Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Идеи и концепции, явления и феномены. Православная точка зрения. / Православие и либерализм: pro et contra Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Просмотр по страницам | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Православие и либерализм: pro et contra
Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума
Тема: #87844    12.03.10 22:12    Просмотров: 8040 [66]

Сообщений: 40    Оценка: 5.00   
Не показывать | Исправить | Ответить

Выходит так (и так было с тех пор, что я себя помню), что во всем том, что я люблю, считаю своим и с чем себя так или иначе отождествляю — религия, Церковь, тот мир, к которому я принадлежу по рождению, воспитанию, вкусам и убеждениям, — я остро вижу их неправду и их недостатки. В том же, что я не люблю и от чего отталкиваюсь, — «левизна» во всех ее проявлениях, — я вижу его правду, пускай даже и относительную. «Внутри» религии я ощущаю себя радикальным contestataire (спорщиком – фр.). Но с contestataire’ами я чувствую себя консерватором и традиционалистом.

Прот. Александр Шмеман, «Дневники»


Либерализм сейчас ругать модно, и у многих православных считается хорошим тоном «лягнуть» его. На то есть, безусловно, основания. И так уж случилось, что, прежде всего, он ассоциируется у многих с хаосом российской жизни 90-х, с риторикой о правах человека на фоне фактического бесправия людей перед произволом анархического – а впоследствии государственного коррумпированного – капитализма, с сексреволюцией и гей-парадами, и прочими малоприятными для многих вещами.

В 90-е годы постсоветский либерализм отталкивал лично меня воцарившейся массовой культурой с ее штампованными образами («человек имеет право», «бери от жизни все» и прочее в этом же духе, о чем нет особой нужды напоминать). Масскульт этот вовсе не нов, над ним иронизировал уже Лев Толстой в «Анне Карениной».

«Степан Аркадьич получал и читал либеральную газету, не крайнюю, но того направления, которого держалось большинство. И, несмотря на то, что ни наука, ни искусство, ни политика, собственно, не интересовали его, он твердо держался тех взглядов на все эти предметы, каких держалось большинство и его газета, и изменял их, только когда большинство изменяло их, или, лучше сказать, не изменял их, а они сами в нем изменялись.

Степан Аркадьич не избирал ни направления, ни взглядов, а эти направления и взгляды сами приходили к нему, точно так же, как он не выбирал формы шляпы или сюртука, а брал те, которые носят. А иметь взгляды ему, жившему в известном обществе, при потребности некоторой деятельности мысли, развивающейся обыкновенно в лета зрелости, было так же необходимо, как иметь шляпу».


СОПРИКОСНОВЕНИЯ И ОТТАЛКИВАНИЯ

Разумеется, нужно сознавать, что христианство не сводимо ни к одной из идеологий и, тем более, политических систем, поскольку его основание не от мира сего. Но эта несводимость христианства к любым человеческим учениям и философским системам в то же время совершенно не исключает его открытости каждому из них и наличия определенных точек соприкосновения и пересечения с ними. Так обстоит дело и с либерализмом. В Энциклопедии Брокгауза и Эфрона он определяется так: «Либерализм – в политике так наз. направление, противоположное консерватизму; в философии и религии он противополагается ортодоксальности. Это слово происходит от лат. liber – свободный. Л., в общем, есть стремление к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества, а также к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых церковью, традицией и т. д.».

Но положение о том, что человек свободен, самовластен, и таким задуман Творцом, что все люди перед Ним равны, проходит через всю святоотеческую христианскую мысль. Другое дело, что отсюда могут делаться разные выводы. «Все мне позволительно, но не все полезно», – учит христианство устами апостола Павла. «Позволительно все, что не нарушает свободы другого», – провозглашает либерализм. Но что полезно для человека, а что нет, долгое время за него решало общество (государство, Церковь). Либерализм на первое место поставил индивидуальность человека, его право поступать наперекор общественным представлениям, только если его стремление не подпадает под уголовное законодательство.

Хорошо это или плохо? – на это нет однозначного ответа на все случаи жизни, но, во всяком случае, далеко не всегда это плохо. В конце концов, первые христиане шли часто наперекор общепринятым представлениям в иудействе и эллинизме, становясь этакой «пощечиной общественному вкусу», за что и подчас жестоко преследовались. В конце концов, именно они положили начало принципу свободы совести, задолго до будущих протестантов-реформатов. Последующие поколения христиан, получившие право беспрепятственного исповедания своей веры и господствующее положение в обществе, этот принцип для иноверцев подзабыли. В таком случае, в Новое время либерализм его возродил уже для всех без исключения на законодательном уровне.

Разумеется, сами либералы были, да и сейчас остаются подчас далеко не всегда на том уровне, который они провозглашали (лозунг «свобода, равенство, братство» Французской революции и прочие постулаты века Просвещения фактически обернулись большой кровью, после чего еще целое столетие Франция периодически сотрясалась от разных революций). Но разве у христиан в истории те же благие слова не расходились с практическими делами подобным же образом?

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ПИСАНИИ

«Бог не дал человеку никаких прав, но дал заповеди», – вот одно из сильных возражений, которое можно встретить среди верующих иудеев, мусульман или христиан. Безусловно, это так, и в Библии невозможно будет найти выражение «права человека» или «человек имеет право на…». Следует ли отсюда, что никаких прав ни за кем однозначно не подразумевается? Ни в коем случае. Какими словами это ни вырази, в Писании фактически уже с самого начала провозглашено право на жизнь каждого: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9: 6). Сама последующая заповедь «не убивай» одновременно охраняет это право. Так же, как заповедь «не укради» фактически охраняет право каждого человека на собственность, а заповедь «не лжесвидетельствуй» способствует праву человека на достоверную информацию. И институт государственной власти в идеале призван также реализовывать эти права на практике: «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13: 4). Ну и вообще на принципе «не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15: 29) основано все и древнее, и современное законодательство. Ибо – «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 2). В общем, за каждым человеком оставлено право на доброделание, и отрицается право на злодеяние.

РИСКОВАННАЯ СВОБОДА

Однако по воспитанию и уровню развития, равно как и по представлению о самом добре и зле все люди далеко не одинаковы. В таком случае неизбежно общественная жизнь в целом будет подстраиваться под какой-то необходимый минимум для всех без исключения, который выражается как раз в том, чтобы никто не покушался на свободу другого никакими средствами внешнего насилия. В том числе ради благих целей спасения души или жизни по благодати, поскольку сама благодать Божия никого не насилует. Бог ценит добровольное обращение человека и нелицемерную любовь к Нему, выражающуюся в служении и прославлении, тогда как, по известной русской поговорке, «невольник – не богомольник». Значит, всегда и во все времена был и останется риск употребления свободной человеческой воли себе во вред, но не на пользу.

Но раз Творец все-таки эту свободу, связанную с риском, за человеком оставил, то либерализм всего лишь навсего констатирует этот факт, пусть и в секулярной интерпретации, и охраняет ее законодательно.

