Платошин Игорь Иванович
православный христианин
|
Продолжаю рассматривать 4 главу первого послание к Фессалоникийцам
Читаем, 4:3. «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда».
От этого стиха и до восьмого стихе Апостол Павел призывает к целомудрию. В первых двух стихах, мы уже знаем Апостол Павел благодарил солунян, что они богоугодно живут. Сохраняя переданную им веру в чистоте, переданные заповеди совершения Таинств, но не только заповедь, совершать Таинства были переданы солунянам, но и заповедь жить по воле Божьей, совершая благочестивый образ жизни. Апостол Павел начинает с общей заповеди, в которой должен пребывать каждый христианин, которая, включает в себя весь христианский образ жизни, Павел призывает быть целомудренными, без целомудрия не возможно быть христианином. В четвёртом стихе Павел пишет Церкви, "чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чистоте» Естественно, ни о каком блудном образе жизни христианина, речи быть не может. Целомудрие включает в себя многое. Не правильно думать, что целомудрие относится только к тем, кто не вступил в брак. В браке очень актуально целомудрие. Сохранять в чистоте и непорочности своё ложе, не прелюбодействовать, сохранять верность своему партнёру. Целомудрие это значит поступать мудро, сообразно воле Божьей во всех областях нашей жизни. Не случайно Апостол Павел начал говорить о блуде. Блуд здесь имеется в виду опять же не только в сексуальном отношении, это слишком грубо говорить в Церкви об этом грехе, поскольку для нормального христианина физический блуд не допустим. Если человек живёт в этом грехе физически, в общем то, он уже и не христианин. Блудом автоматически отлучает себя от Церкви. В древности под блудом, часто имеется в виду, духовно заблудшие люди, люди блуждающие во тьме не знающие истины Божьей, Его воли, поклоняющиеся идолам. Вот, кто, прежде всего блудники и конечно же заблудшие духовно люди, часто впадали и в физический блуд. И сегодня такие люди есть. А примеры различны, Будучи крещёнными в Православии посещают собраний инославных и говорят, что здесь такого? Они также, верят также молятся. В том и дело, что не так верят и не так молятся. Было бы удивительно если, кто выйдя с царского пира из застолья и пошёл бы на помойку питаться вместе с бомжами объедками. А если бы друзья это увидели, то не подумали, что этот человек потерял рассудок. Так и человек принявший Православие, давший обеты чистой совестью служить Богу, если идёт к инославным и питается там пищей духовной, то выглядит безумцом.
Далее, я хотел бы привести интересный отрывок о целомудрии, что говорят святые Отцы Церкви:
«В современной жизни слово "целомудрие" забыто, а как добродетель оно утратило свою красоту и привлекательность для многих христиан. По словарю целомудрие означает: здравомыслие, воздержание, чистота телесная и душевная, стыдливость, скромность; целомудренный — не поддающийся похотям тела, воздержанный, трезвый, скромный.
По учению Святых Отцов Церкви оно имеет возвышенное значение. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Под целомудренными понимаются рассудительные. Ибо целомудрием называется здравое состояние ума. Но есть и другое понятие под целомудрием. Под этим словом подразумевается чистота от плотских грехов и похотливости".
Блаженный Иероним пишет: "Целомудренными быть заповедует Апостол старцам, чтоб не предавались плотской похотливости в возрасте, который естественно чужд бывает ее, и чтоб при охладевшей для неё крови не служили соблазнительным примером для юношей".
Ту же мысль можно видеть у Блаженного Феодорита, который слово "целомудренный" толкует: "попечительным о доброй жизни". В Ветхом Завете Премудрый говорит: "и три рода людей возненавидела душа моя и очень отвратительна для меня жизнь их: надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея, ослабевшего в рассудке" (Прем. Сирахова, 25:3-4).
"Целомудрствовать — телом и душой, делом и мыслью, чтоб ни на какого юношу не падало подозрение в грехе плотской нечистоты", — говорит блаженный Иероним. "Целомудренным, целомудрием супружеским, по которому даже удовольствия брачного ложа почитают не главным делом супружества, но придатком, вызываемым необходимостью естества" (Феофан Затворник). (Здесь я хотел бы отметить, что Церковь не запрещает супругам вступать в интимные отношение это естественное для человека П.И.) Наши благочестивые предки отлично понимали значение этих слов и строго соблюдали добродетель целомудрия. В счастливую и благочестивую старину нашими дедами и праотцами особенно ценилась в людях эта добродетель. Наивысшей похвалой был отзыв: "Целомудренный муж (мужчина), "целомудренная жена", " целомудренный юноша", "целомудренная девица". И тогда эта добродетель была распространённой, присущей многим, быть может, всем мужчинам и женщинам, юношам и старикам. "Целомудрие", "целомудренный", как видно из двухсоставности этого слова, говорят не о телесной только целости и чистоте, но, главным образом, о чистоте и целости внутреннего человека — его мысли, его духа. Телесная целость и чистота — только следствие и плод чистоты и целости духовной.
Христианство требует от христианина целомудрия. Христианин должен быть целомудренным и телом, и духом, и умом, и сердцем, и волей, т.е всем своим существом. Гармония, сочетание, согласие, единство этих сил в человеке порождает целомудренные дела, определяющие его отношение к самому себе, а также к окружающему его миру, и прежде всего людям, т.е к тем близким, с которыми жизнь ставит его в те или иные соотношения. По мере достижения этой добродетели расценивается нравственное достоинство человека. И потому каждый из нас должен воспитывать это святое целомудрие или целомудренную совесть в себе и других. На личной добродетели зиждется семейное и общественное благо. Целомудренные супруги остаются верными друг другу до смерти. Целомудрие родителей создаёт цельную, согласную семью, члены которой взаимно друг друга уважают и любят, старшие любовно воспитывают и развивают младших, а младшие любовно чтут старших и повинуются им не за страх, а за совесть. И все, и каждый не в разные стороны тянут, а согласно, дружно в одном направлении работают, друг друга поддерживают делом и советом, друг друга защищают, друг за друга горой стоят и Богу молятся. Здесь начертана идеальная сторона целомудренной жизни, каковой она должна быть по христианским законам» (Архиепископ Афанасий (Мартос)
Как добиваться целомудрия? Упражняться в смирении, постах и молитве. Чаще исповедоваться, Причащаться. Бог в Таинстве Крещение даровал нам чистые одежды, но это не значит. Что мы сами теперь никогда не должны мыться, поэтому, почаще надо участвовать в Таинствах Исповеди Причастия.
На этом заканчиваю небольшие рассуждения и в следующий раз хотел бы продолжить рассматривать 4 :9-10, где говорится о братолюбии.
|