Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Апология Православия (о Православии с любовью) / Развитие филокализма Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Развитие филокализма
Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин
Тема: #96694    02.12.12 21:39    Просмотров: 7235 [43]

Сообщений: 25    Оценка: 0.00   Страницы: 1 | 2 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить

Известно, что «Добротолюбие» (греч. φιλοκαλείν — Филокалия), сборник духовных произведений православных авторов IV—XV веков, было составлено Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа и был впервые опубликован на греческом языке в 1782 году.

http://paterikakeimena.blogspot.com/p/blog-page_6345.html

Полностью книга имела следующее название:
Добротолюбие священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется. Исправленное и теперь первым изданием изданное на средства честнейшего и боголюбивейшего господина Иоанна Маврокордата, на общую пользу православным. В Венеции, 1782. У Антония Вортоли. Con Licenza de Superiori, e Privilegio

Фраза "Con Licenza de Superiori, e Privilegio" означает, что книга не противоречит католическому вероучению и получила соответствующее разрешение цензуры.


На славянский язык «Добротолюбие» переводил Паисий Величковский, первый и главный перевод которого вышел в 1793 году. В период с 1793 по 1857 год славянский перевод «Добротолюбия» выдержал не менее шести изданий.

http://www.orthlib.ru/hiptexts/dobrotolubie/index.html
Для чтения на славянском нужна установка шрифтов.

И вот в 1877 г. святитель Феофан, затворник Вышенский (†1894) подготовил пятитомное издание перевода Добротолюбия на русский язык, которое напечатано было в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне; с 1878 по 1914 г. вышло три издания.

http://filokalia.orthodoxy.ru/
"Добротолюбие" святителя Феофана настолько отличается от греческого оригинала, что его можно назвать пересказом: некоторые части восполнены, другие сокращены, кое-что упущено. Но именно это издание получило чрезвычайно широкое распространение среди монахов и благочестивых верующих людей России.

Эта тема о развитии филокализма, составе изданий Добротолюбия на европейских языках, и особенностях перевода.

р.Б.



Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3741623
07.02.13 23:10
Ответ на #3737133 | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Кто из отцов Добротолюбия начал самым первым учить Иисусовой молитве ?
В третьем томе русского Добротолюбия размещено «Сказание о святом Филимоне».
Можно предположить, что он жил между 470 и 550 гг в Египте в Скитской пустыне.
Вот в этом сказании впервые упоминается, Иисусова молитва в формулировке " Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя " как ей учили последующие Отцы Церкви.

Внимай же себе тщательно и блюди сердце свое от приятия худых помыслов, или каких нибудь суетных и неполезных; но всегда, и когда спишь, и когда встаешь, и когда ешь, и когда пьешь, и когда ведешь беседу, пусть сердце твое втайне мысленно, то поучается в псалмах, то молится: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя! Также когда поешь псалмы языком, внимай, чтоб не говорить одного устами, а в другом парить мыслию.

В 4 томе славянского Добротолюбия преп.Паисия :
Внима'й оу'бω прилjь'жнω, и храни` се'рдце твое`е'же не прiя'ти лука'вы по'мыслы,
или` какωвы'я когда'либо су'етныя и неполе'зныя: но всегда` и спя`, и востая`, и jадя`, и пiя
и бесjь'дуя, се'рдце твое` сокрове'ннω въ мы'сли, овогда` оу'бω да поуча'ется во псалмjь'хъ, овогда' же да мо'лится си'це: гοсподи iисусе христе`, сыне божiй, поми'луй мя`!
И па'ки: егда` пое'ши язы'комъ, внима'й не иная глаго'лати оусты`, и во ины'хъ пари'ти мы'слiю

р.Б.


Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3737133
16.01.13 12:33
Ответ на #3734812 | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Разбор творения Марка Подвижника о Духовном законе 200 глав.
Текст по переводу св.Феофана на русский
20. Сластолюбивое (одних приятностей ищущее) сердце во время исхода бывает темницей и узами для души, а трудолюбивое (любящее себя озлоблять и утруждать наперекор себе, Господа ради) есть отверзтая дверь (в другую жизнь).
Здесь, как и везде в скобках слова вставлены в текст Свят. Феофаном.

21. Железныя врата, вводящия во град (Деян. 12, 10), есть сердце жестокое; злостраждущему и сокрушенному они сами о себе отверзутся, как и Петру.

22. Много есть образов молитвы, один от другого отличных. Впрочем ни один образ молитвы не бывает вреден, кроме того, что не есть молитва, но делание сатанинское.

23. Один человек, намереваясь сделать зло, прежде помолился умом по обыкновению и, будучи промыслительно не допущен (до зла), после много благодарил (за то).

24. Давид, намереваясь убить Навала Кармильского, когда воспоминанием о Божественном воздаянии отвращен был от сего намерения, много потом благодарил за то. Мы знаем также, что наделал он, когда забыл Бога, и не переставал (быть в богозабвении и нераскаянности), пока Пророк Нафан не привел его в памятование о Боге.

25. Во время памятования о Боге, умножай моление, чтоб Господь помянул тебя, когда забудешь о Нем.