ШИРОКИЙ ПУТЬ

Здесь может найтись еще одно серьезное возражение: вот, разнузданность, падение нравов, преступность, аморальность суть плоды либерализации российской жизни, а при Сталине такого не было. Верно, не было, но были многочисленные фабрики смерти с рабским трудом, где сгинули миллионы, был страх, лицемерие, доносительство друг на друга. Но неужели лицемерие лучше свободного выражения своих взглядов, какими бы они ни были? А либерализм в политике и экономике – всегонавсего лишь инструмент, и все зависит от того, как этим инструментом воспользоваться; ведь во многих странах мира он показал все-таки свою эффективность. Да, этот инструмент несовершенен, но христиане, увы, пока не сумели предложить реальной альтернативы. И, ругая его, они подсознательно могут ревновать к нему, поскольку не способны ему противопоставить что-то более действенное и привлекательное на общественном уровне.

Зато когда дело касается их собственных интересов или ущемления их прав, они всегда охотно прибегали к принципам либерального светского законодательства. Разумеется, если быть честными перед самими собой, придется признать, что узкий путь, предложенный Христом, в чистом виде мало для кого будет привлекателен, в том числе для подавляющего большинства самих христиан, причем независимо от эпохи и политического режима. В таком случае, либерализм всего лишь навсего будет выражением этого легкого или «широкого» пути, ничуть не худшим, чем многие другие, предшествовашие ему или сосуществующие сейчас.

СВОБОДА ВЕРНУТЬСЯ К ОТЦУ

Находится еще один немаловажный довод: общественная жизнь должна быть устроена так, чтобы содействовать спасению человека, а не препятствовать ему, тогда как либерализм с его вседозволенностью соблазняет множество людей и губит их души. Иван Ильин, писал, например, в своей книге «Путь духовного обновления», что младенца учат ходить, а не предоставляют ему свободы ползать на четвереньках. Разумеется, чтобы прийти к подлинной свободе, которая предполагает ответственность, необходимо воспитание ребенка, которое поначалу эту свободу ограничивает. Для этого воспитания и предназначены семья и отчасти школа. Но ведь само воспитание взрослыми детей есть свободный и творческий процесс непрерывного общения, а детские и отроческие годы неизбежно кончаются. Хотим ли мы, чтобы на общественном уровне нам, взрослым как неразумным детям по всякому поводу указывали, «что такое хорошо и что такое плохо»?

Верно, среди некоторых христиан утвердилось мнение, что люди вокруг неразумны, грешны и что их необходимо всякий раз понукать к добру и отвращать от зла пропагандой и другими внешними воздействиями. Однако это свидетельствует, во-первых, о том, что они сами себя ставят выше прочих, хотя они такие же грешники (а это уже фарисейская гордыня), а, во-вторых, об их склонности к господству над прочими, к любоначалию, пусть не прямому, от них лично, а опосредованному, через религиозное объединение, к которому они принадлежат.

И, разумеется, это свидетельствует об отсутствии подлинной живой любви, которая «не ищет своего» и никогда не лишит любимого свободы выбора, пусть даже этот выбор рискован и губителен. Любящий отец из евангельской притчи отпустил блудного сына на свободу тотчас же, как тот потребовал от него часть имения. Блудному сыну пришлось пройти через многие лишения и голод в далекой стране, прежде чем он осознал жизненную необходимость возвратиться к отцу.

http://imperia-duha.ru/article_117.html

Андреев Сергей В.

буддист
(новоначальный)

Тема: #87844
Сообщение: #3356736
15.03.10 15:40
Ответ на #3356728 | Андрей Добронравов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

так конечно! умная статья в заголовке, есть о чём поразмыслить. А слова мы для красоты слога используем, а не для заморачивания головы. Богатство лексикона - простор мыслям.

Андрей Добронравов

православный христианин

Тема: #87844
Сообщение: #3356728
15.03.10 15:27
Ответ на #3356018 | Николай П. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

тему энергично обсуждают атеист, буддист, агностик и сомневающийся... что называется задела за живое... :)
В жизни не видел столько ученых слов


Андреев Сергей В.

буддист
(новоначальный)

Тема: #87844
Сообщение: #3356426
14.03.10 22:36
Ответ на #3355848 | Попова Елена Владимировна агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"Практически все здравомыслящие люди, независимо от их веры или неверия, согласятся с основным принципом человеческого общежития "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними". Это вполне объективный критерий.

Это Вам так кажется :((
К тому же если этого принципа будет придерживаться мазохист или гомосексуалист, мало не покажется :) "

Извините, вот ещё к этому хочется вернуться. Конечно, нет принципа настолько простого и универсального, чтобы изворотливый ум не смог его извратить. Если предположить, что это мазохист ориентируется в социуме и в пространстве, то он будет общаться по своей теме только с теми, кто разделяет его взгляды. Если же он неспособен на практике реализовать категорический императив ( подобно тем балбесам, которые сейчас кричат "Нургалиев разрешил ментов мочить!") , то это человек признается преступником или недееспособным.


Андреев Сергей В.

буддист
(новоначальный)

Тема: #87844
Сообщение: #3356424
14.03.10 22:25
Ответ на #3356001 | Попова Елена Владимировна агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

""толеранцы" ("они же "общечеловеки") - это современные либералы, анархисты - это анархисты, а ортодоксы в переводе с английского - православные."

Однозначно присоединяюсь к анархистам. С ними никакой двусмысленности!
Но вот что примечательно! С русского на английский - однозначный перевод, а с английского на русский - вариантов много.


Андреев Сергей В.

буддист
(новоначальный)

Тема: #87844
Сообщение: #3356418
14.03.10 22:20
Ответ на #3356413 | Михаил Назлуханов атеистНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Таити, Гаити...

Михаил Назлуханов
Михаил Назлуханов

атеист

Тема: #87844
Сообщение: #3356413
14.03.10 22:10
Ответ на #3355848 | Попова Елена Владимировна агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Елена, вы не глупый человек, откуда у вас такие дикие представления о западных странах? Откуда вы все это берете?
Вы когда нибудь были хоть в одной западной стране?


Николай Пушкин

сомневающийся

Тема: #87844
Сообщение: #3356069
14.03.10 08:17
Ответ на #3356018 | Николай П. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*Я не очень понял, почему нужно Православие противопоставлять (или сопоставлять) с либерализмом.*
действительно
верить можно при любом строе
незачем для этого строить православное государство-
церковь от этого только потеряет


Николай П.

православный христианин

Тема: #87844
Сообщение: #3356018
13.03.10 22:43
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Я не очень понял, почему нужно Православие противопоставлять (или сопоставлять) с либерализмом.

Основанную на либерализме либеральную демократию нужно сопоставлять с коммунизмом и фашизмом.

Но, например, святоотеческое Православие можно сопоставлять с каким-нибудь либеральным видом современного христианства. Последнее допускает уже не только женщин епископов, но венчает однополые браки и так далее...

Ну а так, если посмотреть на Православие, то верно, что в нем есть консервативное крыло и есть либеральное крыло.


Попова Елена Владимировна

агностик

Тема: #87844
Сообщение: #3356001
13.03.10 21:49
Ответ на #3355980 | Андреев Сергей В. буддистНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"толеранцы" ("они же "общечеловеки") - это современные либералы, анархисты - это анархисты, а ортодоксы в переводе с английского - православные.

