 Платошин Игорь Иванович
 православный христианин
Тема: #87033
Сообщение: #3323859 13.01.10 00:39
|
Если сможете почитайте внимательно отрывок на толкование Евангелие от Иоанна первая глава
Иоанном Златоустом там всё написано:
Сказав: "без Него ничто не начало быть" и присовокупив: "что начало быть", он таким образом обнял все твари, даже и умопостигаемые, и исключил из них Св. Духа. Такое прибавление и нужно было, чтобы на его слова: "все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть" кто-либо не сказал: "если все произошло через Него, то через Него же произошел и Дух". Я, говорит он, сказал, что все, что ни сотворено, через Него произошло, невидимое ли то, или бестелесное, или небесное. Поэтому-то не просто я сказал: "все", а - "все, что начало быть", то есть все сотворенное. Но Дух не сотворен. Видишь ли, как точно учение? Евангелист только упомянул о сотворении видимых тварей, так, как об этом уже прежде учил Моисей; Евангелист, уже наставленных в этом предмете, людей возводит к высшим созданиям, т.е., бестелесным и невидимым, и вовсе исключает из числа их Святого Духа. Подобным образом говорил и Павел, вдохновенный благодатью: "ибо Им создано все" (Кол. 1:16). Вот и здесь опять такая же точность, потому что тот же Дух управлял и душою Павла. И вот, чтобы кто не исключил чего-либо сотворенного из создания Божия, - так как есть твари невидимые, - а с другой стороны, чтобы не включил кто в их число Утешителя, Павел, минуя твари чувственные и всем известные, исчисляет создания небесные и говорит: "престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли" (Кол.1:16). Частица "ли" выражает не другое что, как и те слова: "все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть". А если тебе кажется, что выражение: "чрез Него" как бы уменьшает Его достоинство, то послушай, что говорит Павел: "в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих" (Евр. 1:10). Таким образом, что сказано у пророка (Пс. 101:26) об Отце, как Создателе, то Павел говорит о Сыне, изображая Его не иначе, как Творца, а не так, как бы Он имел значение существа только служебного. А если здесь сказано: "чрез Него", то это так выражено для того только, чтобы кто-нибудь не стал почитать Сына нерожденным. Но что в отношении к созданию Ему принадлежит достоинство, нисколько не меньшее Отца, об этом послушай Его самого: "как Отец", - говорит Он, - "воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (Ин. 5:21). Итак, если и в Ветхом Завете сказано о Сыне: "в начале Ты, Господи, основал землю", то Его достоинство, как Создателя, очевидно. Если же ты скажешь, что пророк говорил эти слова собственно об Отце, а Павел только приписал Сыну сказанное об Отце, то и таким образом выходит то же самое. Да Павел и не решился бы приписать этого Сыну, если бы не был совершенно уверен в равночестности (Отца и Сына). Было бы крайне дерзновенно принадлежащее естеству, ни с чем несравнимому, относить к естеству меньшему и подчиненному.
3. Но Сын не меньше и не ниже Отца по существу. Поэтому Павел дерзнул сказать о Нем не только вышеуказанные слова, но еще и нечто другое. Выражение: "из него", которое ты признаешь исключительно достойным одного Отца, Павел употребляет и о Сыне, говоря так: "и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим" (Кол. 2:19). Но не довольствуется он и этим; а и с другой стороны заключают вам уста, прилагая выражение: "которым" к Отцу, - выражение, которое по твоим словам означает меньшее достоинство: "верен Бог", - говорит он, - "Которым вы призваны в общение Сына Его" (1Кор. 1:9). Также: "волею его". И еще: "ибо все из Него, Им и к Нему" (Рим. 11:36). Но не только о Сыне говорится: "из того", но и о Духе. Так ангел сказал Иосифу: "не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся[2] в Ней есть от Духа Святаго". Равным образом и выражение: "о нем", относящееся к Духу, пророк не отказывается приложить и к Богу (Отцу), говоря так: "в Боге сотворим силу, и Тот уничижит угнетающих нас" (Пс. 59:14). И Павел говорил: "всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам" (Рим. 1:10); и ко Христу относит тоже выражение: "О Христе Иисусе". Таких выражений, безразлично употребляемых, мы можем много и часто находить в Писании; чего не могло бы быть, если бы повсюду не предполагалось одно и тоже существо. Не думай также, что в словах: "все чрез Него начало быть" говорится здесь