Р.Владимир
православный христианин
|
Источник: Военно-промышленный курьер
Модернизация (в любой форме - «авторитарной», «демократической» или «комбинированной», то есть «авторитарно-демократической») действительно нужна России. Но может ли способствовать этому процессу декларируемая некоторыми политиками нашей страны ориентация на исламский мир, что предполагает не только риторическое, но и практическое антизападничество.
Такая постановка вопроса вполне правомерна, поскольку определение этой ориентации России дал министр иностранных дел Сергей Лавров: «Россия - и часть исламского мира». Наверное, тут подразумевается многополюсность современного мира, в условиях которого наша страна должна проводить политику «по всем азимутам» - и европейскому, и азиатско-тихоокеанскому, и исламскому. В этом утверждении, правда, есть важная часть - это буква «и», которая, впрочем, выбрасывается при переводе на иностранные языки, не учитывается комментаторами. Россия вступила в качестве наблюдателя в организацию «Исламская конференция» (ОИК), раскрыла для экономического, финансового, религиозно-политического, культурного «освоения» государствами исламского мира субъекты Российской Федерации на Северном Кавказе, в Поволжье и Прикаспии, неадекватно называемые кое-кем исламскими.
Насколько способно «подключение» России к исламскому миру в качестве его «части» благоприятствовать решению жизненно важной для судеб страны задачи - модернизации?
Возьмем научно-технологический, инновационный аспект. Модернизация - это в первую очередь научно-технические и технологические инновации. Исламский мир не может дать России абсолютно ничего в плане научно-технологическом, так как сам находится в состоянии глубокой научно-технической отсталости. В начале 2000-х годов Абдель-Азиз ат-Туэйджери, глава ИСЕСКО - Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры, подразделения ОИК, сообщил, что все исламские страны вместе взятые внесли в современную мировую науку меньший вклад, чем одна сравнительно небольшая европейская страна - Бельгия. Ат-Туэйджери утверждает, что в последние десятилетия 55 исламских стран «не достигли какого-либо ощутимого прогресса» в исследованиях, направленных на нужды развития и защиту окружающей среды, а также в области подготовки научных кадров. По приводимым им сведениям, ученые мусульманских государств составляют менее 1% от общего числа ученых - специалистов, посвятивших свою жизнь исследовательской деятельности. Он констатировал, что все государства исламского мира готовят ежегодно в три тысячи раз меньше ученых с научными степенями на 1 млн населения, чем промышленно развитые страны.
Если же в каких-то местах исламского мира анонсируются или реализуются какие-то научно-технические и технологические инновации, то все они оказываются заимствованными у Запада.
Коснемся политического аспекта. Нужны или не нужны демократия и свобода для модернизации - вопрос дискуссионный. Но нельзя не заметить, что зависимые в научно-технологическом, инновационном отношении от Запада исламские партнеры России (укажем Ливию, Египет, Иран, Саудовскую Аравию, Сирию и т. д.) - это государства с тоталитарными и полутоталитарными либо авторитарными режимами.
Перейдем к демографическому аспекту. В данном плане «подключение» России и исламскому миру вредоносно для модернизации. Открытость страны мощным миграционным потокам из центральноазиатских республик, Закавказья (Азербайджана), с Ближнего и Среднего Востока приводит к резкому падению качества населения. Неквалифицированные, необразованные массы из центральноазиатской и закавказской глухомани заполняют Москву, другие мегаполисы РФ. Это своего рода «армия демодернизации». Сомнительно, что попытки «заманить» в Россию квалифицированных мигрантов из исламских регионов СНГ или с Ближнего Востока дадут что-то положительное для модернизации. Специалисты высокого класса, если они там были, уже переместились на Запад. И самое большее, что может получить наша страна, это специалистов «второго разбора».
При этом происходит однозначно пагубное для модернизации замещение населения: российские образованные, квалифицированные кадры перебираются в западные государства, а в Россию вливаются неквалифицированные, необразованные мигранты. (По данным того же ат-Туэйджери, в среднем 60-70% населения исламского мира неграмотны. По некоторым странам этот процент значительно выше.) Современные средства передвижения и практическое отсутствие осмысленного регулирования миграционных потоков приводят к тому, что этот процесс имеет лавинообразную форму и «захлестывает» Россию. Не говоря уже о перспективах модернизации, абсолютно не просчитываются негативные политические последствия миграционных процессов, которые очень ясно проявились в создании Косова и отторжении его от Сербии.
Подобная перспектива вполне реальна для нашей страны, так как некоторые исламские центры силы стремятся с использованием разных структур и механизмов, включая «джихад» против «неверных»-русских и «вероотступников»-мусульман, лояльных по отношению к Российской Федерации, «освоить» разные части России. (Это хорошо видно на примере Северного Кавказа, но аппетиты простираются на Поволжье и Сибирь.) «Исламский Эмират Кавказа», претендующий на территорию юга РФ, - не столько сепаратистское образование, сколько полувиртуальное-полуреальное квазигосударство, являющееся частью строящегося всемирного «Халифата», другие части которого - «Исламское государство Ирак», «Исламский эмират Афганистана», «Аль-Каида в исламском Магрибе» и т. д. вплоть до «Исламского эмирата Шабелле» в Сомали. Особая опасность в реализации этого проекта - использование прямого террора.
Складывается впечатление, что российскими властями при разработке и реализации политической стратегии, вероятнее всего по неведению, не принимается во внимание этот «исламский» фактор. (Берем слово «исламский» в кавычки, ибо интересы ислама и мусульман России при этом не играют никакой роли, а модифицированный, трансформируемый и деформируемый ислам используется в качестве мобилизующей идеологии и пропагандистского прикрытия.) Хотя некоторые исламские центры силы просматриваются за дестабилизационными процессами в зонах расселения мусульман. Либо они стремятся использовать в своих интересах любой дестабилизирующий потенциал. Единственный из многих пример: 20 августа 2008 года, в самый разгар событий в Южной Осетии, в исламистском арабоязычном Интернете (несколько тысяч сайтов) началось распространение директивы - «Послания Исламскому эмирату Кавказа», подписанного Абд-ас-Салямом Акидой, соратником бен Ладена еще по Афганской войне и одним из аравийских командиров иностранных «моджахедов», воевавших в Чечне в 1994-1999 годах. «Послание» - директива «моджахедам», обретающимся на Северном Кавказе: в условиях занятости Вооруженных Сил России отражением грузинской агрессии против народа Южной Осетии активизировать террористические операции на территории Чечни, особенно с использованием «шахидов»; провоцировать боестолкновения между российскими и грузинскими войсками с использованием «моджахедов», переодетых в российскую военную форму; перенести террористические акты «в глубь России», вплоть до Москвы и т. п. В этом «ракурсе» теракты в московском метро в марте 2010 года вполне допустимо рассматривать как реализацию этой директивы.
Наконец, но не в последнюю очередь, культурный (цивилизационный) аспект. Европа, в поддержке которой в деле модернизации наша страна нуждается, с большой настороженностью станет относиться к сближению с Россией как «частью исламского мира». Весьма показателен в этом отношении отказ европейцев принять в Евросоюз Турцию.
Вывод «от противного»: задачи модернизации России диктуют ориентацию на Запад.
Александр ИГНАТЕНКО
президент Института религий и политики, член Общественной палаты РФ
http://www.vpk-news.ru/hot/cis/kurs-na-zapad
________________________
Нельзя не упомянуть и о пагубности морально-нравственной природы ислама, несущей с собой такие узаконенные формы порока как многожёнство, гаремность, насилие, детские и "временные браки" и т.д.
|