 Соня Х.
 сомневающийся
Тема: #90039
Сообщение: #3488571 25.12.10 09:11
|
Никита Редько Наполеон и Евреи
Сейчас, когда в России так остро стоит проблема «мирового еврейского заговора», думаю стоит особенно напомнить, что в любые тяжелые и кризисные времена, когда умы народных масс бродят особенно заметно, появляются такие индивиды, которые, желая прикрывать комплекс собственной неполноценности, находят виноватых в стане так называемого врага. Так было во времена крестовых походов, в период эпидемии чумы. Так было в период бурного роста капитализма (в XIX в.) в Европе, когда усилились социальные противоречия, и почти во всех европейских странах сформировались социалистические и революционные партии, считавшие всех евреев исключительно капиталистами. Так было и в России в середине XIX века, высказывания в духе антисемитской идеологии появились среди славянофилов, украинских националистов и народников уже в 60-х гг. XIX в. Антисемиты в России утверждали, что евреи, «тесно сплоченные в своих кагалах», являются паразитическим элементом, эксплуатирующим «коренное население». Выразителями этих воззрений в более поздний период были Ф. Достоевский и И. Аксаков, а в среде революционеров - М. Бакунин. Так было, в конце концов, в нацистской Германии. Антисемитизм стал одним из важнейших пунктов программы различных партий и основой идеологии национал-социалистической партии, образовавшейся в 1924 г. Ее вождь Адольф Гитлер изложил свои изуверские юдофобские взгляды в книге «Моя борьба» (1925–27), ставшей библией национал-социализма.
На фоне всего этого, очень интересной кажется тема отношения Наполеона к евреям. В последнее время, в Израиле, Наполеону официально хотят присвоить статус первого светского сиониста. Профессор Тель-Авивского университета, член Международного Наполеоновского Общества, Мордехай Гишон почти полвека жизни посвятил исследованию «сионистского прошлого» Наполеона Бонапарта. Он внимательно изучил военный архив Франции, а также материалы, опубликованные в журналах, дневниках и книгах, написанных солдатами наполеоновской армии. Но... обо всем по порядку...
С деятельностью Наполеона связаны серьезные перемены в положении европейского еврейства. Будучи во многих отношениях продолжателем традиций Великой французской революции конца XVIII в., Наполеон понимал, что бесправное положение евреев — препятствие для торжества ее идеалов, и использовал лозунг еврейской эмансипации как одно из средств достижения своих глобальных геополитических целей. Его подход к еврейской проблеме проявился уже в 1799 г., когда Наполеон во главе французских войск начал завоевание Эрец-Исраэль, открывавшее путь для дальнейшего наступления на Восток. Хотя сообщение правительственной газеты «Монитор» (май 1799 г.) о манифесте Наполеона с обещанием восстановить еврейское государство, его столицу Иерусалим и Иерусалимский храм вызывает сомнения, оно, по-видимому, опиралось на устные заявления, которые он сопровождал призывом к евреям стать под его знамена. Этот призыв не встретил отклика в еврейских массах, несмотря на то, что раввин Иерусалима А. Леви приветствовал обещания Наполеона и призывал евреев молиться за их осуществление. Французская армия без труда захватила 20 февраля Эль-Ариш, 27 февраля — Газу, небольшая еврейская община которой бежала в Хеврон, а 1 марта — Рамлу. Однако уже Яффа четыре дня выдерживала осаду, прежде чем Наполеону удалось овладеть ею 7 марта, а у стен Акко, куда французская армия подошла после захвата Хайфы 18 марта, ее постигла полная неудача. Паше Акко Ахмаду ал-Джаззару и туркам при поддержке огнем с британских кораблей удалось организовать столь упорное сопротивление, что в июне 1799 г., после безуспешной длительной осады и нескольких безрезультатных приступов, французская армия, понесшая большие потери и страдавшая от чумы, вернулась в Египет. Важную роль в обороне Акко сыграл помощник Ахмада ал-Джаззара еврей Х. С. Фархи. Несмотря на неудачу, этот поход Наполеона сыграл определенную роль в оживлении интереса европейских стран к Эрец-Исраэль.
