к поучению именно русских людей выявляет необычность его фигуры для православного монашества. Может быть, он родом из Бордо? Надеюсь, время даст нам дальнейшие встречи.
|