Виктор Судариков
православный христианин
Тема: #9389
Сообщение: #233455 29.10.01 13:54
|
Приветствую!
ВОПРОС: Принадлежит ли п е р е с к а з свидетельства ²грека Гормизия⌡ (по .инет-версии он Гермидий), - д е й с т в и т е л ь н о академику А.И. Белецкому?
Привожу наиболее значительные отрывки из известного текста Белецкого, и прошу откликнуться людей знающих, прежде всего, Андрея Десницкого. И в том, что касается Флавия ("рукописи, написанные его рукой" и проч.), и в том, что относится к другим "свидетельтствам" (кто-то видел Воскресение и проч.). Я полагаю, судя по той литературе, которую сам читал, что это все суть позднейшие апокрифы.
Начнем с Иосифа Флавия. Он, как известно, один из наиболее надежных исторических свидетелей. Карл Маркс говорил: "Достоверная история может писаться лишь на основе таких документов, как произведения Иосифа Флавия и равноценные им".
Кроме того, Флавий во время своей жизни мог также быть в курсе событий, описанных в Евангелии. Наконец, Флавий не был последователем Христа, и потому нет оснований ожидать от него каких-либо преувеличений, выгодных христианам. Действительно ли Флавий ничего не говорит о воскресении Христа, как это утверждают атеисты?
Тем, кто это заявляет, следовало бы хоть раз в жизни, хотя бы мельком заглянуть в его отрывки сочинений, вышедшие всего три года назад в совет-ском издании Академии наук СССР. Там черным по белому написано: "В это время выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать Его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял Его на кресте, поколебались те, которые впервые Его возлюбили. На третий день Он снова явился к ним живой". Как же это вяжется с заявлениями и заверениями, что Иосиф Флавий ни слова не упоминает о Христе?
Сделаем небольшую оговорку. Сто лет назад это свидетельство Флавия было взято под сомнение. Дело было в следующем: сначала было известно только два варианта рукописи Флавия. В одном из них слова "на третий день Он явился к ним живой" были, а в другом отсутствовали. И на этом основании Б. Бауэр (1809-1882 гг.), а затем и его последователи решили, что в первом варианте эти слова, вероятно, были позднее вписаны христианами. Так возникла легенда об ин-терполяции у Иосифа Флавия. Однако позднее были найдены еще три варианта, и эти позднейшие находки привели к совершенно иному выводу: расхождения между первым и вторым вариантами объясняются не позднейшей вставкой, впиской в первый вариант, а потерей части страниц во втором варианте, в котором оказались отсутствующими еще целые две главы, что и выяснилось из найденных позднее трех вариантов, в которых у Флавия строки о воскресении Иисуса Христа имеются во всех трех. Помимо этого, чрез-вычайно важно еще одно обстоятельство. Мировой ученый Ю. Вельгаузен [Вельхаузен, совр., - ред.] вместе с другим крупнейшим филологом Де Сессони привели еще одно неоспоримое доказательство, что строки Флавия написаны им самим, а не являются позднейшими вставками христиан. Дело в том, что Иосиф Флавий писал очень своеобразным языком, с соблюдением всех особенностей, что подделать его невозможно. Но, конечно, окончательный удар сомнениям в подлинности его рукописи нанесла именно находка этих трех вариантов его произведений. Таким образом, оказалось, что все они содержат свидетельства о воскресении Иисуса Христа, что все они написаны одной и той же рукой - рукой самого Флавия, что первый найденный вариант рукописи, также свидетельствующий об этом, был самым старым из всех.
В настоящее время никто из ученых не повторяет домыслов о вписках у Флавия. Так что тот, кто продолжает это делать, показывает, что он отстал лет на девяносто.
...Лабиритиос [Лабириниос] в момент воскресе-ния Христа оказался со своими чиновниками недалеко от этого места [места погребения Христа]. Ясно ви-девшие падение камня, закрывавшего гроб, подняв-шуюся над этим местом необыкновенно ярко сияю-щую фигуру, Лабиритиос вместе со своими спутни-ками и сторожами бросились сообщать об этом вла-стям.
.
..Грек Гермидий [Гермизий], занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, писал также и биографию Пилата. Его сообщения за-служивают особого внимания по двум причинам. Во-первых, они содержат чрезвычайно много надежных данных по истории Палестины и Рима и легли в основу истории Иудеи. Во-вторых, Гермидий резко выделя-ется своей манерой изложения. Этот человек не спо-собен поддаваться каким-либо впечатлениям, удив-ляться, увлекаться. По определению известного ис-торика академика С. А. Жебелева: "он с беспристрастной точностью фотографического аппарата повествовал обо всем". Показания Гермидия ценны еще и тем, что он тоже во время воскресения Христа находился вблизи того места, сопровождая одного из помощников Пилата. Важно добавить еще одно обстоятельство. Гермидий вначале был настроен против Христа и, как он сам говорил, уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Христу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе.
"Приблизившись ко гробу и находясь в шагах ста пятидесяти от него, - пишет Гермидий, - мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два че-ловека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая нахо-дилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре уви-дели, что он исходит из движущегося сверху сияющего облака. Оно опустилось ко гробу и над землей там показался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара страха в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: "Открылось! Откры-лось!". И в это время нам стало видно, что действи-тельно очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб [открыл вход в пещеру гроба]. Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом ис-чез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы прибли-зились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребенного человека".
Показания Гермидия интересны еще с одной стороны. Он пишет, что незадолго до казни Христа в Иудее должны были чеканить монету с большим изображением кесаря [Тиверия] с одной стороны и с маленьким изображением Пилата с другой стороны. В день суда над Христом, когда жена Пилата послала к нему людей, через которых убеждала мужа не выносить смертного приговора Христу [ибо она всю ночь во сне страдала из-за Него], она спрашивала его: "Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобою дей-ствительно Сын Божий, а не преступник?". - Пилат ответил ей: "Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, - будет запрещение чеканить мое изображение на монетах, пока я жив". Нужно объяснить, что быть изображенным на монетах считалось в Риме чрезвычайно высокой честью. Свое обещание Пилат выполнил. Когда было установлено, что Христос воскрес, Пилат действительно запретил изображать себя на монетах. Это сообщение Гермидия полностью подтверждается вещественными доказательствами. Из римской нумизматики известно, что в Иерусалиме в это время были изготовлены монеты с изображением кесаря с одной стороны и без изображения Пилата с другой [стали чеканить монеты только с изображением кесаря].
...Сириец Ейшу [Эйшу], известный врач, близкий к Пилату и лечивший его... относится к числу наиболее выдающихся людей своего времени. Видный медик и натуралист, пользовавшийся широчайшей известностью на Востоке, а потом и в Риме, он оставил произведения, которые составили целую эпоху в науке. Недаром историки науки, в том числе американский ученый Киггерист, считают, что Ейшу по праву занимает место как врач рядом с Гиппократом, Цельсом, Галеном, а как анатом - рядом с Леонардо да Винчи и Везалием [1514-1564 гг.]; только малоизвестный язык, на котором он писал, помешал его при-знанию. Далее, важно то, при каких обстоятельствах Ейшу наблюдал описанное им. По поручению Пилата он с вечера накануне воскресения находился вблизи гроба вместе с пятью своими помощниками, которые всегда сопутствовали ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно воскресения Христа, Ейшу и его помощники-медики интересовались этим и с точки зрения естествоиспытателей. Поэтому все, связанное с Христом и Его смертью, они тщательно исследовали. В ночь под воскресение они бодрствовали по очереди. С вечера его помощники легли спать, но задолго до воскресения проснулись и возобновили наблюдения за происходящим в природе. "Мы все - врачи, стража, - пишет Ейшу, - были здо-ровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами". Далее следует описание воскресения... Вообще Ейшу был скептиком. В своих трудах он неизменно повторял выражение, которое потом благодаря ему вошло в пословицу на Востоке: "Чего я сам не видел, то считаю сказкой".
А еще Александр Иванович был незаурядным ученым старой, классичекой школы,
А.И. был литературоведом; судя по всему, библеистика была для него областью новой, и он вполне мог не разобраться - ведь серьезные источники и библиотеки были ему, видимо, недоступны. Тем более странно то, что в записке не приведены ссылки на источники, откуда взяты приводимые сведения.
Натянутость некоторых текстов видна невооруженным глазом. Оказывается, известны тексты, написанные рукой Флавия, иудей Флавий говорит о том, что Христос - не только человек. Пилат, оказывается, заранее считал, что Христос может воскреснуть. И вообще много неудейского народу знало про пророчества о Воскресении. "Историк" знает о беседе Пилата с женой, много людей видело Воскресение.
Хотя главный результат, конечно, в другом - в том, что р.Б. Александр пришел к вере в Господа и изменил свою жизнь.
Виктор.
|