 Алферова Мария
 православный христианин (новоначальный)
|
Вот и обещанная статья. :))
Отец-герой
Православный священник стал отцом для полсотни детей!
Настоятель Свято-Троицкой Обители Милосердия протоиерей Николай Стремский является самым многодетным отцом в России. Вместе со своей супругой, матушкой Галиной, отец Николай воспитывает 50 детей -- 25 девочек и 25 мальчиков. Младшему, Николаю, 3 месяца, а старшему, Павлу, 16 лет.
Мария АЛФЕРОВА
Я приехала в Оренбург поздно ночью, темень вокруг была непроглядная. Но в аэропорту меня встретили работники Обители и мы на бешеной скорости мы понеслись по виляющей дороге в поселок Саракташ, что в 90 километрах от города. Единственными обитателями оренбуржской степи, которых мы повстречали на пустой дороге, были две рыжие лисицы и заяц. Великолепие Свято-Троицкой Обители я разглядела только на следующее утро. Среди низеньких серых, облезлых домиков поселка Обитель выглядела сказочным оазисом. Возносящиеся к небу храмы и терема создавали впечатление, что я случайно попала в древнерусскую былину. И люди здесь совсем другие, не как в Москве -- тихие, улыбчивые, доброжелательные. Жители Обители очень уважают своего настоятеля и ничего не сделают без его благословения. Неудивительно -- не будь отца Николая в Саракташе, наверное, не было бы здесь этого сказочного городка.
Первых детей привела бабушка
Это только кажется, что трудно запомнить 50 имен и дней рождений. Для отца Николая это не проблема. Но на всякий случай у него есть список дат рождений. И на день Ангела он с матушкой Галиной дарят каждому ребенку подарок. А уж на свой день Ангела они получают по 50 поздравлений и подарков, которые делаются своими руками целый год.
-- У нас 4 Насти и мы их отличаем так: "Настя большая", "Настя маленькая", "Настя беленькая", "Настя новенькая",-- улыбается батюшка. -- Все дети очень любят друг друга, хотя иногда и ссорятся. Но они очень быстро мирятся, зла не помнят. Недавно мы ездили в Троице-Сергиеву Лавру на праздник Сергия Радонежского, взяли с собой 25 детишек. Остальные сначала ворчали: "Вот, нас никогда не берут, только старших, папа нас меньше любит", но потом ждали нас с нетерпением - очень соскучились. Все бывает - и ревнуют меня друг к другу. Просто не всегда у меня хватает времени на всех 50 человек.
Отец Николай очень добрый папа, но поддерживает в семье железную дисциплину. Детям строго-настрого запрещается курить и материться. Также нельзя смотреть боевики и водиться с дурными компаниями из поселка.
Первые дети-сироты (не совсем, конечно, сироты, ведь у многих обитателей российских детских домов есть родители или бабушки с дедушками. Только недосуг им позаботиться о малыше, или просто не могут) появились в Обители, можно сказать, случайно.
Первых -- 9-летнего Алешу и 8-летнюю Аню (имена этих и других детей изменены по просьбе настоятеля) -- привела их бабушка и попросила отца Николая:
-- Возьмите их, батюшка, к себе в дом! Родители пьют, а сама я не могу за ними приглядывать, немощная слишком стала.
Долго раздумывать отец Николай не стал: он всегда мечтал иметь большую семью, а эти детишки вызывали жалость своим истощенным, ослабленным видом. И не только эти...
-- Мы ездили по детдомам Оренбургской области, крестили детей, рассказывали им о Боге, -- вспоминает отец Николай. -- И везде нас поражала ужасная обстановка: детдома были переполнены, дети спали в коридорах, за ними никто не смотрел, не ухаживал... Очень их было жалко. А однажды, когда я уходил, несколько ребятишек бросились за мной, стали дергать за полы рясы и кричать: "Ты мой папа, да? Ты пришел за мной?" Я просто не смог им ответить "нет".
Вскоре не осталось в Оренбуржье детдома, куда не зашел бы отец Николай. И никогда он не выходил оттуда один. Так и росла семья Стремских.
-- Чужих-то детей, по закону Христову, и не существует вовсе, -- говорит глава семейства. -- Все они -- наши ближние.
Первых 24 детей отец Николай усыновил, они носят его фамилию и записаны в паспорте. Но затем вышел закон, запрещающий усыновлять больше 7 детей и поэтому остальных пришлось оформить как подопечных.
