Сергей Зайцев
православный христианин нет доступа на форум
|
Я долго жил в самом центре Ярославля. Из моего окна был виден ярославский Кремль и множество старинных церквей.
Очень хотелось порадовать Вас их красотой.
В заголовке темы я расскажу о великой радости всех ярославцев – возрожденном Успенском соборе.
Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина - старшего сына Всеволода Большое Гнездо. Посвящен он был Успению Пресвятой Богородицы.
Во многих русских городах главный собор был посвящен именно Успению. Так было и в Ярославле. Это первая каменная постройка города. Она стояла в центре деревянной крепости на Стрелке.
Волжская стрелка
Храм Успения Пресвятой Богородицы был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом.
Конечно, в первоначальном облике церковь не сохранилась до нашего времени. Каким был храм Успения Пресвятой Богородицы в XIII веке? Об этом можно судить по отдельным археологическим находкам. Собор был построен из тонкого кирпича (плинфы). В стены вставлены белокаменные рельефы с орнаментами и масками. Внутри храм украшал нарядный пол из поливных керамических плиток. Двери были украшены золоченой медью. Князь Константин, по воле которого построили собор, был похоронен в этом храме.
Успенский собор XVI век
В первоначальном виде церковь Успения Пресвятой Богородицы просуществовала до начала XVI века. В 1501 году случился пожар и у церкви обрушились своды. Храм отстроили заново около 1516 года. Это была небольших размеров церковь на подклете. В западной части был придел «на полатях» примерно так же, как в Благовещенском соборе Московского Кремля. При расчистке завалов после пожара были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей. Мощи ярославских князей стали главной соборной реликвией.
После 1605 в церкви Успения Пресвятой Богородицы начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.
Успенский собор XVII век
В XVII веке Успенский собор в Ярославле уже обветшал. Храм пострадал во время пожара 1658 года. Да и маловат был собор для выросшего города. Поэтому по указу царя была построена новая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это было шестистолпное пятиглавое здание, без подклета, при северном, западном и южном входах были каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII в. Рядом с собором возвели восьмигранную шатровую колокольню.
Успенский собор XVIII- XIX век
В 1788 году город становится центром епархии. Теперь Успенский собор в Ярославле стал кафедральным. Начались новые перестройки храма. К южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина, производились и другие перестройки. В 1836 году по проекту архитектора А. И. Мельникова была построена новая колокольня. Ее высота составляла около 55 метров. В архитектуре колокольни соединились черты разных стилей. Четверик первого яруса, затем восьмерик второго и далее снова четверик третьего яруса. Первоначально внизу колокольни была устроена проездная арка.
В 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом. Собор имел великолепный пятиярусный иконостас с ценными иконами.
Успенский собор XX век
Успенский собор в Ярославле сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, но затем его отреставрировали. В 1922 году храм закрыли для богослужений, разобрали колокольню, предварительно сбросив с нее колокола.
Церковь отдали под Биржу труда, с 1930 по 1937 год в ней размещался склад зерна. В 1937 году городские власти приняли решение о сносе и самого храма, и 26 августа 1937 года собор был взорван. На том месте, где стоял Успенский кафедральный собор, был разбит городской парк культуры и отдыха.
При проведении неоднократных раскопок усилия Н.Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.
Успенский собор XXI век
К 1000-летию Ярославля в городе решено воссоздать Успенский кафедральный собор. Новый собор был заложен 26 октября 2004 года на месте взорванного в 1937 году.
Внутри строящегося Успенского собора
Освящение Успенского кафедрального собора
Вечером 27 августа 2010 г. архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл провёл первое богослужение в новом храме — несмотря на то, что ещё не все строительные работы были завершены.
Утром 12 сентября - в третий день празднования тысячелетия Ярославля, у собора собрались сотни православных верующих. Прямая трансляция службы велась на двух больших экранах, установленных рядом с собором. Те, кто пришел пораньше, смогли попасть в храм.
Великое освящение Свято-Успенского кафедрального собора Ярославля совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам праздничного богослужения с Первосвятительским словом.
Его Святейшеству сослужили: митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Аргентинский и Южноамериканский Платон, Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиепископы Тверской и Кашинский Виктор, Владимирский и Суздальский Евлогий, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, Костромской и Галичский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл; епископы Бакинский и Прикаспийский Александр, Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Солнечногорский Сергий, Рыбинский Вениамин.
Освящение колокола Свято-Успенского собора в Ярославле. 2010 год
В память о визите в 1000-летний Ярославль и торжествах освящения Успенского кафедрального собора Патриарх Московский и всея Руси Кирилл преподнес в дар возрожденному храму образ Знамения Пресвятой Богородицы.
С момента освящения начинается новая жизнь храма: в кафедральных соборах, в отличии от приходских церквей, богослужения совершаются ежедневно. Не стал исключением и Успенский собор. Службы в соборе совершаются ежедневно. В будни Божественная литургия начинается в 8.00 , вечернее богослужение – в 17.00. В воскресные и праздничные дни в соборе будет совершаться две Божественные литургии: ранняя в 7.00, поздняя – в 9.30. Настоятелем собора является архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.
Вид на храм со стороны набережной реки Которосль.
Вид на храм со стороны Волжской стрелки.
Продолжение темы я решил сделать в заголовке. Так оно не потеряется после полемики.
Если от собора Успения Богородицы пройти по бульвару 200-300 метров, то мы увидим еще один из ярославских храмов - Церковь Ильи Пророка
Из посадских храмов - Церковь Ильи Пророка, стоящая в центре в города, самый известный храм в Ярославле.
Это сооружение XVII века. Она достаточно большая по размерам и занимает место, где раньше располагались сразу две деревянные церкви. Постройка была осуществлена на денежные средства купцов Скрипиных.
Возводили церковь на века, должно быть, поэтому она практически не изменилась со 1647-1650 годов, когда и была построена.
Скрипины имели знакомство с царями Михаилом Федоровичем и Александром Михайловичем Романовыми. Они были одними из «гостей», что относило их в высший разряд купцов. Но Церковь Ильи Пророка была для них не только удачным вложением средств, но и духовной драгоценностью. Каждая деталь постройки была проверена ими, вымощена их теплом.
Возведенная с любовью, церковь Ильи Пророка притягивала к себе святыни.
Патриархом ей была поручена благодатная честь хранить в своих стенах редчайшую священную религию – частицу ризы Христа, которая чудесным образом исцеляла прихожан от всевозможных недугов. В честь засвидетельствования ее подлинности был учрежден православный праздник, отмечавшийся в старину 27 марта. Сейчас его отмечают 10 июля.
Специально для ризы братья Скрипины соорудили придел в виде шатра к Ильинской церкви. Вся конструкция выражала важность подарка и гордость за оказанное почтение.
Церковь Ильи Пророка блистала убранством и изяществом. В храме пользовались золотой и серебряной утварью, покровами из атласа и бархата и многими другими роскошными вещами. Наиболее шикарными из всего, что было в церкви, считались золотые кресты. Один использовали для освящения воды – его хранили в ризнице, более дорогой крест с драгоценными камнями (алмазами, яхонтами, изумрудами, рубинами, крупным жемчугом) был на местной иконе Спаса. Над росписью храма работали зодчие из Костромы и Ярославля.
Особенно любили братья иконы домашнего моления, которые располагали в Ризоположенском приделе, где каждый день собирались всей семьей. С коллекцией из икон гармонирует иконостас. Тябловый иконостас сохранился лишь в алтарной части храма. Скрипины заботились о церкви и о ее служителях, а также о своем будущем тоже. Братья устроили в храме усыпальницу, в которой похоронены на сегодняшний день восемь представителей знатного семейства.
Но в начале XX века этому величайшему архитектурному творению пришлось пережить обветшание. В 1920 году храм закрыли, а все имущество церкви отдали Ярославскому историческому музею.
Через десять лет трудящиеся различных заводов и фабрик выступили с просьбой снести некоторые церкви города, в число которых входила и церковь Ильи Пророка.
Нелепая просьба была отклонена только благодаря усилиям сотрудников сектора архитектуры Главнауки П. Д., Барановского и Н. Н. Померанцева. Когда беда миновала, храм решили переделать в антирелигиозный музей. Генератором и воплотителям задуманного был Виктор Ковалев (один из организаторов союза воинственных безбожников). Музей просуществовал 3 года, пока не началась война, и Ковалева не призвали на службу.
Какое-то время Церковь Ильи Пророка была подсобным помещением ярославского краеведческого музея, но после генеральной реконструкции 1995 года храм снова заблистал во всех своих красках и по сей день украшает центральную Советскую площадь.
Церковь Ильи Пророка и Ильинская площадь
В теме использованы фотографии Юрия Назарова Оригиналы можно заказать посетив сайт - http://www.jvn.ru/about_JVN.aspx
|