Виталий Галсонс
 православный христианин
Тема: #97364
Сообщение: #3750049 29.03.13 07:13
|
Трифонов Печенгский монастырь
(страницы истории)
На далекой северной окраине Российского государства скоро как пять веков существует Божия обитель – Трифонов Печенгский монастырь. До недавнего времени это был самый северный монастырь России.
Был основан монастырь в 1533 году преподобным Трифоном, просветителем лопарей – местного населения Лапландской земли.
«… велию Обитель святыя, нераздельныя, единосущныя Троицы создал Еси и монахов множество собрал».
Лопари – это народ полностью погруженный и наполненный языческими учениями. Свет Евангельской истины принес им Трифон. Уже пять сот лет почитают они своего просветителя. Лапландским апостолом называют этого святого. Роль и значение его в духовном образе лопарского народа огромна.
Собрал многочисленную братию из лопарей и других народов, был окормителем, хозяином, но власти не искал, даже в сане не был, оставаясь самым верным и скромным рабом Божиим.
Трифон создал свой монастырь, как источник защиты веры Православной от влияния иноверцев.
Монастырь был оплотом и символом мощи и величия Православной России на границе трех государств - Швеции, Дании и России. Наделенный особым расположением и полномочиями царя Иоанна Грозного, монастырь представлял собой, прежде всего, символ Русской Православной Веры. Кроме того, во Славу Божию на Печенге было создано трудами братии крепкое монастырское хозяйство. Сильный и великий монастырь ознаменовал собой принадлежность сильной и великой России. Был даже период в истории монастыря, когда вся торговля России с зарубежными государствами шла через монастырь преподобного Трифона.
Разнообразные промыслы, производства, солеварницы… Но не это было главным для Трифона. Самое главное, духовная сила монастыря, искреннее и сильное вероисповедание братии обители, стяжание Духа Святого .
В 1583 году, прожив на суровом севере 70 лет, Трифон отошел ко Господу. Перед смертью со слезами на глазах, духоносный старец предсказал братии скорую гибель и разорение обители, но неизбежное восстановление и расцвет.
«… не ослабевайте, Братия, упованием на Бога. Не оставит Господь жезла грешных на жребии своем, ибо силен и паки обновит свою обитель».
И хоть сам он отошел в Царство Божие, но великая сила духа, его молитвенное обращение ко Господу, всегда возрождали обитель в самые трудные периоды для защиты Государства Российского, для защиты Веры Православной.
Через 6 лет, в декабре 1589 года в Рождественскую ночь на монастырь напал вооруженный отряд Пекки Вессайнена, подданных шведского короля и разорил Божию обитель. 116 человек, находившихся в этот час в монастыре, приняли мученическую смерть. Среди братии было много молодых и крепких мужчин, способных постоять за свою жизнь и сохранение монастыря. Но настоятель монастыря - игумен Гурий запретил сопротивляться: «Нельзя противиться воле Божией! Так предсказал Трифон!». И все 116 человек безропотно и смиренно приняли жесточайшие мучения и смерть за Христа.
Смерть мучеников – залог незыблемости Веры Христианской. Мученическая смерть – высшая форма служения Господу. Мученики подлинно идут за Христом, как бы повторяя Его крестный подвиг. Именно на крови мучеников стояла, стоит и стоять будет Церковь Православная.
Смерть 116 печенгских мучеников в декабре 1589 года – подтверждение истинности и верности духовного пути преподобного Трифона. Трудно было совмещать высокую духовность, исповедание веры с общежительным уставом монастыря. Но государству Российскому необходим был крепкий и сильный в экономическом отношении монастырь, в устрашение соседних воинственных государств на северных рубежах. И Трифон сумел совместить, казалось несовместимое.
« Чистыми сохранил и пред Богом поставил»- так говорится о братии монастыря, которые и без своего учителя и наставника сохраняли высшую силу духа.
Останки мучеников похоронили на высоком берегу реки Печенга в огромной братской могиле, увенчанной высоким крестом. Издалека было видно это святое место. Каждый посещавший эти места считал своим долгом поклониться ему.
Для самого монастыря наступили очень тяжелые времена. Монахи перебрались с выжженой и оскверненной Печенгской земли в центральный населенный пункт Лапландии - Колу. Долгие 175 лет существовал он еще, но никакими особо высокими духовными или хозяйственными достижениями похвастаться не сумел.
В 1764 году после Указа Императрицы Екатерины Второй о секуляризации церквей и их имущества монастырь Преподобного Трифона прекратил свое существование.
