 Игнатий (Душеин)
 православный христианин модератор
|
Виктор (Островидов)
Епископ Виктор (в миру Константин Александрович Острови́дов; 20 мая 1875, се-ло Золотое, Камышинский уезд, Саратовская губерния — 2 мая 1934, село Нерица, Усть-Цилемский район, Северный край) — епископПравославной Российской Церкви, епи-скоп Шадринский, викарий Свердловской епархии.
Прославлен как священноисповедник РПЦЗ (1981) РПЦ МП (2000).
Детство и образование
Константин Александров Островидов родился 20 мая 1875 года в семье псаломщика Тро-ицкой церкви Александра и его супруги Анны. Кроме старшего сына Константина, в доме было ещё трое детей: Александр, Мария и Николай.
Окончил Камышинское духовное училище (1893), Саратовскую духовную семина-рию (1899), Казанскую духовную академию (1903) со степенью кандидата богословия.
Монах
В 1903 был пострижен в монашество, возведён в сан иеромонаха и назначен настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского мона-стыря в городе Хвалынске. Вёл миссионерскую деятельность среди чувашей.
В 1905—1908 — иеромонах Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
С 13 января 1909 года — смотритель Архангельского духовного училища.
С 15 октября 1909 года — иеромонах Александро-Невской Лавры.
С 22 ноября 1910 года — настоятель Зеленецкого монастыря Петроградской епархии, ар-химандрит.
С 21 февраля 1918 года — наместник Александро-Невской Лавры.
Епископ
8 января 1920 года хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии.
В 1919—1920 годах подвергался кратковременным арестам. В 1920 приговорён Вятским губревтрибуналом к лишению свободы до окончания войны с Польшей, за то, «что агити-ровал против медицины» (во время эпидемии тифа просил паству усилить молитву об из-бавлении от болезни) через пять месяцев освобождён.
С 1920 года — епископ Слободской, викарий Вятской епархии.
С 14 сентября 1921 — епископ Глазовский, викарий Вятской епархии.
Решительно выступил против обновленческого движения. Писал своей пастве: «…умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя „церковью живой“, а в действительности „трупу смердящему“, и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лже-пресвитерами, от сих самозванцев поставленными».
12 (25) августа 1922 был арестован и отправлен в тюрьму в Москву. 23 февраля 1923 при-говорён к трём годам ссылки, которую отбывал в маленькой деревне в Нарымском крае Томской губернии. В 1926 вернулся в Вятскую епархию. Однако 14 мая 1926 в пятый раз арестован за организацию нелегальной епархиальной канцелярии и 20 августа 1926 по по-становлению ОСО КОГПУ приговорен к высылке на три года в город Глазов Вотской АО. 1 октября 1926 года освобожденный из Бутырской тюрьмы владыка прибывает в г. Глазов.
С осени 1926 года — епископ Ижевский и Вотский, временно управляющий Вятской епархией (до 1927).
Противник Декларации митрополита Сергия
Резко негативно отнёсся к Декларации Заместителя Патриаршего местолюстителя митро-полита Сергия (Страгородского). Обратился к митрополиту с просьбой пересмотреть свою позицию, но в ответ владыка Виктор в июле 1927 года был перемещён на долж-ность епископа Шадринского, викария Екатеринбургской епархии. Нового назначения не принял.
В декабре 1927 обратился с «Письмом к ближним», в котором называл Декларацию явной «изменой Истине» и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то «надо беречь себя от общения с ними». В том же месяце Духовное управление Воткин-ской епископии приняло постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Это постановление было утверждено еписком Виктором. 23 де-кабря 1927 года был запрещён в служении Синодом митрополита Сергия, запрещения не признал. Сторонники митрополита Сергия называли движение, возглавлявшееся еписко-пом Виктором, «викторианским расколом».
4 апреля 1928 был арестован в Глазове. Обвинён в том, что «занимался систематическим распространением антисоветских документов, им составляемых и отпечатываемых на пи-шущей машинке. Наиболее антисоветским из них по содержанию являлся документ — послание к верующим с призывом не бояться и не подчиняться советской власти как вла-сти диавола, а претерпеть от неё мученичество, подобно тому, как терпели мученичество за веру в борьбе с государственной властью митрополит Филипп или Иван, так называе-мый „креститель“». 18 мая 1928 г. приговорён по постановлению ОСО КОГПУ по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР к трём годам лагерей. Перед отправкой в лагерь он передал свои приходы в управление епископу Гдовскому Димитрию (Любимову), одному из ближай-ших соратников митрополита Иосифа (Петровых).
В Соловецком лагере
С июля 1928 находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), работал бухгалтером канатной фабрики. Участвовал в тайных богослужениях вместе с другими епископами и священниками, находившимися в заключении. Среди них были епископы Нектарий (Трезвинский), Иларион (Бельский), Максим (Жижиленко). Вес-ной 1930 года переведён на материк (командировка Май-Губа). Информация о том, что, будучи на Соловках, он примирился с митрополитом Сергием, не подтверждается источ-никами.
По воспоминаниям профессора И. М. Андреевского, также бывшего заключённым на Со-ловках, «владыка Виктор был небольшого роста, всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой радостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. „Каждого человека надо чем-нибудь утешить“, — говорил он и умел утешать всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек. Когда после полугодового перерыва открывалась навигация, и на Со-ловки приходил первый пароход, тогда обычно владыка Виктор получал сразу много ве-щевых и продовольственных посылок с материка. Все эти посылки владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего».
Ещё один его соузник, будущий академик Д. С. Лихачёв писал о той роли, которую, по его мнению, играл епископ Виктор на Соловках:
Иосифлян было большинство. Вся верующая молодежь была с иосифлянами. И здесь дело не только в обычном радикализме молодежи, но и в том, что во главе иосифлян на Солов-ках стоял удивительно привлекательный владыка Виктор Вятский (Островидов). Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но видом напоминал сельского по-пика. Встречал всех широкой улыбкой (иным я его и не помню), имел бороду жидкую, щеки румяные, глаза синие. Одет был поверх рясы в вязаную женскую кофту, которую ему прислал кто-то из его паствы. От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили.
В северной ссылке
По постановлению ОСО КОГПУ по пересмотру дела 10 апреля 1931 приговорён к ссылке в Северный край на три года. Жил в деревне Караванная вблизи райцентра Усть-Цильма. Освобождён из лагеря 11 июля 1931 и сослан в город Онега. 13 декабря 1932 был аресто-ван в ссылке, 10 мая 1933 вновь приговорён по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР к трём годам ссылки — в тот же Усть-Цильмский район, в отдаленное село Нерицу. Там тяжело забо-лел менингитом и 2 мая 1934 года скончался.
Канонизация
Прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви в 1981 году.
1 июля 1997 святые мощи владыки были обретены нетленными на кладбище села Нерица, несмотря на 63-летнее пребывание их в болотистой почве.
Мощи Святителя были отправлены в Москву, а 2 декабря (н. ст.) 1997 года состоялось пе-ренесение мощей в храм святого Александра Невского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря в Кирове. C 2005 года мощи находятся в Спасо-Преображенском женском монастыре г. Кирова.
|