Андреев Сергей В.

буддист
(новоначальный)

Тема: #87844
Сообщение: #3355980
13.03.10 20:38
Ответ на #3355975 | Попова Елена Владимировна агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"Либералы культурологически занимаются инбридингом, либерализм очень этноцентричен и замкнут по отношению к влияниям "варваров".
Кстати, классические консерваторы - это как раз последовательные либералы. Это у нас всё в смятку "

Даа... здорово! Насколько успешно философский подход разъясняет самые запутанные вопросы....
А тут ведь ещё и анархисты, и ортодоксы (возвращаясь к теме!) и эти.... толеранцы!
Сумеете их поставить на правильную ногу? Кто есть кто?


Попова Елена Владимировна

агностик

Тема: #87844
Сообщение: #3355975
13.03.10 20:22
Ответ на #3355968 | Андреев Сергей В. буддистНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"""Это скорее к консерватору - он ограничивается своим племенем и с чужими знаться не хочет.

Либералы культурологически занимаются инбридингом, либерализм очень этноцентричен и замкнут по отношению к влияниям "варваров".
Кстати, классические консерваторы - это как раз последовательные либералы. Это у нас всё в смятку


Попова Елена Владимировна

агностик

Тема: #87844
Сообщение: #3355972
13.03.10 20:13
Ответ на #3355941 | Bладимир Викторович сомневающийсяНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"""в Москве знают секрет создания у барса ИЛЛЮЗИИ свободы.

Не берусь судить, где свобода, где иллюзия. Я, знаете ли, сторонник микросоциологии, где есть теорема Томаса: "Ситуация реальна по последствиям, если люди считают её реальной"

Свободным нельзя сделать, это - внутренняя категория. Я - малость анархист по жизни, была достаточно свободна в СССР, достаточно свободна и сейчас. Сейчас мне это много менее дорого обходится.

PS Пока восстанавливала подключение к Инету, у меня возник вопрос - достаточно свободна для чего? Достаточно, стобы жить, но, похоже, не чтобы размножаться - я же не завела детей :(


Николай Пушкин

сомневающийся

Тема: #87844
Сообщение: #3355970
13.03.10 20:12
Ответ на #3355948 | Bладимир Викторович сомневающийсяНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*Либералы те, кто позволяет (поощряет) пропаганду извращений.*
консерваторы те-кто позволяет(поощряет пропаганду убийств.
покорение и истребление народов кавказа
армией православной империи-
один из миллионов примеров
6 заповедь-не убий
10 заповедь-не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему
чем лучше-нарушать 6 и 10,блюдя7?


Андреев Сергей В.

буддист
(новоначальный)

Тема: #87844
Сообщение: #3355968
13.03.10 20:07
Ответ на #3355965 | Попова Елена Владимировна агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"Мысль интересная, но тут скорее наоборто - инбридинг. Он тоже резко снижает фертильность. "

Понимаю Вас! Но не соглашаюсь. Это скорее к консерватору - он ограничивается своим племенем и с чужими знаться не хочет. Результаты очевидны и в биологическом, а главное в духовном отношении.
"своей глупее. "

А вот тут не понимаю. И так и сяк прикидывал. Опечатка?


Андреев Сергей В.

буддист
(новоначальный)

Тема: #87844
Сообщение: #3355966
13.03.10 20:02
Ответ на #3355948 | Bладимир Викторович сомневающийсяНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"Либералы те, кто позволяет (поощряет) пропаганду извращений. "

Определение замечательно своей простотой. Но не могу обойтись без уточнений! А как же консервативные извращенцы? Их отличие в том, что в свободное время они занимаются самобичеванием и обличением погрязшего в грехе мира?
Да и извращения - понятие растяжимое.... Или мы все определения сводим как всегда к сексу?


Попова Елена Владимировна

агностик

Тема: #87844
Сообщение: #3355965
13.03.10 20:00
Ответ на #3355945 | Андреев Сергей В. буддистНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"""Да ладно, никто в ловушку не попадает, люди-то небось, не глупее нас с Вами :-)
Длительное изучение сабжа позволяет безщ ложной скромности заявить, что в массе своей глупее.

"""Это самый либерал - не есть ли он бесплодный продукт межвидового скрещивания? Или тут другая какая-то биология?

Мысль интересная, но тут скорее наоборот - инбридинг. Он тоже резко снижает фертильностье изучения


Bладимир Викторович

сомневающийся

Тема: #87844
Сообщение: #3355948
13.03.10 19:25
Ответ на #3355945 | Андреев Сергей В. буддистНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Либералы те, кто позволяет (поощряет) пропаганду извращений.

Андреев Сергей В.

буддист
(новоначальный)

Тема: #87844
Сообщение: #3355945
13.03.10 19:16
Ответ на #3355936 | Попова Елена Владимировна агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"Вы попадаете в либеральную ловушку, это их любимый приём - не любишь либерализм, значит - за тоталитаризм. Мир богаче столь примитиыных схем и есть другие варианты. "

Да ладно, никто в ловушку не попадает, люди-то небось, не глупее нас с Вами :-)
Естественно, это линейная схема, и существует много других измерений. Но чтобы как-то упорядочить свои взгляды и получить возможность их обсуждать, людям нужны схемы и упрощения.
"хотя по грубому биологическому критерию (либералы не самовоспроизводятся) "

расскажите, пожалуйста, что за история? Это самый либерал - не есть ли он бесплодный продукт межвидового скрещивания? Или тут другая какая-то биология?


Bладимир Викторович

сомневающийся

Тема: #87844
Сообщение: #3355941
13.03.10 19:13
Ответ на #3355936 | Попова Елена Владимировна агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

В Московском зоопарке размножаются снежные барсы при том,
что в других зоопарках за три года дохнут.
А всё потому, что в Москве знают секрет создания у барса ИЛЛЮЗИИ свободы.


Попова Елена Владимировна

агностик

Тема: #87844
Сообщение: #3355936
13.03.10 18:59
Ответ на #3355856 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Я читала внимательно - просто возражения мои касаются только contra :)) Соображений pro у мнея по отношению к либерализму не осталось.

Я тне хуже Вас помню СССР и совсем не хочу возвращения парткома на работе (меня он доставал сильнее, чем все остальные органы вместе взятые). Но Вы попадаете в либеральную ловушку, это их любимый приём - не любишь либерализм, значит - за тоталитаризм. Мир богаче столь примитиыных схем и есть другие варианты. Либерализм себя очевидно изживает - хотя по грубому биологическому критерию (либералы не самовоспроизводятся). Да и где Вы сейчас либерализм видите? Он остался лишь в виде риторики (в основном на экспорт), реально западные общества всё больше напоминают антиутопии и реальной свободы у нас сейчас больше, чем там (в ряде стран уже и Инет цензурируют).


Андрей Добронравов

православный христианин

Тема: #87844
Сообщение: #3355881
13.03.10 16:38
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Л., в общем, есть стремление к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества, а также к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых церковью, традицией и т. д.».
**
добрый день, о.Филипп,

да, учение либерализма создано как ответ богоборческих кругов Церкви. Это учение адресуется в первую очередь к нашей гордыне: как это так - я, такой особенный одеренный и незаурадный должен подчиняться каким то догмам, ходить вместе с простыми тётками в храм, молиться, когда хочется посмотреть телевизор... совершенно очевидно, что церковники беззастенчиво попирают нашу свободу, ту, о которой говорят масоны и либералы.
Этот залп не пропал втуне, все антицерковные настроения имеют в основе именно эти соображения.


