Василий Геннадьевич
невоцерковленный верующий
Тема: #87183
Сообщение: #3419809 11.08.10 07:07
|
Как же понимать Ипостась(Божественное Лицо)? Без правильного понимания Ипостаси, мы не можем объяснить Святую Троицу и взаимоотнощения Божества.
Древние христиане греческие Ипостась понимали, как Сущность Духа. Они очень хорошо поняли, что Бог есть Дух, не материя, не плоть. И, действительно, Отец - Дух, Сын - Дух и Святой Дух. Дух один и един. Для объяснения сущности Духа хорошо подходят слова Апостола Павла:
1 Кор. Гл.12. 1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары (в частности) различны, но Дух(естество) один и тот же;
5 и служения(частность) различны, а Господь( сущность) один и тот же;
6 и действия(частность) различны, а Бог(природой) один и тот же, производящий все во всех.
7 Но каждому дается проявление(сущности) Духа на пользу.
8 Одному(в частности особенных свойств) дается(естеством) Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же(естеством) Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух(природа Бога), разделяя(свойства) каждому особо, как Ему угодно.
Видение одного Бога одной сущностью Духа предполагало изначало христианство, как религию единобожия, и главное, Бог представлялся человеку не каким то ограниченым и отделённым человека субъектом, а всеобъемлещим Духом, находивщий присутствие в человеке.
Монетеизм, религия единобожия, образное представление человека окружения приводит и главной ошибке, восприятия Бога неким ограниченым и отдалённым субъектом. Христиане, определяя Ипостась сущности столкнулись именно с проблемой -образное восприятие Бога. Выходило, что три Лица Божественные, три образа, три Ипостаси и три сущности Божественные.
Таким заблуждением образовалось учение МОНАРХИАНИЗМА в разных вариациях.
1.Монархианизм модалистический - объяснял первичность Логоса, сущности, как безличностной монады, из которой образуются лица на подобии масок. (первична идея, - школа Платона).
2. Монархианизм динамический - Чтобы спасти монархию, динамисты прямо жертвовали Божеством Христа. Христос был простой человек, и, как таковой, если и существовал до своего явления в мир, то лишь в божественном предопределении. О воплощении в Нем Божества(Отца) не может быть и речи.
Арианство до известной степени было продолжением и повторением динамического монархианизма. Если динамисты пытались спасти монархию отрицанием Божества Искупителя, то ариане достигали той же цели через отрицание Божества Логоса. В полную противоположность монархианизму, Арий решительнейшим образом присваивал Логосу личное бытие, признавал Его ипостасью, отличною от Отца.
Отец имел высщее собственное существование, а Логос(сущность) имела отдельное личностное бытие. Смешивая понятия начала, как принципа или причины, и начала, как исходного пункта бытия, Арий пришёл к отрицанию безначальности Сына. Арианство ставило Сына, как ипостась, решительно вне области божественного бытия: Сын стоит в таком же отношении к Богу, в каком и всякое другое творение. Он Бог только по благодати. Божественное существо представлялось арианству всецело замкнутым в ипостаси Отца, отличительным признаком которого полагалась «нерожденность»; Сын, как не обладающий этим свойством, мыслился совершенно не подобный Отцу. Арианизм, утверждая момент отдельной ипостасности Логоса, приводил к деизму, признавая Сына низшим служебным орудием творческой силы Бога, который столько возвышен над миром, что прямое Его действие на последний представляется невозможным.
Так как арианство распространилось весьма широко и имело более всего заблуждений, потребовался первый Вселенский Собор христиан, - Никейский. Святые отцы, среди которых было много практиков обретения святости, как признаный всеми Антоний Великий, основатель монашеской жизни пустырничества, Николай Чудотворец, Афанасий Великий, справились с задачей объяснения Первого Символа Веры. Следует признать большую заслугу царя Константина, который решительно принял сторону святых и поддержал своим авторитетом.
Никейский Символ, - «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого;
- и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца (из сущности Отца), Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого (Сына) все произошло как на небе, так и на земле; - ради нас человеков и ради нашего спасения снисшедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мертвых;
- и в Духа Святого;
- говорящих же, что было (время), когда не было (Сына), что Он не существовал до рождения и произошел из не сущего, или утверждающих, что Сын Божий имеет бытие от иного существа или сущности, или что Он создан, или преложим, или изменяем, предает анафеме Кафолическая Церковь». (цит. по Елизавета Волчегорская. СИМВОЛ ВЕРЫ: I-ый Вселенский Собор. http://www.golos-sovesti.ru/?topic_id=1&gzt_id=18 )
Никейский Символ утвердил одну сущность(природу, естество) Отца, единосущие Ему Сына и Святого Духа так же отнёс к Божеству. Так образовалось чёткое понимание Святой Троицы единой сущностью Отца и тремя Ипостасями. Тем не менее осталось не понимание взаимоотношения Лиц Святой Троицы и их природы.
Великие Капподакийцы продолжили логическое осмысление Ипостаси. В истории человечества существовало две противополождные школы воприятия бытия. Одни утверждают начало бытия абсолютной идеей, Логос, Слово(школа Платона). Другие начало бытия усматривают в наличии реального субъекта или объекта, какого то предмета и природу образования(Логос, Слово) относят вторичной принадлежности. (школа Аристотеля).
Святые отцы не приняли ни одну сторону двух протвоположных лагерей, а используя уникальную формулу Апостола Иоанна, - ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО И СЛОВО БЫЛО БОГ, объединили обе философские школы. Ипостась включает в себя СЛОВО(Логос) и ЛИЧНОСТЬ(Бог). Одно без другого быть не может и одно предполагает другое. Нет Лица без природы и нет природы без Лица.
Ввасилий Великий пищет к своему другу Григорию Богослову, - "Вот это и есть ипостась - не неопределенное понятие сущности, не задерживающееся ни на чем из-за общности обозначаемого, но понятие, которое показывает и определяет общее и неопределенное в какой-либо вещи через ее очевидные особенные свойства, как это обычно делает и Писание во многих случаях и в рассказе об Иове".
Следует, что Ипостась определяет общее(природу) и особенные свойства(частное, индивидуальное). Таким образом Ипостась не отделяется сущности, а включает её в Своё бытие.
И, действительно, невозможно сказать, что Миша идёт улицей, а природа его дома осталась. И, невозможно подумать, что природа гуляет, а Миша на диване отдыхает. Имя не может быть без природы, как и природа человеческая и Божественная не может быть без имени.
Позже это же утверждает и Иоанн Дамаскин - "Хотя и нет естества, существующего без ипостаси, и не бывает сущности без лица, ибо и сущность, и естество усматриваются в ипостасях и лицах... "
Григорий Богослов соотносит сущность Божественному к бесконечному морю. - «Божественная природа есть как бы море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого понятия о времени и природе».
http://azbyka.ru/dictionary/02/bogestvennaya_suhnost-all.shtml
Итак, божественная сущность, есть бесконечное реальное бытие. Это и есть сущность Отца по Никейскому Символу. Так как природа Божества не может быть отделена Ипостаси, то и каждая Ипостась Святой Троицы есть бесконечность сущности. Таким объяснением Слово(сущность) и есть Бог(Личность). Как бесконечноста природа, так и бесконечна единосущием Отцу каждая Ипостась Святой Троицы. Как бесконечна каждая Ипостась Святой Троицы, так бесконечна и одна Сущность Бога.
А, различаем мы Ипостаси по особенным или частным свойствам каждого Лица. Сын имеет в частности образ человеческий, Святой Дух является людям в оброазе Фаворского света. Импостась не ограничена частностью образов, а простирается сущностью Божественного Духа(реальным) в бесконечность. Природа бесконечна, бесконечна и Ипостась, а частности(часть бесконечности) внутрь сущности. Не ипостась внутрь природы(это нелепо), а частность образа Ипостаси внутрь естества Ипостаси. - "Я в Отце". Но и образ не отгораживается природы, не ограничивает собою бесконечность а так же содержит в себе и представляет сущность Отца, - "Отец во Мне"
Остаётся добавить, что сущность Отца представляет бесконечный духовный, не материальный Живой Огонь. Об этом хорошо говорит Симеон Новый Богослов в гимне №9, как он зрел Отца http://azbyka.ru/stihi/simeon_novuj_bogoslov_izbrannue_gimnu1-all.shtml#1 и объяснением природы Огня, - "Итак, какого рода этот Божественный огонь? Не считаешь ли ты его видимым, тварным или уловимым? Он совсем не такой. Если бы ты был посвящен в его тайну, то достоверно знал бы, что он неудержим, несотворен, невидим, безначален и нематериален, совершенно неизменен, неописуем, неугасим, бессмертен, неуловим, будучи вне всех тварей - вещественных и невещественных, видимых и невидимых, бестелесных и телесных, земных и небесных,- вне всех их пребывает он по природе, по сущности и, разумеется, по власти".
Обобощая выводы, Святая Троица(каждая Ипостась) предстаёт нам бесконечным и вечным, нетленным и не тварным естеством Огненного живого Отца, внутрь которго все частные образы Лиц.
|