Среди сопровождавших Наполеона в кампании в Египет были два еврея: художник Д. В. Денон (1747–1825; в 1803–14 гг. главный директор императорских музеев) и профессор восточных языков Ж. М. Вентуре (1739–99).
Наполеон во всех завоеванных им европейских странах декларировал принцип еврейской эмансипации, благодаря чему еврейское население этих стран (например, образованных им итальянских государств) смотрело на него как на освободителя. Нередко еврейскую эмансипацию провозглашали даже в тех странах, которые находились в состоянии войны с Францией, чтобы умалить в глазах местных евреев славу Наполеона как их исключительного защитника. Так, в частности, произошло в Пруссии, где 11 марта 1811 г. был принят закон о предоставлении евреям равных с остальными гражданами прав (отменен в 1815 г., почти сразу после окончательного падения Наполеона). С другой стороны, важные последствия имели начинания Наполеона по отношению к евреям, предпринимаемые с 1806 г. во Франции. Поводом к этим мерам послужили поступившие к Наполеону во время его остановки после Аустерлицкого сражения в Страсбуре жалобы эльзасских крестьян, которые обвиняли евреев в ростовщичестве и захвате крестьянских земель. Реальной подоплекой этих обвинений было нежелание крестьян возвращать еврейским банкирам девять миллионов франков, которые они получили в виде займов на покупку секуляризированной церковной и национализированной (принадлежавшей эмигрантам) земли. Передав этот вопрос на рассмотрение государственного совета, Наполеон ясно дал понять, что намеревается ввести ограничительные законы против евреев. В этот период Наполеон сам выступил с несколькими антиеврейскими речами, поощрив шумную антисемитскую кампанию, участники которой требовали отмены принятых в годы революции законов о предоставлении евреям полных гражданских прав. Декретом от 30 мая 1806 г. Наполеон объявил, что исполнение судебных постановлений о взыскании долгов в пользу евреев в восьми восточных департаментах откладывается на год, и одновременно объявил о созыве в Париже собрания представителей еврейского населения Франции, Италии, большей части Германии и других завоеванных стран, которое должно разъяснить, действительно ли еврейская религия предписывает ненависть к христианам. Наполеон, вместе с тем, объявил, что цель собрания — пробудить у евреев гражданские чувства (которых они лишены из-за вековых притеснений) и превратить евреев в полезных граждан, приведя в соответствие требования их религии с обязанностями французских граждан.
Весть о предстоящем собрании еврейских нотаблей вызвала противоречивую реакцию у руководителей еврейских общин Франции и других европейских стран. Одни видели в нем оскорбительную попытку посадить на скамью подсудимых весь еврейский народ, но многие рассматривали его едва ли не как первое еврейское представительское учреждение, способное защищать и отстаивать интересы еврейского народа. Собрание еврейских нотаблей и созыв вслед за ним Синедриона с целью религиозного санкционирования принятых на нем решений, а также создание во Франции и ряде других европейских стран еврейских Консисторий породили легенду о заботе Наполеона о евреях. Наполеон не только приобрел репутацию лучшего друга евреев в глазах христианского населения европейских стран, но и сами евреи в большинстве случаев воспринимали эти шаги с энтузиазмом; в честь Наполеона сочинялись гимны, нередко исполнявшиеся в синагогах. Легенду о Наполеоне как освободителе и благодетеле еврейского народа не поколебала даже такая резко антиеврейская мера, как его декрет от 17 марта 1808 г., по которому евреям (за исключением живущих в департаментах Жиронда и Ланд) запрещалось в течение десяти лет заниматься рядом профессий, селиться в некоторых департаментах, а в ряде случаев и требовать выплаты долгов, выставлять себе замену для отбывания воинской повинности (в отличие от остальных французских граждан). Постепенно Наполеон освободил большинство департаментов от действия этого декрета. К 1811 г. декрет применялся только в восьми восточных департаментах Франции, но в них проживало большинство французских евреев. В 1812 г. была отменена статья декрета, запрещающая евреям выставлять замену для отбывания воинской повинности. Декрет оставался в силе и после падения Наполеона и перестал действовать только по истечении десятилетнего срока (в 1818 г.).
