Синкевич Владимир Антонович
 православный христианин
|
9/22 августа память св. ап. Матфия.
Поздравляем с праздником памяти св. ап. Матфия.
---------------------------------------------------------------------------
« И даша жребия има, и паде жребий на Матфиа, и причтен бысть ко единонадесяти апостолом » ( Деяния святых апостолов. Гл. 1, ст. 21—26.)
Жизнеописание св.ап.Матфия
« Страдания святого апостола Матфия».
Выписка из : www.portal-credo.ru
«Святой апостол Матфий** (**Матфий, 9 (22) августа, дар Господен, еврейск. /Толкователь имен святых угодников Божиих, чтимых русскою православною церковью. М., 1990. — Прим. сост.), происходивший из колена Иудина, родился в Вифлееме; с раннего детства он начал изучать священные книги и Закон Божий в Иерусалиме под руководством святого Симеона Богоприимца.
От него святой Матфий был наставлен в добродетельной жизни: он проводил богоугодную жизнь, строго следуя по пути, начертанному в заповедях Божиих. Настало время, когда Господь, по прошествии тридцати лет со дня Своего рождения от Пречистой Девы Марии и по принятии крещения от Иоанна, явил Себя миру: собрав учеников, Он проповедовал наступление Царствия Божия, совершая в то же время неисчислимые чудеса и знамения. Святой Матфий, внимая учению Христа и видя Его чудотворения, исполнился к Нему любовию: оставив мирские заботы, он вместе с другими учениками и народом последовал за Господом, наслаждаясь лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостию Его учения. Господь, Которому открыты самые сокровенные движения человеческого сердца, видя рвение и чистоту душевную святого Матфия, избрал его не только в число Своих учеников, но и для апостольского служения. Сначала святой Матфий принадлежал к числу семидесяти меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: „Избрал Господь и других семьдесят (учеников), и послал их по два пред лицем Своим“ (Лк. 10, 1).
По отпадении Иуды от лика двенадцати апостолов последний — так как вместо Иуды никто не был избран, — утратил свою полноту, а с ним и право на именование двенадцати; поэтому верховный из апостолов святой Петр, став посреди собрания первых христиан, обратился к верующим со словом о том, что на место отпавшего и погибшего Иуды должны избрать кого-либо из тех, которые находились с апостолами во все время, когда пребывал с ними Господь Иисус, чтобы избранный Им сонм двенадцати ближайших апостолов был цел и неизменен.
„ (21) Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, (22) начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. (23) И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия, (24) и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, котораго Ты избрал (25) принять жребий сего служения и Апостольства, от котораго отпал Иуда, чтобы идти в свое место. (26) И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам“ (Деян. 1).
Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков: ибо Дух Святой опочил как на прочих святых апостолах, так и на святом Матфии, даруя ему равную благодать с учениками Господа. По сошествии Святого Духа апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской; святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси и благовествуя о явлении во Христе Иисусе спасения миру; впрочем, не только среди иудеев, но и среди язычников проповедовал он имя Христово. Предание говорит, что святой Матфий обращался с благовестием Христовым и к жителям Эфиопии* *Под Эфиопией разумеют Эфиопию Понтийскую, или Колхиду, нынешнюю Мингрелию и Имеретию. (Территория современной Грузии. — Прим. ред.) и претерпел здесь множество различных мучений: его влачили по земле, подвергали побоям, привешивали к столбу, строгая бока железом и поджигая огнем; но укрепляемый Христом, святой Матфий мужественно и с радостию переносил эти мучения. По некоторым же известиям, святой Матфий проповедовал Евангелие и в Македонии* *Македония — страна на Балканском полуострове, примыкающая к северо-западному углу Эгейского моря (Салоникский залив)., где нечестивые греки, желая испытать силу возвещаемого святым апостолом учения, схватили его и заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения: кто выпивал ее, тот делался слепым. Но святой Матфий, выпив во имя Христово отраву, не потерпел от нее никакого вреда и даже ослепленных этою отравой — их было более двухсот пятидесяти человек — исцелил, возлагая руки и призывая имя Христово. Диавол, не терпя такого поругания, явился язычникам в виде отрока, повелевая убить Матфия, так как он уничтожает почитание бесов; когда же они хотели схватить святого апостола, то принуждены были в течение трех дней безуспешно искать его: святой Матфий, хотя и ходил среди них, был им невидим. Потом святой апостол явился к искавшим его язычникам и добровольно предал себя в руки их; они, связав, заключили его в темницу, где явились ему бесы, с яростью скрежетавшие на него зубами; но в следующую ночь ему в великом свете явился Господь; ободрив святого Матфия и освободив от оков, Он открыл двери темницы и выпустил его на волю. Настал день, и апостол снова встал среди народа, с еще большею безбоязненностию проповедуя имя Христово; когда же некоторые, ожесточившиеся сердцем, не веруя его проповеди и придя в ярость, хотели убить его своими руками, внезапно разверзлась земля и поглотила их; оставшиеся же пришли в ужас, обратились ко Христу и крестились.
Затем апостол Христов снова возвратился в жребий свой — в Иудею, и многих от сынов Израилевых он обратил к Господу Иисусу Христу, возвещая им Слово Божие и подтверждая его знамениями и чудесами: именем Христовым святой Матфий возвращал слепым зрение, глухим слух, умирающим жизнь, восстановлял хромых, очищал прокаженных и изгонял бесов. Называя Моисея святым и побуждая соблюдать закон, данный ему Богом на скрижалях, святой Матфий в то же время учил веровать во Христа, в знамениях и прообразах предвозвещенного самим Моисеем, предсказанного пророками, посланного Богом Отцом на спасение миру и воплотившегося от Пречистой и Пренепорочной Девы. При этом все пророчества о Христе святой Матфий истолковывал, как уже сбывшиеся, на пришедшем Мессии.
В это время первосвященником иудейским был Анан, ненавидевший Христа и хуливший имя Его, гонитель христиан, повелевший сбросить с кровли церковной святого апостола и брата Божия Иакова и тем убивший его. И вот когда святой Матфий, обходя Галилею, проповедовал Христа, Сына Божия, в здешних синагогах, ослепленные неверием и злобою иудеи, исполнившись сильной ярости, схватили святого апостола и привели в Иерусалим к помянутому первосвященнику Анану. Первосвященник, собрав синедрион и призвав на суд святого апостола, обратился к утратившему совесть сборищу с такими словами: — Вся вселенная и настоящее собрание знают, какую укоризну навлек на себя наш народ, и это не по нашей вине, но по развращению некоторых, от нас же вышедших, и по ненасытному корыстолюбию — скорее мучительству — римских правителей; не следовало бы и упоминать об этих вводителях новых ересей, прельстивших столько тысяч народа; вы сами знаете, сколько из них побито римскими воинами; так погибли обольстители и обольщенные, покрывая позором наше племя; таковы родоначальники ересей: Иуда Галилеянин и Февда Волхв; с их погибелью уничтожилась и самая память о них. Но среди всех подобных еретиков восстал ересиарх Иисус Назареянин: Он называл Себя Сыном Божиим и Богом и многих удивлял Своими волшебными знамениями и чудесами, привлекая к Себе сердца и проповедуя отменение закона; за что и принял суд по закону, который хулил. И что сказать? Разве мы не знаем, что закон был дан Моисею Самим Богом, что его соблюдали патриархи и пророки, которым Бог даровал силу совершать такие чудотворения, каких не мог Иисус: кто не знает Моисея, с Богом, как с человеком, беседовавшего? Кто не знает Илию, взятого в рай на огненной колеснице? Кто не слышал, что умерший, выброшенный на мертвые кости Елиссея ожил? И иные угодники Божии сколько совершили чудес, однако ни один из них не дерзнул на такое дело, как Иисус — присваивать себе честь Божию и устанавливать новый закон; пророки, вдохновляемые Святым Духом, говорили исполненные смирения, а Он с гордостью говорил Свои собственные измышления и дошел до такого безумия, что первосвященников и князей подвергал укоризненным порицаниям, а книжников и фарисеев называл лицемерами; сделал ли что подобное кто-либо из пророков? И по гордости Своей Он обрел соответственный конец, приняв мзду по делам Своим. О, если бы память Его с Ним погибла и учения Его, с Ним умершего, никто не воскрешал! Особенно же печально, что храм Божий, святой город и законы отцов находятся в рабстве у римлян, и нет ни сострадающего, ни соболезнующего, ни избавляющего; нас без вины влачат по судилищам, а мы терпим; нас обольщают, а мы даем молчаливое согласие; нас грабят, а мы не издаем и звука; и — что всего печальнее, — галилеяне предают нас в руки римлян, без стыда обвиняя нас и народ наш в убиении Иисуса, как неповинного. Лучше пусть погибнут эти немногочисленные галилеяне, чем это святое место и весь народ наш подвергнется истреблению от римлян; из двух зол — если нет возможности избежать обоих, — следует избирать меньшее, более терпимое. И этот сейчас стоящий пред нами ученик Иисусов, достоин смерти; но пусть сначала сам в себе размыслит, мы не отнимаем времени для размышления, потому что не погибели, а исправления его желаем; и из двух пусть изберет одно: или следовать закону, данному Богом через Моисея, и тем сохранить жизнь, или именоваться христианином и умереть.
В ответ на это святой Матфий, подняв руки, сказал:
— Мужи и братья! Я не хочу говорить много о том обвинении, которое вы возлагаете на меня, для меня имя христианина не преступление, а слава. Ибо Сам Господь говорит чрез пророка, что в последние дни „рабов Своих назовет иным именем“ (Исаия, 65, 15).
Первосвященник Анан возразил:
— Разве не преступление считать за ничто святой закон, не почитать Бога и слушать пустые рассказы о волшебствах?
— Если послушаете меня, — ответил святой Матфий, — я объясню вам, что проповедуемое нами учение не басни и волшебство, но сама истина, уже давно засвидетельствованная законом.
Когда первосвященник дал свое согласие, святой Матфий открыл свои уста и начал истолковывать ветхозаветные прообразы и пророчества об Иисусе Христе, как Бог дал обетование праотцам Аврааму, Исааку и Иакову из семени их воздвигнуть такого Мужа, чрез Которого благословятся все земные племена, о чем и Давид говорит в словах псалма: „благословятся в нем [все племена земные], все народы ублажат его“ (Псал. 71, 17), как несгораемая купина прообразовала воплощение Христа от Пречистой Девы (Исх. 3, 2), о Которой предсказал Исаия: „се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил“ (Исаия, 7, 14), „что значит: с нами Бог“ (Мтф. 1, 23). Моисей тоже ясно предвозвестил о Христе, говоря: „Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте“ (Второзак., 18, 15). Он же предуказал вольные страдания Спасителя, вознеся на дерево змея, о чем говорил Исаия: „Как овца, веден был Он на заклание“ (Исаия, 53, 7), и: „и к злодеям причтен был“ (Там же, 53, 12); пророк Иона, вышедший невредимым из чрева китова, был прообразом трехдневного воскресения Господня.
Эти пространные изъяснения ветхозаветных книг, говорящие о Христе Иисусе, привели Анана в гнев, так что он не выдержал и сказал святому Матфию:
— Так ты осмеливаешься посягать на закон? Разве тебе не известны слова Писания: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: „пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им“, то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо через сие искушает вас Господь, Бог ваш... а пророка того или сновидца того должно предать смерти»? (Второзак., 13, ст. 1—3, 5.)
Святой Матфий отвечал:
— Тот, о Котором я говорю, не только Пророк, но и Господь пророков, Он — Бог, Сын Божий, о чем свидетельствуют истинные чудеса Его; поэтому-то я и верую в Него и надеюсь быть непоколебимым в исповедании Его пресвятого имени.
— Если тебе дадут время для размышления, покаешься ли ты? — спросил первосвященник.
— Да не будет, чтобы я отступил от истины, которую уже обрел, — отвечал святой апостол. — Я всем сердцем моим верую и открыто исповедую, что отверженный вами и преданный на смерть Иисус Назареянин есть истинный Сын Божий, единосущный и совечный Отцу, а я раб Его.
Тогда первосвященник, затыкая уши и скрежеща зубами, закричал:
— Хулит, хулит! Пусть выслушает закон!
Тотчас была открыта книга закона и было прочтено то место, где написано: „Кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой, и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество, пусть не щадит его око ваше и тем изымете зло из дел Израиля“ (Срав. Левит, 24, 15—16).
По прочтении этого места первосвященник сказал апостолу Христову:
— Твои слова свидетельствуют против тебя; кровь твоя падет на голову твою.
После этого первосвященник осудил святого Матфия на побиение камнями; и апостола повели на казнь. Когда пришли на место, называемое Вефласкила, то есть дом побитых камнями, святой Матфий сказал ведшим его иудеям:
— Лицемеры, справедливо говорил о подобных вам пророк Давид: „Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную“ (Псал., 93, 21); то же говорит и пророк Иезекииль о такого рода людях, что они умерщвляют души, которые не должны умирать (Иезек., 13, 19).
После этих слов апостола Христова два свидетеля — как требовал того закон, — положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея; они же первые бросили камни в святого Матфия. Апостол попросил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом и остальные начали бросать каменья, побивая святого апостола, и он, подняв руки свои, предал дух свой Господу. Беззаконные же иудеи к мучению присоединили еще издевательство: уже по смерти мученика они, из угоды римлянам, отсекли ему мечом по обычаю римскому голову, точно апостол Христов был противник кесаря. Так, подвизаясь добрым подвигом, святой апостол Матфий окончил свое течение. Верующие же, взяв тело апостола, с честию предали его погребению, воссылая славословия господу нашему Иисусу Христу, Ему же со Отцом и Святым Духом честь и слава ныне и присно и во веки веков. Аминь*».
Кондак, глас 4:
Светозарное яко солнце, во весь мир изшедшее, вещание твое просвещает языческую церковь благодатию, чудоносче Матфие апостоле пострадавшие за честную икону Спасителя, вместе предстали Владыке Христу, Богу нашему, Ему же слава вовеки. Аминь (23).....
Основные книги о св. ап. Матфии:
1. По благословение прот. Геннадия Беловолова Синкевич В. А. «Святой апостол Матфий» ( все об святом апостоле Матфии – 3 издание СПб,2009г. 200 с.
2. По благословению высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Синкевич В. А. «История храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)» 6 издание, СПб, 2009 200 с
Приглашаем 22 августа в 16 ч. на Престольный праздник
утраченного храма св. ап. Матфия, Покровская церковь.
СПб, ул. Большая Пушкарская, д. 35 .Матвеевский сад. (в центре фундамент взорванного храма) Молебен, Крестный ход
Просим Ваших молитв. Призываем принять участие в возрождении утраченной святыни. Приглашаем на совместную молитву по средам в 19 ч.
И с т о р и я утраченного храма
1. Престол храма св. ап. Матфия был освящен 13 февраля ( 31 января ст. ст. ) 1720 года - Событие связано с воспоминанием о Петровской победе: взятии русскими войсками 9 (22) августа 1704 г. — в день святого апостола Матфия — Нарвы, т. е. наш храм – храм воинской славы. Память о воинской славе вечна.
2. Создание исторически первого храма г. Санкт-Петербурга, деревянного храма св. ап. Петра и Павла, началось с 14 мая 1703 г. с благодатного решения Петра 1 о закладке храма. В 1719 г. деревянный храм св. ап. Петра и Павла, был разобран, и здание храма было перенесено, и храм переосвящен 31 января 1720 г. как храм св. ап. Матфия. Храм переосвящен в присутствии императора Петра 1. Храм перенесен полностью вместе с церковной утварью, иконостасом, иконами… Территория храма - ныне «Матвеевский сквер», адрес: СПб. Б. Пушкарская д. 35.
3. Храм св. ап. Матфия (Покровская церковь) – единственный православный храм в мире, посвященный св. ап. Матфию ( 22 августа), избранному по жребию вместо отпавшего Иуды Искариота. ( Деяния апостолов. Гл. 1. ст. 21 - 26). В то время, как католических, методических и лютеранских храмов более полусотни. Всем одинадцати св. апостолам есть храмы в православных патриархиях, кроме храма памяти св. ап. Матфия.
4. Храм имел приделы Покрова Пресвятой Богородицы; св. ап. Матфия; игумена всея Руси, св. преп. Сергия Радонежского.
5. Храм отмечен памятью св. блаж. Ксенией Петербургской (6 февраля). В этом храме она венчалась, исповедовалась и причащалась, вся жизнь блаженной проходила в приходе храма св. ап. Матфия, и отпевалась она также в храме св. ап. Матфия . В мире, в разных странах и континентах, есть более 50 церквей и часовен почитаемой всем православным миром св. блаж. Ксении, а храм, в приходе которого прошла вся жизнь блаженной, в котором венчалась, исповедовалась и причашалась, и была отпета, храм покровительныцы града Санкт-Петербурга, представлен только фундаментом.
6. Храм отмечен памятью священноновомученника прот. Николая Сперанского, настоятеля нашего храма, убиенного в 1918 г., одного из первых священноновомученников г. Санкт-Петербурга. ( Решением комиссии по прославлению новомученников СПб-ой епархии, в феврале 2006 г., материалы переданы в Патриархию для прославление на Архиерейском Соборе.)
7. В храме имелся уникальный иконостас, сотворенный царем Петром 1. который можно воспроизвести по сохранившимся фотографиям. «…указом святейшего Синода от 8 декабря 1842 г. было предписано беречь старинный петровский иконостас, «чтобы как ныне, так и на будущее время, этот иконостас, как устроенный в 1703 году императором Петром I, сохранен был в настоящем его виде, без всяких перемен, так точно, как сохранялся поныне»...».
8. С начала ХУШ века, с освящения храма в 1720 г. , а официально, с 1732 г по 1768 г. при церкви св. ап. Матфия находилось кладбище, в котором похоронены, как мирные жители, так и русские воины, молитва за которых непрерывно велась в Покровско-Матвеевской церкви с 1720 г..
9. В 1923 г. церковь св. ап. Матфия ( Покровская церковь) получила статус Собора.
В 1932 г. храм был взорван…
Электронная Библиотека сайта утраченного храма св.ап. Матфия, Покровская церковь.
http://www.hramm.ru/
1. По благословению высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского «История храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)» 6 издание, СПб, 2009 200 с.
2. Приложение - Иллюстративный материал
3. «Чудеса на Сытном рынке. Православная история Сытного рынка. ( Д о к у м е н т ы и м а т е р и а л ы ) Святая блаженная Ксения Петербургская и Сытный рынок Часовня образа Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы на Сытном рынке. С приложением: Утраченные церкви Петроградской стороны» СПб 2008 г. 100 экз
4. Антология странничества (Ксения греческий яз. "странничество", "странствие"). 123 с.
5. «Борода в истории Христианства» , 2 издание, Спб, 2009 г.100 экз.
6. «Первая святая г.Санкт-Петербурга: св. блаж. Ксения Петербургская, прихожанка утраченного храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)» СПб 2007 г. 1000 экз, 184 с.
7. «Собор святых Ксений ( 8 жизнеописаний из 10 св. Ксений) » СПб 2007 г. 100 экз.
8. По благословение прот. Геннадия Беловолова «Святой апостол Матфий» ( все об святом апостоле Матфии – 3 издание СПб,2009г. 200 с.
.9. Священное предание о животных, птицах и насекомых. СПб 2009 г. 2 издание, 229 с.
10. Феномен пустоты и молчания в истории культуры и христианстве, богословие и иконография молчания 226.с. СПб, 3 издание
11. «Значимость утраченного Собора св. ап. Матфия (Покровская церковь)»
12. «Отображение икон на стекле и иные чудеса»
13. Святые утраченного храма св. ап. Матфия ( Покровская церковь) - родоначальники поколений Санкт- Петербургских, Русских и Вселенских святых.» СПб 2007 г. 100 экз
14. «Тайна жития св. блаж. Ксении Петербургской» СПб, 24.09. 2009 г. «Уточнение дат рождения и смерти святых»
15. «Утраченный Собор св. ап. Матфия (Покровская церковь). История и современность»
16. «Христианство и слепота». Рукопись,.130.с.сдана в библиотеку дома слепых.
17. приписная «Церковь Божией Матери «Всех скорбящих радости»
18. «Пророчество, которого не было»
19. «Христианство и слепота. Предпосылки падения зрения в современной цивилизации»
20. «Исихазм в Санкт-Петербурге»
21. «Владимир и Анна» К государственному празднику Крещения Руси.
22. Богословие государственного праздника Крещения Руси «Первая научно богословская периодизация истории России»
23. «Иконография молчания»
Архив фотографий «Иконография молчания» «Иконы св.блаж. Ксении" «Иконы св. ап. Матфия»
«Карты Матвеевского сада»
Прошу помощи с изданием книг по храму:
Номер счета в яндекс-деньгах 41001652736130
Синкевич Владимир Антонович.
Храни Вас Господь.
|