26. Читая Божественное Писание, уразумевай, что скрыто в нем (для тебя собственно): елика бо преднаписана биша, в нагие наказание преднаписашася (Рим. 15, 4).

Действительно Марк Подвижник привёл здесь слова один к одному из Н.З.
ὅσα γὰρ προεγράφη, εἰς τὴν ἡμετέραν διδασκαλίαν προεγράφη,
Но было бы желательно заменить текст по синодальному изданию.
И тогда вся глава будет звучать доходчивей:
Читая Божественное Писание, уразумевай, что скрыто в нем, а всё, что писано было прежде, написано нам в наставление.

27. Веру Писание именует уповаемых извещением (Евр. 11, 1) и тех, которые не знают, что Христос в них есть, назвало неискусными (2 Кор. 13, 5).

28. Как делами и словами обнаруживается мысль, так и сердечными действиями (к чему влечет, в чем вкус находит, предуказывается) будущее воздаяние.


29. Щедрое сердце явно что ущедрено будет и милостивое подобным образом сретит милость, противное же противное вызывает и последствие..

Здесь Свят. Феофан излишне вставил: и милостивое подобным образом сретит милость .
В оригинале этого нет, и в переводе преп. Паисия Величковского этого тоже нет.

кθ. Ще'дрое се'рдце jа'вjь, jа'кω оуще'дрится: противная же послjь'дствiе провозглаша'етъ.

Интересный глагол ἀντι-πέμπω 1) посылать со своей стороны2) посылать в воздаяние 3) высылать навстречу или против 4) посылать взамен .
ἀντι-πενθής 2 в ответ несущий скорбь
Преп. Паисий перевёл его как провозглашать, а свят. Феофан – вызывать последствие.

Английский перевод: Thus a merciful heart will receive mercy, while merciless heart will receive opposite.
Милостивое сердце умилостивится, а жестокое сердце получит обратное.
Вторую половину предложения тоже следует изменить:
Щедрое сердце явно ущедрено будет, противоположное-соответственное вызовет и последствие.

30. Закон свободы научает всякой истине, многие читают его разумом, но не многие понимают соответственным деланием заповедей.

Здесь без изменений.
р.Б.



Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3734812
05.01.13 23:14
Ответ на #3734477 | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Разбор творения Марка Подвижника о Духовном законе 200 глав.
Текст по переводу св.Феофана на русский
16.Только сбросивший по примеру слепого одежду свою и приблизившийся к Господу, становится (истинным) последователем Его и проповедником совершеннейших догматов (Марк. 10, 50. 51).
17. Зло (грех), в помыслах обращаемое (с услаждением), огрубляет сердца (окаменяет), а воздержание с надеждою, истребляя зло, умягчают сердце (стирают в порошок).
Эти 2 главы без отклонений от оригинала.
18.Есть стертие (сокрушение) сердца правильное и полезное – к умилению его, и есть другое, беспорядочное и вредное – только к поражению.
иi. Сокруше'нiе се'рдца одно`е'сть мя'гкое и поле'зное ко оумиле'нiю егω`: друго'е же жесто'кое и привре'дное, къ запреще'нiю егω` служа'щее.

Стертие (сердца) здесь неуместно, а сокрушение и удручение, те значения слова συντριβις, которые здесь подходят.
В оригинале нет ни слова запрещения, ни слова поражения.
Есть слово επιπλεξις – наказание.
Есть сокрушение сердца правильное и полезное – к умилению его и другое беспорядочное и вредное к наказанию его.

Хотя здесь и слово умиление под вопросом – вместо умиления применяется опять-таки синоним слова сокрушение.
Как вариант: Удручение сердца правильное и полезное к сокрушению его и другое беспорядочное и вредное к наказанию его.
На новогреческом изложили так:
18. Υπάρχει συντριβή καρδιάς ήρεμη και ωφέλιμη που φέρνει κατάνυξη σ' αυτή. Και υπάρχει και άλλη συντριβή ανώμαλη και επιβλαβής, που πληγώνει την καρδιά.
Есть сокрушение сердца мирное и полезное, которое приносит печаль. Существует и другое сокрушение аномальное и вредное, которое ранит сердце.
На английский перевели так:
There is a breaking of the heart which is gentle and makes it deeply penitent. And there is a breaking which is violent and harmful, shattering it completely.
Есть сокрушение сердца мягкое, которое делает его глубоко покаянным. И есть сокрушение неистовое и вредное, разбивающее его совсем.

Смысл вроде тот же.

р.Б.








Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3734477
04.01.13 09:29
Ответ автору темы | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Разбор творения Марка Подвижника о Духовном законе 200 глав.
Текст по переводу св.Феофана на русский
11. Не возносись познаниями из Писания (заимствованными), чтоб не впасть умом в дух хулы.
аi. Не возноси'ся въ се'рдцjь твое'мъ разумjь'нiемъ писа'нiй, да не въ ду'хъ хулы` оумо'мъ впаде'ши.
В оригинале не было слова (заимствованными) можно только догадываться почему святитель Феофан его вставил
12. Не покушайся разрешить дело темное и запутанное посредством любопрения, но тем, чем повелевает духовный закон – терпением, молитвою и непоколебимой44 надеждой.
вi. Не покуша'йся ве'щь неудо'бну разрjьши'ти любопрjь'нiемъ, но и'миже духо'вный зако'нъ повелjьва'етъ, си'рjьчь терпjь'нiемъ и моли'твою, и единомы'сленною наде'ждою.
В оригинале всё так
13. Молящийся телесно и не имеющий еще духовного разума подобен слепцу, который взывал, говоря: Сыне Давидов, помилуй мя (Марк. 10, 48)!
гi. Слjь'пъе'сть вопiя'й и глаго'ляй: сыне давидовъ, поми'луй мя`! моля'йся тjьле'снjь, и не оуимы'й духо'внагω ра'зума.
В оригинале всё так
14. Этот же (такой же) прежде слепой, когда прозрел и увидел Господа, уже не называл Его сыном Давидовым, но исповедал Его Сыном Божьим и поклонился Ему (Иоан. 9, 35 – 38).
слова (такой же) здесь не уместны

дi. Слjьпы'й нjь'когда прозрjь'въ, и ви'дjьвъ господа, не ктому` его` сына давидова, но сына божiя исповjь'давъ,
поклони'ся.

Всё так и в оригинале
Вот изложение на современном:
http://filokaliakainipsis.blogspot.com/2011/04/200.html
Ο άλλοτε τυφλός όταν θεραπεύτηκε η τύφλωσή του και είδε τον Κύριο, δεν τον αποκάλεσε πλεόν υιό του Δαβίδ, αλλά αφού Τον ομολόγησε «Υιό Θεού»(4), Τον προσκύνησε.
Когда слепой излечился от своей слепоты то увидел Господа, и уже не называл его сыном Давида, а признал его «Сыном Бога» и ему поклонился.
15. Не возносись, проливая слезы в молитве твоей, ибо это Христос коснулся очес твоих и ты прозрел умственно.
еi. Да не вознесе'шися излива'я сле'зы въ моли'твjь твое'й: христо'съ бо косну'ся о'чiю твое'ю, и оу'мнjь
прозрjь'лъ еси`.
всё так

р.Б.


Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3732823
27.12.12 17:48
Ответ на #3732575 | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Разбор творения Марка Подвижника о Духовном законе 200 глав.

Текст по переводу св.Феофана на русский
8.Имеющий какое-либо дарование духовное и состраждущий неимущим – сим состраданием хранит свой дар, а кичливый потеряет его, бием будучи помыслами кичения.
Славянское Д.
и. Имjь'ющiй дарова'нiе нjь'кое духо'вное, и состра'ждущiй неиму'щымъ, сострада'нiемъ храни'тъ да'ръ.
Кичли'вый же погуби'тъ е`, по'мыслы киче'нiя о'крестъ бiе'мь.

В современном новогреческом изложении усилили- кичливый и гордый :Ο αλαζόνας και υπερήφανος

9.Уста смиренномудрого говорят истину, и противоречащий ей подобен слуге, ударившему Господа в ланиту.
Θ. Оуста` смиренному' драгω глаго'лютъ и'стину: проти'ву глаго'ляй же се'й, подо'бенъ е'сть слузjь` о'ному, въ лани'ту гοςпода о уда'рившему.

В новогреческом Господа ударили в лицо, а не в ланиту:που ράπισε τον Κύριο στο πρόσωπο.

10.Не будь учеником самохвала, чтоб вместо смиренномудрия не научиться гордости.
i. Не быва'й оучени'къ хва'лящагω себя` самаго`, да не вмjь'стω смиренному'дрiя, го'рдости научи'шися.

Оригинал.
10. Μη γίνου μαθητής του επαινουντος εαυτόν, ινα μη αντι αντί ταπείνοφροσηνης, υπερηφανει’αν μάθεις.

Славянский перевод ближе здесь к оригиналу : επαινουντος εαυτόν – хвалящий самого себя.

р.Б.


Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3732575
25.12.12 22:16
Ответ на #3732298 | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Разбор творения Марка Подвижника о Духовном законе 200 глав.
Текст по переводу св.Феофана на русский
5. Да начальствует над всяким начинанием твоим Начальствующий над всяким благом, чтобы по Богу было начинание твое.

Славянское Д.
е. Да предначина'етъ тебjе` во вся'комъ твое'мъ начина'нiи богъ, предначина'ющiй вся'кое бла'го, jа'кω да по Бοзjе бу'детъ предлежа'щее дjе'ло

Оригинал
Καταρχετω σου πασης προθεσεος, o κατάρχων παντός αγαθου, οπος κατά Θεόν γείνονται το προκειμενο.

Современный греческий (обратите внимание на различие).
Σε κάθε προσπάθειά σου, βάλε αρχή τον Θεό που είναι η αρχή κάθε αγαθού, για να γίνει κατά Θεόν εκείνο που αποφάσισες να κάνεις.

В новогреческом переводе окончание получилось такое:
чтобы по Богу было принимаемое тобою решение.

А вот англичане это видят по другому:
http://books.google.com.ua/books?id=8ViqQ6qYSjIC&pg=PA10&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
So that it may be done with His blessing- чтобы это было сделано по Его благословению.

ИМХО лучше было бы так:
При каждом начинании твоем ставь во главу (угла )Того, кто есть начало всему благому, чтобы по Богу было и последующее.
6. Смиренномудрый и духовно действующий, читая Божественное Писание, все к себе будет относить, а не к другому.

Всё так.
7. Призывай Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего и ты увидел пользу молитвы, и чтения, опытно уразумеваемого.
Интересно, что современные греки не понимают выражения «очи сердца» и для них вставили- τα μάτια της ψυχής σου –глаза души твоей

р.Б.



Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3732298
24.12.12 11:26
Ответ на #3729455 | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Марк Подвижник

Разбор творения Марка Подвижника о Духовном законе 200 глав.
Текст по переводу св.Феофана на русский
1. Поелику многократно изъявляли вы желание знать, как, по Апостолу, закон духовен (Рим. 7, 14)
и каков строй ума и какова деятельность у тех, кои стараются соблюдать его, то скажем об этом по силе нашей.

Сносок в оригинале на книги Библии нет.

2. Во-первых, Бог, как ведомо нам, есть начало, середина и конец всякого блага. Благо же
ни в действие прийти, ни уверовано быть иначе не может, как во Христе Иисусе и в Духе Святом.
3. Всякое благо даровано нам от Господа смотрительно (с особым намерением). Кто так верует, тот не погубит его.

В оригинале на месте слова смотрительно стоит οικονομίκως -с (хозяйской) разборчивостью.

Славянский текст преп. Паисия
г. Вся'кое бла'го смотри'тельнjь от господа дарова'ся,и та'ко вjь'руяй не погуби'тъ о'ное.

Английское Д.: Everything good is given by the Lord providentially;
Providentially – предопределенно, счастливым образом.

4. Твердая вера есть крепкая башня. Для верующего Христос есть все.

Славянское Д.
д. Извjь'стная вjь'ра сто'лпъ е'сть крjь'пкiй, хрiсто'съ же вся вjь'рующему быва'етъ.
Слово столп не совсем было удачно. В оригинале πύργος -жилая башня, a не груда камней или столб.

р.Б.




Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3731837
23.12.12 10:04
Ответ автору темы | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Роль Добротолюбия в развитии мысли православных стран трудно переоценить.
Ведь во время распространения Добротолюбия православных странах, в Европе напротив, распространились идеи рационализма, деизма, атеизма и набирала силу философия Просвещения. Новые идеи, пропагандировавшиеся французскими философами во главе с Вольтером завоевали умы интеллектуальной европейской элиты.
А в Греции, России и Румынии начинается великое духовное возрождение Православия.
В какой-то мере это возрождение было обеспечено интеллектуальным всплеском эпохи Просвещения, но вместе с тем в православных странах, оно стало своего рода противоядием от воинствующего антихристианского духа новой философии.

Добротолюбие и православная духовность. Арх. Плакида (Дезей) стр.73

р.Б.


Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3729455
09.12.12 22:33
Ответ на #3729172 | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Примеры из того же 3-го тома греч. Д. творения отца нашего Петра Дамаскина,"О третьем ведении":

Славянское Д.
Согрjьши'хъ, беззако'нновахъ, нече'ствовахъ, и лука'вое предъ тобо'ю сотвори'хъ, и
нjь'смь досто'инъ воззрjь'ти, и= ви'дjьти высоту` небе'сную но ДЕРЗАЯ на неизрече'нное твое` человjьколю'бiе:

Перевод арх. Ювеналия:
Согрешил я, беззаконновал, нечестиво поступал и лукавое делал пред Тобою и недостоин взирать на высоту небесную и видеть ее; но, УПОВАЯ на неизреченное Твое человеколюбие ...

В греческом оригинале стояло: θαρρων- осмеливаясь.

Вот толи из-за близости времени создания греческого и славянского текстов или по какой другой причине, значения ключевого глагола фразы, совпадают. Небольшая разница осмеливаться и дерзать, а вот уповать или современное -надеяться, уже несут другую смысловую нагрузку.

р.Б.


Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3729172
08.12.12 22:05
Ответ на #3728665 | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

На греческом καρτερία- выносливость в трудах. И слав.претерпение и русское- твёрдое выдерживание, как то звучат неопределённо.
προαίρεσις αγαθή- благое произволение. Всё верно. На греческом προαίρεσις- образ мыслей или действий. Получается благой образ мыслей.
πρόθεσις- решимость. Здесь ИМХО очень удачно.
αίσθησις- чувство и на славянском и на русском, что ни о чём нам не говорит.
Потеряно значение слова из классического греческого языка- впечатления от богов.
Получается- ощущение (Божественной) благодати.
επιμέλεια- слав. прилежание, рус.прилежание.
В греческом значения -забота,попечение, усердие.
ερεισμα Θεόν- утверждение в Боге. Годится.
ερεισμα- опора, подпорка, фундамент.
εγρήγορσις- бодрость, бодрость. Пожалуй лучше бодрствование.
προθυμία - тщание, старание.
В греческом на первом месте стоит- готовность к чему-л.
Слав.трезвение лучше рус. трезвенности.
А рус. памятование удачнее слав.памяти.
Впрочем можно сказать, что в этих понятиях хотя и есть различия, но не такие, чтобы оказать подвох переводчику.
Тем не менее по текстам Добротолюбия и в частности в творениях Петра Дамаскина бывают смысл сказанного на греческом передают на славянском и затем в русском переводе далеко не синонимами. т.е. понятиями далёкими от оригинала.

