Крюков Сергей Фёдорович
 православный христианин
Тема: #87340
Сообщение: #3336375 02.02.10 14:51
|
В чём отличие реально действующего обряда от суеверия?
===============================================
Виктор Юрьевич, прочтите предисловие к моей книге о суевериях.
Мы все с младенческих пелёнок до пелен смертных окутаны сетью суеверий. И все в большей или меньшей степени подвержены их диктату. Хотя взаимоотношения с суевериями в повседневной жизни у всех разные. Кто-то просто не задумывается об этом, кто-то не признает себя суеверным. Но есть ещё их «сознательные ревнители» — таких людей сегодня немало, и число их возрастает по мере появления всё новых и новых суеверий. Особенно в последнее десятилетие.
Корни суеверий уходят в библейские времена. Суеверия, как и люди, рождаются и умирают, но многое их множество можно отнести к долгожителям. Суеверия – не только принадлежность определенного времени и места — они могут и кочевать из эпохи в эпоху по пространствам, заселенным человеком. И тем не менее всем народам и всем эпохам присущи «свои» суеверия, независимо от того, как суеверия соотносятся с духовно-религиозно-нравственными, культурно-образовательными, научно-техническими и другими возможностями той или иной общности людей.
При всем разнообразии суеверий и их проявлений всегда и везде присутствуют одни и те же стремления, главных из которых два: во-первых, желание заглянуть в ближайшее будущее и как-то на него повлиять (часто с призванием потусторонних сил для защиты с их помощью или достижения договоренности с ними «о невмешательстве»); во-вторых, стремление избежать неблагоприятных ситуаций или найти более простой путь для их разрешения (и особенно — в экстремальных обстоятельствах).
В своей массе суеверия связаны с преданиями, легендами, обрядами и различными установлениями, а также с приметами и результатами наблюдений, выведенными из опыта и повседневной практики. Как правило, это представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (к ним можно отнести, например, число 13, календарные приметы и климатические явления).
Проявляются суеверия на поведенческом уровне. И хотя их принято считать индивидуальным предрассудком, при определенных «благоприятных» обстоятельствах они становятся массовым явлением, далеко не безобидным, как может показаться на первый взгляд, особенно тогда, когда им придается значение прогноза. А массовость и простая статистическая подтверждаемость «исполнения» некоторых суеверий (что может происходить в силу случайных совпадений) во многом определяет чрезвычайную устойчивость суеверий в сознании людей. Часто этому способствует и намеренное вытеснение фактов явной ошибочности суеверий (что берут на себя различные лжеучители, секты, популяризаторы от науки и пр.).
Провести четкую грань между суеверием и несуеверием иногда бывает довольно трудно. И дело тут вовсе не в субъективности подхода (одно и то же действие или явление всегда можно рассматривать, по меньшей мере, с двух сторон). Здесь важны точка отсчета и вектор движения.
Для нас они содержатся в учении Православной Церкви.
***
Что же такое суеверие?
«Суеверие – ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения, вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно». Так определяет суеверие словарь В. И. Даля.
В словаре С. И. Ожегова суеверие определяется следующим образом: «Суеверие – вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы».
В этих определениях слова «суеверие» и «вера» стоят рядом. Действительно, суеверие, если переводить это слово с церковно-славянского, тоже вера, но только пустая, напрасная, тщетная (таково значение префикса «суе-»). В связи с этим возникает вопрос, что же называть настоящей верой.
Ответ на него мы находим в Послании святого апостола Павла к евреям: Вера… есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11:1).
Святитель Иоанн Златоуст развивает мысль апостола: «Вера есть созерцание неявного и ведёт к такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом. Как невозможно не верить видимому, так невозможно быть вере, когда кто не убежден в невидимом вполне также, как в видимом. Предметы надежды представляются не имеющими действительности, но вера поставляет им действительность; так, например, воскресения ещё не было и нет в действительности, но надежда делает его действительным в нашей душе».