**«Все мне позволительно, но не все полезно», – учит христианство устами апостола Павла. «Позволительно все, что не нарушает свободы другого», – провозглашает либерализм. **

вам ли, о.Филип, не знать, что далеко не всё нам позволительно: убийство, блуд, клевета на Духа Святого... речь идёт только о житейских привычках, многие из них и правда нам не полезны, хотя и допустимы.


**Либерализм на первое место поставил индивидуальность человека, его право поступать наперекор общественным представлениям, только если его стремление не подпадает под уголовное законодательство.**


да, крайний индивидуализм, это один из плодов либерализма. - для этого и созданно врагом это лживое учение.... поступать наперекор, как добродетель. Мы знаем в чем причина стремления делать всё наперекор, об этом пишут святые отцы. Гордыня, родная сестра либерализма.



**Разумеется, сами либералы были, да и сейчас остаются подчас далеко не всегда на том уровне, который они провозглашали (лозунг «свобода, равенство, братство» Французской революции и прочие постулаты века Просвещения фактически обернулись большой кровью**


извините конечно, но в 21 веке надо быть совсем наивным человеком, что бы представлять "французскую революцию" и ее "лозунги", как вековечное стремлении народных масс к свободе



**«Бог не дал человеку никаких прав, но дал заповеди», – вот одно из сильных возражений, которое можно встретить среди верующих иудеев, мусульман или христиан. Безусловно, это так, и в Библии невозможно будет найти выражение «права человека» или «человек имеет право на…». Следует ли отсюда, что никаких прав ни за кем однозначно не подразумевается? Ни в коем случае

за каждым человеком оставлено право на доброделание, и отрицается право на злодеяние.

**

на самом деле это не так. Бог дал человеку свободу воли - право согрешать или каяться, спастись или погибнуть. Здесь полный либерализм. А спасение - дело добровольное, никто никого не спасает проив воли.



**среди некоторых христиан утвердилось мнение, что люди вокруг неразумны, грешны и что их необходимо всякий раз понукать к добру и отвращать от зла пропагандой и другими внешними воздействиями. Однако это свидетельствует, во-первых, о том, что они сами себя ставят выше прочих, хотя они такие же грешники (а это уже фарисейская гордыня), а, во-вторых, об их склонности к господству над прочими, к любоначалию, пусть не прямому, от них лично, а опосредованному, через религиозное объединение, к которому они принадлежат**


любой родитель объснит, что для воспитания ребёнка нормальным человеком, его нужно понукать и наказывать за плохие поступки. Понятно, что выйдя из детского возраста, каждый уже мнит себя семи пядей во лбу, такого не понукнешь... а вот пытаться отвращать от греха людей, это как бы и есть обязанность церкви, если я не ошибаюсь. Именно отвлекать и отвращать, а не сидеть около денежной кружки. Так учил нас Спаситель - не Его ли мы тут обвиняем в гордыне?
Если человек чего то не понимает или ошибается, его следует обличать и вразумлять, таково учение Православной Церкви.
Вразумление грешника, это не склонность к господству или "любоначалию", это акт христианской любви к ближнему











Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #87844
Сообщение: #3355856
13.03.10 15:01
Ответ на #3355848 | Попова Елена Владимировна агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Елена, здесь я безусловно согласен с Вами.
Я ж и пишу в конечном счете не апологию либерализма, а pro et contra. Если Вы внимательно прочли, то там в равной мере практически представлено и то, и другое.

Но возвращаться в общество, где сверху указывали, как всем жить, в виде постановлений, лозунгов и требований периодических собраний и отчетов, мне бы не хотелось ни в какую. Прекрасно помню по школьным студенческим годам всю эту атмосферу лицемерия и двоедушия (в конечном счете двойную мораль, одну в узком кругу, другую "на экспорт").


Сергей Изотов

сомневающийся
модератор

Тема: #87844
Сообщение: #3355855
13.03.10 14:58
Ответ на #3355853 | Сергей Изотов сомневающийсяНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Впрочем, я, наверное, "перегнул палку" своим вопросом ...
В самой большей степени "самость" искушает именно свободноволящего, а именно таким человек и создан. Искусственные ограничители не в состоянии помочь человеку на его пути.


Сергей Изотов

сомневающийся
модератор

Тема: #87844
Сообщение: #3355853
13.03.10 14:56
Ответ на #3355847 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

*Для них либерализм как политическое устройство будет неким ограничением во властных полномочиях*
- Вы полагаете, что либерализм обращает зло против самое себя, в каких-то случаях? А в "несильных мира сего" разве это искушение при либеральном устройстве не усугубляется?


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #87844
Сообщение: #3355851
13.03.10 14:53
Ответ на #3355843 | Алексей Б. Ч. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Алексей, очень приятно, спасибо за отклик!

Нет, я не читал на ночь "Философию свободного духа", но Бердяев в самом деле - один из моих любимых авторов, которого я переоткрыл для себя уже в последние годы, несмотря на преобладающее пренебрежительное к нему отношение в церковной среде. Бердяев, кстати, не либерал в строго-политическом смысле слова. Он выше и шире... Допустим, в статье "О духовной буржуазности" он весьма жестко критикует именно западно-европейскую либеральную действительность.

И свободу Бердяев вовсе не имел в виду как капризы своей воли или действие наперекор установленным законам (в природе, где действуют объективные законы и где все детерминировано ими, свободы как раз и не существует). Это свобода духа. Где сама любовь как высшее исполнение Божьего закона невозможна без свободного принятия (принудительной любви не существует, правда?).

Я не думаю, что гипертрофия "Я" непременно совйственна интеллигентам. У простолюдинов она проявляется подчас не меньше, только более грубо и зримо. И вообще грехи у всех более-менее одинаковые...


Попова Елена Владимировна

агностик

Тема: #87844
Сообщение: #3355848
13.03.10 14:44
Ответ на #3355830 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

""""Практически все здравомыслящие люди, независимо от их веры или неверия, согласятся с основным принципом человеческого общежития "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними". Это вполне объективный критерий.

Это Вам так кажется :((
К тому же если этого принципа будет придерживаться мазохист или гомосексуалист, мало не покажется :)
Современная западная культура объявляет "комплексами", с которыми надо бороться уже не только страх согрешить, но и просто чувство стыда. А вот наличие твёрдых убеждений (особенно религиозных) - это как раз преступление против плюрализма. Человек должен допускать, что прав не он, а гей на гей-параде или зоофил. Вера объявляется сугубо интимным делом - молитесь у себя дома за закрытыми дверями. А уже детей своих не смейте обращать в свою религию - это насилие. Верующим в ряде стран нельзя стать усыновителями или опекунами, так как они считают гомосексуализм грехом, т.е. являются "гомофобами" - страшнейшее клеймо.

""""В западных странах как-то лучше научились договариваться.

