 Илья Т.
 православный христианин
|
Со времени крушения атеистической власти прошло более четверти века. Все это время Церковь имела возможность развиваться в режиме полной свободы. Были восстановлены сотни храмов и монастырей. Народ получил доступ к наследию святых отцов. Возник огромный пласт современной духовной литературы. Для излечения болезней церковного организма были созданы фактически идеальные условия.
Однако, анализируя ситуацию за столь длительный период, можно сделать вывод о ряде проблем, носящих непреодолимый характер. Современная православная жизнь продолжает существенно отличаться от апостольского христианства. По многим концептуальным вопросам, касающимся, как мисси Церкви на Земле, так и предназначения человека, смысловые акценты смещены, порой, до диаметральной противоположности. В целом можно говорить, что причины этих проблем носят глубоко системный, внутренний характер. Эта тема создается не для дискредитации Церкви, а для трезвой оценки ситуации, которая со всей очевидностью показывает, что наше православное сообщество дрейфует явно «не в ту степь»…
Рассмотрим различные стороны жизни Церкви с двух ракурсов, с точки зрения древнего христианства и с точки зрения современной ситуации.
1. Из многомиллионной массы крещеных воцерковлены только 3-4%. Это показатель эффективности современного православия.
2. Межчеловеческие отношения в Церкви должны быть такие: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). В реальности, конфликты и скандалы — это болезнь фактически всех приходских общин. О ситуации в виртуальных православных социумах, лучше и не вспоминать. Все 25 последних лет церковный организм остается разобщенным. О единомыслии и апостольской любви говорить не приходится. Эта проблема настолько неподъемная, что она даже не ставится на повестку дня.
3. Духовная жизнь, даже воцерковленных, не идет ни в какое сравнение с христианством эпохи традиционного общества. Основная масса современных православных людей равнодушна к святости, мало кто желает быть «светом миру», как заповедовал Спаситель. Современный среднестатистический христианин — это «свеча, прячущая себя под стол», безиницитивное существо, растворенное в толпе таких же молчаливых посредственностей.
4. Многие важнейшие апостольские наставления фактически полностью утратили практическое значение. Допустим: концепция «царственного священства», необходимость интеллектуального познания тайн духовного мира, уверенное отношение ко спасению, координация жизни церкви пророчествами, заповедь о привитии всему человечеству христианского образа жизни и многое другое.
5. В древней Церкви Небесное Царство являлось составляющей настоящего времени. И о спасении речь шла как о свершившемся факте. В наше время все «самое вкусное» — спасение, познание Бога и «соучастие в домостроительстве тайн Божиих» — все это перенесено в загробную перспективу.
6. Особо хочется отметить проблему православной символики. На протяжении многих столетий через иконографические и богослужебные символы фиксировались различные аспекты устройства Небесного Царства. Это имело практическое значение, т.к. объясняло, принципы взаимодействия человеческой природы с благодатью Бога. К настоящему времени можно говорить, что системное понимание концепции православной символики, полностью утрачено. Эта проблема настолько глубока, что она, так же как вопрос о единомыслии и любви, даже не ставится на повестку дня.
7. Как устроен человек? Антропологический вопрос до сих пор является сложнейшей проблемой богословия. Однако, на образе «Спас в силах» мы можем наблюдать подробнейшую схему устройства человека. Т.е. антропологический вопрос был досконально решен еще в эпоху греко-римской империи. И данный образ имел, прежде всего, прикладное значение для духовной жизни каждого христианина. В наше время этот образ трактуется просто как иллюстрация апокалиптического видения Иоанна Богослова. Антропологические смыслы иконографии «Спаса в силах» утеряны.
8. Звездица. Какие аспекты духовной реальности символизирует этот загадочный предмет? Почему он называется «звездица», если по форме это крест? В Священной Истории нигде нет упоминания о складывающемся-раскладывающемся кресте. В «Настольной книге священнослужителя» есть такие загадочные слова: «Даже тогда, когда исторически предмет вводился в церковное употребление, прежде всего из практических соображений, он, по смотрению Божию, оказывается уже обладающим большим символическим значением, которое может открыться сознанию широкого круга людей лишь впоследствии». Получается, что раньше знали о каком-то особенном значении звездицы. Но теперь об этом нет никаких сведений.
9. Тетраморфы. Вся православная атрибутика пронизана изображениями этих священных животных. Какую функцию они выполняют в духовном мире? Почему они являются символами евангелистов? Почему вокруг Престола Бога именно эти животные, а не лошадь, рыба, медведь и павлин? Почему победная песнь тетраморфов такая чудная? Один поет, другой вопиет, третий взывает, четвертый — глаголет? Каков духовный смысл всей этой символики? Информация утеряна.
10. Евхаристический Агнец. Почему Его вырезают кубической формой? Почем святые отцы установили именно такой канон в самом важном таинстве? Информация утеряна.
11. Девятичинная просфора. Почему вырезается именно девять частичек, а не двенадцать, десять или три? Информация утеряна.
12. Почему в ангельской иерархии девять чинов? Информация утеряна.
13. Почему у Херувимов шесть крыльев, а не восемь? Почему верхние крылья — скрещены. И нижние крылья скрещены. А средние — не скрещены. Информация утеряна.
14. Почему высшие ангельские чины — Престолы, изображаются в форме колец с крыльями? Информация утеряна.
15. Почему Христос постился 40 дней? Почему покойников поминают на сороковой день? Почему делают 40 поклонов? Каков духовный смысл этого числа? Информация утеряна.
16. Почему апостолов двенадцать, евангелистов четыре, а Духов Божиих — семь? Информация утеряна.
17. Почему единый Бог живет как Святая Троица? Почему Ипостась Святого Духа исходит, а Ипостась Сына — рождается? Информация утеряна.
18. Зачем нужно славить Бога и зачем нужно Ему поклоняться? Он же — любящий Отец, а не властолюбивый деспот. Кроме общих фраз о благочестивой традиции, никаких вразумительных объяснений найти невозможно.
Вопросов очень много и все они касаются практической стороны духовной жизни. Сейчас все внешние действия совершаются формально без понимания их места и значения в системе устройства духовного мира. Поклоны, молитвенные правила, акафисты, иконография, структура храма и богослужебный устав — все это было разработано святыми отцами на основе единой концепции, суть которой отображена в символике евхаристического обряда. Что это за концепция? Почему эти вопросы даже не ставятся на повестку дня? Ведь это же очевидно: столь слабое проявление силы духа в современном православии связно с непониманием основ православного учения. Как можно распутать клубок сложнейших проблем нашей Церкви, если мы не интересуемся тем посланием, что через века передают нам святые отцы через шифр евхаристической символики?
|