о чудесах: о них повествовали прочие Евангелисты. А Иоанн после этих слов присовокупляет: "в мире был, и мир чрез Него начал быть" (ст. 10), - мир, а не Дух, потому что Он не есть творение, а выше всякой твари. Но поспешим далее. Сказав о создании: "все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть", Иоанн прилагает к тому и учение о промысле в следующих словах: "в Нем была жизнь". А присовокупил эти слова: "в Нем была жизнь" – для того, чтобы никто не сомневался, каким образом все через Него произошло. Как в бездонном источнике - сколько ни черпай воды, не уменьшишь источника, так и творческая сила Единородного, сколько бы ни было создано или произведено ею, нисколько от того не уменьшается. Или лучше я употреблю более свойственное этой силе сравнение, именно назову ее светом, как и сам Евангелист, говорит далее: "и жизнь была свет человеков". Как свет, хотя бы освещал неисчислимое множество предметов, нисколько оттого не уменьшается в своей светлости, так в Боге, и прежде и после сотворения: сила нисколько не оскудевает, ни мало не умаляется и не ослабевает от многочисленности творения; но, хотя бы надлежало произойти еще тысяче таких миров, хотя бы и бесконечному множеству их, Его сила довлеет на всех, чтобы не только произвести их, но и сохранить после создания. Наименование жизни, употребленное здесь, относится не только к созданию, но и к промышлению о сохранении созданного. Кроме того, говоря о жизни, Евангелист полагает основание учению о воскресении и предначинает то дивное благовестие, что, с пришествием к нам жизни, разрушена держава смерти, что, по озарении нас светом, уже нет тьмы, а всегда пребывает в нас жизнь, и смерть уже не может преодолевать ее. Итак, вполне можно сказать и о Сыне то, что сказано об Отце: "ибо мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17:25). Это и Павел выражает в следующих словах: "ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое; и Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол. 1:16,17). Поэтому Сын называется и корнем и основанием.
Но когда слышишь, что "в Нем была жизнь", не представляй Его себе сложным, потому что впоследствии Он говорит и об Отце: "ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" (Ин. 5:26). Ты не скажешь по этому поводу об Отце, что Он сложен; не говори же и о Сыне. В другом месте сказано, что "Бог есть свет" (1Ин. 1:5), также – что Он "обитает в неприступном свете" (1Тим. 6:16). Но все это говорится не для того, чтобы дать нам понятие о сложности, а чтобы мало-помалу возвести нас на высоту догматов. В самом деле, так как для народа нелегко было понять, каким образом Он имеет жизнь сам в Себе, то он и говорил сначала о том, что не так высоко, а потом, научив их, уже возводит к более возвышенным истинам. Тот, кто сказал, что Ему (Отец) "дал иметь жизнь", сам потом говорит: "Я есмь жизнь", и еще: "Бог есть свет". А какой это свет? Свет не чувственный, а духовный, просвещающий душу. Так как Христос говорил: "никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец" (Ин. 6:44), то Евангелист, предваряя эти слова, и сказал, что Он есть тот, который просвещает, чтобы ты, услышав что-либо подобное об Отце, не приписал того только одному Отцу, но и Сыну, - "все", - говорит Он, - "что имеет Отец, есть Мое" (Ин.16:15). Итак, Евангелист сперва поучает нас о создании, потом говорит и о духовных благах, дарованных нам с пришествием Спасителя, и означает их одним словом: "жизнь была свет человеков". Не сказал: "была свет" иудеям, но – всем людям, потому что не иудеи только, а и язычники получили познание о Нем, и свет этот прилагается в общение всем. Но почему Евангелист не присоединил сюда и ангелов, а сказал только о людях? Потому что у Евангелиста теперь слово о роде человеческом, и потому, что Спаситель к нему пришел благовествовать благая. "И свет во тьме светит" (ст.5). Тьмою здесь называется и смерть и заблуждение. Свет чувственный сияет не во тьме, а когда нет тьмы; но проповедь Евангельская светила среди мрака заблуждения, все облегавшего, и рассеивала его. Свет этот проник и в самую смерть и победил ее, так что уже одержимых смертью избавил от нее. Итак, поелику ни смерть, ни заблуждение не преодолели этого света, но он всюду блистает и светит собственною силою, то Евангелист и говорит: "и тьма не объяла его". Да он и неодолим и не любит обитать в душах, не желающих просвещения.
|