Вы чувствуете разницу между "договариваться" и "быть солидарными" и, тем более, "любить ближнего"? Договор не совместим с любовью - либо любишь человека, либо заключаешь с ним договор.
Так что я не хочу жить в мире, где даже брак обставляется договором о том, как делить имущество при разводе, я рада, что в 90-е сделала именно такой выбор.


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #87844
Сообщение: #3355847
13.03.10 14:43
Ответ на #3355841 | Сергей Изотов сомневающийсяНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Искушение самостью, Сергей, это одно из самых распространенных и общих, причем писали об этом искушении еще тогда, когда либерализма как политического течения не было и в помине!
Искушению самости особенно сильно поддаются сильные мира сего, властители, будь то в миру или Церкви. Для них либерализм как политическое устройство будет неким ограничением во властных полномочиях в таком случае!


Алексей Б. Ч.

православный христианин

Тема: #87844
Сообщение: #3355843
13.03.10 14:31
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Добрый день, о.Филипп
заранее извините если немного не в тему.

Вы случайно не бердяевскую "Философию свободного духа" вчера на ночь читали? : )

Он великий либерал был. Про подчинение человека воле и промыслу божиему вот такие саркастические слова написал:
".. человек - раб Божий, подданный самодержавного властелина, который должен исполнять волю Господина, в чем бы воля эта ни заключалась, должен исполнить закон Хозяина".
Зато абсолютную либеральную свободу выбора превозносит вообще выше всего: «Человек должен быть свободен в отношении к Богу, к миру и к собственной природе. Свобода в принятии Истины не может быть свободой, полученной от самой Истины, она существует до Истины. Свобода не тождественна с добром, совершенством, истинной жизнью».

Тут Михаил Евгеньев совершенно правильно написал про рамки духовных законов бытия для любой свободы. Да, несомненно, у человека всегда есть абсолютная свобода до конца уподобиться падшим ангелам, зарезервировав себе место в вечности где-нибудь рядом с ними, навсегда отрезав себя от Источника жизни. Эту прижизненную свободу паразитировать вместе с бесами на богоустановленном порядке, что-ли, Бердяев отстаивает? Большое ему «спасибо» за указание на эту возможность, но ведь христиане знают, что самое-то главное счастье человека заключается именно в теснейшей связи с Богом, следовании Его порядку, даже за счёт подчинения своей бунтарской воли. Человек, как венец творения, изначально был создан для полноты абсолютного счастья от единства с Создателем, а любое удаление от Источника жизни неизбежно причиняет человеку страдания. Это духовный закон мироздания №1, который мы, в лице Адама, в своё время нарушили на свою голову, и до сих пор пожинаем последствия этого нарушения.


А у Шмемана мне нравится вот это суждение:

«Продолжаю читать номер "Вестника" об о. С. Булгакове. Все-таки это - "капризное" богословие, очень личное и в каком-то смысле "эмоциональное". И потому - вряд ли "останется". И это можно, мне кажется, распространить на почти всю "русскую религиозную мысль" - на Бердяева, Флоренского, не говоря уже о Розанове. Булгаков употребляет (как и Флоренский) сугубо православную терминологию, все у них какое-то "парчовое". А вместе с тем романтическое, почти субъективное. "Мое богословие..." Вот возьму и навяжу Православию "Софию", покажу всем, во что они на самом деле верят. И вот никому не навязали. И не потому, что "темные" люди, а потому, что это - не нужно.

Как не нужна и бердяевская свобода. И потому на всем этом легкий оттенок "epater la galerie". Тут все дело в изначальном, может быть, даже бессознательном, выборе, темы, тональности, зрения. Всякая "ересь" от такого выбора есть всегда навязывание Церкви - своего выбора. В булгаковском богословии нету смирения. Чего бы он ни касался, он должен немедленно переделать это на свой лад, перекроить, объяснить по-своему. Он как бы никогда не "сливается" с Церковью, всегда чувствует себя - не только в ней, но и по отношению к ней. Он ей, Церкви, объясняет ее, говорит ей, что ей нужно... И потому успех его богословия только у горсточки "интеллигентов", ибо интеллигент - это прежде всего гипертрофия "Я".

Интеллигент может быть либо "булгаковцем" (мое богословие), либо же "типиконщиком", который a priori в восторге и умилении от всякой стихиры, даже самой что ни на есть бездарной и многословно-риторической. Интеллигент - идолопоклонник. И если он перестает поклоняться Марксу, он обязательно находит нового идола, новый и абсолютный "ключ" ко всему. Как ни страшно это сказать, но булгаковское софианство - это марксизм наизнанку, это все тот же ключ, открывающий все двери...»



Сергей Изотов

сомневающийся
модератор

Тема: #87844
Сообщение: #3355841
13.03.10 14:30
Ответ на #3355836 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый о. Филипп, как Вы думаете вот о чем:
Вы говорите: "спастись можно при либерализме вполне, он этому нисколько не мешает, а даже наоборот".
Я понимаю, что все в этом мире "противодействует" спасению из этого мира, но ничто не может (при соответствующей вере) удержать. Одно больше, другое меньше. Одного деньгами, другого властью, третьего обжорством, четвертого другим. А вот искушение свободой, особенно когда это искушение касается человека более душевного, чем духовного, не становится ли искушением "самостью"?


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #87844
Сообщение: #3355836
13.03.10 14:13
Ответ на #3355796 | Галина Руссо православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Как хочется признать за собой некие права!
Как трудно признать, что ты раб неключимый, пусть даже ты прав в конкретной ситуации, но эта правота не твоя.


Да, Галина, именно так. И я не вижу здесь ничего плохого!
Просто нужно различать два плана. 1) Человек перед Богом, наедине с Ним и в отношении к Нему одному; 2) Человек перед другими людьми. То, что Вы пишете, касается преимущественно первого плана, но не второго. А то, что касается второго плана, как раз и регулируется правовыми отношениями как минимум. Да, наша вера призывает этот уровень превзойти. Но чтобы его превзойти, надо на нем сначала хорошенько утвердиться и не отвергать низшее ради высшего, поскольку это высшее не отвергает низшее в данном случае, но его ВКЛЮЧАЕТ. Не согласны? Перечитайте Пятикнижие ВЗ - там, кстати, немало чисто правовых установлений для древних израильтян (ну и те цитаты, которые я уже привел в статье). И есть, к слову, специальная область уже церковного права.

Давайте представим себе, что каждый человек осознал, что смысл его жизни - в его личном спасении. Ведь все общественно-политические проблемы при этом снимаются.

Слишком уж индивидуалистично это звучит, про "личное спасение", но в целом не вижу никаких проблем. Более того, эти-то проблемы как раз для меня давно сняты. Я и показываю, что спастись можно при либерализме вполне, он этому нисколько не мешает, а даже наоборот.


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #87844
Сообщение: #3355830
13.03.10 13:57
Ответ на #3355795 | Попова Елена Владимировна агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Мы свободны выбирать между добром и злом. Но мы не свободны объявить зло добром, грех добродетелью. А либералы настаивают именно на этом - на плюрализме, остутствии объективных критериев различения.

