Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Идеи и концепции, явления и феномены. Православная точка зрения. / Православие и либерализм: pro et contra Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые сверху | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Православие и либерализм: pro et contra
Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума
Тема: #87844    12.03.10 22:12    Просмотров: 8074 [66]

Сообщений: 40    Оценка: 5.00   Страницы: 1 | 2 | 3 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить

Выходит так (и так было с тех пор, что я себя помню), что во всем том, что я люблю, считаю своим и с чем себя так или иначе отождествляю — религия, Церковь, тот мир, к которому я принадлежу по рождению, воспитанию, вкусам и убеждениям, — я остро вижу их неправду и их недостатки. В том же, что я не люблю и от чего отталкиваюсь, — «левизна» во всех ее проявлениях, — я вижу его правду, пускай даже и относительную. «Внутри» религии я ощущаю себя радикальным contestataire (спорщиком – фр.). Но с contestataire’ами я чувствую себя консерватором и традиционалистом.

Прот. Александр Шмеман, «Дневники»


Либерализм сейчас ругать модно, и у многих православных считается хорошим тоном «лягнуть» его. На то есть, безусловно, основания. И так уж случилось, что, прежде всего, он ассоциируется у многих с хаосом российской жизни 90-х, с риторикой о правах человека на фоне фактического бесправия людей перед произволом анархического – а впоследствии государственного коррумпированного – капитализма, с сексреволюцией и гей-парадами, и прочими малоприятными для многих вещами.

В 90-е годы постсоветский либерализм отталкивал лично меня воцарившейся массовой культурой с ее штампованными образами («человек имеет право», «бери от жизни все» и прочее в этом же духе, о чем нет особой нужды напоминать). Масскульт этот вовсе не нов, над ним иронизировал уже Лев Толстой в «Анне Карениной».

«Степан Аркадьич получал и читал либеральную газету, не крайнюю, но того направления, которого держалось большинство. И, несмотря на то, что ни наука, ни искусство, ни политика, собственно, не интересовали его, он твердо держался тех взглядов на все эти предметы, каких держалось большинство и его газета, и изменял их, только когда большинство изменяло их, или, лучше сказать, не изменял их, а они сами в нем изменялись.

Степан Аркадьич не избирал ни направления, ни взглядов, а эти направления и взгляды сами приходили к нему, точно так же, как он не выбирал формы шляпы или сюртука, а брал те, которые носят. А иметь взгляды ему, жившему в известном обществе, при потребности некоторой деятельности мысли, развивающейся обыкновенно в лета зрелости, было так же необходимо, как иметь шляпу».


СОПРИКОСНОВЕНИЯ И ОТТАЛКИВАНИЯ

Разумеется, нужно сознавать, что христианство не сводимо ни к одной из идеологий и, тем более, политических систем, поскольку его основание не от мира сего. Но эта несводимость христианства к любым человеческим учениям и философским системам в то же время совершенно не исключает его открытости каждому из них и наличия определенных точек соприкосновения и пересечения с ними. Так обстоит дело и с либерализмом. В Энциклопедии Брокгауза и Эфрона он определяется так: «Либерализм – в политике так наз. направление, противоположное консерватизму; в философии и религии он противополагается ортодоксальности. Это слово происходит от лат. liber – свободный. Л., в общем, есть стремление к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества, а также к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых церковью, традицией и т. д.».

Но положение о том, что человек свободен, самовластен, и таким задуман Творцом, что все люди перед Ним равны, проходит через всю святоотеческую христианскую мысль. Другое дело, что отсюда могут делаться разные выводы. «Все мне позволительно, но не все полезно», – учит христианство устами апостола Павла. «Позволительно все, что не нарушает свободы другого», – провозглашает либерализм. Но что полезно для человека, а что нет, долгое время за него решало общество (государство, Церковь). Либерализм на первое место поставил индивидуальность человека, его право поступать наперекор общественным представлениям, только если его стремление не подпадает под уголовное законодательство.

Хорошо это или плохо? – на это нет однозначного ответа на все случаи жизни, но, во всяком случае, далеко не всегда это плохо. В конце концов, первые христиане шли часто наперекор общепринятым представлениям в иудействе и эллинизме, становясь этакой «пощечиной общественному вкусу», за что и подчас жестоко преследовались. В конце концов, именно они положили начало принципу свободы совести, задолго до будущих протестантов-реформатов. Последующие поколения христиан, получившие право беспрепятственного исповедания своей веры и господствующее положение в обществе, этот принцип для иноверцев подзабыли. В таком случае, в Новое время либерализм его возродил уже для всех без исключения на законодательном уровне.

Разумеется, сами либералы были, да и сейчас остаются подчас далеко не всегда на том уровне, который они провозглашали (лозунг «свобода, равенство, братство» Французской революции и прочие постулаты века Просвещения фактически обернулись большой кровью, после чего еще целое столетие Франция периодически сотрясалась от разных революций). Но разве у христиан в истории те же благие слова не расходились с практическими делами подобным же образом?