122 года жила земля Кольская без монастыря. Пытались неоднократно возродить обитель на Печенге. Это было и в 1824 году , и в 1867 году. Но, увы, безрезультатно. Не пришло видно время исполняться завету Преподобного. Вспомним его предсмертное предсказание «Не оставит Господь жезла грешных на жребии Своем ибо силен и паки обновит Свою обитель».
Это «паки» наступило в конце 19 века. В семидесятых годах началась, так называемая «колонизация» Мурманского берега. Наряду с русскими переселенцами на святую Печенгскую землю, освященную кровью мучеников, потянулись и иноверцы. Свое вероисповедание везли они с собой. Но русская земля всегда была и будет православной. Тут не должно было быть иной веры. Приближался год 1883. Год 300-летия со дня упокоения преподобного Трифона. Что могло быть лучшим напоминанием о Лапландском апостоле, как не восстановление обители Божией преподобного Трифона. Священный Синод признал возрождение Трифоно-Печенгского монастыря ( именно в это время он стал называться не просто Печенгским, а Трифоно-Печенгским)- делом первостепенной важности. Врзрождение было возложен на братию Соловецкого монастыря в знак особого к ней доверия. В ответ на сомнения в возможности возрождения обители, обер-прокурор Священного Синода Константин Петрович Победоносцев воскликнул : «Умрите, но живите! Вам монастырь не нужен, а государству необходим!»
Год 1886… 10 соловецких иноков приехали на Печенгу восстанавливать некогда великий и могучий монастырь – детище преподобного Трифона.
Монастырь был нужен государству, дабы подтвердить величие России на северных рубежах. Монастырь был нужен простым людям,прежде всего, местному люду - не очень грамотным, не очень предприимчивым лопарям, но очень доверчивым и для каждого из которых имя преподобного Трифона было почитаемо буквально на генетическом уровне . Монастырь должен был повернуть их, как некогда Трифон к истине, к Богу, заняться их просвещением и укреплением. Монастырь был нужен колонизаторам – для утверждения веры и для молитвенной помощи. Ведь, прежде всего, любой монастырь, это место особого сугубого молитвенного общения с Господом.
Монахи – молитвенники за весь мир. Монахи не потому идут в монастырь, что не любят мир, а потому, что слишком любят и только там по-настоящему могут помочь тем, кто в миру живет.
Очень сложным было возобновление обители Божией на Печенге. Жесточайшие климатические условия, крайне тяжелое финансовое положение, непомерный объем работ, отсутствие опыта и навыков строительства у настоятеля – отца Никандра. Но Божьим промыслом все управилось. Новый человек, иеромонах Ионафан, появился в обители в 1889 году. Через год он стал настоятелем Печенгского монастыря, а бывший настоятель получил назначение возглавить древний Свято-Георгиевский монастырь в Крыму, где с успехом служил еще много лет.
«Особая цивилизация» - так назовут через пятнадцать лет то состояние, в котором находился Печенгский монастырь… Источник высшей духовности, культуры просвещения, хозяйственной деятельности. Обитель Трифона имела самую лучшую техническую оснащенность, причем совершенную своими средствами и силами. Лучшие дороги – в монастыре, лучшие коровы и олени – в монастыре, лучшие церковно-приходские школы для детей колонистов и местного населения на всем побережье – в монастыре. Кирпичные заводы, вододвижимое колесо, телеграф, телефон, легковые автомобили ( собранные монахами-самоучками), единственная на Мурмане переплетная мастерская, лучшие в России промысле по гагачьему(?) пуху. Что только не делали монахи во Славу Божию. Меняли направления рек… Прокладывали дороги…На непроходимых болотах появлялись луга… Строили храмы… В каждом промысловом становище обязательно служил либо приходской священник, либо монастырский. Молитвенное окормление, духовная помощь и поддержка людей было абсолютным.
И все это – заслуга, прежде всего одного человека, именно настоятеля обители о. Ионафана. Как впоследствии, после кончины в одном из столичных печатных изданий его назовут – «исторический» настоятель. Во всех деяниях монастыря видная твердая и верная его рука.
Сын крестьянина Иван Баранов из Тверской деревеньки Еглы, с 18 лет по благословению своей матушки Марии Варлаамовны приехал в Соловецкий монастырь и прожил там около 30лет. Образование у него было только домашнее и монастырское. Но святая вера, чистое сердце, трезвый ум, огромная любовь к Богу и России, вера в их святую неразрывную связь и уникальные организаторские способности привлекали к нему и монастырю, им возглавляемому, огромное количество людей. И великие князья, и губернаторы, и адмиралы, и дипломаты, и замечательные деятели искусства, и крупнейшие предприниматели считали за огромную честь для себя быть полезными северному русскому монастырю. Император Николай Второй два раза принимал настоятеля Печенгского монастыря в своих покоях. И подолгу беседовал с ним о жизни и нуждах обители преподобного Трифона.
В разных кругах общества российского пользовался уважением отец Ионафан. Своей искренней и незыблемой верой в значение монастыря для России он сумел привлечь внимание к монастырю многих и многих людей.
И местное население уважало и помогало о.Ионафану, и колонисты, и многочисленные паломники и гости из соседних государств. Приезжали и люди другого вероисповедания, что не мешало мирным и добрососедским отношениям. А результатом этого был рост и процветание монастыря во Славу Божию и укрепление государства Российского
Надо отметить, что сохраняя традиции монашества средних веков, традиции Преподобного Трифона, приоритет всегда в монастыре отдавался молитвенному деланию, стяжанию Духа Святого .
Несколько храмов было построено или реконструировано во времена настоятельства о.Ионафана. Освящать храмы приезжали священнослужители высочайшего звания. Так, освящать храм Рождества Христова, что в Печенге, приезжал викарий Московский архиепископ Трифон ( Туркестанов) с не менее высоким сослужителями.
Уровень развития монастыря во всех планах был столь велик, что в начале 1917 года ему был присвоен статус ставропигиального монастыря второго класса. Жаль только, что большого значения этот факт уже и не имел. Архимандрит Ионафан, который так стремился к независимости своего монастыря, отошел ко Господу 24 февраля 1915 года. Да и над страной Российской сгущались тучи большевистского переворота.
1917 год – в России революция. Большевики, захватившие власть в стране, одним из первых декретов приняли декрет, отделивший государство от церкви, проще говоря, отделивший русский народ от Бога.
Раз Бога нет, то и Божьи обители на земле не нужны. Большинство храмов и, прежде всего, монастырей были ликвидированы, где «де юре», а в большинстве своем и «де факто».
То же самое, конечно, случилось бы и с Печенгским монастырем, если бы не «большая политика». В 1920 году согласно Юрьевскому договору, территория Печенги, наряду с некоторыми другим районами стала территорией Финляндии. Конечно, это плохо – прерывалась связь с отечеством, но факт существования монастыря на территории Финляндии позволил элементарно выжить и монахам, и храмам. Конечно, проблем было множество – и Храм Рождества Христова был передан финской лютеранской общине, и собственность монастырская была практически вся передана государству ( финскому, разумеется). Но тем не менее, Финское государство сохранило монастырь. Надо заметить, что через всю многовековую историю обители преподробного Трифона проходить одна постоянная закономерность – все те, кто раз за разом уничтожали, сжигали монастырь, именно они его и сохранили. ( Интересно, что очень часто и до сих пор от финнов можно услышать забавную фразу «наш Печенгский монастырь » ).
На территории Финляндии существовал Русский православный монастырь до 1944 года.
Какие только испытания не выпали за это время на долю братии обители. Революции, войны, передел границ. В 1944 году в ходе второй мировой войны Печенгская многострадальная земля оказалась в эпицентре боевых военных действий. Финляндия была союзником фашистской Германии и по исторической монастырской земле двигались немецкие войска к Мурманску. Именно на монастырских землях шли ожесточеннейшие бои между советскими и немецкими войсками. Мурманск в результате остался неприступным, но от монастыря мало что осталось. Малочисленная братия переехала на доживание в Финляндию.
После окончания Второй мировой и Великой Отечественной войн исконно русские земли вновь стали принадлежностью России, точнее современной державы – Советского Союза. Но к монастырю преподобного Трифона, этот факт, практически никакого отношения уже не имел. Храмы практически все разрушены, монахи уехали в другую страну и даже свидетелей существования некогда на этих землях обители Божией практически не осталось. Все мирное населения в 1944 году было эвакуировано и обратно практически никто не вернулся.
Казалось,944год можно считать годом прекращения существования монастыря. Но не зря гласит мудрость «Монастырь – не в бревнах, а в ребрах». Последний инок Печенгского монастыря о.Акакий ( Андрей Кузнецов) жил на территории Финляндии в Ново-Валаамском монастыре до 1984года. Только после его смерти в можно было сказать – да, очередной этап существования обители преподобного Трифона закончился.
Но вспомним опять сказанное за 400 лет до этого пророчество Лапландского апостола – Преподобного Трифона «Не оставить Господь жезла грешных на жребии Своем, ибо силен и паки обновит Свою обитель»… Все ждали нового обновления…
Причем обновление и восстановление монастыря всегда осуществлялось именно тогда, когда России и Богу нужна была поддержка и помощь Трифона.
Год 1988 – тысячелетие Крещения Руси. Начало возрождения Православия в великой России
Год 1995 – основание Мурманской и Мончегорской епархии с первым правящим архиереем, возрождение Православия на нашей Кольской земле…
В «медвежьем углу» России, коим всегда была Кольская земля, для строительства здания православия был необходим краеугольный камень, положенный в основу и на котором созидалось бы это здание.
На роль этого камня не было более подходящего претендента, чем обитель преподобного Трифона. Великая история и роль в жизни России во все века была гарантом надежности и крепости «камня». Светлый и чистый образ Трифона и незыблемость подвига 116 мучеников, их молитвенная помощь, – придавали уверенность, что Господь вновь обновит Свою обитель.
Надо было начинать возрождение. Но где и кому?
Божьим промыслом краеведам и историкам Мурманской области, прежде всего директору историко-краеведческого музея п.Никель В.А. Мацак, удалось распознать чудом сохранившееся от прежнего монастыря здание Храма Рождества Христова, 1911 года освящения. Мало похожий на храм, в привычном для нас виде, без куполов и крестов, это здание и приняло братию возрождавшегося монастыря в 1997 году. Именно в этом году, 2 октября, Священный Синод принял Указ о возрождении монашеской жизни на Печенге.
Десять лет возносилась молитва монашеская ко Господу нашему из этого храма. Но 1 декабря 2007 года случилась беда – во время субботнего Богослужения практически столетний храм Рождества Христова был полностью уничтожен огнем пожара. Братия, к счастью, не пострадала. Удалось спасти практически все иконы монастырские, утварь и иные принадлежности. Не сумели сохранить, к великому сожалению, библиотеку. Но горевать было особо некогда. Уже через неделю регулярные Богослужения с сугубыми монашескими молитвами продолжались в маленьком храме,оборудованном в течении нескольких дней в недавно отстроенном помещении для приёма паломников.Ведь храм находится на трассе Мурманск-граница.
Пожар был, безусловно, огромной трагедией для существования обители, но в этом событии усматривался и огромный смысл, и предопределение Божие. Открылись мощи 116 печенгских мучеников, над которыми и была построена алтарная часть Храма Рождества Христова. Теперь на этом месте стоит маленькая сень под крестом, здесь же находится каменная плита, которой, по преданию, и была покрыта могила, убиенных в 1589 году. Каждый желающий может поклониться и приложиться к православной монастырской святыне.
Пожар 2007 года обнажил и обострил давно возникшую проблему. Не подобало монастырю, на протяжении многих веков имевшего огромное значение в истории России , являвшегося оплотом православия на северных рубежах отечества, олицетворявшего собой силу и мощь нашей державы, влачить столь жалкое существование в убогом здании.
Пожар 2007 года сподвиг всех к началу грандиозного строительства. В месте упокоения Преподробного Трифона, в бывшей Успенской пустыни, начиная с 2009 года, возводится великолепный монастырский комплекс. Это, в прямом смысле, народная стройка. Строим всем миром, в значительной степени на пожертвования православных граждан нашей страны.
Мы живем в исторический момент. Возрождается великая святыня, символизируя возрождение некогда великой православной России. Монахи молятся, монастырь строится, мы все ждем.
Верим, что совсем близок тот день, когда в очередной раз сбудется пророчество нашего Кольского святого ,преподобного Трифона Печенгского, и возродится его обитель во Славу Божию.18.11.2011 была совершена первая Божественная Литургия во вновь отстроенном храме на территории восстановленного монастыря в посёлке Луостари.на прежнем историческом месте.почти все постройки и архитектура соответствуют древней обители.13.12.2012 архиепископом Симоном Мурманским и Мончегорским в сослужении игумена Даниила и священства епархии освящён храм в честь Святой Троицы.Службы совершаются ежедневно.Братия трудится и молится неустанно всё упование возложив на Господа.как завещал прп.Трифон.Сайт монастыря www.monastery.cerkov.ru.
|