Далеко все не так, Елена.
Практически все здравомыслящие люди, независимо от их веры или неверия, согласятся с основным принципом человеческого общежития "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так вы поступайте с ними". Это вполне объективный критерий. Разумеется, есть для верующих и то, что изложено в Писании, которое для нас священно, как есть и грехи, которых надо сторониться. Но первое и второе не так уж сильно противоречит друг другу. То, что у верующих православных может быть более глубокое и тонкое понимание греха, соглашусь. Но может быть и нездоровая боязнь совершить грех, на уровне каких-нибудь суеверий и фантазий, касающихся чисто внешних незначительных вещей.

И второе отличие - это культ индивидуализма. Не знаю, как с католичеством, но с православием это не сочетается никак.

А вот здесь я сделаю откровенное признание: по-моему, Россия и русские сейчас одна из самых индивидуалистичных стран. Такой разобщенности среди людей, как у нас, не найдешь ни в одной европейской стране, imho. Только какие-то потрясения, когда уж сильно прижмет, заставляют многих всколыхнуться, по известной поговорке - "гром не грянет, мужик не перекрестится". И эта общественная расколотость не вчера возникла, она уходит вглубь истории, едва ли не в средние века. В западных странах как-то лучше научились договариваться, хотя они тоже через это прошли.


Николай Пушкин

сомневающийся

Тема: #87844
Сообщение: #3355814
13.03.10 13:13
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Отличная статья.
Правдивая.
Умная.
Открытая и прямая.
Из православных=мало кто поймёт и оценит.
Шмеман в начале-как нельзя кстати.
Истинный христианин.
Православный.
Глубоко и умно чувствующий христианство.
чувствующий ложь лицемерие в православии и церкви
недаром его книги сжигают современные рпцшные епископы.
Либерализм-это богоданная свобода выбора
между добро и злом
глупо всех палкой в рай загонять


Попова Елена Владимировна

агностик

Тема: #87844
Сообщение: #3355802
13.03.10 12:54
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Подарю Вам стихотворение поэта, которого почему-то очень любила в детсве:

Алексей Толстой

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

1

Други, вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли
Вымыслы ваши в наш век положительный?
Много ли вас остается, мечтатели?
Сдайтеся натиску нового времени!
Мир отрезвился, прошли увлечения —
Где ж устоять вам, отжившему племени,
Против течения?»

2

Други, не верьте! Всё та же единая
Сила нас манит к себе неизвестная,
Та же пленяет нас песнь соловьиная,
Те же нас радуют звезды небесные!
Правда всё та же! Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите во имя прекрасного
Против течения!

3

Вспомните: в дни Византии расслабленной,
В приступах ярых на божьи обители,
Дерзко ругаясь святыне награбленной,
Так же кричали икон истребители:
«Кто воспротивится нашему множеству!
Мир обновили мы силой мышления —
Где ж побежденному спорить художеству
Против течения?»

4

В оные ж дни, после казни Спасителя,
В дни, как апостолы шли вдохновенные,
Шли проповедовать слово учителя,
Книжники так говорили надменные:
«Распят мятежник! Нет проку в осмеянном,
Всем ненавистном, безумном учении!
Им ли убогим идти галилеянам
Против течения!»

5

Други, гребите! Напрасно хулители
Мнят оскорбить нас своею гордынею —
На берег вскоре мы, волн победители,
Выйдем торжественно с нашей святынею!
Верх над конечным возьмет бесконечное,
Верою в наше святое значение
Мы же возбудим течение встречное
Против течения!



Это к эпиграфу Вашей темы :)
А ещё подарю цитатку, любимую с тех же времён:
"Каждый порядочный джентльмен всегда оказывается в оппозиции" (С) Бульвер-Литтон (английский писатель времён Пушкина). Напомню, что в Англии на арене было всего две партии и они время от времени сменяют друг друга :))


Галина Руссо

православный христианин

Тема: #87844
Сообщение: #3355796
13.03.10 12:44
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Ох, батюшка! какую же жутко сложную тему Вы подняли.

Сколько мы неправды видим в Церкви! И именно потому, что пользуемся привычными для нас либеральными критериями. Они в нас "сидят", понимаем мы это, или нет.

Как хочется признать за собой некие права!

Как трудно признать, что ты раб неключимый, пусть даже ты прав в конкретной ситуации, но эта правота не твоя.

Давайте представим себе, что каждый человек осознал, что смысл его жизни - в его личном спасении. Ведь все общественно-политические проблемы при этом снимаются.

Нужно понять и принять: те критерии, которыми пользуется Господь при определении того, пригодны ли мы для Царствия, нам до глубины не понятны. Мы можем прозревать из в Заповедях, но не до конца, греховность мешает.


Попова Елена Владимировна

агностик

Тема: #87844
Сообщение: #3355795
13.03.10 12:41
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Вы ИМХо не там делает акцент. Да, человек свободен - и это ядро всей западной (христианской и постхристианской) культуры. Мы свободны выбирать между добром и злом. Но мы не свободны объявить зло добром, грех добродетелью. А либералы настаивают именно на этом - на плюрализме, остутствии объективных критериев различения. Мне, агностику, с ними спорить трудно, но Вы, батюшка, надеюсь, не сомневаетесь, что есть истина, не подлежащая обсуждению (она кратко иложена в "Верую"), заповеди, которые надо соблюдать, грехи, за которые нам придётся отвечать?

И второе отличие - это культ индивидуализма. Не знаю, как с католичеством, но с православием это не сочетается никак. Именно поэтому даже атеисты, выросшие в России с её православной культурой, скорее пойдут в коммунисты, чем в либералы. Поэтому среди либералов у нас столь непропорциональна высока доля "инородцев"


Михаил Назлуханов
Михаил Назлуханов

атеист

Тема: #87844
Сообщение: #3355768
13.03.10 11:19
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Замечательная статья.
Может она заставит кого нибудь задуматься. Хотелось бы на это надеятся...


Михаил Евгеньев.

православный христианин

Тема: #87844
Сообщение: #3355759
13.03.10 10:38
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Нормальное и успешное существование, развитие цивилизации, как известно, возможно только лишь в рамках и границах законов бытия, которые проповеданы и установлены Господом Богом в заповедях бытия. Поэтому говорить о свободе мы можем только в условиях и рамках соблюдения этих известных всем заповедей жизни. Либерализм и свобода вне законов бытия не существует в природе и их осуществление напрямую и неизбежно приводят к совершенно обратному результату – к насилию и фашизму, т.е. - тоталитарной диктатуре, как единственно возможной форме существования атеистов.

Димитрий Владиславович Абрамцев

православный христианин
(новоначальный)

Тема: #87844
Сообщение: #3355689
13.03.10 00:49
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

За и никаких контра!!!-)))
Ты согласен???


Андреев Сергей В.

буддист
(новоначальный)

Тема: #87844
Сообщение: #3355684
13.03.10 00:13
Ответ на #3355677 | Андрей Добронравов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Напрасно Вы ограничились прочтением одного только названия темы. Статья очень здравая и продуманная. Практически никаких возражений не вызывает. Стихотворение Тютчева, несмотря на то, что в нём встречается то же слово, что и названии темы, с содержанием статьи не очень перекликается.