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ПИСАНИИ

«Бог не дал человеку никаких прав, но дал заповеди», – вот одно из сильных возражений, которое можно встретить среди верующих иудеев, мусульман или христиан. Безусловно, это так, и в Библии невозможно будет найти выражение «права человека» или «человек имеет право на…». Следует ли отсюда, что никаких прав ни за кем однозначно не подразумевается? Ни в коем случае. Какими словами это ни вырази, в Писании фактически уже с самого начала провозглашено право на жизнь каждого: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9: 6). Сама последующая заповедь «не убивай» одновременно охраняет это право. Так же, как заповедь «не укради» фактически охраняет право каждого человека на собственность, а заповедь «не лжесвидетельствуй» способствует праву человека на достоверную информацию. И институт государственной власти в идеале призван также реализовывать эти права на практике: «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13: 4). Ну и вообще на принципе «не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15: 29) основано все и древнее, и современное законодательство. Ибо – «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 2). В общем, за каждым человеком оставлено право на доброделание, и отрицается право на злодеяние.

РИСКОВАННАЯ СВОБОДА

Однако по воспитанию и уровню развития, равно как и по представлению о самом добре и зле все люди далеко не одинаковы. В таком случае неизбежно общественная жизнь в целом будет подстраиваться под какой-то необходимый минимум для всех без исключения, который выражается как раз в том, чтобы никто не покушался на свободу другого никакими средствами внешнего насилия. В том числе ради благих целей спасения души или жизни по благодати, поскольку сама благодать Божия никого не насилует. Бог ценит добровольное обращение человека и нелицемерную любовь к Нему, выражающуюся в служении и прославлении, тогда как, по известной русской поговорке, «невольник – не богомольник». Значит, всегда и во все времена был и останется риск употребления свободной человеческой воли себе во вред, но не на пользу.

Но раз Творец все-таки эту свободу, связанную с риском, за человеком оставил, то либерализм всего лишь навсего констатирует этот факт, пусть и в секулярной интерпретации, и охраняет ее законодательно.

ШИРОКИЙ ПУТЬ

Здесь может найтись еще одно серьезное возражение: вот, разнузданность, падение нравов, преступность, аморальность суть плоды либерализации российской жизни, а при Сталине такого не было. Верно, не было, но были многочисленные фабрики смерти с рабским трудом, где сгинули миллионы, был страх, лицемерие, доносительство друг на друга. Но неужели лицемерие лучше свободного выражения своих взглядов, какими бы они ни были? А либерализм в политике и экономике – всегонавсего лишь инструмент, и все зависит от того, как этим инструментом воспользоваться; ведь во многих странах мира он показал все-таки свою эффективность. Да, этот инструмент несовершенен, но христиане, увы, пока не сумели предложить реальной альтернативы. И, ругая его, они подсознательно могут ревновать к нему, поскольку не способны ему противопоставить что-то более действенное и привлекательное на общественном уровне.

Зато когда дело касается их собственных интересов или ущемления их прав, они всегда охотно прибегали к принципам либерального светского законодательства. Разумеется, если быть честными перед самими собой, придется признать, что узкий путь, предложенный Христом, в чистом виде мало для кого будет привлекателен, в том числе для подавляющего большинства самих христиан, причем независимо от эпохи и политического режима. В таком случае, либерализм всего лишь навсего будет выражением этого легкого или «широкого» пути, ничуть не худшим, чем многие другие, предшествовашие ему или сосуществующие сейчас.

СВОБОДА ВЕРНУТЬСЯ К ОТЦУ

Находится еще один немаловажный довод: общественная жизнь должна быть устроена так, чтобы содействовать спасению человека, а не препятствовать ему, тогда как либерализм с его вседозволенностью соблазняет множество людей и губит их души. Иван Ильин, писал, например, в своей книге «Путь духовного обновления», что младенца учат ходить, а не предоставляют ему свободы ползать на четвереньках. Разумеется, чтобы прийти к подлинной свободе, которая предполагает ответственность, необходимо воспитание ребенка, которое поначалу эту свободу ограничивает. Для этого воспитания и предназначены семья и отчасти школа. Но ведь само воспитание взрослыми детей есть свободный и творческий процесс непрерывного общения, а детские и отроческие годы неизбежно кончаются. Хотим ли мы, чтобы на общественном уровне нам, взрослым как неразумным детям по всякому поводу указывали, «что такое хорошо и что такое плохо»?

Верно, среди некоторых христиан утвердилось мнение, что люди вокруг неразумны, грешны и что их необходимо всякий раз понукать к добру и отвращать от зла пропагандой и другими внешними воздействиями. Однако это свидетельствует, во-первых, о том, что они сами себя ставят выше прочих, хотя они такие же грешники (а это уже фарисейская гордыня), а, во-вторых, об их склонности к господству над прочими, к любоначалию, пусть не прямому, от них лично, а опосредованному, через религиозное объединение, к которому они принадлежат.

И, разумеется, это свидетельствует об отсутствии подлинной живой любви, которая «не ищет своего» и никогда не лишит любимого свободы выбора, пусть даже этот выбор рискован и губителен. Любящий отец из евангельской притчи отпустил блудного сына на свободу тотчас же, как тот потребовал от него часть имения. Блудному сыну пришлось пройти через многие лишения и голод в далекой стране, прежде чем он осознал жизненную необходимость возвратиться к отцу.

http://imperia-duha.ru/article_117.html

Андрей Добронравов

православный христианин

Тема: #87844
Сообщение: #3355677
12.03.10 23:55
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.

Ф.Тютчев



Андреев Сергей В.

буддист
(новоначальный)

Тема: #87844
Сообщение: #3355684
13.03.10 00:13
Ответ на #3355677 | Андрей Добронравов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Напрасно Вы ограничились прочтением одного только названия темы. Статья очень здравая и продуманная. Практически никаких возражений не вызывает. Стихотворение Тютчева, несмотря на то, что в нём встречается то же слово, что и названии темы, с содержанием статьи не очень перекликается.

Димитрий Владиславович Абрамцев

православный христианин
(новоначальный)

Тема: #87844
Сообщение: #3355689
13.03.10 00:49
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

За и никаких контра!!!-)))
Ты согласен???


Михаил Евгеньев.

православный христианин

Тема: #87844
Сообщение: #3355759
13.03.10 10:38
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Нормальное и успешное существование, развитие цивилизации, как известно, возможно только лишь в рамках и границах законов бытия, которые проповеданы и установлены Господом Богом в заповедях бытия. Поэтому говорить о свободе мы можем только в условиях и рамках соблюдения этих известных всем заповедей жизни. Либерализм и свобода вне законов бытия не существует в природе и их осуществление напрямую и неизбежно приводят к совершенно обратному результату – к насилию и фашизму, т.е. - тоталитарной диктатуре, как единственно возможной форме существования атеистов.

Михаил Назлуханов
Михаил Назлуханов

атеист

Тема: #87844
Сообщение: #3355768
13.03.10 11:19
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Замечательная статья.
Может она заставит кого нибудь задуматься. Хотелось бы на это надеятся...


Попова Елена Владимировна

агностик

Тема: #87844
Сообщение: #3355795
13.03.10 12:41
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Вы ИМХо не там делает акцент. Да, человек свободен - и это ядро всей западной (христианской и постхристианской) культуры. Мы свободны выбирать между добром и злом. Но мы не свободны объявить зло добром, грех добродетелью. А либералы настаивают именно на этом - на плюрализме, остутствии объективных критериев различения. Мне, агностику, с ними спорить трудно, но Вы, батюшка, надеюсь, не сомневаетесь, что есть истина, не подлежащая обсуждению (она кратко иложена в "Верую"), заповеди, которые надо соблюдать, грехи, за которые нам придётся отвечать?

И второе отличие - это культ индивидуализма. Не знаю, как с католичеством, но с православием это не сочетается никак. Именно поэтому даже атеисты, выросшие в России с её православной культурой, скорее пойдут в коммунисты, чем в либералы. Поэтому среди либералов у нас столь непропорциональна высока доля "инородцев"


Галина Руссо

православный христианин

Тема: #87844
Сообщение: #3355796
13.03.10 12:44
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Ох, батюшка! какую же жутко сложную тему Вы подняли.

Сколько мы неправды видим в Церкви! И именно потому, что пользуемся привычными для нас либеральными критериями. Они в нас "сидят", понимаем мы это, или нет.

Как хочется признать за собой некие права!

Как трудно признать, что ты раб неключимый, пусть даже ты прав в конкретной ситуации, но эта правота не твоя.

Давайте представим себе, что каждый человек осознал, что смысл его жизни - в его личном спасении. Ведь все общественно-политические проблемы при этом снимаются.

Нужно понять и принять: те критерии, которыми пользуется Господь при определении того, пригодны ли мы для Царствия, нам до глубины не понятны. Мы можем прозревать из в Заповедях, но не до конца, греховность мешает.


Попова Елена Владимировна

агностик

Тема: #87844
Сообщение: #3355802
13.03.10 12:54
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Подарю Вам стихотворение поэта, которого почему-то очень любила в детсве:

Алексей Толстой

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

1

Други, вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли
Вымыслы ваши в наш век положительный?
Много ли вас остается, мечтатели?
Сдайтеся натиску нового времени!
Мир отрезвился, прошли увлечения —
Где ж устоять вам, отжившему племени,
Против течения?»

2

Други, не верьте! Всё та же единая
Сила нас манит к себе неизвестная,
Та же пленяет нас песнь соловьиная,
Те же нас радуют звезды небесные!
Правда всё та же! Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите во имя прекрасного
Против течения!

3

Вспомните: в дни Византии расслабленной,
В приступах ярых на божьи обители,
Дерзко ругаясь святыне награбленной,
Так же кричали икон истребители:
«Кто воспротивится нашему множеству!
Мир обновили мы силой мышления —
Где ж побежденному спорить художеству
Против течения?»

