Священник Филипп Парфенов
православный христианин совет форума
Тема: #90450
Сообщение: #3471863 24.11.10 15:44
|
Очень интересно, Андрей!
Я побывал на Афоне в первый раз в конце июля прошлого года. Причем инкогнито, как турист ( нам, священникам, в этом плане, гораздо труднее туда проникнуть, особенно если ты служишь за штатом - всякие справки, разрешения от высшей церк. власти надо доставать- в общем, не вдохновляет!)
Вот мои отрывочные записи и фото от того путешествия (копирую из своего ЖЖ):
Я попал на Святую гору в самый пик жары, так что долго оставаться там не смог и, вместо четырех дней, которые позволял мне там пробыть Диамонитирион (вид на жительство), пробыл только сутки. Впрочем, для всех без исключения делаются обзорные экскурсии на пароходе от Уранополи, когда издалека можно обозреть несколько монастырей, расположенных либо прямо у берега, либо на некотором отдалении от него.
Отплываете от Урануполи
И примерно через час начинается полоса монастырей.
Но прежде всего впереди показывается сама Афонская гора высотой 2 км:
Неэкскурсионный корабль, принимающий паломников со специальным разрешением на Афон, останавливается по пути на главную пристань Дафни у каждого причала. Вот первая пристань монастыря Зограф (сам монастырь находится в глубине на возвышении):
Первый монастырь, расположенный у самого берега – Дохиар:
Второй прибрежный монастырь – Ксенофонт:
Третьим по счету паломников встречает русский свято-Пантелеимонов монастырь:
А затем следует главная пристань Св. горы Дафни:
Далее в вышине над скальным обрывом красуется монастырь Симонос-Петрас:
И затем можно увидеть еще три прибрежных монастыря с экскурсионного корабля - свв. Григория, Дионисия и Павла.
Сама гора Афон красуется во всей своей полноте:
Паломников, прибывших на центральную пристань Дафни, автобус отвозит вглубь полуострова и наверх, в центральный административный и торговый поселок Кариес (в русском произношении - Карея).
Здание Священного Кинота Св. горы – главного административного и координирующего органа от всех 20 монастырей (или все же 19-ти? Мон. Эсфигмену, кажется, стоит особняком и тяготеет к греческим старостильникам):
Возле Кареи расположился один из монастырей – Кутлумусиу (Кутлумуш):
Павел (pavlos1) рекомендовал мне остановиться в Карее в скиту св. Андрея Первозванного, где обычно без проблем принимают всех паломников, тогда как в других монастырях могут и не принять без предварительной договоренности. Действительно, разговорившись с одним русскоговорящим греком из Фессалоники и прибывшим сюда, как и я, в первый раз (он выходец из Грузии), я узнал, что он обошел три монастыря при ужаснейшей жаре, прежде чем устроился на ночлег в Иверском. Меня же без проблем приняли в скиту, хотя, как мне показалось, несколько суховато. Я немного говорю по-гречески, но быструю речь не воспринимаю совершенно, а один из местных монахов, принявший сначала греческую группу в архондарике, а затем и меня самого отдельно, говорил быстро, и мне приходилось каждый раз его переспрашивать и просить повторять… А в русский монастырь св. Пантелеимона я изначально решил не показываться. Дело в том, что российский православный мир весьма тесен, и наверняка там мне встретился бы кто-то из знакомых, ну и начались бы нежелательные вопросы (я ведь прибыл на Афон как простой паломник-турист без указания сана). Ну а среди греков меня никто не знает… Кстати, когда еще до Афона я отправился в экскурсию в Фессалоники, нас с разных отелей на пути к городу собрали в один большой автобус… И тут меня окликает одна раба Божия: «Батюшка!». Я ее не узнал нисколько. Оказалось, что мы были шесть лет назад в одной группе в паломнической поездке по Крыму! И ведь надо же было так встретиться, при том, что она отдыхала совсем не там, где я, а на противоположном от меня полуострове-«пальце» Халкидики, - на Кассандре!
Скит Андрея Первозванного, в котором я остановился с субботы на воскресенье 25-26 июля, по происхождению русский. В XIX – начале ХХ в. здесь была активная монашеская жизнь, но затем она стала постепенно угасать. В 60-е годы скончался последний насельник скита из дореволюционной волны, а с начала 90-х скит окончательно перешел к грекам, которые теперь его активно восстанавливают.
На территории скита я вдруг увидел баскетбольную площадку:
Сначала подумал: «Во какие монахи продвинутые! Но почему ж тогда им купаться в море запрещается, а играть в баскетбол можно?» Оказалось все более просто, как я по приезде узнал у Павла: в Карее есть местная школа для детей, так что площадка сделана для них.
Я помолился на всех службах суточного круга. Сначала была отслужена вечерня и малое повечерие с акафистом Воскресшему Христу. В час ночи нас подняли на воскресную утреню, которая длилась около трех часов. А в пол-седьмого – часы с Литургией. Жара была не менее 35 градусов, и даже ночью воздух был еще горячий! Поэтому после полубессонной ночи и этой жары я был уже не в силах куда-либо идти или ехать в другой монастырь. Я теплолюбив, но такая жара на меня действует слишком расслабляюще. Я поспешил сесть на обратный автобус утром и отплыть в Урануполи. Зато мне и многим другим, прибывшим и убывшим вместе со мной на следующий же день, дали фору некоторые паломники из Европы. Я встретил одного молодого швейцарца, прибывшего сюда на три недели и собиравшегося отправиться пешком в Ватопедский монастырь (как я узнал вскоре, тамошний игумен хорошо говорит по-французски). Он собирается в Москву в августе, взял у меня телефон… А в скиту, когда я устроился, встретил бельгийца Петра, который здесь находился еще с 1 июля!
Он обошел и объехал почти весь полуостров … Говорит бегло по-гречески и вообще влюблен в эти места. Он уехал вместе со мной на следующий день.
У меня же пока не создалось своего впечатления об Афоне (не считая, конечно, природы, которая, бесспорно несет отпечаток первозданного Рая). Леса здесь нетронутые, очень густые и непроходимые:
Думаю, что побываю когда-нибудь здесь еще, только ехать сюда надо в сентябре-октябре, или зимой, весной, но только не в разгар лета. Пока лишь ощутилась чисто-монашеская строгость и суховатость в отношениях с прибывающими сюда. В этом плане мне многие служители-немонахи бывают куда более близки, поскольку просты в отношениях. Как, например, один греческий батюшка, о. Апостолос, которого я встретил на экскурсионном корабле вокруг Афона со своей супругой и пятью детьми. Мы оказались ровесниками.
Батюшка был в центре внимания туристов, его то и дело просили сфотографироваться вместе с кем-то еще, а он неизменно был со всеми дружествен и приветлив со своей лучезарной улыбкой. Служит где-то в деревушке возле Драмы, откуда родом. В его храме всего 15 прихожан, но, слава Богу, священникам всем платит государство, и он получает 1200 евро в месяц. На такую семью, конечно, маловато будет, но это несравнимо с тем, как живут наши многие российские отцы в сельской провинции!
|