р.Б.


Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3728665
07.12.12 19:11
Ответ на #3728489 | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Оригинал.

http://www.twirpx.com/file/816388/

Φρόνησις, σωφροσύνη, ανδρεία, δικαιοσύνη, πίσις, ελπίς, αγάπη, φόβος, ευσέβεια, γνώσις, βουλή, ισχύς, σύνεσις, σοφία, συντριμμ’ος, πένθος, πραότης, έρευνα των θείων Γραφών, ελεημοσύνη, καθαρότης καρδιάς, ειρήνη, υπομονή, εγκράτεια, καρτερία, προαίρεσις αγαθή, πρόθεσις, αίσθησις, επιμέλεια, ερεισμα Θεόν, θέρμη, εγρήγορσις,ζεσις Πνευματος, μελέτη, προθυμία, νήψις, μνήμη, ….

Славянское Д.

Му'дрость, цjьлому'дрiе, му'жество, пра'вда, вjь'ра, наде'жда, любы`, стра'хъ, благоче'стiе, вjь'дjьнiе, совjь'тъ, крjь'пость, ра'зумъ, прему'дрость, сокруше'нiе, пла'чь, кро'тость, испыта'нiе бoже'ственныхъ писа'нiй, ми'лостыня, чистота` се'рдца, ми'ръ, терпjь'нiе,
воздержа'нiе, претерпjь'нiе, благо'е произволе'нiе, намjь'ренiе, чу'вство, прилjьжа'нiе, бoже'ственное утвержде'нiе, горя'честь, бо'дрость, теплота` дyха,
поуче'нiе, тща'нiе, трезвe'нiе, па'мять,

Перевод архимандрита Ювeналия.
Мудрость, целомудрие, мужество, праведность, вера, надежда, любовь, страх, благочестие, ведение, совет, крепость, разум, премудрость, сокрушение, плач, кротость, исследование Божественных Писаний, милостыня, чистота сердца, мир, терпение, воздержание, постоянство (твердое выдерживание), благое произволение, решимость, чувство, прилежание, утверждение себя в Боге, горячность, бодрость, теплота духа, поучение, старание, трезвенность, памятование, ….
В теме 84094 Отшельничество и странничество мы уже говорили о том, что понятие странничество,
хотя и существует и в греческом и в русском языке, означают не совсем одинаковые вещи:
в греческом это не паломничества по святым местам, а преднамеренное пребывание подвижника на чужбине, где его никто не знает, где нет ни родственников , ни друзей, и поэтому некому оказать знаки внимания, ни напоминать ему о его предыдущей (греховной) жизни.

Вот на этом отрывке попробуем проверить соответствие греческих, славянских и русских добродетелей.

р.Б.


Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3728489
06.12.12 22:07
Ответ на #3728466 | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Творения преподобного Петра Дамаскина, пользуются огромным авторитетом. Их называют "малым Добротолюбием" - и действительно творения Петра Дамаскина синтезировали в себе аскетическую традицию Православия. Они цитируются у Каллиста Ангеликуда (Катафигиота) и прочно входят в круг филокалической литературы; с греческого на славянский они переводились св. Паисием Величковским, и так как они были опущены свт.Феофаном в его "Добротолюбии" как умозрительные, то были позже переведены на на русский – Оптиной пустынью.

Преподобный Паисий (Величковский), писал игумену Феодосию: “Я заглянул в книгу и увидел, что это была книга святого Петра Дамаскина. Невыразимая радость охватила мою душу. Я почувствовал, что нашел на земле небесное сокровище”. "В нем виден писатель, не заимствовавший только слова у других, как он говорит о себе, по глубокому своему смирению, но сам, по собственному опыту, ясно познавший истины внутренней жизни, уразумевший множество тонких сетей, окружающих внутреннюю и внешнюю деятельность христианина-подвижника; виден ратоборец, выходивший из них неуловимым, и потому неложно указывающий путь другим, желающим подвизаться",— пишет о преподобном первый переводчик его сочинений на русский язык архимандрит Ювеналий (Половцев). В его же переводе мы ниже увидим главу "Исчисление добродетелей."

р.Б.



Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3728466
06.12.12 20:10
Ответ на #3728277 | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Рус. перевод «Д.» был осуществлен свт. Феофаном во время пребывания в Вышенском мон-ре. Перевод был начат в 1866 г. на Воздвижение, в тот самый день, когда свт. Феофан решил удалиться в полный затвор и отказаться от управления мон-рем (Письмо 1066 // Там же. С. 29). В 1875 г. 1-й т. был полностью завершен и отдан в печать, а в 1877 г.- издан в С.-Петербурге; остальные тома печатались в Москве (5-й, последний,- в 1890). Перед сдачей в типографию тома «Д.» должны были пройти духовную цензуру (Письмо 1021 от 27 янв. 1888 // Там же. Вып. 6. С. 171). Рус. перевод «Д.» был окончен свт. Феофаном в 1889 г.
http://www.pravenc.ru/text/178682.html

В рус. «Д.» включены 8 новых авторов: преподобные Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Варсонофий и Иоанн, Дорофей, Исаак Сирин, вошедшие во 2-й т., Зосима - в 3-й и Феодор Студит, занявший весь 4-й т.

Но свт. Феофан изменял внутренний порядок изложения материала, так что сопоставление перевода с оригинальными сочинениями, а также установление их авторства становится трудноразрешимой задачей. Так, 7 подлинных слов прп. Антония оказались перемешанными с его неподлинными 13 словами, принадлежащими в действительности прп. Аммону (как было установлено после находки в нач. XX в. аналогичного корпуса на сир. языке - Ammonas.

Одним из недостатков русского перевода Добротолюбия, считается отсутствие в нём трудов отца Петра Дамаскина.

р.Б.


Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3728277
05.12.12 18:08
Ответ на #3728114 | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Теперь можем проверить, как с пятой главой " Наставления о доброй нравственности" св. Антония Великого справились греки и перевели с "койне" на современный греческий.
Строки приводятся по переводу "Добротолюбия" на новогреческий язык, выполненный А. Галитисом в 1984-1988 гг.
http://paterikakeimena.blogspot.com/2010/01/170.html

Ο λογικός άνθρωπος, προσέχοντας ο ίδιος στον εαυτό του, εξετάζει τι πρέπει να πράξει και τι τον συμφέρει, καθώς και ποια ταιριάζουν στην ψυχή και την ωφελούν και ποια δεν της ταιριάζουν. Και έτσι αποφεύγει εκείνα που βλάπτουν την ψυχή, ως ξένα και γιατί τον χωρίζουν ΑΠΟ ΤΗΝ ΑΙΩ'ΝΙΑ ΖΩΗ'.

Здесь не забыли важной фразы, но заменили бессмертие на вечную жизнь.
Получилось: И отлучающих его от ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ.

И на современном языке звучит не ε'ξυπνος -умный, а Ο λογικός άνθρωπος- рассудительный человек.
Наверное "рассудительный человек" или "разумный человек", было бы более уместно в переводе
святителя Феофана.

р.Б.





Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #96694
Сообщение: #3728114
04.12.12 22:56
Ответ на #3728048 | Сухов Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

На примере 5-й главы из 170 глав наставления о доброй нравственности св. Антония Великого в 1-м томе в греческом, славянском и русском Д. попробуем проследить за точностью славянского и русского переводов.
Оригинал
Добротолюбие на греческом

5.Ο Λογικος ανηρ, αυτος εαυτον θεωρων, δοκμαζει τα πρεποντα, και τα συμφεροντα αυτω και τινα μεν ιδια της ψυχης υπαρχει, και ωφελιμα, τινα δε αλλοτρια αυτης και ουτο φευγει τα βλαπτοντα την ψυχην ως αλλοτρια, και χωριζοντα αυτον της αθανασιας.

Славянское Д.
http://www.orthlib.ru/hiptexts/dobrotolubie/index.html
Слове'сный человекъ, самаго себя разсматривая,
искушаетъ подобающая и полезная себе и что
собственно есть души полезно, и что чуждо
ея. И тако убегаетъ повреждающихъ душу, яко
чуждыхъ, и отлучающихъ его от безсмертiя.

Д. на русском свят. Феофана
http://www.fway.org/onlinelib/46-fil/118----1-----------.html

5.Умный человек, рассматривая сам себя, познает, что должно и что полезно ему делать, что сродно душе его и спасительно и что чуждо ей и пагубно. И таким образом избегает того, что вредит душе, как чуждое ей.

Ну а теперь вопрос : а куда делась эта фраза ?
- και χωριζοντα αυτον της αθανασιας.
И отлучающего его от бессмертия.

Обратите внимание на перевод подлежащего: Словесный человек- в славянском Д.
а умный человек-в русском Д.
Что следовало поставить в русском Д. ?
Задача не из лёгких.
Ведь словесный человек не совсем синоним умному, это ещё и тот, кто хорошо знает Слово Божье, и старается соблюдать Божьи Заповеди.

Р.Б.


Страницы: 1 | 2 | >>

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Катастрофы 283

Сейчас мы живем в эпоху супер-штормов, супер-пожаров, супер-наводнений и других сверхсобытий

27 ноября 2021 в 17:57Н. Роман
Неужели действительно есть еще 10 лет перед климатическим апокалипсисом? Популярной уловкой 2019 года было то, что у насесть самое большее еще 10 или 12 лет, чтобы действовать, чтобы ... читать далее »

Календарь 3019

28 ноября. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского. Купятицкой иконы Божией Матери.

27 ноября 2021 в 15:26Андрей Бузик
15 ноября по старому стилю / 28 ноября по новому стилю воскресенье Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Начало Рождественского поста. Разрешается рыба. Мучеников и исповедников Гурия, Самона ... читать далее »

Высказывания 519

Старец Гавриил просит о помощи. Апостасия и экуменизм в последние времена

26 ноября 2021 в 23:46С. Александра
Старец Гавриил Карейский Старец Гавриил просит о помощи читать далее »

Песни 75

За Святую Русь помолюсь! Чтобы русский дух не потух...

26 ноября 2021 в 01:05Андрей Рыбак
Чтобы русский дух не потух Чтобы русский дух не потух Поют воспитанники Свято-Алексиевской пустыни. https://svalep.ru/ Автор текста Иеродиакон Феофил Боголюбов, он и сам поет эту песню. За Святую ... читать далее »

Святые 313

Старец Гавриил (Ургебадзе). Воспоминания. Редчайшие кадры

25 ноября 2021 в 16:42Андрей Бузик
Старец Гавриил (Ургебадзе). Бог есть любовь. Старец Гавриил (Ургебадзе). Воспоминания. Редчайшие кадры читать далее »

Эсхатология 669

π. Афанасиос Митилинеос: Последний акт истории.

24 ноября 2021 в 17:24С. Александра
СОДОМ И ГОМОРА π. Афанасиос Митилинеос: Последний акт истории. Опубликовано 4 мая 2021 г. Блаженный старец о. Афанасий Митилинеос (1927 - 2006) Блаженный старец о. Афанасий Митилинеос (1927 - ... читать далее »

Видео 422

Управление человеком через страх

22 ноября 2021 в 04:43Андрей Рыбак
доктор Боровских Управление человеком через страх читать далее »

Разное 1171

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Ангел молитвы.

20 ноября 2021 в 16:14Андрей Бузик
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Жизнь архимандрита Иоанна Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин) родился 11 апреля 1910 года в городе Орле в многодетной семье, был восьмым и последним ... читать далее »

Афон 192

Старец Гавриил Карейский просит о помощи.

20 ноября 2021 в 01:11Андрей Рыбак
Старец Гавриил Карейский Старец Гавриил Карейский просит о помощи. читать далее »

Фотография 66

Обращение Виссариона и статья про общину в Нью Йорк Таймс

18 ноября 2021 в 22:24Андрей Рыбак
Обращение Виссариона Александр Староверов: «Обращение Учителя: „Дорогие друзья, мир вашему дому и вашим ближним! Уже год длится безумное и мрачное обстоятельство, связанное с бесчестно и ... читать далее »

Горные лыжи

Софья Матвеева и Антон Енджиевский - победители третьего этапа Кубка России в слаломе в Кировске

В заполярном Кировске возобновились соревнования Кубка России по горнолыжному спорту, которые продлятся здесь до 1 декабря. Участникам предстоит провести по два слалома и два слалома-гиганта в рамках ... читать далее »

Велотуризм

Путешественник из Франции проехал на самодельном велосипеде 7500 километров и сломал свою чудо-машину в Красноярске.

Путешественник из Франции проехал на самодельном велосипеде 7500 километров и сломал свою чудо-машину в Красноярске. Офицер в отставке Гвенаэль Бретон путешествует по всему миру уже больше 9 месяцев. ... читать далее »

Природа 212

«Россия от края до края, - Волга» Документальный фильм

27 ноября 2021 в 16:45Андрей Бузик
«Россия от края до края, - Волга» Великое нередко рождается из малого. Это в полной мере относится и к Волге. Небольшой ручеек, который легко можно перешагнуть, превращается в могучую реку, самую ... читать далее »

Технологии 296

Заграница нам поможет в борьбе против 5G: Запад может за минуту оставить Россию без связи, компьютеров и промышленности

27 ноября 2021 в 10:15Н. Роман
Китайская компания Xiaomi массово блокирует свои смартфоны в Крыму, сообщили на прошлой неделе СМИ, – на экране появляется надпись, что политика компании не разрешает использовать её продукцию на ... читать далее »

Путешествия 295

Исчезнувшие таёжные города. Разведка Тунгусской кочевой тропы.

26 ноября 2021 в 17:35Андрей Бузик
Исчезнувшие таёжные города. Разведка Тунгусской кочевой тропы. Фильм был сделан зимой этого года перед экспедицией Geography Trophy по поиску Кетского острога в устье Орловки, в которой они со ... читать далее »

Общий 1316

Библия сикхов. Драгоценные камни духовной и мирской мудрости

26 ноября 2021 в 00:07Н. Роман
Драгоценные камни духовной мудрости Из Шри Гуру Грантх Сахиб Мир в огне, облей его Своей милостью и спаси. Сохрани его и избавь его любым способом каким нужно, о Господи! Гуру Амар Дас, с. 853 (о ... читать далее »

Семья 126

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о браке.

25 ноября 2021 в 15:48Андрей Бузик
Святитель Иоанн Златоуст Предисловие Три следующие беседы, из которых первая берет своим текстом слова ап. Павла: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор.7:2) и проч., вторая имеет ... читать далее »

Шутка 193

В туалет без QR-кода нельзя!

23 ноября 2021 в 21:35Андрей Рыбак
В туалет без QR-кода нельзя! В туалет без QR-кода нельзя! читать далее »

Литература 391

Монах Симеон Афонский.О Божественной Тишине. Аудиокнигу читает Александр Маркин.

21 ноября 2021 в 21:23Андрей Рыбак
Монах Симеон Афонский. "О Божественной Тишине" Монах Симеон Афонский. "О Божественной Тишине" Аудиокнигу читает Александр Маркин. Все книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) ... читать далее »

Церковь 678

Пророчества старца Ефрема Аризонского сбылись.

20 ноября 2021 в 12:46Андрей Рыбак
Подлинное пророчество старца Ефрема Филофейского (Аризонского) Пророчества старца Ефрема Аризонского сбылись. читать далее »

Спорт - Экстрим 250

Фильм. Анатолий Букреев. Эверест 1996

19 ноября 2021 в 22:42Андрей Рыбак
Анатолий Букреев Фильм. Анатолий Букреев. Эверест 1996 Анатолий Букреев, один из лучших альпинистов мира, это видео о нем и о событиях произошедших на Эвересте в 1996 году. читать далее »

История 514

Схиигумен Сергий не признал свою вину ни по одному из эпизодов уголовного дела. 17 ноября 2021

18 ноября 2021 в 20:48Андрей Рыбак
Схиигумен Сергий не признал свою вину ни по одному из эпизодов уголовного дела. Из показания схиигумена Сергия Романова от 17 ноября 2021 года 1/2. Схиигумен Сергий не признал свою вину ни по одному ... читать далее »

Каякинг

Максим Образцов считает, что команда на первом сборе отработала на 120 процентов

Тренерский штаб сборной России по гребному слалому хорошо оценивает прошедший сбор команды в Окуловке (Новгородская обл.). Итоги тренировочного мероприятия подвел главный тренер Максим Образцов. читать далее »

Путешествия

Члены масштабной комплексной экспедиции "РоссиЯ   2021" посетили Кизляр

Члены масштабной комплексной экспедиции "РоссиЯ   2021" посетили Кизляр, сообщает РИА Дагестан. В велоэтапе экспедиции под руководством члена Совета Краснодарского регионального отделения РГО, ... читать далее »

Духовное 965

Святитель Тихон Задонский. Об истине Евангельского учения

27 ноября 2021 в 16:03Андрей Бузик
Святитель Тихон Задонский Что в Ветхом Завете о Христе предсказано, то в свое время исполнилось. Пришел Христос, ожидаемый миром Мессия, в мир, и «устроил спасение наше посреди земли» ... читать далее »

Стихи 1122

тепло и свет

27 ноября 2021 в 08:57Владимир Лучит
*** Тепло и свет твоей души пусть напитать всех и согреть не в силах сирых и убогих, но, тем не менее, способны и при этом оказаться утешительны для многих! *** В днях наших исподволь всё более к ... читать далее »

Патерик 224

Святитель Григорий Палама. Десятословие по христианскому законоположению.

26 ноября 2021 в 16:05Андрей Бузик
Святитель Григорий Палама 1. «Господь Бог твой, Господь един есть» (Втор. 6, 4), во Отце, и Сыне и Духе Святом познаваемый: во Отце не рожденном, в Сыне рожденном безначально, безвременно ... читать далее »

Паломничество 240

Забайкальский Афон

25 ноября 2021 в 20:05Андрей Рыбак
Преподобный Варлаам Чикойский Как беглый крестьянин Василий Надежин из Нижегородской губернии попал в Сибирь и, перейдя через Байкал, стал великим миссионером и просветителем всего Забайкалья. ... читать далее »

Предание 282

Силы души: словесно-разумная, раздражительная и вожделевательная.

24 ноября 2021 в 22:01Андрей Рыбак
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой § 47. В числе различных сил души — силы по первоначальному разделению, именно: ... читать далее »

Будущее 378

Геномное рабство

22 ноября 2021 в 22:28Андрей Рыбак
Молекула ДНК Геномное рабство читать далее »

Выживание. 293

Ковидистерия: чипизация под видом вакцинации. Театр абсурда!

21 ноября 2021 в 18:52Виктор Стоянов
Ковидистерия: чипизация под видом вакцинации. Театр абсурда! Человеческая психология примитивна: легче спрятаться в комфортную ложь, чем осознать очевидную правду! Вступление: (если это не ... читать далее »

Поиск Святой Руси 320

Как мы узнаем умного?

20 ноября 2021 в 10:39Андрей Рыбак
Как узнать умного Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон Новый ... читать далее »

Жития 310

Подвиг святителя. О священномученике Кирилле (Смирнове)

19 ноября 2021 в 15:48Андрей Бузик
О жизненном пути священномученика Кирилла (Смирнова), о том, что связывало его с отцом Иоанном Кронштадтским, почему Патриарх Тихон назначил его своим первым преемником, как складывались отношения с ... читать далее »

Иконы 333

Три тайны «Богоматери Владимирской»

18 ноября 2021 в 16:41Андрей Бузик
Можно ли изучать святыню под микроскопом, просвечивать рентгеновскими лучами? Да, если со знанием дела и с благоговением. Более 10 лет учёные работали с Владимирской иконой Богоматери. О её тайнах ... читать далее »

Фрирайд

Хели-ски в Абхазии

Бывают такие впечатления, которые остаются в памяти навсегда. Это моменты из жизни, которые вспоминаются как лучшие. В детском возрасте это может быть поездка на горнолыжный курорт, первый подъем в ... читать далее »

Парусный спорт

Стефания Елфутина:

22 ноября в рамках расширенного заседания Комиссии спортсменов ОКР бронзовый призер Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро классе RS:X Стефания Елфутина была выбрана в состав Комиссии. Предлагаем ... читать далее »

© 1999-2021 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru