Григорьев Александр Петрович
сомневающийся
Тема: #93950
Сообщение: #3635784 05.11.11 21:35
|
**Перед тем, как сравнить тексты, скажите, что за печати на лбу и на руке?**
Не знаю.
И что за текст Бермана? *
Раньше я уже посылал эту ссылку http://lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/BERMAN/smysl.txt
Потом посылал подборку цитат из этого текста. Был такой вот пост Вам.
**Адам стал как один из Нас,*
- Версию Бермана Вы знаете, комментарий Раши тоже, наверное, читали. Вам не нравится понимание смыслов этого места носителями языка оригинала Писания? *
Берман так Берман. Там глубокий анализ смыслов с моей точки зрения.
Но уж и мне позвольте привести цитаты из его комментариев первых глав Бытия.
**Широко распространено мнение, по которому образ Бога в человеке это его
разум. Действительно, человека не может не изумлять, что его разум
соответствует Миру: наше познание и слово, как зуб в паз, входят в то, что
существует в Мире. Разум человека схож с Разумом Творца. Но далеко не в той
мере, в которой оправдано говорить о нем как об образе Самого Бога. Да и как
раз в этом пункте человек вовсе не уникальное явление существующего. На
других уровнях Бытия обитают надчеловеческие духовные сущности (ангелы
служения, скажем), которые наделены разумом.
**
Человек есть творение не завершенное и Творец отдает
человеку невероятную возможность управлять собой по своей воле. В каком-то
смысле он -- соучастник Творения: творения себя, партнер в игре. Но эта игра
с постоянно меняющимися правилами, где Распорядитель игры отвечает за ходы
Своего свободного партнера.
**Труднее всего человеку пережить то, что его самость как-то дурно чувствует
себя в нем. Разнообразные ощущения своей самости, даже ее капризы, двигают
человека по жизни и часто составляют ее основной мотив. Сюда входят гордость
и властолюбие, тщеславие, корысть, карьеризм, нетерпимость, соблазны борьбы,
неравенства и многое другое. Практически все беды человека -- от корневого
греха самости, который и обращает добро в зло и зло в мнимое добро. На
вопрос "Где ты?" человек должен был ответить Богу: "я--в самости". Самость
-- покровы сокрытия человека от самого себя и от Бога. Самость, будучи сама
по себе, тем самым противостоит Богу*_________________________________________
*"Грехопадение человека" это падение нефеш человека в грех
самостности -- вниз от нешама. Человек был душевно двуединым, а стал
дипольным душевным существом. В нем вместе проживают две души, высшая и
низшая. Внутри человека, в его душе, в нефеш проступила низменность, и она
рухнула вниз. Вот величайшее потрясение, которое когда-либо довелось
испытать человеку!*
* Понятие "арур", проклятие, противоположно понятию "браха",
благословение, давание блага. "Арур" означает вырванность, оторванность,
отрезанность от всего, что дает благо. Сравните со словом "арири",
бесплодный, не дающий порождений, лишенный благости продолжения себя. Нахаш
-- то начало самостности, на котором произрастает зло в человеке, --
проклят. Бог не уничтожает его, но отрывает его от источника мощи жизни и
лишает его способности совершенствовать себя дальше. Люди зря так часто
ссылаются на необоримость самостного начала в себе. Нахаш в человеке
ослаблен, оторван от источника собственных соков жизни, проживает в человеке
паразитом и вором, питающимся от его жизненных сил. Это уже не
"прямоходящее" духовное существо, которое способно ясно, открыто и без
надрыва заявить о себе.
"В извивании (гехон) своем ты будешь ползать, и прах (афар) ты будешь
есть все дни жизни" (Б.3:14).
Конечно, реальная змея не ест "прах", а питается мелкими животными.
"Прах" (афар) -- тут символ низменности. Господь лишает Нахаша вкуса к
жизни. Нахаш не получает наслаждения и блага от своей пищи. Он алчет, но
все, что потребляет он, -- низменно и безвкусно, все, как прах, и все прахом. Таково, разумеется, и действие самостного начала Нахаша в человеке.*
*. И тогда Бог вводит в жизнь
человека ицавон, формирующее страдание, основанное на внутридушевном порыве
преодоления самости. Высшие ценности нравственной жизни человека основаны на
подавлении Нахаша в себе. Нахаш, хоть и отрицательно, функционирует на благо
духовного роста. Так Господь Бог работает со Своими созданиями,
исправляя содеянное.
В истории создания человека начинается новая глава -- восхождение через
формирующие дух страдания, Путь ицавон.*
*В лаборатории Эдена человек в самости души своей выявил свою ущербность и недоделанность. Именно на этом ущербном месте самости и сосредотачивается теперь дело воспитания человека Господом. Это дело -- "hарбе арбэ ицвонэх", многим умножу страдание твое.
В Саду Эдена женщина прельстилась рассуждениями Нахаша и очаровалась
плодами запретного Древа. Люди сами выбрали дорогу обольщений и прельщений,
сами вступили на Путь ицавон, предполагающий самоизживание обольщений*
* Человек возвращен на Землю, чтобы самому перетвориться через страдание (cамосовершенствование)
(ицавон) и быть перетворенным через смерть и рождение.*
* Работа должна идти на пределе твоих возможностей. В ту силу, которая тебе доступна, и не важно тебе, каково абсолютное значение твоего труда. Не тебе мерить результат.
Что же на тебе? Слушать -- всем существом. Спрашивать -- на максимально
возможной для тебя глубине. Существенно не количество, не конечный
результат, а постоянство напряжения слушания.*
*Как людям быть в единении, когда они самостные?
Вот вопрос. И Господь Бог показывает, как следует им использовать их чувство самостности, как следует им обращаться со свой самостью в новых условиях
существования.*
* Начинается другой Путь, не тот, что в Саду Эдена. Тем не менее, это есть
Путь, ведущий к исполнению Замысла Того, Кто установил его. На этом Пути
человек, желая добра себе, должен использовать это желание для того, чтобы
делать добро другому -- как себе. *
* До сих пор мы подчеркивали лишь отрицательные последствия греха Адама.
Но ведь Адам, как мы уже говорили, был прав, считая, что принятие внутрь
себя добра и зла и способность его познавания дает человеку качественно
новые возможности для духовной работы -- не как накопления знаний, умений,
истин, а как приращение духовного опыта жизни. *
* Слово "йишалхэhу" многогранно. Оно означает и "услал его" и "послал
его" и "отпустил его" (так фараон "отпускает" народ Исраэля на свободу).
Господь Бог дает Адаму новое задание, посылает его работать на Землю,
отпускает его жить не перед Его лицом, а самостоятельно, в самовольности,
как он того и хотел.*
* Изменение отношения Господа к Адаму и характера Его действия по
отношению к человеку -- налицо. Что же с Адамом случилось в Эдене еще?!
Помните, что из Сада Эдена вытекают четыре реки: Прат и три реки
падения. Человек должен был уходить из Эдена только по течению Прата. Но,
будучи свободным в выборе дорог своего ухода из Эдена, человек пошел по
рекам похоти, корысти, власти. Это-то и привело к "изгнанию" Адама.
Вспомним и то, что указанные три реки из Эдена суть порочные потоки
жизни, которые путают все представления о добре и зле, производят в душе
подмены мнимого добра. Но они еще и форсируют самоощущение самостности в
человеке. Уходя из Эдена путями душевных пороков, человек тем самым в
огромной степени усиливает Нахаша в себе. *
* Весь прочтенный нами рассказ Торы о человеке в Саду Эдена и об его
изгнании оттуда есть рассказ о том, как заложился, как состоялся, как
установился "дерах эц hа хаим", Путь Древа жизни в человечестве. Обязанность
человека на Земле -- искать, находить, делать этот Путь жизни.
Человек силится пройти этот Путь -- свой должный земной Путь -- не
потому, что ему дана такая заповедь, а потому, что он сам есть этот Путь, и
проходить Путь -- глубинная и неустранимая потребность души человека,
которую он, вообще говоря, не может не удовлетворять. *
* Очень приблизительно Путь Древа жизни можно определить как процесс
совершенствования глубинной и сокровенной человечности, накапливаемой в
трудах духовного роста и духовного служения -- как долгий путь духовных
блужданий по земной жизни. *
* Бог перестал созидать в Мире, прервал то, что делал, но не то, что предстоит делать -- не прекратил работать со способным к одухотворению человеком. Изменилось содержание и направление работы Бога. Теперь Он дает работать Свою работу человеку. Сам работает с его свободой, его душою и вместе с ней. *
Поэтому-то в четвертом стихе второй главы сразу же начинается рассказ об "эле толдот", о "грядущих порождениях", о человеке в День Делания (бе-йом асот), то есть в Шестой и
Седьмой Дни вместе. С этого момента начинает действовать не только Бог,
Элоким, но и Господь -- Тот, Кто обновляет Мир, становит Бытие.
Господь Бог (`Гашем Элоким) переводит дух: Элоким, Бог остановил Свою
работу Творения, а `Гашем, Господь, начинает человеком Свою работу
Становления -- работу Пути ицавон. Пути Древа жизни, работу делания человека
и с человеком. Человек же в этот День, признавая законченность Творения и
возвращаясь к своей душе, тем самым становится сотрудником Господа.
* Господь желает, чтобы люди сами делали работу Седьмого Дня (духовное становление человека)и ставили на передний план то, чего нет до человека, в шести Днях Творения, -- свое отношение к Всевышнему и свою службу Ему на Земле. *
Получается служба человека Богу в сотворчестве по совершенствованию Божьего творения, т.е. самого себя-человека.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|