Политика Наполеона по отношению к евреям имела серьезные последствия. Несомненно, что и после Наполеона страны Западной и частично Центральной Европы уже не могли вернуть евреев к прежнему совершенно бесправному положению. Вместе с тем, реформы Наполеона поставили перед евреями в самой острой форме проблему сохранения своего национального лица и своей национально-культурной самобытности в условиях все возрастающих возможностей участия в гражданской, культурной и политической жизни народов, среди которых они жили. Попытки решения этой проблемы, вызвавшие острые споры и раскол среди европейского еврейства, оказались в значительной степени тщетными. Евреи, решившие воспользоваться открывшимися благодаря политике Наполеона возможностями, логикой вещей принуждались либо к ассимиляции, либо к такой глубокой реформе иудаизма, которая была связана с утратой большей части национальных традиций и обычаев.
Позиция Наполеона не осталась незамеченной и в России, где в связи с созывом в Париже собрания еврейских нотаблей в правительственных кругах даже обсуждался вопрос, не следует ли принять какие-либо особые меры, чтобы избежать перехода русских евреев на сторону Наполеона в случае войны с Францией. В результате этого обсуждения было отложено исполнение принятого незадолго перед этим закона о поголовном выселении евреев из сел и деревень. Русское правительство решило использовать созыв Синедриона для объявления Наполеона врагом христианской веры. Синод сочинил специальное послание, которое читалось во всех православных церквях. Впоследствии выяснилось, что для этих опасений не было оснований. Во время русско-французской войны 1812 г. евреи активно помогали русской армии. Хотя еврейское население не отбывало в то время воинской повинности, в русской армии были евреи-добровольцы. Их использовали для сбора разведывательных данных, для поддержания связи между русскими войсками, в качестве проводников. Глава хасидов Хабада Шнеур Залман еще в 1800 г. выступивший с пророчеством о поражении и гибели Наполеона, призывал своих приверженцев помогать русским войскам. Император Александр I повелел 29 июня 1814 г. выразить еврейским кагалам «свое милостивейшее расположение».
Среди евреев, служивших в армии Наполеона, было два генерала: командир первой кавалерийской бригады, бригадный генерал Ж. Вольф (1776–1848) и генерал-майор А. Роттенбур. По некоторым данным, еврейского происхождения были маршалы А. Массена (1758–1817) и Н.-Ж. Сульт (1769–1851).
Что интересно, племянник Наполеона, Шарль Луи Наполеон Бонапарт (французский император Наполеон III в 1852–70 гг.) также поддерживал права евреев и защищал принцип равноправия французских евреев как граждан Франции за пределами страны. В 1862 г. он отказался заключить торговый договор со Швейцарией, так как французские евреи в этой стране были ограничены в правах. Наполеон III неоднократно направлял протесты румынскому правительству по поводу преследования румынских евреев. Оказывал активную поддержку Альянсу. В составе правительства Наполеона III были евреи.
Наполеон оставил неизгладимый след в памяти евреев, причем не только французских. С его (полной и невысокой) фигурой связан целый пласт народного фольклора...
Вот, к примеру, сказка:
Как Наполеон сватался к дочери талмудиста
Однажды повстречал Наполеон Бонапарт, тогда еще молодой бригадный генерал, юную девушку, дочь ученого талмудиста. Была девушка красоты несравненной, так что от одного взгляда на нее дух захватывало, и Наполеон влюбился в нее всем сердцем. Облачился он в парадный мундир и пошел с нею знакомиться.
— Здравствуй, – говорит, – красавица. Меня зовут Наполеон Бонапарт и я к тебе необычайно расположен, хочу с тобой знакомство свести.
А она оглядела его с головы до ног и говорит:
— В Талмуде сказано: остерегайся людей, у которых ноги толстые и безволосые, – дурные это люди. Так что не буду я с тобой знакомство водить.
Изумился Наполеон:
— Почему же безволосые? Ах, да это же лосины, глупенькая!
Но было уже поздно. Еврейка только хитро улыбнулась и пошла своей дорогой.
В следующий раз оделся Наполеон иначе, приготовил роскошный подарок и пошел дружиться заново. Увидела еврейка его подарок и говорит:
— Неприлично юной девушке принимать от мужчин дары, кроме свадебных.
— Отчего ж не свадебный мой дар? Я готов предложить тебе свою руку и сердце – и хоть завтра под венец!
— Но в Талмуде сказано: негоже выходить замуж за седого старца – не будет у тебя с ним детей, а дети – радость матери, гордость отца, стержень брака, цветы мира.
— Отчего же я кажусь тебе седым? – опять изумился Наполеон. – Ах, да это же парик, глупенькая!
Но было уже поздно. Еврейка только хитро улыбнулась и пошла своей дорогой. С тех пор Наполеон не носил париков.
Вновь приготовил он подарок, вдвое роскошней прежнего, и в третий раз отправился к прекрасной еврейке – свататься. А еврейка ему и говорит:
— Ты же, добрый молодец, христианской веры будешь?
— Я – корсиканец! – воскликнул Наполеон, – и с младенчества предан Иисусу Христу и Деве Марии. Но это не должно быть преградой для нашей любви. Я приглашу вашего раввина и нашего священника, и они столкуются.
— Боюсь, ничего не выйдет. Я из древнего священнического рода. В Талмуде сказано, что для таких, как я, смешанный брак не может разрешить ни один раввин, но только Великий Синедрион.
Бонапарту ничего не оставалось, как откланяться и пойти своей дорогой. При этом вполголоса, преимущественно воротнику собственного мундира, он наговорил много красочных, истинно корсиканских выражений, но мы не будем их здесь приводить.
Прошли годы, бригадный генерал Бонапарт стал императором всех французов, но не забыл своей давней любви и помешавшего его счастью запрета на смешанные браки. Он созвал Великий Синедрион и прежде всего задал ему именно этот вопрос. Синедрион же отвечал уклончиво, в том ключе, что раввины дают благословение на брак еврейки с французом не более охотно, нежели христианские священники. Впрочем, Наполеон к тому времени давно уже был женат на гордой Жозефине. Да и прекрасная еврейка вышла замуж за такого же ученого талмудиста, как и ее отец, и родила ему пятерых сыновей, и пятого назвала Наполеоном.
Этот анекдот в некоторой степени проливает свет на позицию Наполеона.
За несколько лет до того, как у Наполеона возникла идея создать еврейское государство, в день скорби, Девятого ава, он ехал со своей свитой по Парижу. Попав в еврейский квартал, Наполеон увидел пустынные улицы. Удивленный этим, он вошел в синагогу и застал такую картину: на полу сидели евреи, горько плакали и читали траурную элегию пророка Иеремии.
— Что случилось? Почему все евреи в таком горе? — спросил Наполеон раввина. — Умер кто-то из лидеров общины? Может, случился погром, о котором мне неизвестно?
— Хуже, — ответил раввин. — Был разрушен наш Храм, и нас изгнали из Эрец-Исраэль!
— Да, знаю, — все больше удивлялся Наполеон. — Но ведь этим событиям 1800 лет...
— Нет, — ответил раввин, — это случилось час назад!..
— Что это значит? — спросил Наполеон.
И раввин объяснил ему, что в восприятии евреев эти горестные события как будто бы только что произошли. Ведь еврейская история словно застыла с момента разрушения Храма и изгнания евреев с Земли Обетованной.
Осознав всю глубину его ответа, Наполеон воскликнул:
— Если евреи до сих пор так сильно переживают из-за Храма и родины, они, несомненно, удостоятся его восстановления, и никакая сила в мире не помешает им вернуться на свою землю…
Израильское государство от Бонапарта
Евреи, которые жили во времена императора Наполеона Бонапарта, одного из самых влиятельных лидеров Европы 18 века, получили от него большие льготы. Он уравнял их в правах с остальными жителями империи, освободил из гетто, где они находились при предыдущих монархах и императорах. Поэтому евреи по-своему интерпретировали его имя как Хелек тов (иврит), переводя его на иврит буквально (бона парте — хорошая часть).
Другая его инициатива в отношении евреев гораздо менее известна Потому, вероятно, что она не осуществилась. Он собирался в Эрец-Исраэль создать еврейское государство.
В 1799 году Наполеон со своей армией добрался до средиземноморского порта Акко. Там он выяснял возможность основания еврейского государства на древней земле Израиля.
В том же году Наполеон разослал по еврейским общинам Франции прокламацию, в которой убеждал евреев возвращаться в страну своих отцов:
Штаб главнокомандующего, Иерусалим.
"1-го флореаля 7 года Французской Республики (20 апреля 1799 г).
Бонапарт, главнокомандующий армий Французской Республики в Африке и Азии, к Законным Наследникам Палестины.
Евреи, единственная в своем роде нация, которую за тысячу лет страсть к завоеваниям и тиранство смогли лишить только наследственных земель, но не имени и национального существования! Внимательные и беспристрастные наблюдатели за судьбами наций, даже если вы не были одарены талантом пророков, как Исайя и Иоэль, вы тоже давно чувствовали, что предсказали эти провидцы с прекрасной и возвышающей верой, когда увидели надвигавшееся разрушение своего царства и отечества. Вот что они предсказали: И возвратятся избавленные Всевышним, и придут в Сион с ликованием; и радость вечная будет над головой их [от обладания и отныне бесспорного пользования их наследством] (Исайя 35:10) .
Восстаньте, ликуя, изгнанники! Война, беспримерная в летописях истории, которую, обороняясь, вела нация, чьи наследственные земли ее враги считали добычей, чтобы разделить ее росчерком пера правительств, по их произволу и как им удобно, отомстит за ваш позор и позор самых отдаленных наций (давно забытых под игом рабства) и за навязанное вам почти двухтысячелетнее бесчестье. В такое время и при таких обстоятельствах, которые, казалось бы, меньше всего благоприятствуют выдвижению ваших требований и даже их выражению и как будто заставляют полностью отказаться от этих требований, она (Франция) предлагает вам теперь, именно в это время и вопреки всем ожиданиям, наследство Израиля!
Доблестная армия, с которой Провидение послало меня сюда, под руководством справедливости и сопровождаемая победой, установила мою штаб-квартиру в Иерусалиме, и через несколько дней перенесёт ее в Дамаск, близость которого больше не наводит страх на город Давида.
Законные Наследники Палестины!
Наша великая нация, которая не торгует людьми и странами, как делали те, которые продавали ваших предков всем народам (Иоэль 3,6), ныне призывает вас, на деле, не отвоевывать ваше наследство, а лишь принять уже завоеванное и удерживать против всех пришельцев, получая гарантии и поддержку нашей нации.
Поднимитесь! Покажите, что некогда превосходящая сила ваших угнетателей не подавила смелость потомков тех героев, братский союз с которыми делал честь Спарте и Риму (Макк. 12, 1-14), и что две тысячи лет рабского обращения не смогли ее подавить.
Спешите! Сейчас момент, который может не вернуться тысячи лет – потребовать перед народами всего мира и, вероятно навсегда, восстановления ваших прав, в которых тысячи лет вам позорно отказывали, не давая вам политически существовать как нации среди наций и ограничивая ваше естественное права открыто поклоняться Богу в соответствии с вашей верой (Иоэль 4:20)".
(Процитировано в Franz Kobler: Napoleon and the Jews)
Это одно из самых волнующих и энергичных предложений, когда-либо сделанных евреям. Верно, у Наполеона были свои политические соображения для такой инициативы. Но нельзя отрицать факт, что он понимал исключительность отношений между евреями и их родиной.
Основатель и первый Президент Международного Наполеоновского Общества, Бен Вейдер - также очень серьезно изучал этот вопрос. Будучи выходцем из польских евреев, он с глубоким уважением относился к Наполеону, как к гаранту прав его многострадального народа: http://www.napoleonicsociety.com/english/scholarship98/c_jews98.html
В данной статье использованы материалы следующих сайтов:
1.Электронная еврейская энциклопедия: http://www.eleven.co.il/
2.Коллективный блог Ботинок: http://botinok.co.il/
|