Теперь в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского, располагающейся в Обители, более половины учеников - батюшкины дети. Гимназисты с удовольствием изучают расширенный курс истории Отечества, старославянский и английский языки, которым здесь обучают с пяти лет. Еще они учатся рисовать, вязать знаменитые оренбургские платки, шитью, вышивать, играть на скрипке, фортепиано и других музыкальных инструментах. Ну и конечно -- постигают Закон Божий, Жития Святых, Новый и Старый Завет, историю русской Церкви. В каникулы, на стареньком "Икарусе" они ездят с концертами по больницам, детским домам и домам престарелых.
Церковь -- позор для мундира
А ведь в 1973 году, когда в казахском городе Актюбинске на свет появился маленький Коленька Стремский, родители его, люди глубоко верующие, даже и не подозревали, что их сын когда-нибудь станет настоятелем целого благотворительного комплекса. Уж очень в советское время "профессия" священнослужителя была непрестижна: люди в черных рясах жили бедно, часто становились объектами насмешек. Да и сама вера нещадно дискриминировалась, что успел испытать на себе сам отец Николай.
-- В 1982 году, окончив школу, я стал готовиться к поступлению в Алма-Атинской пожарно-техническое училище, -- вспоминает настоятель. -- Все экзамены были успешно пройдены. Но на собеседовании психолог неожиданно спросил меня, верующий ли я человек. Я ответил утвердительно, а на следующий день мне вернули документы. Капитан из приемной комиссии сказал: "Представьте, вы придете в храм в форме училища. Мы не хотим, чтобы наша форма была так опозорена".
После этого была армия. Николая отправили служить в Туркестанский военный округ, на границу с Афганистаном. И там местный священник сказал ему однажды: "А почему бы тебе не посвятить себя Богу?" Сначала Николай не воспринял всерьез эти слова, но вскоре понял, что это и есть его настоящее желание. И спустя 3 года, в 1985 году, Николай Стремский поступает в Московскую духовную семинарию, что в Сергиевом Посаде. Там же он встретил свою будущую супругу Галину -- она училась на иконописном отделении. Там их и обвенчали в Троице-Сергиевой Лавре. А по окончании семинарии, в 1990 году, Николай был рукоположен в сан иерея и направлен на служение в поселок Саракташ Оренбургской области.
-- Мы приехали буквально на пустое место, -- рассказывает отец Николайю -- Последний священник из поселка уехал еще в 1961 году, и с тех пор Саракташский храм праведного Симеона Верхотурского использовался в качестве детских яслей. Но оставалась небольшая сельская православная община. Вместе с этими людьми мы долго добивались возвращения нам храма, затем восстанавливали его собственными силами. Мы были готовы на любые труды и подвиги, не ждали манны небесной. Сначала в храм ходило человек 30, но интерес к православию был очень большой. Через некоторое время мы в день крестили по 100 человек.
Приходили к молодому батюшке и просто за советом. Но только духовным наставником отец Николай долго оставаться не мог -- слишком много было людей, которым больше никто не мог помочь. В том же 1990 году к отцу Николаю пришла первая старушка, которой было негде жить -- квартиранты выгнали ее из собственного дома. Бабушку приютили, потом другую -- так постеппенно образовался Дом Милосердия. Сейчас там живет около 20 стариков, никому не нужных, больных и беспомощных. Некоторых стариков отдают собственные дети и внуки, некоторые приходят сами, падая на пороге в обморок от слабости и голода. Сначала они жили в небольшом домике возле храма, но потом им построили новое помещение, попросторнее.
Убийца кролика расплакался
Дети, нашедшие приют у отца Николая, отнюдь не ангелы. У них сложные характеры и израненные души, и подход к ним нужен особый. Николаю и Галине Стремским пришлось основательно изучить детскую психологию. Некоторые ребятишки, привыкли видеть вокруг себя только пьянство, разврат и жестокость родителей, да терпеть от ник побои. Некоторые в 8 лет не знают, как выглядит банан или апельсин.
-- Жил у нас был маленький пушистый белый кролик, все дети его очень любили, -- делится отец Николай. -- Однажды утром мы нашли его в луже в крови, с распоротым брюхом. Все были просто в шоке, не знали, что и подумать. Потом выяснилось, что это сделал один мальчик -- он расплакался и сознался в содеянном. Я его спросил: "Ты зачем кролика убил?"-- "Хотел посмотреть, что у него внутри". Оказалось, что отец этого часто распускал руки. Один раз он на его глазах выбил у бабушки зубы, в другой -- забил до смерти собаку. Очень трудно таких детей исправить.
Но отцу Николаю все-таки удается вылечить эти искалеченные души. Может быть потому, что он никогда не кричит, а тем более не наказывает физически своих чад. Единственное наказание в семье Стремских - лишение поощрения (например, поездки в другой город), либо строгий выговор напроказившему. Конечно, это происходит не сразу. Попав в Обитель, дети долго отказываются верить в то, что мечты сбываются и у них теперь есть хорошие любящие папа и мама.
- Ты папа? - как-то спросил у священника один из малышей, когда научился говорить.
- Да, папа, - ответил отец Николай.
- А где ты был раньше?
-- Они такие слабые, болезненные, -- продолжает их новый отец. -- Родители многих -- наркоманы или алкоголики, у них тяжелые врожденные заболевания. Каждый четвертый у нас носит очки, многие отстают в развитии. Был у нас мальчик, он постоянно нарушал наши правила, ничего на него не действовало. То украдет, то покурит тайком, то еще какую гадость выкинет. Но все объяснил диагноз врача -- олигофрения в степени дебильности. Теперь он учится в спецшколе в другом поселке - в Черном Отроге. На выходные иногда приезжает к нам, делится тут с детьми новым знаниям (батюшка грустно улыбается).
Отшельницей живет в обители юная Лина -- не вдается в дела Обители, с другими детьми общается мало, все время думает о чем-то своем. Ей сейчас 13 лет. Приехала она сюда год назад, добиралась до Саракташа аж из Башкирии. Лина сбежала от матери, которая хотела сделать из нее проститутку.
Трудно избавить детей от привычек прошлой жизни. Они продолжают курить и воровать, из-за чего бывают проблемы с прихожанами. Ведь не все понимают, или не хотят понимать, что ребенок это делает не со зла, а по привычке. Что привычка эта у него появилось потому, что он с рождения голодал, никогда не ел досыта и до сих пор прячет оставшиеся от обеда куски хлеба под матрац - на черный день...
-- Как-то в нашу Обитель привели троих детей: 4-летнего Илюшу и его сестер, Наташу и Лену — 5 и 7 лет, -- продолжает отец Николай. -- Родители-алкоголики просто бросили их: закрыли в доме и ушли в неизвестном направлении. Спасаясь от голода, дети вылезли через окно на улицу и отправились на поиски пропитания. Они просили милостыню и воровали. Так и жили. И потом еще долго девочки по инерции таскали на кухне продукты, а мальчик виртуозно обчищал карманы прихожан. Сколько же сил пришлось положить, чтобы отучить их этих привычек!
Из прежнего дома бежала без оглядки
Часто дети, взятые уже в сознательном возрасте, вспоминают свою прежнюю жизнь, родителей. Несмотря на то, что их предали, дети любят папу, маму и жалеют их, мечтают о встрече с ними. Многие даже говорят, что когда вырастут, возьмут родителей на попечение. Но...
-- Мы однажды ехали в автобусе с дочкой, и она сказала неожиданно: "А я здесь раньше жила". Ей захотелось сходить в свой прежний дом и мы остановились. Леночка вышла и позвонила в дверь. Ей открыл пьяный отец. Она осмотрелась, вспомнила всю свою жизнь у него, ни слова не сказала и быстро, не оборачиваясь, побежала обратно к автобусу.
Несмотря на все сложности, все 50 детей для Николая и Галины Стремских родные и любимые. И детишки отвечают родителям тем же. У своих детей отец Николай пользуется непререкаемым авторитетом - они всегда советуются с ним, как им лучше поступить, что сделать.
-- Мне кажется, даже лучше, что я не только родной отец для своих детей, но и духовный наставник. Я знаю всю их подноготную, мне проще понять, что им нужно, как они могут поступить, что выкинуть, как лучше на это среагировать.
Черномырдин землякам не помогает
Как удается не только вкусно и сытно накормить такую ораву, но и красиво их одеть, обеспечить их игрушками и всем прочим детским инвентарем? -- Тяжело, -- признает отец Николай
-- Трудно нам приходится, -- не скрывает он.-- Постоянных спонсоров у нас нет, а трат очень много. И на детей, и на Дом Милосердия деньги нужны. А у нас ведь еще есть Православная гимназия и Духовное епархиальное училище с бесплатными обучением, кормлением и формой. В штате Обители работают 150 преподавателей, всем им надо заплатить по 800-900 рублей в месяц. В год на содержание Обители требуется 12 миллионов рублей. Чаще всего наши расходы превышают доходы, мы живем в долг.
Пожертвований от богатых с каждым годом все меньше. Мода на благотворительность постепенно проходит. Вот и ведет семья Стремских натуральное хозяйство, обрабатывая с помощью добрых людей 180 гектаров земли, выращивает скот, расширяет хлебопекарню, шьет одежду в собственной пошивочной мастерской. Но денег все равно не хватает.