Вера — это основа православного христианского сознания и образа жизни, она не только акт познания, но в большей мере процесс, соединяющий в себе познание и внутреннюю духовную трансформацию человека через единение с Богом. Вера — самая первая умственная способность человека, дающая глубокое убеждение в реальности того, что не дано во внешней очевидности или исчерпывающем доказательстве (вера в реальность духовного мира, Бога, вера в человека, вера в победу, вера в будущее, смысл жизни и т. д.), всецелое доверие Богу, убежденность в доброте, спасительной силе Иисуса Христа. Такая вера дает человеку жизнь (Авв. 2:4), остается даже тогда, когда, казалось бы, рушится всё (Авв. 3:17-19), оправдывает человека (Рим. 4:3; 5:1), указывает человеку образ поведения (2 Кор. 5:7), превосходит по важности добрые дела (Гал. 2:16). Вера основывается на предании Церкви, прежде всего на Библии.
Таким образом, те, кто держатся суеверия, тяжко грешат против первой заповеди Божией.
Суеверия из-за своей многочисленности и всепроникаемости трудно поддаются классификации. Однако их принято делить на несколько групп.
Наиболее значительную группу составляют языческие суеверия.
Такие суеверия напрямую связаны с антихристианским языческим миросозерцанием. Они имеют свои истоки в религиях, исповедующих многобожие и отрицающих единого Бога, Творца мира. Вместо Бога они обожествляют созданные Богом явления тварного мира, наделяя их свойствами Божества. Так возникает масса мелких «божков», которые обладают атрибутами всеведения, вездесущия, всемогущества, способностью создавать мир и др., но в то же время являются частью самого преходящего и изменчивого мира.
Языческие суеверия лежат в основе астрологии. Она обожествляет безличные космические объекты, наделяя их способностью влиять на жизнь людей, контролировать и определять человеческие судьбы. Но такой способностью может обладать лишь Создатель человека, который знает его жизнь от момента зачатия до смерти.
Сюда же относится оккультизм. Он позиционируется как учение о «скрытых силах», способных влиять на человеческую жизнь. Вразумительно не объясняя их природу, он обожествляет их, категорически отрицая благодатную силу Самого Творца Вселенной.
Оккультизм оправдывает сомнительную практику целительства, якобы избавляющую человека от всех плохих жизненных ситуаций. Причем избавление происходит вне всякого обращения к Богу, создавшему человека и всегда способного прийти ему на помощь.
К наиболее модным оккультным доктринам можно отнести фэн-шуй, который призван с помощью скрытых сил помогать человеку обустроить свой дом.
К языческим суевериям несомненно принадлежит и уфология, смыкающаяся с оккультизмом. Она продвигает сомнительное учение о творении человека неведомыми пришельцами. Последние, согласно доктринам уфологов, уже давно превратились в скрытые оккультные силы, манипулирующие человеком и даже космосом, что позволяет рассматривать их как языческих богов, создавших человека и управляющих миром.
Суеверия, распространенные в народе (народные), от языческих отличает то, что они не представляют целостного языческого миросозерцания, а существуют отрывочно и обособленно, не включаясь в какую-либо целостную систему миропонимания. Их передача осуществляется не от некоего «эксперта» языческих знаний (целителя, колдуна, оккультиста, экстрасенса или уфолога), а от простого, неосведомленного в религии человека к такому же человеку.
Вместе с тем подобные суеверия несомненно связаны с язычеством. Их можно охарактеризовать как неосознанное язычество, поскольку безотчетный страх человека перед числами, датами, поступками, предметами представляет собой тот или иной фрагмент языческого мировоззрения или языческое отношение к миру. Так, вера в завязанные узелки, платочки, счастливые или несчастливые дни предполагает веру во всемогущество вещей и чисел, а значит, ведет к их обожествлению.
Языческие суеверия всегда стремились проникнуть в Церковь. И хотя Церковь твердо противостоит им своим догматическим учением, утверждающим первопричину мира только во всемогущем Боге, для языческого сознания остается возможность использовать религиозную практику Церкви в своих нехристианских целях. Так рождаются околоцерковные суеверия. Они не имеют ничего общего с православной христианской религией, а только прикрывают церковной практикой непреодоленное языческое мировоззрение, что чаще всего направлено на достижение недушеспасительных целей. В этом кроются и корни обрядоверия. У обрядоверов нет места Богопознанию и Богопочитанию, поскольку богослужение и все, что связано с ним, используется ими для достижения сиюминутных выгод, а не для наставления души и стяжания Божественной благодати. На вопрос - Можно ли совмещать веру и суеверие? Если православный человек, увидев черную кошку, переходит на другую дорогу или сплевывает через плечо, он грешит? - Святейший Патриарх Кирилл, ответил на вопросы так: «Если это православный человек, то, значит, он не твёрд в своей вере или немного знает о ней. Потому что мы веруем в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а не в черного кота, не в сон после обеда и не в разбившуюся чашку. Истинную веру в Бога невозможно соединить с суеверием, потому что одно отрицает другое в принципе. Либо человек на всех путях своей жизни надеется на помощь Божию и к ней прибегает в молитве, либо он надеется на силу различных магических обрядов». К сожалению, суеверия не искореняются, а мутируют со временем. Персонажи русского фольклора, все эти лешие и домовые, останутся в позапрошлом столетии не вызывая суеверных страхов. Им на смену пришли новые суеверия. Современную чушь в виде гороскопов, летающих тарелочек и барабашек рекламируют современные СМИ. Изменилась и терминология. В ходу такие термины как сильная и слабая энергетика, аура, чакры и т.п. Уже существует масса предрассудков и суеверий, связанных с автомобилями, телефонами, самолётами и даже с компьютерами и Интернетом. В Интернете можно даже узнать дату своей смерти! «Различные духовные недуги, радикальные настроения, получившие распространение среди части прихожан, — это признак неблагополучия не только личности, но и в известном смысле всего общества. Суетная вера переориентирует человеческое сознание с важных вопросов бытия, нравственности, полноты жизни, цели существования на некую манипуляцию с предметами, образами и словами. Оккультизм и магия к духовной жизни человека, к его нравственному возрастанию не имеют никакого отношения» — считает Святейший Патриарх Кирилл.
О суевериях написано много. О них пишут психологи, естествоиспытатели, философы. О них писали отцы Церкви, пишут церковные учёные и практикующие священники. Суеверия изучали В. Даль,
А. Афанасьев, С. Максимов, И. Сахаров, М. Забылин, А. Корфинский,
А. Стрижёв, М. Шахнович. В своей работе мы опирались на их исследования.
Мы хотели только напомнить как верующим людям, так и тем, кто далек от религии, слова святого апостола Павла: Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4:3) — и тем самым сказать, что все мы живем в это время. Действительно, в наши дни не «учители, которые льстили бы слуху» живут среди нас, а мы едва протискиваемся среди них: разномастные дэвиды копперфильды собирают стадионы, страницы масс-медиа заполнены рекламой «православных» и прочих магов, целителей и предсказателей, на телевидении и в кино несут неустанный дневной и ночной дозор различные герои с темным и не очень светлым прошлым. Православный народ тоже вносит свою лепту. Достаточно назвать хотя бы иерусалимский хлеб из пекарни Храма Гроба Господня, паломничества, превращаемые в оздоровительные поездки, распространение веры в то, что Путин является реинкарнацией апостола Павла, почитание в качестве святого Славика Крашенинникова.
В нашей книге собраны суеверия, зафиксированные как явление культуры и имеющие относительно устойчивую традицию. Они разделены на околоцерковные и бытовые. Такое деление условно, поскольку в жизни православного христианина практически невозможно в чистом виде выделить церковную и бытовую составляющие.
|