Александр Никулин
православный христианин
|
Христианский опыт этики любви к ближнему (размышления и цитаты):
О религиозно-философских духовных основах милосердия и благотворительной деятельности
АННОТАЦИЯ: Публицистическое религиозно-философское эссе. Апологетический очерк излагает и критически анализирует реальные факты и типичные явления социальной проблематики общественной жизни, - рассматриваемых в широком эклектично-обобщенном аспекте, - и в сопровождении прямого истолкования их автором с христианских позиций, давая соответствующую духовно-нравственную оценку, предостережения и полемически-обличительные увещевания. В котором, на метафорических собирательно-образных примерах, с печальной иронией, контрастно сопоставляются острые насущные моменты - раскрывая что положительного и необычайно нового привнесла в мир христианская мораль, упор делается на активной нетеплохладной церковной социальной позиции. Указывается идеал соборной общины, по примеру первых христиан, - как образец для подражания всего остального общества, основанном на взаимном радушном приятии и полюбовном служении друг другу, а не своекорыстно-хищническом соперничестве. Показывается, как благодаря стяжанию Христовой любви, святыни и величайшего дара, - человек душевно прозревает и преображается, раскрывающей в нем его лучшие качества и делающей его духовно свободным; говоря о воскрешающей душу и изнутри преображающей животворной силе любви, приобщившись к вечным ценностям которой, человек в них приобретает своё духовное бессмертие. И демонстрируется соотношение отвлеченно-теоретического пуританского, обмирщенного, ханжеского ригоризма (шаблонных "клише", в которые насильно втискивается и подстраивается человек), - с реальной практикой уважительного благоговения перед самобытностью, своеобразием и удивительно-многогранным разнообразием живой действительности. В данной работе приводится критическое сравнение обобщенно-светского отношения к конкретным острым актуальным социальным проблемам/конфликтам общества и человеческим страданиям вообще - и религиозно-христианского мироощущения (воспитывающего сострадательно-милосердное отношение к окружающему). А также оценивается риск возникновения крайних форм нетерпимости и розни - как негативное последствие отхода секулярного общества от любых норм морали. Многие доводы подкрепляются соответствующими богословскими и философскими цитатами разных авторов, классиков и современников. Весь текст проникнут главной темой: что в итоге сам человек изберет для себя, по какой морали будет он ориентироваться в своей жизни?.. Сумеет ли он правильно отличить подлинно-истинные Ценности - от ложных соблазнительных "кумиров"?.. Какую правду о человеке и о делах милосердия открывает христианство?.. В чем гуманистические идеалы смогут найти себе твердое духовно-нравственное основание, способное придать всей жизни незыблемую ценность, вечный смысл и раскрыть её предназначение?.. Для всех читателей, интересующихся христианским этическим мировосприятием.
http://issuu.com/Alex_nikulin/docs/etikalubvi-cc-by-sa
http://proza.ru/2010/02/27/902
http://zhurnal.lib.ru/n/nikulin_a/etikalubvi.shtml
http://sites.google.com/site/etikalubvi/Home/etikalubvicc-by-sa.pdf
http://alex-nikulinn.narod.ru/
ОГЛАВЛЕНИЕ:
***
ЧАСТЬ ВВОДНАЯ. ПРОЛЕГОМЕНЫ. ЗАБОТА ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ - ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.
(Глава I) Чтобы вылечить больное общество - нужно духовно исцелить и облагообразить его "душу"
***
ЧАСТЬ 1-АЯ. КОГДА ПОВСЕМЕСТНО ПРОЦВЕТАЕТ ОБМАН И НАСИЛИЕ, ПУСТЬ ЧЕРЕЗ ПРИМЕР НАШЕГО САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ ВЫЖИВЕТ СРЕДИ ЛЮДЕЙ ЛЮБОВЬ
(Глава II) Созидательный подвиг веры, плодотворный пример жизни во Христе и миролюбивого смирения, показавший, что добро реально возможно! - и противоположный "героизму" разрушительно-анархическому; ...нельзя достичь любви - минуя смирение; ...смирение - истинное величие служения и самоотверженности; ...ибо вся жизненная сила не в самонадеянном мудровании человечьем - а в нравственной красоте смиренной крестной жертвы Христовой
(Глава III) Если даже вокруг нас нет любви - мы должны жить так будто она есть, пусть через нас она явлена будет!