Дважды отец Николай решался на рискованный шаг - брал взаймы у предпринимателей деньги и ехал со своими детишками в Америку и Финляндию на заработки. Все дети отца Николая хорошо поют: в гимназии с первого по 11 класс преподают сольфеджио и другие музыкальные дисциплины. В храмах за границей дети пели православные песнопения, потом собирали пожертвования благодарных слушателей. Что-то заработать удалось, но круглый год так жить невозможны: детям надо учиться.
-- Очень сложно у людей допроситься помощи,-- продолжает отец Николай. -- Богатые с большим трудом расстаются с деньгами, даже на богоугодное дело. Многие думают, что нам помогает Виктор Черномырдин, он же родом из этих мест. Но на самом деле он только купил нам "Газель" и дал денег на восстановление дома после пожара. А основную помощь он оказывает храму в поселке Черный Отрог - там его тетя живет и другие родственники. Храм там отстроили, и теперь Виктор Степанович все обещает на его роспись деньги выделить, три года уже.
Но с Божьей помощью деньги находятся. Недавно детишки переехали в прекрасные новые корпуса: один для мальчиков, другой для девочек. У них множество игрушек и книг. Младшие живут по два человека в комнате, старшие -- по одному. Батюшка с матушкой располагаются в отдельном домике с самыми маленькими - Колей и Василисой. За детьми обычно приглядывают сестры милосердия. Отец Николай общается с ними в основном в гимназии и после вечерней молитвы.
Мне было не совсем понятно разделение детей по половому признаку (они даже учатся в разные смены: мальчики в первую, девочки во вторую).
-- А так намного лучше, -- уверил меня батюшка. -- Сначала у меня было тоже смешанное образование, но потом разделил девчонок и мальчишек, и уровень образования резко вырос. В 13-14 лет они начинают влюбляться, увлекаться друг другом, когда им это совсем не надо, рано еще. А так они занимаются образованием, не отвлекаются друг на друга.
Духовное образование, по мнению отца Николая, необходимо для любого образованного человека.
-- Как же можно не знать свою историю, историю нашей Церкви? По крайней мере, верующему человеку просто необходимо получить и светское и духовное образование. Это как два крыла для него в жизни.
Священником станет толко один
После православной гимназии, да и после духовного училища не все выпускники становятся священниками и монахами. Многие избирают вполне мирские профессии: поступают в колледжи, в университеты. Из всех 50 детей отца Николая, только 10-летний Тимоша, хочет быть священником, как папа.
-- Наверное, ему нравится, что папу все уважают, руку целуют, дети же видят только положительное, -- полагает настоятель. -- Изнаночная сторона моей службы, все тяготы и проблемы, им неизвестна... А большинство не желают связывать свою жизнь с церковью. Старший, Павел, хочет стать юристом, после гимназии поедет в Оренбург, поступать в университет. Один мальчик мечтает стать летчиком. Остальные еще не определились. Но одно я твердо знаю: мои дети будут православными христианами, и этого для меня достаточно.
Так и живет Обитель. Не понятно как, не понятно на что. "Мир не без добрых людей. С миру по нитке собираем", -- говорит батюшка. Конечно, немало у Обители завистников и хулителей, как в поселке, так и за его пределами. Многие говорят: зачем он столько детей набрал? Тут и одного трудно прокормить, а он полсотни пытается! Служил бы себе спокойно в храме и не дергался, зачем столько нуждающихся набирать, если знаешь, что нет постоянного источника доходов?
-- Как же можно людям не помочь? -- недоумевает отец Николай -- Они же люди. Я, был как-то в Москве, шел по проспекту Мира и увидел старый "Москвич" со сдутыми колесами и разбитыми стеклами. Оказалось, что в нем бомжи уже три года живут, мужчина и женщина. Больные, измученные, голодные. И все ходят мимо них в самом центре Москвы! Разве так можно? Это же люди, не собаки. Пригласил их, пусть к нам в поселок приезжают, выделим им домик с участком. Вот, теперь ждем их к нам.
P.S. Если вы хотите помочь Свято-Троицкой обители, перечислите хотя бы рубль отцу Николаю. Если каждый россиянин перечислит Обители хотя бы по рублю, этого хватит минимум на 10 лет безбедного существования Обители.
Счет отца Николая
Стремский Николай Евгеньевич
Лицевой счет № 42301810000020015976
Получатель ОПЕРУ Сбербанка России
Счет получателя 30301810400000100002
Банк получателя Сбербанк России
Кор. счет банка 30101810400000000225
БИК 044525225
ИНН 7707083893
|