4

В оные ж дни, после казни Спасителя,
В дни, как апостолы шли вдохновенные,
Шли проповедовать слово учителя,
Книжники так говорили надменные:
«Распят мятежник! Нет проку в осмеянном,
Всем ненавистном, безумном учении!
Им ли убогим идти галилеянам
Против течения!»

5

Други, гребите! Напрасно хулители
Мнят оскорбить нас своею гордынею —
На берег вскоре мы, волн победители,
Выйдем торжественно с нашей святынею!
Верх над конечным возьмет бесконечное,
Верою в наше святое значение
Мы же возбудим течение встречное
Против течения!



Это к эпиграфу Вашей темы :)
А ещё подарю цитатку, любимую с тех же времён:
"Каждый порядочный джентльмен всегда оказывается в оппозиции" (С) Бульвер-Литтон (английский писатель времён Пушкина). Напомню, что в Англии на арене было всего две партии и они время от времени сменяют друг друга :))


Николай Пушкин

сомневающийся

Тема: #87844
Сообщение: #3355814
13.03.10 13:13
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Отличная статья.
Правдивая.
Умная.
Открытая и прямая.
Из православных=мало кто поймёт и оценит.
Шмеман в начале-как нельзя кстати.
Истинный христианин.
Православный.
Глубоко и умно чувствующий христианство.
чувствующий ложь лицемерие в православии и церкви
недаром его книги сжигают современные рпцшные епископы.
Либерализм-это богоданная свобода выбора
между добро и злом
глупо всех палкой в рай загонять


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #87844
Сообщение: #3355830
13.03.10 13:57
Ответ на #3355795 | Попова Елена Владимировна агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Мы свободны выбирать между добром и злом. Но мы не свободны объявить зло добром, грех добродетелью. А либералы настаивают именно на этом - на плюрализме, остутствии объективных критериев различения.

Далеко все не так, Елена.
Практически все здравомыслящие люди, независимо от их веры или неверия, согласятся с основным принципом человеческого общежития "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними". Это вполне объективный критерий. Разумеется, есть для верующих и то, что изложено в Писании, которое для нас священно, как есть и грехи, которых надо сторониться. Но первое и второе не так уж сильно противоречит друг другу. То, что у верующих православных может быть более глубокое и тонкое понимание греха, соглашусь. Но может быть и нездоровая боязнь совершить грех, на уровне каких-нибудь суеверий и фантазий, касающихся чисто внешних незначительных вещей.

И второе отличие - это культ индивидуализма. Не знаю, как с католичеством, но с православием это не сочетается никак.

А вот здесь я сделаю откровенное признание: по-моему, Россия и русские сейчас одна из самых индивидуалистичных стран. Такой разобщенности среди людей, как у нас, не найдешь ни в одной европейской стране, imho. Только какие-то потрясения, когда уж сильно прижмет, заставляют многих всколыхнуться, по известной поговорке - "гром не грянет, мужик не перекрестится". И эта общественная расколотость не вчера возникла, она уходит вглубь истории, едва ли не в средние века. В западных странах как-то лучше научились договариваться, хотя они тоже через это прошли.


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #87844
Сообщение: #3355836
13.03.10 14:13
Ответ на #3355796 | Галина Руссо православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Как хочется признать за собой некие права!
Как трудно признать, что ты раб неключимый, пусть даже ты прав в конкретной ситуации, но эта правота не твоя.


Да, Галина, именно так. И я не вижу здесь ничего плохого!
Просто нужно различать два плана. 1) Человек перед Богом, наедине с Ним и в отношении к Нему одному; 2) Человек перед другими людьми. То, что Вы пишете, касается преимущественно первого плана, но не второго. А то, что касается второго плана, как раз и регулируется правовыми отношениями как минимум. Да, наша вера призывает этот уровень превзойти. Но чтобы его превзойти, надо на нем сначала хорошенько утвердиться и не отвергать низшее ради высшего, поскольку это высшее не отвергает низшее в данном случае, но его ВКЛЮЧАЕТ. Не согласны? Перечитайте Пятикнижие ВЗ - там, кстати, немало чисто правовых установлений для древних израильтян (ну и те цитаты, которые я уже привел в статье). И есть, к слову, специальная область уже церковного права.

Давайте представим себе, что каждый человек осознал, что смысл его жизни - в его личном спасении. Ведь все общественно-политические проблемы при этом снимаются.

Слишком уж индивидуалистично это звучит, про "личное спасение", но в целом не вижу никаких проблем. Более того, эти-то проблемы как раз для меня давно сняты. Я и показываю, что спастись можно при либерализме вполне, он этому нисколько не мешает, а даже наоборот.


Сергей Изотов

сомневающийся
модератор

Тема: #87844
Сообщение: #3355841
13.03.10 14:30
Ответ на #3355836 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый о. Филипп, как Вы думаете вот о чем:
Вы говорите: "спастись можно при либерализме вполне, он этому нисколько не мешает, а даже наоборот".
Я понимаю, что все в этом мире "противодействует" спасению из этого мира, но ничто не может (при соответствующей вере) удержать. Одно больше, другое меньше. Одного деньгами, другого властью, третьего обжорством, четвертого другим. А вот искушение свободой, особенно когда это искушение касается человека более душевного, чем духовного, не становится ли искушением "самостью"?


Алексей Б. Ч.

православный христианин

Тема: #87844
Сообщение: #3355843
13.03.10 14:31
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Добрый день, о.Филипп
заранее извините если немного не в тему.

Вы случайно не бердяевскую "Философию свободного духа" вчера на ночь читали? : )

Он великий либерал был. Про подчинение человека воле и промыслу божиему вот такие саркастические слова написал:
".. человек - раб Божий, подданный самодержавного властелина, который должен исполнять волю Господина, в чем бы воля эта ни заключалась, должен исполнить закон Хозяина".
Зато абсолютную либеральную свободу выбора превозносит вообще выше всего: «Человек должен быть свободен в отношении к Богу, к миру и к собственной природе. Свобода в принятии Истины не может быть свободой, полученной от самой Истины, она существует до Истины. Свобода не тождественна с добром, совершенством, истинной жизнью».

Тут Михаил Евгеньев совершенно правильно написал про рамки духовных законов бытия для любой свободы. Да, несомненно, у человека всегда есть абсолютная свобода до конца уподобиться падшим ангелам, зарезервировав себе место в вечности где-нибудь рядом с ними, навсегда отрезав себя от Источника жизни. Эту прижизненную свободу паразитировать вместе с бесами на богоустановленном порядке, что-ли, Бердяев отстаивает? Большое ему «спасибо» за указание на эту возможность, но ведь христиане знают, что самое-то главное счастье человека заключается именно в теснейшей связи с Богом, следовании Его порядку, даже за счёт подчинения своей бунтарской воли. Человек, как венец творения, изначально был создан для полноты абсолютного счастья от единства с Создателем, а любое удаление от Источника жизни неизбежно причиняет человеку страдания. Это духовный закон мироздания №1, который мы, в лице Адама, в своё время нарушили на свою голову, и до сих пор пожинаем последствия этого нарушения.


А у Шмемана мне нравится вот это суждение:

«Продолжаю читать номер "Вестника" об о. С. Булгакове. Все-таки это - "капризное" богословие, очень личное и в каком-то смысле "эмоциональное". И потому - вряд ли "останется". И это можно, мне кажется, распространить на почти всю "русскую религиозную мысль" - на Бердяева, Флоренского, не говоря уже о Розанове. Булгаков употребляет (как и Флоренский) сугубо православную терминологию, все у них какое-то "парчовое". А вместе с тем романтическое, почти субъективное. "Мое богословие..." Вот возьму и навяжу Православию "Софию", покажу всем, во что они на самом деле верят. И вот никому не навязали. И не потому, что "темные" люди, а потому, что это - не нужно.

Как не нужна и бердяевская свобода. И потому на всем этом легкий оттенок "epater la galerie". Тут все дело в изначальном, может быть, даже бессознательном, выборе, темы, тональности, зрения. Всякая "ересь" от такого выбора есть всегда навязывание Церкви - своего выбора. В булгаковском богословии нету смирения. Чего бы он ни касался, он должен немедленно переделать это на свой лад, перекроить, объяснить по-своему. Он как бы никогда не "сливается" с Церковью, всегда чувствует себя - не только в ней, но и по отношению к ней. Он ей, Церкви, объясняет ее, говорит ей, что ей нужно... И потому успех его богословия только у горсточки "интеллигентов", ибо интеллигент - это прежде всего гипертрофия "Я".

Интеллигент может быть либо "булгаковцем" (мое богословие), либо же "типиконщиком", который a priori в восторге и умилении от всякой стихиры, даже самой что ни на есть бездарной и многословно-риторической. Интеллигент - идолопоклонник. И если он перестает поклоняться Марксу, он обязательно находит нового идола, новый и абсолютный "ключ" ко всему. Как ни страшно это сказать, но булгаковское софианство - это марксизм наизнанку, это все тот же ключ, открывающий все двери...»



Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #87844
Сообщение: #3355847
13.03.10 14:43
Ответ на #3355841 | Сергей Изотов сомневающийсяНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Искушение самостью, Сергей, это одно из самых распространенных и общих, причем писали об этом искушении еще тогда, когда либерализма как политического течения не было и в помине!
Искушению самости особенно сильно поддаются сильные мира сего, властители, будь то в миру или Церкви. Для них либерализм как политическое устройство будет неким ограничением во властных полномочиях в таком случае!


Попова Елена Владимировна

агностик

Тема: #87844
Сообщение: #3355848
13.03.10 14:44
Ответ на #3355830 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

""""Практически все здравомыслящие люди, независимо от их веры или неверия, согласятся с основным принципом человеческого общежития "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними". Это вполне объективный критерий.

Это Вам так кажется :((
К тому же если этого принципа будет придерживаться мазохист или гомосексуалист, мало не покажется :)
Современная западная культура объявляет "комплексами", с которыми надо бороться уже не только страх согрешить, но и просто чувство стыда. А вот наличие твёрдых убеждений (особенно религиозных) - это как раз преступление против плюрализма. Человек должен допускать, что прав не он, а гей на гей-параде или зоофил. Вера объявляется сугубо интимным делом - молитесь у себя дома за закрытыми дверями. А уже детей своих не смейте обращать в свою религию - это насилие. Верующим в ряде стран нельзя стать усыновителями или опекунами, так как они считают гомосексуализм грехом, т.е. являются "гомофобами" - страшнейшее клеймо.

""""В западных странах как-то лучше научились договариваться.

Вы чувствуете разницу между "договариваться" и "быть солидарными" и, тем более, "любить ближнего"? Договор не совместим с любовью - либо любишь человека, либо заключаешь с ним договор.
Так что я не хочу жить в мире, где даже брак обставляется договором о том, как делить имущество при разводе, я рада, что в 90-е сделала именно такой выбор.


Страницы: 1 | 2 | 3 | >>

Помогите пожалуйста!

Притчи 297

Художественный фильм «Необычное послушание».

4 октября 2023 в 05:27Андрей Бузик
Художественный фильм «Необычное послушание». Православные художественные фильмы. «Необычное послушание» из древнего Патерика. Режиссер Виталий Любецкий Оператор Татьяна Логинова Студия во имя святого ... читать далее »

История 548

Князь Михаил Черниговский: первый святой, пострадавший в Орде

3 октября 2023 в 05:53Андрей Бузик
Монголы не всегда карали за отказ пройти через священный огонь, но в этот раз Батый устроил русскому князю жесткую проверку на лояльность… Что стояло за убийством святого, воля хана или интриги ... читать далее »

Жития 425

Святой благоверный князь Игорь Черниговский.

2 октября 2023 в 06:54Андрей Бузик
Святой благоверный князь Игорь Черниговский. Дни памяти: 5 июня (Перенесение мощей), 19 сентября Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение ... читать далее »

Духовное 1058

Об отстаивании христианской веры

30 сентября 2023 в 06:28Андрей Бузик
Слово пастырей в день памяти юных мучениц Веры, Надежды и Любови Сестры Вера, Надежда и Любовь приняли мученическую смерть за веру Христову. Их обезглавили перед глазами их матери — святой Софии, ... читать далее »

Интересно 539

В чём отличие великомученика Никиты Готфского от Никиты Бесогона?

28 сентября 2023 в 06:55Андрей Бузик
В православной церковной истории есть два наиболее известных святых, носящих имя Никита: Никита Бесогон и великомученик Никита Готфский. Их имена, даты почитания и славные дела во имя Господа нашего ... читать далее »

Песни 110

Песня "На безымянной высоте"

26 сентября 2023 в 10:51Андрей Рыбак
На безымянной высоте. Песня "На безымянной высоте" была написана поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером в 60-е годы ХХ века. Ее строки знакомы практически каждому жителю нашей ... читать далее »

Афон 238

Старец Гавриил Афонский об искушениях

25 сентября 2023 в 06:40Андрей Рыбак
Афонский старец Гавриил. Старец Гавриил Афонский об искушениях. Новое видео на Рождество Богородицы. читать далее »

Технологии 321

Искусственные нейронные сети. Когда начинать бояться?

23 сентября 2023 в 05:09Андрей Бузик
В человеческом мозге около 90 млрд нейронов. Это узкоспециализированные электрически возбудимые клетки. Они выполняют три основных функции: воспринимают и преобразуют стимулы из внешней среды, ... читать далее »

Видео 444

Рождество Богородицы. Документальный фильм.

21 сентября 2023 в 07:16Андрей Бузик
Рождество Богородицы. Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Вся прекрасна ты, ближняя моя, и порока нет в тебе! Пленила ты сердце Наше, сестра моя, невеста! Единственная – она, ... читать далее »

Память 370

Отважный. О жизни, смерти и миссионерском служении священномученика Пимена (Белоликова)

16 сентября 2023 в 05:48Андрей Бузик
1918 год, город Верный (Алма-Ата) Ташкентской епархии. По всему городу тянется многолюдный крестный ход – с иконами, хоругвями, сопровождаемый колокольным звоном, с молитвой о прекращении войны, ... читать далее »

Альпинизм

Александр Абрамов представляет новый проект Клуба 7 Вершин.

Клуб 7 Вершин представляет новый командный проект   "7 Super Girls"! В последнее время девушки бьют все рекорды в альпинизме. Это самая активная часть нашего современного общества, и мужчинам ... читать далее »

Каякинг

Максим Образцов:  Сборная России провела хорошую тренировочную сессию в Богородском 

Максим Образцов: "Сборная России провела хорошую тренировочную сессию в Богородском". Главный тренер сборной России Максим Образцов подвел итоги прошедшего сбора и поделился ближайшими планами команды ... читать далее »

Святые 460

Украинский Златоуст: святитель Димитрий Ростовский.

4 октября 2023 в 05:20Андрей Бузик
Украинский Златоуст: святитель Димитрий Ростовский. В любом большом храме или книжном магазине можно купить так называемые «Жития святых» — сборники рассказов о христианах, которые были канонизированы ... читать далее »

Портал 128

Новый ролик. В ком нет ума, в том нет и Бога

2 октября 2023 в 20:28Андрей Рыбак
Энергия Ума Новый ролик. В ком нет ума, в том нет и Бога https://youtu.be/fx6oorqZ2KI?si=Hdz9X9g2wU5Sb0UJ читать далее »

Стихи 1413

Надежда Тихонова - "Шел по улицам Бог"

30 сентября 2023 в 21:15Андрей Рыбак
Весна на Заречной улице Надежда Тихонова - "Шел по улицам Бог" читать далее »

Чудо 328

Как Евфимия Всехвальная явилась старцу Паисию

29 сентября 2023 в 05:39Андрей Бузик
Сегодня, в день памяти святой Евфимии Всехвальной, мы предлагаем вниманию читателей портала Православие.Ru небольшой эпизод из жизни старца Паисия, произошедший 27 февраля 1974 года.Святая Евфимия у ... читать далее »

Поиск Святой Руси 395

Существует три пути жизни. Какие из них ведут к Богу

27 сентября 2023 в 09:13Андрей Рыбак
Ищи свой путь к Богу Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Крестовоздвижением! Свт. Иоанна Златоустого Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, ... читать далее »

Любовь 159

Все знания о Мироздании только у Отца Небесного

26 сентября 2023 в 06:25Андрей Рыбак
Кристаллы знания Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон Новый ... читать далее »

Патерик 311

Неисповеданный грех

24 сентября 2023 в 07:57Андрей Бузик
Всякий нераскаянный грех есть грех к смерти. Преподобный Ефрем Сирин Помни, что грех исповеданный уменьшается, а грех неисповеданный становится больше. Свт. Иоанн Златоуст Нередко бывает, что ... читать далее »

Высказывания 636

«Отбрось временное – и получи вечное» · Преподобный Иосиф Волоцкий и его поучения

22 сентября 2023 в 05:09Андрей Бузик
Преподобный Иосиф (в миру Иоанн Санин) семилетним отроком был отдан в обучение иноку, а в 20 лет сам выбрал путь монашеского подвига. Был пострижен преподобным Пафнутием Боровским и жил в его ... читать далее »

Природа 257

Сибирь, какой её не знают: самые дремучие уголки Западного Саяна

17 сентября 2023 в 08:49Андрей Бузик
Сибирь, какой её не знают: самые дремучие уголки Западного Саяна Южная Сибирь — терра инкогнита азиатской части России. Горные хребты и живописные долины, дремучая тайга и бескрайние степи — все эти ... читать далее »

Воины 384

Русские святые XIX в. о воинском служении и посмертной участи павших воинов

15 сентября 2023 в 05:42Андрей Бузик
В настоящее время становится очевидным, что Россия не просто ведет СВО на Украине, но вступила в период экзистенциальных войн – длительной вооруженной борьбы за свое существование: за право быть самой ... читать далее »

Скалолазание

Себастьян Буин прошел маршрут "Lapsus" категории 9a+

Французский скалолаз Себастьян Буин прошел маршрут "Lapsus" категории 9a+. Линия расположена на скалах у города Андонно в итальянском регионе Пьемонт. Маршрут открыт итальянским скалолазом Стефано ... читать далее »

Рафтинг

Красноярские рафтеры закрыли спортивный сезон 

Красноярские рафтеры закрыли спортивный сезон. В минувшие выходные в Красноярске прошли сразу три спортивных мероприятия по рафтингу: первенство города Красноярска среди юниоров до 16 лет, первенство ... читать далее »

Календарь 3682

4 октября. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского. Преподобного Даниила Шу́жгорского.

3 октября 2023 в 15:39Андрей Бузик
21 сентября по старому стилю / 4 октября по новому стилю среда Седмица 18-я по Пятидесятнице. Глас 8. День постный. Пища с растительным маслом. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста ... читать далее »

Разное 1232

Старость — время особой тишины.

2 октября 2023 в 07:24Андрей Бузик
Зачем человеку старость? Начиная с 1990 года, 1 октября считается Международным днем пожилых людей, когда современное общество пытается обратить особое внимание на проблемы стариков, порассуждать об ... читать далее »

Детям 603

Рождество - The Nativity. Мультфильм Михаила Алдашина

30 сентября 2023 в 20:26Андрей Рыбак
С Рождеством Христовым! Рождество - The Nativity (мультфильм Михаила Алдашина) читать далее »

Эсхатология 724

Четверикова Ольга Николаевна. Как нас загоняют в ловушку?

28 сентября 2023 в 16:29Андрей Рыбак
О.Н.Четверикова Четверикова Ольга Николаевна. Как нас загоняют в ловушку? читать далее »

Проповедь 161

Архим. Иоанн Крестьянкин в день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме

26 сентября 2023 в 15:41Андрей Бузик
Архим. Иоанн Крестьянкин в день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме читать далее »

Здоровье 458

Осенняя депрессия: как распознать и как пережить?

25 сентября 2023 в 07:59Андрей Бузик
Мы прекрасно помним восторженные строки Пушкина, посвященные осени. Многие любуются этим временем года, испытывая эмоциональный подъем. Но есть и те, кого красота осенней природы вовсе не восхищает. ... читать далее »

Писание 100

Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве

24 сентября 2023 в 06:54Андрей Бузик
Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве Мф. 15:21–28 (62 зач.). Нельзя ощутить сладости добра без постоянства в добре. Ибо на пути к добру сперва встречается ... читать далее »

Праздники 350

Матерь Божия есть рай

21 сентября 2023 в 07:27Андрей Бузик
Мы видим сегодня новорожденную Девочку и понимаем величие любви Божией. Слышим плач малого Ребенка и учимся неизреченной премудрости Троицы. Смотрим на человеческое Дитя и сквозь слезы видим, как ... читать далее »

Творчество 446

Свирепая дама по имени Жизнь.

16 сентября 2023 в 06:54Андрей Бузик
храмы на закате — Это жизнь меня наказала! - Борис размазывал по лицу пьяные слёзы, а также, извините, сопли и слюни. Вот такая неэстетичная картина предстала моему взору в 7.30 утра на пороге ... читать далее »

Молитва 394

Священномученик Киприан Карфагенский. Книга о Молитве Господней

13 сентября 2023 в 06:57Андрей Бузик
Евангельские заповеди – это не что иное, возлюбленнейшие братья, как божественные наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры, пища для укрепления сердца, кормило для ... читать далее »

Скайранинг

Результаты IREMELRACE 2023. Чемпионат России в дисциплине "скайраннинг   марафон"

30 сентября уже в 17-ый раз состоялся сверхмарафон на гору Большой Иремель   IREMELRACE 2023. В рамках забега проходил Чемпионат России по альпинизму в дисциплине "скайраннинг   марафон". ... читать далее »

Скалолазание

Дмитрий Бычков: "Молодежь уже подпирает бывалых спортсменов во всех дисциплинах"

В Красноярске завершился первый в истории Кубок России по скалолазанию в новой Олимпийской дисциплине   двоеборье. Об итогах турнира и критериях допуска российских скалолазов на международные ... читать далее »

Всего проголосовало: 37 человек
Почему в Яндексе перестала работать поисковая выдача?
Поиску не уделяется должного внимания
Поиск Яндекса направлен туда, куда и их корпоративная политика
Нет профессиональных программистов
Нет профессионального постановщика задачи
Задача Яндекса зарабатывать деньги другими способами и поиск им не очень интересен
Почему Яндекс понижает выдачу "Чистого Интернета"
"Чистый Интернет" обличает двойные стандарты Яндекса
"Чистый Интернет" против разврата и лжи, которым наполнены страницы в выдаче Яндекса
"Чистый Интернет" Яндексу не по духу
Яндексу противно благочестие и чистота
Яндексу противно Православие в Его чистоте.
Важно!
1. В имени разрешено использовать только
буквы ( латинские / русские ), цифры и пробел.
2. Количество символов в имени может варьироваться от 2-х до 50-ти.
3. В качестве имени необходимо использовать нормальное человеческое имя ( не кличку, не ник, не логин ).
4. После правильного заполнения формы, на указанный email отсылается письмо с кодом для подтверждения голоса, поэтому email обязательно должен быть рабочим.
* Ваше имя:
* Email:
Итоги голосования
Почему в Яндексе перестала работать поисковая выдача?
Поиску не уделяется должного внимания ( 16.0%, 19 голосов )
Поиск Яндекса направлен туда, куда и их корпоративная политика ( 29.4%, 35 голосов )
Нет профессиональных программистов ( 16.0%, 19 голосов )
Нет профессионального постановщика задачи ( 17.6%, 21 голос )
Задача Яндекса зарабатывать деньги другими способами и поиск им не очень интересен ( 21.0%, 25 голосов )
Почему Яндекс понижает выдачу "Чистого Интернета"
"Чистый Интернет" обличает двойные стандарты Яндекса ( 19.5%, 26 голосов )
"Чистый Интернет" против разврата и лжи, которым наполнены страницы в выдаче Яндекса ( 22.6%, 30 голосов )
"Чистый Интернет" Яндексу не по духу ( 22.6%, 30 голосов )
Яндексу противно благочестие и чистота ( 17.3%, 23 голоса )
Яндексу противно Православие в Его чистоте. ( 18.0%, 24 голоса )
© 1999-2023 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru