Священник Филипп Парфенов
православный христианин совет форума
|
Часть 1.
О Междугорье, или, как по-хорватски называется это селение «Меджугорье», я слышал давно, но в весьма общих чертах, и информацию больше критическую со стороны православных. Неожиданно в начале февраля мне поступило предложение присоединиться к одной паломнической группе и съездить туда бесплатно (группа предполагалась смешанная, православно-католическая, с участием католических священников). Даже после этого с первого раза я сказал в ответ, что вряд ли поеду. Но потом мне перезвонили, и одна из будущих паломниц в составе группы убедила, что стоит. Поездка превзошла мои все ожидания и, безусловно, тронула. Во время путешествия очень кстати мне предложили почитать книгу сестры Эммануэль из общины Беатитюд «Меджугорье, 90-е годы», живущей в Междугорье с 1989 года. Я прочел эту книгу почти что залпом. Фото с поездки выложу позднее, а сейчас ограничусь несколькими соображениями и впечатлениями.
Для справки тем, кто плохо знает или не знает вообще.
24 июня 1981 г. (день Рождества Иоанна Крестителя по н. ст.) шесть подростков 12-14 лет этой самой никому не известной до того хорватской деревушки видят сияющую женскую фигуру на горе Подбрдо. Дама держит на руках младенца. На следующий день, 25-го июня, видение повторяется, и загадочная фигура открывает свое имя: «Я – благословенная Дева Мария». Далее складывается группа из этих подростков, которые становятся визионерами и своеобразными пророками Божией Матери, которым Она регулярно обращается: Мария Павлович, Вицка Иванкович, Мирьяна Драгицевич, Иванка Иванкович, Иван Драгицевич и Яков Чоло. Местный приходской священник-францисканец, Йозо Зовко, вскоре сам удостоверяется в явлениях Богоматери и поддерживает визионеров. Власти тогда еще коммунистической Югославии начинают блокировать подступы на гору, оцепливать место с собаками, допытывать ребят и добиваться психиатрической экспертизы. Которая и была проведена, дав свидетельство, что ребята совершенно нормальные. Мария Павлович позднее, так и говорила паломникам, специально приезжавшим в это место: «В этой деревне только у нас есть медицинская справка, что мы нормальные!». О. Йозо поплатился полутора годами тюрьмы. Местный епископ поставил истинность явлений под сомнение, написав рапорт, направленный тогдашнему кардиналу Рацингеру. Тот, однако, не дает рапорту хода, а поручает расследование комиссии из югославских епископов, которая в 1991 г. хотя и не признала подлинность и сверхъестественность тех явлений, но дала добро на совершение паломничеств в Междугорье. В остальном же в самой КЦ есть разногласия по поводу подлинности/неподлинности этих явлений, и окончательного заключения, выражающего общецерковную позицию, пока не дано.
Лично у меня после прочтения книги сестры Эммануэль и совершенного паломничества сложились следующие впечатления. Подлинность явлений 1981 года и последующих (как и Фатимских в 1917 г.) – вне всякого сомнения. Вопрос в том, как относиться к дальнейшим откровениям и ежемесячным посланиям Богоматери, передающимся каждый месяц 25-го числа на протяжении уже, таким образом, почти 32-х лет. А у других визионерок есть еще 2-е и 18-число. Считать ли их прямыми откровениями Богоматери или просто благочестивыми текстами, написанными под определенным вдохновением, какие могут писать довольно многие из нас?..
Сами по себе эти тексты простые и хорошие. Вот, например, последнее послание от 25 февраля сего года, регулярно получаемое Марией Павлович:
«Дорогие дети! И сегодня Я призываю вас к молитве. Грех притягивает вас к земным вещам, а Я прихожу, чтобы вести вас к святости и к тому, что Божье. Но вы боретесь и теряете силы в этой борьбе между добром и злом внутри себя. Поэтому, детки: молитесь, молитесь, молитесь, пока молитва не станет для вас радостью, а сама ваша жизнь – простым путем к Богу. Спасибо, что ответили на Мой призыв!».
В книге сестры Эммануэль такие сомнения также затрагиваются.
«Сестра, - сказал мне в октябре 1993 г. монс. Брандт, архиепископ Страсбургский (расположенный к Меджугорью, он позволил мне выступить в большой церкви в своей епархии), - одна только вещь меня смущает в Меджугорье: приходить так каждый день и в течение столь долгого времени. Не выглядит ли это как недостаток сдержанности со стороны Пресвятой Девы?
Тут я подпрыгнула на стуле (так не ведут себя с епископами!) и не удержалась, чтобы не ответить:
- Отец мой, если бы у вас сын лежал в больнице в коме после катастрофы, между жизнью и смертью, разве не оставались бы вы у его постели день и ночь, пока он не вернется к жизни?
- А, понимаю… Короче говоря, Меджугорье – это интенсивная терапия!»
Во время знакомства с этим местом и с литературой вокруг него мне лично пришли на память известные слова апостола Павла о том, что Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрое, и ничего не значащее, чтобы посрамить значащее. Ведь что такое был для образованного грека или римлянина тот же Иерусалим 2000 лет назад? Глухая провинция, задворки цивилизации. А уж о Назарете, где жил Иисус до 30 лет, и вообще говорить ничего: «Из Назарета может ли быть что доброе»?. Но вот Богородица вслед за Иисусом избирает именно то место для вести всему христианскому миру, притом через простых крестьянских детей, которые ничего не значили для всей Европы и мира, как до того в точности это уже было 13 октября 1917 г. в португальской деревушке Фатиме. Что могут понимать в богословии, в истории Церкви, в разногласиях христиан простые деревенские подростки 12-14 лет, которые и о Фатиме ничего до тех пор не слышали? А им было сказано, что это – продолжение того, что было в Фатиме… В общем, утаился Бог от мудрых и открылся в очередной раз младенцам (Мф. 11, 27-30).
У православных возникали обычно следующие возражения: а что это Богоматерь говорит о чисто католических, сугубо конфессиональных вещах типа Розария, Непорочного Сердца Иисуса или Ее самой и т.д.? На это лишь можно ответить, что Божия Матерь открывает Себя конкретным детям, говоря на их понятном языке и используя с детства им понятные образы (дети слышали Её по-хорватски, естественно). И вообще, не подозрительно ли, что эти все явления в Католической Церкви, по мнению строгих православных в особенности, откуда ничего нельзя хорошего ждать (ну прям как из Назарета…)? Отвечу: явления в КЦ еще вовсе не подтверждают «истинность» или «неистинность» этой конфессии. А происходят они именно там потому, что КЦ принадлежит большинство христиан мира. И охватывает эта церковь весь мир гораздо больше, чем любая поместная православная. И папа Римский, кто бы он ни был, имеет больший вес у международной общественности, чем любой из православных патриархов. Это просто факты, с которыми приходится считаться. Но если КЦ в кризисе и больна, как любят утверждать её противники (что не лишено разных оснований), то именно больная церковь нуждается в большем внимании и заботе (см. вышеприведенную цитату сестры Эммануэль).
А вот прекрасное свидетельство о протестантах из той же книги с. Эммануэль:
«Один знаменитый английский врач вел интенсивную молитвенную жизнь в великой близости со Христом. Он прибыл в Меджугорье, чтобы разобраться в феномене явлений Девы Марии, странном для него. Он рассматривал поклонение Марии как препятствие на пути к Иисусу и потому был настроен несколько предвзято.
Я встретилась с ним в первый же вечер по приезде. Со слезами на глазах он рассказал мне: «Я услышал голос Иисуса, когда подходил к церкви. Он сказал мне: «Я Сам попросил Мою Мать придти сюда. Она собирает здесь все народы и приводит их ко Мне. И Блаженной нарекут Её все роды».
На следующий день он услышал те же слова. С тех пор Мария стала для него трамплином к Иисусу.
В другой раз я привела к Вицке швейцарского протестантского пастора. Слова Вицки, что Дева Мария плакала из-за того, что мы (католики) забыли Библию, расположили его в пользу Девы. «Если так, - сказал он мне, смеясь, - Она наша!».
Сайт о Меджугорье: http://www.medjugorje.ws/
Анализ меджугорских явлений также в журнале Континент, №115 (2003)
|