Меня не оставляла мысль о том, что чудо в Кане Галилейской могло быть не самым первым чудом Господа нашего Иисуса Христа известным близким Ему людям.
(Ин. 2.3-5) "И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.»
Откуда была уверенность, что Он в этой связи, чем-то может помочь, как не из сведений о других чудесах Господа.
И эта мысль как бы нашла подтверждение в произведениях Св. Романа Сладкопевца (ΡΟΜΑΝΟΣ Ο ΜΕΛΟΔΟΣ)
В одном из своих многочисленных произведений поэт как бы задаёт этот вопрос Богородице, на что она отвечает утвердительно, не перечисляя всех чудес, свидетелем которых она была на момент свадьбы в Каннах.
http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/984/
Тематика произведений была заимствована Романом Сладкопевцем главным образом из Евангелия и частично из других книг Священного Писания, а также из сказаний о святых мучениках и «Житий» святых. Касаясь вопросов вероучения и христианской нравственности, он использовал творения отцов Церкви . Особенно близок ему был святой Иоанн Златоуст. Не стеснялся он и брать темы для своих произведений из Апокрифов. Так, кондак «На победу Креста» написан под влиянием «евангелия Никодима». Из этого «евангелия» песнописец заимствовал персонажи Ада и Диавола и отдельные выражения. Например, 4-я строфа воспроизводит слова Диавола из 4-й главы «евангелия», а 12-я строфа напоминает 6-ю главу того же «евангелия». Кстати, надо заметить, что преп. Ефрем Сирин тоже использовал в ряде своих стихотворений «евангелие Никодима», и св. Роман в данном случае следовал за ним. Часто Роман использует акростих (заглавные буквы строф образуют) Написано смиренным (ΤΑΠΕΙΝΌΣ) Романом.
Например кондак на Страсти Христовы на Великую Пятницу состоит из 18 икосов.
Первые буквы которого составляют акростих ΤΟ ΤΑΠΕΙΝΟΥ ΡΟΜΑΝΟΥ "Смиренного романа"
Прийдите все вернии, поклонимся
Христу Спасителю и Милостивому
которого воспевают сонмы Ангелов
которого славят мириады Бесплотных сил
...
http://www.myriobiblos.gr/texts/greek/romanos_theotoke.html
На происшедший в 532 году в Константинополе мятеж «Ника» Роман отозвался поэмой «На землетрясения и пожары».
Под впечатлением случившегося в столице великого землетрясения Сладкопевец снова обращается к евангельской притче о десяти девах и пишет на эту тему вторую поэму.
Художник-реалист в своем творчестве не ограничивается откликами на злободневные вопросы его времени. Он создает жизненно правдивые, художественные образы и раскрывает глубокие психологические коллизии.
Следует отметить, что греческих служебниках нет такой анонимности как в русских, всегда указан автор тех или иных кондаков, икосов и стихир, то ли это Иосиф Гимнограф, а когда Роман Сладкопевец.
Здесь приводятся песнопения св. Романа Сладкопевца на Страстную седмицу в русском переводе
В современном понимании значения искусства св. Роман был художником-реалистом. Его творчество не было абстрактным. Он сочинял свои произведения не только для эстетического наслаждения любителей поэзии и музыки. Это был отклик художника на волновавшие его современников проблемы церковной и общественной жизни. На бушевавшую монофизитскую ересь он отвечает поэмами «Мария и волхвы» и «Мария у Креста» , в которых создает глубоко психологический образ Марии – Матери и тем самым утверждает совершенную человеческую природу Богочеловека. Роман видит отрицательные стороны нравственной жизни общества: увлечение одних внешним благочестием, разврат других и отчаяние в исправлении у третьих. В обличение первых он пишет поэму «О десяти девах» , в которой говорит своим слушателям о христианском милосердии как добродетели, превосходящей все другие пути благочестивой жизни. Для целомудренных он дает урок во второй поэме «Об Иосифе» , а падшим внушает надежду на спасение поэмой «На отречение Петра»
Откуда была уверенность, что Он в этой связи, чем-то может помочь, как не из сведений о других чудесах Господа.
!!!!!!!!!!!!!!! Нет это первое чудо, коим Христос открыл череду безчисленных чудес совершённых Им при земной Своей жизни. Божия Матерь и Всецарица Небесная своей верой и сподвигла Сына своего на путь коей был уготован Ему Отцом Его Небесным. Она, как мать, подтолкнула чадо своё к исполнению долга своего, и вселила в Него уверенность, и в этом её величайшая заслуга и пример для всякой матери на земле.
Интересно, что в отличие от церковно-славянского «сладкопевец», в греческом языке в отношении прп. Романа употребляется слово «Ο ΜΕΛΟΔΟΣ», означающее одновременно творца и мелодии и текста песнопения. В дошедшем до нас древнем каноне посвященном преподобному Роману говорится: «Родом был из евреев, но ум имел утвержденным. Он не был фарисеем, но сосудом многоценнейшим». Особенной любовью преподобного Романа пользовался Влахернский храм Богородицы. Он часто посещал его, и совершал в нем богослужения. Именно во Влахернской церкви впоследствии и произошло явление ныне празднуемого Покрова Божией Матери, и именно поэтому, не взирая на то, что преподобный жил в иное время, его неизменно изображают на иконе Покрова Богородицы. Существуют некоторые указания на то, что в последние годы прп. Роман принял сан иерея, и совершал священническое служение. Однако в народной памяти он запечатлелся благоговейным, вдохновенным диаконом, и именно в этом сане запечатлен на иконах. Святой отошел ко Господу в мирной старости, в возрасте 70-ти – 80-ти лет, и его святые мощи были погребены в той самой церкви в Кирах, где он получил божественный дар песнотворения.
Особым образом связано почитание этого святого с судьбой России. Преподобный Роман является покровителем рода Романовых. В 1902 году, святой страстотерпец Царь Николай Романов, в родовой усыпальнице своих предков Романовых, которая находится в подклетье Преображенского Собора Новоспасского монастыря в Москве, устроил храм преподобного Романа Сладкопевца. Особенностью этого храма является то, что на богослужениях вместе с верующими как бы присутствуют бояре Романовы, т.к. прямо в храме находятся их гробницы, между которыми и молятся прихожане. Большевики, пылавшие ненавистью к царскому роду, совершили омерзительное кощунство, устроив на месте храма отхожее место. В 90-х годах, когда началось возрождение Новоспасского монастыря, верующие миряне и монахи очистили святое место, привели его в надлежащий вид и восстановили храм, который действует по сей день. Помимо этого храма на территории исторической Руси существует еще один храм в честь этого святого, который находится в Киеве.
Большое значение для формы произведений св. Романа имели три сирийских литературных жанра – мемра, мадраша и согита. Мемра – это поэтическая гомилия, которую произносили на утрене после чтения Евангелия. Она представляла стихотворный перифраз только что прослушанного евангельского чтения. Мадраша – это многострофное поэтическое произведение с акростихом и рефреном. Наконец, согита – произведение описательного характера, в котором драматизм развития действия создавался посредством введения монологов и диалогов. От мемры Роман Сладкопевец заимствовал самый принцип связи поэмы с Евангелием, от мадраши – многострофную форму, рефрен и акростих, а от согиты – приемы драматургии. В результате возник новый жанр церковной гимнографии, по содержанию близкий к древним поэтизированным гомилиям, по форме же представлявший многострофную поэму. Термины Кондак и Икос ввёл в церковный обиход преподобный Роман. Кондак -свиток с которого пели певчие. А икос (ΟΙΚΟΣ)- палата, то песнопение которое могли ангелы петь в небесных палатах.
Святой Роман был родом из Сирии, воспитание получил в городе Эмесе и с юных лет начал угождать Богу, ведя жизнь девственную и целомудренную. Сначала он был пономарем в одной из церквей города Бейрута , а потом, в царствование императора Анастасия , удалился в Константинополь и служил при Кировой церкви в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Здесь он проводил жизнь в посте и молитвах, утруждая тело свое многочисленными подвигами и всенощным бодрствованием. С вечера он уходил во Влахерны и там всю ночь стоял на молитве, а потом возвращался обратно. Затем он был поставлен пономарем к храму святой Софии . Святой Роман не знал грамоты, но был благоискусен в добрых делах, коими превосходил премудрых книжников; разумом своим он стремился к Богу, гораздо больше тех, кто ищет премудрости века сего. Ибо он был одним из тех, о коих сказал апостол: буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит (1 Кор. 1, 27) . За добродетельную жизнь полюбил его патриарх Евфимий и, видя, как он трудится в храме и с каким усердием проходит свое послушание, давал ему равную часть с клириками. Клирики же роптали на патриарха, говоря:
- Невежду ты поставил наравне с нами!
Они возненавидели Романа и стали строить ему козни. Однажды в навечерие праздника Рождества Христова, когда в церковь пришел царь, Роман же ставил светильники в церкви, клирики, схватив его, потащили на амвон, говоря:
- Ты получаешь равную с нами часть — пой же, как и мы, на амвоне хвалебную песнь Богу.
Так поступили они по зависти, желая посрамить его, ибо знали, что он не разумеет Писания и не может сего исполнить. Претерпев такое унижение от клириков при царе и при всем народе, бывшем в церкви, Роман почувствовал стыд и плакал. По окончании службы, когда все вышли из церкви, он пал ниц пред иконою Пресвятой Богородицы, горько плача и молясь. Проведши долгое время в плаче и молитве, святой Роман встал и пошел в дом свой и, не вкусив от печали пищи, забылся сном. И вот во сне явилась ему Пресвятая Владычица наша Богородица, утешение всех скорбящих, держа в руке небольшой книжный свиток (ΚΟΝΔΑΚιον), и сказала Роману тихим голосом:
- Открой уста!
Когда Роман открыл уста свои, Владычица вложила в них свиток и повелела съесть его. Роман проглотил хартию и тотчас проснулся, но никого не увидел пред собою, ибо Явившаяся стала невидима. Сердце его исполнилось неизреченной сладости и радости духовной, и стал он размышлять о том, что увидел. В уме же своем он вдруг ощутил разумение книжное, ибо Дева Богородица, как некогда Сын Ее — Своим апостолам, отверзла ему ум к разумению писаний. Он исполнился великой премудрости и стал со слезами благодарить Наставницу свою за то, что в одно мгновение Она даровала ему такие познания, каких он не мог бы достигнуть в течение многих лет.
Наступил час всенощного бдения, и святой Роман, радуясь благодати, дарованной ему Богоблагодатною Девою, пошел в церковь. Когда нужно было воспеть песнопение в честь праздника, святой Роман взошел на амвон и воспел сладким гласом свой кондак, который сложил он в уме своем:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо предвечный Бог
В гимнографическом творении "Кондак на брак в Кане Галилейской", которое состоит из одного кондака и двадцати одного икоса, автор от лица христиан спрашивает: "Мы просим Тебя, Святая Дева, скажи нам: на основании каких прежних чудес Ты уже знала, что Твой сын будет силен преложить воду в вино, хотя он не пожинал винограда и никогда прежде не совершил чуда, как об этом свидетельствует боговдохновенный евангелист Иоанн?
Пресвятая Богородица отвечает: "Внимайте,... други Мои;научитесь и познайте тайну: да, я видела Моего Сына, творящего чудеса даже и прежде сего чуда; Иоанн ещё не был Его учеником; Иоанн ещё не стал учеником Христа в то время, когда Он совершил оные чудеса.
Но то чудо, которое Иоанн увидел в Кане, было первым явным чудом..."
Трогательными монологами Пресвятой Богородицы исполнены и кондаки преп.Романа на Великий Пяток, из котрых в Триоди остался только первый.
Казалось бы, к чему здесь Покрова Пресвятой Богородицы, ведь событие связанное с Покровами произошла на несколько веков позже. Но день преподобного празднуется в день Покровов Пресвятой Богородицы (1 октября)14 октября.
Есть два храма, посвящённых Роману Сладкопевцу :
в Новоспасском монастыре в Москве
и в Киеве на Красноармейской улице.
В Киеве служил покойный о.Димитрий Познанский,
изгнанный с этого форума.