Андрей Добронравов

православный христианин

Тема: #87844
Сообщение: #3355677
12.03.10 23:55
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.

Ф.Тютчев



Помогите пожалуйста!

Стихи 1411

Беспрерывно...

27 сентября 2023 в 12:50Владимир Лучит
*** Беспрерывно повсюду кипящая жизнь – битва света и тени: Всякий час, миг любой в ней идёт передел их обширных владений. Облаков так от бега всечасного по небу наделено Беспокойно-изменчивою ... читать далее »

Календарь 3675

27 сентября. Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Преставление святителя Иоанна Златоуста. Леснинской иконы Божией Матери.

26 сентября 2023 в 15:53Андрей Бузик
14 сентября по старому стилю / 27 сентября по новому стилю среда Седмица 17-я по Пятидесятнице. Глас 7. Строгий пост. Пища с растительным маслом. Всемирное Воздви́жение Честно́го и ... читать далее »

Любовь 159

Все знания о Мироздании только у Отца Небесного

26 сентября 2023 в 06:25Андрей Рыбак
Кристаллы знания Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон Новый ... читать далее »

Афон 238

Старец Гавриил Афонский об искушениях

25 сентября 2023 в 06:40Андрей Рыбак
Афонский старец Гавриил. Старец Гавриил Афонский об искушениях. Новое видео на Рождество Богородицы. читать далее »

Технологии 321

Искусственные нейронные сети. Когда начинать бояться?

23 сентября 2023 в 05:09Андрей Бузик
В человеческом мозге около 90 млрд нейронов. Это узкоспециализированные электрически возбудимые клетки. Они выполняют три основных функции: воспринимают и преобразуют стимулы из внешней среды, ... читать далее »

Высказывания 636

«Отбрось временное – и получи вечное» · Преподобный Иосиф Волоцкий и его поучения

22 сентября 2023 в 05:09Андрей Бузик
Преподобный Иосиф (в миру Иоанн Санин) семилетним отроком был отдан в обучение иноку, а в 20 лет сам выбрал путь монашеского подвига. Был пострижен преподобным Пафнутием Боровским и жил в его ... читать далее »

Святые 457

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

20 сентября 2023 в 05:28Андрей Бузик
20 сентября мы празднуем день памяти великого Оптинского старца Макария. Жизнь преподобного глубоко назидательна для нас, современных людей. Какие же уроки мы могли бы вынести из жития старца? Родные ... читать далее »

Память 370

Отважный. О жизни, смерти и миссионерском служении священномученика Пимена (Белоликова)

16 сентября 2023 в 05:48Андрей Бузик
1918 год, город Верный (Алма-Ата) Ташкентской епархии. По всему городу тянется многолюдный крестный ход – с иконами, хоругвями, сопровождаемый колокольным звоном, с молитвой о прекращении войны, ... читать далее »

Эсхатология 723

Основы Православного Царства

10 сентября 2023 в 20:14Фокин Сергей
1. СОБРАНИЕ-СОВЕЩАНИЕ В ЧЕТВЁРТОМ УДЕЛЕ БОГОРОДИЦЫ 2. НА ФОНЕ СОВРЕМЕННЫХ СОБРАНИЙ РПЦМП 3. КОЛЕЙДОСКОП ИДЕЙ И МЫСЛЕЙ ДИВЕЕВСКОГО СОБРАНИЯ. 4. ПРОМЫСЕЛ О ГРЯДУЩЕМ ЦАРСТВЕ В ПРОРОЧЕСТВАХ 5. ПРОРОЧЕСТВА ... читать далее »

Духовное 1057

Беседы великих русских старцев. Старец-затворник гефсиманского скита иеросхимонах Александр

25 августа 2023 в 06:13Андрей Бузик
Старец-затворник гефсиманского скита иеросхимонах Александр Иеросхимонах Александр (Стрыгин) положил начало своей монашеской жизни в Оптиной пустыни, где вместе с будущим преподобным Амвросием ... читать далее »

Альпинизм

Сборная России: первопрохождение на Чо Ойю по юго-западному ребру

Сборная России: первопрохождение на Чо Ойю по юго-западному ребру. БАСК   спонсор экспедиции. Проект   знаковый для мирового альпинистского сообщества и России. Цель   амбициозная: подняться на шестую ... читать далее »

Велоспорт

Открытие BMX трассы и первые соревнования в Ростове-на-Дону

Впервые в Ростове-на-Дону, на "Гребном канале  Дон   23 сентября прошло Открытое первенство города по велосипедному спорту в дисциплине BMХ   "классик", а также открытие BMX-трассы. Около 100 юных ... читать далее »

Поиск Святой Руси 395

Существует три пути жизни. Какие из них ведут к Богу

27 сентября 2023 в 09:13Андрей Рыбак
Ищи свой путь к Богу Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Крестовоздвижением! Свт. Иоанна Златоустого Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, ... читать далее »

Проповедь 161

Архим. Иоанн Крестьянкин в день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме

26 сентября 2023 в 15:41Андрей Бузик
Архим. Иоанн Крестьянкин в день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме читать далее »

Портал 124

Новый ролик. Вечно движимый покой

25 сентября 2023 в 22:31Андрей Рыбак
Вечно движимый покой Новый ролик. Вечно движимый покой Подписывайтесь, комментируйте https://youtu.be/G2k84m1lFsM?si=hM_VOTBRvopcMofB читать далее »

Патерик 311

Неисповеданный грех

24 сентября 2023 в 07:57Андрей Бузик
Всякий нераскаянный грех есть грех к смерти. Преподобный Ефрем Сирин Помни, что грех исповеданный уменьшается, а грех неисповеданный становится больше. Свт. Иоанн Златоуст Нередко бывает, что ... читать далее »

Жития 425

Житие святой царицы Пульхерии

23 сентября 2023 в 04:53Андрей Бузик
Греческий император Аркадий1, умирая, оставил после себя восьмилетнего сына Феодосия и трех дочерей - Пульхерию, Аркадию и Марину. Пульхерия, бывшая по годам старше брата, отличалась разумом и ... читать далее »

Праздники 350

Матерь Божия есть рай

21 сентября 2023 в 07:27Андрей Бузик
Мы видим сегодня новорожденную Девочку и понимаем величие любви Божией. Слышим плач малого Ребенка и учимся неизреченной премудрости Троицы. Смотрим на человеческое Дитя и сквозь слезы видим, как ... читать далее »

Природа 257

Сибирь, какой её не знают: самые дремучие уголки Западного Саяна

17 сентября 2023 в 08:49Андрей Бузик
Сибирь, какой её не знают: самые дремучие уголки Западного Саяна Южная Сибирь — терра инкогнита азиатской части России. Горные хребты и живописные долины, дремучая тайга и бескрайние степи — все эти ... читать далее »

Воины 384

Русские святые XIX в. о воинском служении и посмертной участи павших воинов

15 сентября 2023 в 05:42Андрей Бузик
В настоящее время становится очевидным, что Россия не просто ведет СВО на Украине, но вступила в период экзистенциальных войн – длительной вооруженной борьбы за свое существование: за право быть самой ... читать далее »

Иконы 360

3 Сентября – Икона Пресвятой Богородицы, Именуемая «Светописанная»

3 сентября 2023 в 15:42Андрей Бузик
Сегодня, 21 августа / 3 сентября, Православная Церковь чествует Светописанный образ Божией Матери (слово «светописание» – калька с греческого слова «фотография»). Появление этого образа связано с ... читать далее »

Лица 486

Путин в опасности

21 августа 2023 в 21:33Игорь Афонин
Люди молятся не только о Владимире Путине, но и о его соратниках. Где-то в блогах промелькнуло о том, что среди силовиков внутри России есть инициатива сместить Шойгу и Герасимова, и активизировать ... читать далее »

Альпинизм

Завершился второй день марафона Чемпионат России, класс-скальный на Мраморке.