(Глава IV) Нельзя быть счастливым в одиночку - лишь приобщившись к всеобщей соучастливой заботе друг о друге; и через стяжание божественной Любви к Богу и к ближним - мы обретаем смысл нашего личного счастья: "ищите же прежде царства Божия и правды его, и это все приложится вам" (Мф. 6,33); ...в нас заложенная надежда - подобна естественному инстинкту новорожденного младенца, прильнувшему к живительному теплу материнской груди, это духовная неотъемлемая потребность души - в вечном уповании, в поиске и желании вечной любви; ...всё минуется - любовь останется
***
ЧАСТЬ 2-АЯ. НЕ ЖДАТЬ "ЛУЧШИХ ВРЕМЕН", А САМИМ СОДЕЙСТВОВАТЬ ИХ СОЗИДАНИЮ, ВЕДЬ ЧАСТО НЕДОСТАТОК ДОБРЫХ ЧУВСТВ И ДЕЛАЕТ ВРЕМЕНА ТЯЖЕЛЫМИ.
(Глава V) Порой мы выбираем "легкие пути" ценой тяжкого греха; ...во всякой вражде каждая сторона мнит себя самой "справедливой", - однако без милосердия подлинной справедливости не бывает; ...иначе разве можно силой достичь общего мира - прежде не умерив воинственный пыл и не став миролюбивыми? ...исходя из осознания онтологически-изначальной естественно-общечеловеческой социальной солидарности - в противовес темному инстинкту стихийной зоологически-хищнической борьбы, и последуя заповедям Христовым - в противоположность плотскому закону греха; ...всеобщая Благотворительность - мост социального примирения, повсеместное Милосердие - вместо раскола обоюдной ненависти!
(Глава VI) О соборных общинах - в них образец подлинных межличностных отношений, проникнутых чувством семейности, семейного единения, соучастия, братской взаимоподдержки, ибо семейное счастье - всегда соборно, и это также - литургическое общение любви и освященного со-служения друг другу во Христе, - и в этом обретается служение самому Богу
(Глава VII) Что превыше: совестливая "нравственность" или расчетливо-прагматичная "рациональность"? - разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит Любви
(Глава VIII) Личный долг адекватного ценностного ответа на высший призыв подлинных ценностей, как наша жизненная "сверхзадача"; ...открой любовью своё сердце - и увидишь как мир прекрасен!
***
ЧАСТЬ 3-ИЯ. ЖИЗНЬ ИЗМЕРЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЛИНОЮ ПРОЖИТЫХ ЛЕТ, А ЕЩЁ И ПОЛЬЗОЙ И ДУШЕВНЫМ ТЕПЛОМ, ОТДАННЫХ ЛЮДЯМ.
(Глава IX) С чистой совестью даже умирать не страшно, ибо праведная смерть - свята, зато жизнь - мертва без Любви; ...о сопротивлении злу - сплочающей силою самоотверженной любви
(Глава X) Помогать другим, сострадая им и не боясь страданий, жертвенная любовь - возможна лишь в сораспятии со Христом (Гал. 2:19)
***
ЧАСТЬ 4-АЯ. УЧАСТЬ БЕЗДОМНОГО. ТОЛЬКО СОСТРАДАНИЕ СПОСОБНО РАСТОПИТЬ ОТЧАЯНЬЕ. НЕОБХОДИМО УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА, БЕЗ ЧЕГО НЕВОЗМОЖНО ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА. МИЛОСЕРДИЕ СБЛИЖАЕТ СИЛЬНЕЕ КРОВНОГО РОДСТВА И ДРУЖБЫ, ТОЛЬКО УЗЫ ВЗАИМОПОМОЩИ И ЛЮБВИ ДЕЛАЮТ ВСЕХ НАС БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ. ВО ГЛАВУ УГЛА НАДО СТАВИТЬ НЕ ПРАГМАТИЧЕСКУЮ "РАЦИОНАЛЬНОСТЬ", А - СПОСОБНОСТЬ К ГУМАННО-ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОМУ СОСТРАДАНИЮ.
(Глава XI) Бедность - это жажда богатства, называющие себя "богатыми" - нищи духовно, бедны добродетелями с атрофией чувств милосердия, ущербно лишив сами себя сострадания; ...подлинное богатство - в е л и к о д у ш и е; ...не обязательно иметь много д е н е г, главное - чтобы в глубине самого сердца был преизбыток Л ю б в и; ...просьбы о помощи - как "голос" Божий к нам, звучащий в совести нашей, на который мы вольны откликнуться или же нет; ...если мы глухи и неотзывчивы к нуждам ближних - то и Господь не внемлет молитвам нашим; ..."образ Божий" - как неотменимое достоинство, присущее каждому даже самому грешному из людей
(Глава XII) Грех завистливого своекорыстно-хищнического соперничества; ...честь превыше прибыли; ...иметь милующее сердце - дороже любого богатства, первым можно приобрести себе искренних друзей, коих не купишь серебром последнего
***
ЧАСТЬ 5-АЯ. БЕСПОЩАДНОЕ ПРАВОСУДИЕ, "СПРАВЕДЛИВОСТЬ" БЕЗ МИЛОСЕРДИЯ? ИЛИ "МИЛОСЕРДНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ"? - ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ СПОСОБНА ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕРОДИТЬ. ВЫШЕ ЗАКОНА МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ, ВЫШЕ ПРАВА - ЛИШЬ МИЛОСТЬ, И ВЫШЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ЛИШЬ ПРОЩЕНИЕ.
(Глава XIII) Всякий раз, когда второпях осуждаем невиновного - распинаем Христа; ...не бывает любви без прощенья, кто не умеет прощать - тот не вправе и судить, даже "справедливо", кто не в силах даровать надежду - тот не властен бесповоротно непоправимо-безвозвратно приговаривать и обрекать, грозя самовольно устроить другим земной "ад", прежде Божьего Суда; ...прощать без конца, так как мы сами бесконечно нуждаемся в прощении; ...суди грешника не по его г р е х а м, а мерой Христовой л ю б в и: "какою мерою мерите, такою же отмерится и вам" (Лук. 6:38); ...всех, сущих ближних, должно видеть святыми и только себя одного почитать грешным и последним, не себе угождать, а другим послужить, побуждаясь сколь возможно доставить пользу другому (Мк. 9,33).
***
ЧАСТЬ 6-АЯ. "ЛИШНИЕ" В ЭТОМ МИРЕ И "ПОСТОРОННИЕ" СРЕДИ ВСЕОБЩЕГО ПРАЗДНИКА РАЗГУЛЬНОЙ ЖИЗНИ И СЫТОГО ВЕСЕЛЬЯ. ЛЮБОВЬ - СПОСОБНА ВЗАИМНО ИСКУПИТЬ, И НАС И ИХ, ИЗ АДА ОБЩЕГО ОДИНОЧЕСТВА. ДЛЯ ПОДЛИННОЙ ЛЮБВИ - "НЕДОСТОЙНЫХ" НЕ БЫВАЕТ, ТАКАЯ ЛЮБОВЬ ОБЪЕМЛЕТ СОБОЮ ВСЕХ БЕЗ ЛИЦЕПРИЯТИЯ, ДЛЯ НЕЁ НЕ БЫВАЕТ "ДАЛЬНИХ", НО ВСЕ ЕЙ - БЛИЖНИЕ, СВОИ, РОДНЫЕ.
(Глава XIV) Страшнее смерти для брошенных в одиночестве людей - это равнодушие со стороны близких; ...избавляясь от которых, - мы пытаемся заглушить и избавиться от угрызений совести, изнутри гложущих за наше нежелание им помочь, их навестить
(Глава XV) Здоровая семья - здоровое общество; ...раскрывается незыблемость важного значения и приоритета семейных ценностей, освященных в Боге через церковное таинство венчания и в связи с культурообразующей ролью традиций
(Глава XVI) Правом на жизнь, любовь и заботу обладает каждый человек, независимо от возраста, от уровня развития и от наличия у него тех или иных врожденных заболеваний; выявление же неизлечимого или трудноизлечимого генетического заболевания не может служить побуждением к прерыванию зародившейся жизни - всякое страдание послужит лишь проверкой нашей любви на прочность; ...лучше пожертвовать своим счастьем ради счастья малыша - а не приносить его в жертву амбиций нашего эгоизма; ...и поверить в возможное будущее счастье его жизни
(Глава XVII) Быть самим благодарными и добродетельными в каждом миге нашей жизни - это наш долг ради тех кто всего этого лишен
***
ЧАСТЬ 7-АЯ. ГЛУБИНА ПЕРЕНОСИМЫХ КЕМ-ТО СКОРБЕЙ, СПОСОБНА В НАС ОТКРЫТЬ ГЛУБИНУ УТЕШАЮЩЕЙ ЛЮБВИ И ЗАБОТЛИВОГО ДОЛГОТЕРПЕНИЯ О СКОРБЯЩЕМ.
(Глава XVIII) Как Христос спустился в самый ад, взыскуя человека; так и мы, исполняя завещанное и подражая, должны снизойти, спуститься во мрак их бездомности, одиночества, боли и отчаяния, - принести им туда свет надежды
|