 Алексей Юрьев
 православный христианин нет доступа на форум
Тема: #94719
Сообщение: #3660716 04.02.12 19:33
|
ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ
Согласно святому Иоанну Златоусту, Господь – в том, что касается личности и воли – заповедует нам «равноангельную строгость жизни» и выполнение заповедей в той мере, «как и ангелы исполняют их». Однако Он учит нас просить и о телесном – как имеющих естество, обременённое плотью. Но и тут есть духовная сторона. Не о богатстве и роскоши благословляет молиться, а о «хлебе насущном», о том, что существенно необходимо. Причём и об этом – лишь на сей день, не суетясь по поводу завтрашнего. «Он хочет, чтобы мы всегда были препоясаны и окрылены верою, и не более уступали природе, чем сколько требует от нас необходимая нужда» .
Святоотеческая традиция видит тут просьбу не столько о вещественном хлебе, сколько о Хлебе духовном – Христе. Христос преподаёт Себя нам в Своём слове и – в Своих Крови и Плоти. За каждой божественной литургией совершается это предложение.
В первой, огласительной, части божественной литургии слово Божие предлагается в антифонах, составленных из ветхозаветных псалмов, и в следующих за ними чтениях из апостольских посланий и из Евангелия. На Святой Горе поются ещё и заповеди Блаженства.
Во второй части божественной литургии мы становимся участниками Христовой жертвы и вкушаем Его распятое и воскресшее Тело, становясь частью Его. Поэтому и звучит молитва Господня перед святым Причащением, предваряемая просьбой: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…».
Это тесно связывает молитву Господню с евхаристией, так что она возводит нас к евхаристичному взгляду на мир. Тем, что мы просим Бога обо всём необходимом, мы исповедуем Его единым Источником всяческих благ, и все проявления жизни – Его дарованиями.
Нас наполняет смиренное и благодарное чувство: «Благодарим Господа» – «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя благодарити…: Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси, … о сих всех благодарим Тя…, о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явлéнных и неявлéнных благодеяниих бывших на нас».
Благодарение перерастает в возношение Богу Его же даров, в возвращение всего мира – Богу: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».
Так выправляется наше отношение к Божиим тварям – как к людям, так и ко всему сотворённому. Если они – Божии, мы не в праве принижать их. Таким образом мы сможем верно и благодарно использовать мир, избегая духовно разрушительных злоупотреблений и излишеств. Если б мы восприняли евхаристичное отношение к жизни, мы относились бы с почтением ко всему, что нас окружает, и не пришли бы к нынешней экологической катастрофе.
Обратите внимание: современный дух потребительства прямо противоположен настроению рассматриваемого нами прошения. Он не расположен к благодарности, противится ей. Закрыт и от ближних, сугубо индивидуалистичен. Не удовлетворяется необходимым, «насущным», а стремится к бессмысленной роскоши. Наше общество сверхпотребления готово стать нам могилой, погружая в бесчисленные несправедливости и беды.
Следует отметить также, что мы просим «насущного хлеба» в этой молитве не только себе, а (как и в предшествовавших прошениях) всем «нам». Испрашивая у Бога вещественных или духовных благ, невозможно оставлять кого-либо в стороне.
«Наш», «мы» молитвы Господней – основа для православного обществоведения, благотворения, братства. Эта её строчка напоминает и об умножении Господом пяти хлебов и двух рыб в пустыне ради насыщения голода множества собравшихся. А ещё – об общем владении имуществом первыми иерусалимскими христианами , и о последующем монашеском общежитии.
Сюда же восходит и миссионерство. Можно ли не беспокоиться о том, чтобы Небесный Хлеб достиг тех, кто голоден духом?
И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША, ЯКОЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ
До тех пор, пока в центре нашей жизни стоит наше «я», мы не можем простить ближнему. Оскорблённое самолюбие не позволяет того. Лишь когда человек в покаянии решает поставить Бога в центр жизненных ценностей, он в состоянии простить всех, кто огорчал, обижал и был несправедлив к нему.
Подчас необходима нелёгкая внутренняя борьба, чтобы освободить душу от обиды, так её мучает самолюбие. Поэтому Господь научил нас просить прощения у Бога при условии, что и мы прощаем согрешившим против нас.
Святой Иоанн Златоуст пишет, что Господь мог бы простить нас и без того, чтобы требовать от нас всепрощения, но Он ищет исцеления нашей души и «во всём доставляет случаи и побуждения к кротости и человеколюбию; гонит из тебя зверство, угашает в тебе гнев и всячески хочет соединить тебя с твоими членами».
Разве не отчуждают нас обида и вражда от тех, кто сочленён с нами, будучи, как и мы, членами Христовыми, от тех, с кем мы составляем единое тело? Отпуская прегрешения и примиряясь, мы воссоединяемся со своими собственными членами. Можешь ли быть в покое, когда отсечены у тебя члены? Только если ты не принадлежишь Телу Христову или омертвел, ты не ощущаешь брата как часть себя.
Христианин, поставивший Бога в центр жизни, уподобляется Небесному Отцу. Как Тот прощает, так прощает и он. Иначе как ему просить Бога о прощении, не простив меньших обид своим ближним? Это будет как в притче о немилосердном должнике, не захотевшем простить такому же рабу, как и он, малого долга, когда ему самому господин простил неизмеримо больше.
Это прошение помогает смирению, напоминая не только о наших личных грехах, но и об общем повреждении грехом человеческой природы. Рассматривая греховность человеческого естества, святитель Григорий Нисский весьма точно пишет:
«Посмотрим отселе, в чём грешен человек пред Богом.
Прежде всего, повинен он каре за то, что отдалился от Творца своего и отбежал к врагу, сделавшись беглецом и восстав против Господина своего естества.
Затем за то, что променял независимую свободу на смертоносное рабство греху и избрал владычество разрушительной силы вместо близости Богу.
Есть ли бóльшее зло, чем не видеть красоты Творца, и вместо Него обратиться к уродству греха?
Каково должно было быть наказание за презрение божественных благ и предпочтение им придуманных дьяволом ухищрений?
И кто изочтёт бесчисленные человеческие беззакония? Повреждён образ и разбита печать, данная при сотворении. Потеряна драхма и презрена отеческая трапеза. Нечистота свиноподобной жизни стала любезной, а бесценное сокровище пущено на ветер, и всё прочее подобное, что легко найти в Священном Писании, обдумайте сами – кто изочтёт сие?
И поскольку род человеческий так много грешен пред Богом и состоит под наказанием, Слово и учит нас, полагаю, словами этой молитвы. Чтобы мы не забывались, беседуя с Богом, будто бы ничто не омрачает нашу совесть, хотя бы кто и был, насколько это возможно, чист от человеческих проступков».
И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ, НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВАГО
Не попусти нам, Господи, впасть в искушение, но избавь от зла. Преподобный Максим говорит о двух видах искушений: искушения наслаждением и искушения страданием . Первые провоцируются волей и рождают страсти. Вторые случаются невольно и изгоняют страсти. Нам следует избегать первых, но не искать и вторых, уклоняясь от них, потому что мы слабы и можем поддаться им. Однако, когда они сами придут, должно принять их мужественно, как способствующие очищению нашей души.
По поводу искушений страданием, преподобный Никодим Святогорец замечает: «Сострадая нашим скорбям и склонности к злу, Бог попускает искушениям, которые иногда могут быть и ужасающе страшными, прийти на нас тем или иным образом, чтобы мы смирились и познали себя, хотя бы весь этот ужас и казался нам бессмысленным. А и тут – как Божие благоволение, так и Его премудрость, потому что польза наша ещё возрастает от того, что кажется нам наиболее вредным, поскольку умножается смирение – в котором душа нуждается больше всего».
Научая нас «произвольно не спешить» к подвигам, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – «Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость», уничтожает самодовольство. Но как скоро мы против воли оказываемся «вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно». Так мы окажемся «и нетщеславными, и мужественными».
Златоуст ещё обращает наше внимание на то, что Господь не сказал избави нас «от лукавых», то есть от недобрых людей, но «от лукавого», то есть от «диавола, как виновника всех зол». Это для того, чтобы научить нас не обвинять огорчающих нас и не сетовать на них, «но всю вражду свою обращать против диавола», побудившего их ко злу. Называя его лукавым, Спаситель «повелевает нам вести против него непримиримую брань, а также «показывает, что он таков не по природе», а по лукавому изволению.
ЯКО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО, И СИЛА, И СЛАВА, ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ
Разумеется, не прошением об избавлении от лукавого, а прославлением Бога завершается молитва. За Всемогущим Богом, Царём царствующих и Господом господствующих, последнее слово, а вовсе не за дьяволом, который пытается, Божиим попущением, колебать струны истории. Он может внести некоторый беспорядок, может со своими полчищами временно возобладать над миром, но не может помешать Божией Воле в конце концов совершиться.
Власть антихриста временна. Христос – Царь и Господь во веки. Един свят, Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь.
Поэтому и только поэтому слава полностью принадлежит Богу-Троице.
И опять «златословесные уста» Церкви, святой Иоанн, говорит: «Напоминанием о враге сделав нас осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властию Которого мы воинствуем, и показывая, что Он могущественнее всех. Яко Твое есть, говорит Спаситель, царство, и сила, и слава. Итак, если Его царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти».
* * * * *
Насколько позволили наша немощь и ограниченное время, мы старались углубиться в божественные слова Господней молитвы.
Наше сердце полно благодарности Господу, изволившему вручить нам эту святую молитву как силу, свет и утешение в этой жизни.
Все её прошения помогают освободиться из-под самодовлеющего эгоизма, начать жить не для себя, а для Бога и ближнего. И чем больше мы избавляемся от замкнутости на себя, тем глубже Бог вселяется в нас.
Позвольте мне сказать нечто дерзновенное, не из своего личного опыта, а из опыта святых, из опыта святой Афонской Горы: если мы полностью избавимся от эгоизма и самости, всесовершенный Бог всецело войдёт в нас. Да и Сам Господь не сказал ли: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23) . И тогда наслаждается человек миром, обещанным Христом , и преизбытком радости, которую никто и ничто не может отнять.
Печально, что так много людей в наши дни не молятся Господней молитвой и не имеют расположения к ней. Говорят, иные школьные учителя стоят в сторонке, или заложив руки за спину, когда класс читает эту молитву – чтобы показать, что они относятся к этому как к устаревшей формальности.
Те, кто – сознательно или бессознательно – отвергают Христа и Его молитву, замкнув свою жизнь на себя, молятся иной молитвой:
Они говорят не Отче наш, Иже еси на небесех, а «я сам себе бог на земле»;
и вместо да приидет царствие Твое соответственно – «да будет царство моё»;
вместо да будет воля Твоя – «да будет воля моя»;
вместо хлеб наш насущный даждь нам днесь они скажут «я сам с изысканной роскошью обеспечиваю себя всеми вещественными благами»;
вместо остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, произнесут «я ни у кого не прошу прощения, как и сам никому не прощаю»;
вместо не введи во искушение, но избави от лукаваго, помыслят «все дозволенные и недозволенные наслаждения – мои, и проклинаю всё болезненное»;
а в завершение, вместо Твоё – прозвучит «ибо моё здесь царство, и сила, и слава».
И не только отвергающие Христа, но и мы, христиане, по временам претыкаемся и скатываемся в подобное индивидуалистично обращенное на себя, сатанинское мироощущение.
А ведь именно эта обращенность на себя и загоняет нашу жизнь в тупик.
Отсюда кризисы – в политике, экономике, образовании, в отношениях между людьми, и проч. Мы отвергли дух Христов, дух молитвы Господней.
Мне не видится никакого выхода из этого тупика, кроме покаяния как власть имущих, так и простых граждан. Ни одна партия и ни одна идеология не в силах спасти положение.
Выход и свет откроются только в том случае, если мы, нынешние православные христиане, захотим вновь смиренно и просто молиться Господней молитвой, больше того – захотим жить в её духе.
Если этого не хочет широкое общество, то мы – верные, церковные – неужели и мы не будем никак понуждать себя? Опасность запутаться в тяжелых сетях безбожного индивидуализма, стягивающихся со всех сторон, весьма велика, и не осознав её, легко подменить любовь к Богу и ближнему – себялюбием.
Это великий искус, против которого мы с силою должны взмолиться: Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, во веки веков. Аминь.
|