Завершился второй день марафона Чемпионат России, класс-скальный на Мраморке. Борьба была напряженная, особенно на последних минутах. Связки Терентьева- Алексеева (Красноярск 1) и Звягина- Левина ... читать далее »

Парусный спорт

Национальная парусная Лига 2023. III этап. TENZOR Team не оставила соперникам шанса

24 сентября, завершились гонки III этапа Национальной парусной Лиги. На протяжении трех дней сильнейшие яхтсмены страны сражались за медали и победу. В свой юбилейный сезон проект вернулся в локацию, ... читать далее »

История 547

Воздвижение Креста Господня.

27 сентября 2023 в 05:47Андрей Бузик
Событие праздника и его эортологическая динамика. Пожалуй, Воздвижение Креста Господня – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. После того как ... читать далее »

Песни 110

Песня "На безымянной высоте"

26 сентября 2023 в 10:51Андрей Рыбак
На безымянной высоте. Песня "На безымянной высоте" была написана поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером в 60-е годы ХХ века. Ее строки знакомы практически каждому жителю нашей ... читать далее »

Здоровье 458

Осенняя депрессия: как распознать и как пережить?

25 сентября 2023 в 07:59Андрей Бузик
Мы прекрасно помним восторженные строки Пушкина, посвященные осени. Многие любуются этим временем года, испытывая эмоциональный подъем. Но есть и те, кого красота осенней природы вовсе не восхищает. ... читать далее »

Писание 100

Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве

24 сентября 2023 в 06:54Андрей Бузик
Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве Мф. 15:21–28 (62 зач.). Нельзя ощутить сладости добра без постоянства в добре. Ибо на пути к добру сперва встречается ... читать далее »

Разное 1230

Аборт и его последствия.

22 сентября 2023 в 16:37Сайко Александр Александрович
Аборт и его последствия. Аборт - искусственное прерывание беременности, заключающееся в расчленении на части без анестезии живого младенца в материнской утробе. http://theme.orthodoxy.ru/abort/ читать далее »

Видео 444

Рождество Богородицы. Документальный фильм.

21 сентября 2023 в 07:16Андрей Бузик
Рождество Богородицы. Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Вся прекрасна ты, ближняя моя, и порока нет в тебе! Пленила ты сердце Наше, сестра моя, невеста! Единственная – она, ... читать далее »

Творчество 446

Свирепая дама по имени Жизнь.

16 сентября 2023 в 06:54Андрей Бузик
храмы на закате — Это жизнь меня наказала! - Борис размазывал по лицу пьяные слёзы, а также, извините, сопли и слюни. Вот такая неэстетичная картина предстала моему взору в 7.30 утра на пороге ... читать далее »

Молитва 394

Священномученик Киприан Карфагенский. Книга о Молитве Господней

13 сентября 2023 в 06:57Андрей Бузик
Евангельские заповеди – это не что иное, возлюбленнейшие братья, как божественные наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры, пища для укрепления сердца, кормило для ... читать далее »

Предание 387

Преподобный Максим Исповедник о страстях

26 августа 2023 в 05:15Андрей Бузик
В наследии преподобного Максима Исповедника страстное начало в человеке, с одной стороны, характеризуется как овладевающее нами и властвующее в нас начало греха. Такая страстность возникла в Адаме как ... читать далее »

SOS! 524

Освящение памятника Сталину

18 августа 2023 в 09:38Игорь Афонин
Освящение памятника Сталину Андрей Кураев сообщил, что памятник Сталину освятил православный священник: https://diak-kuraev.livejournal.com/4182883.html Об этой исторической и духовной ошибке ... читать далее »

Скайранинг

Результаты забега Parma Trail: Колчим 2023

Parma Trail: Колчим прошёл 23 сентября в Пермском крае. Маршруты проходили по таёжным тропам, буреломам, курумам и старым алмазным приискам. Всего три дистанции - 5 км, 14 км и 33 км. Гонка проходила ... читать далее »

Альпинизм

Простая Манаслу? Сотни альпинистов на вершине

Все эти дни с 19 сентября в прекрасную погоду вереницы альпинистов движутся к вершине Манаслу. Все, кто решил подняться уже в пути к вершине. Отстающие надеются, что хорошая погода продержится еще ... читать далее »

Всего проголосовало: 37 человек
Почему в Яндексе перестала работать поисковая выдача?
Поиску не уделяется должного внимания
Поиск Яндекса направлен туда, куда и их корпоративная политика
Нет профессиональных программистов
Нет профессионального постановщика задачи
Задача Яндекса зарабатывать деньги другими способами и поиск им не очень интересен
Почему Яндекс понижает выдачу "Чистого Интернета"
"Чистый Интернет" обличает двойные стандарты Яндекса
"Чистый Интернет" против разврата и лжи, которым наполнены страницы в выдаче Яндекса
"Чистый Интернет" Яндексу не по духу
Яндексу противно благочестие и чистота
Яндексу противно Православие в Его чистоте.
Важно!
1. В имени разрешено использовать только
буквы ( латинские / русские ), цифры и пробел.
2. Количество символов в имени может варьироваться от 2-х до 50-ти.
3. В качестве имени необходимо использовать нормальное человеческое имя ( не кличку, не ник, не логин ).
4. После правильного заполнения формы, на указанный email отсылается письмо с кодом для подтверждения голоса, поэтому email обязательно должен быть рабочим.
* Ваше имя:
* Email:
Итоги голосования
Почему в Яндексе перестала работать поисковая выдача?
Поиску не уделяется должного внимания ( 16.0%, 19 голосов )
Поиск Яндекса направлен туда, куда и их корпоративная политика ( 29.4%, 35 голосов )
Нет профессиональных программистов ( 16.0%, 19 голосов )
Нет профессионального постановщика задачи ( 17.6%, 21 голос )
Задача Яндекса зарабатывать деньги другими способами и поиск им не очень интересен ( 21.0%, 25 голосов )
Почему Яндекс понижает выдачу "Чистого Интернета"
"Чистый Интернет" обличает двойные стандарты Яндекса ( 19.5%, 26 голосов )
"Чистый Интернет" против разврата и лжи, которым наполнены страницы в выдаче Яндекса ( 22.6%, 30 голосов )
"Чистый Интернет" Яндексу не по духу ( 22.6%, 30 голосов )
Яндексу противно благочестие и чистота ( 17.3%, 23 голоса )
Яндексу противно Православие в Его чистоте. ( 18.0%, 24 голоса )
© 1999-2023 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru