Дeнис В.С.
православный христианин (новоначальный)
|
Первое отличие, которое важно установить между христианством и исламом, назовем джибрилизмом. Слово это произведем от слова Джибрил, что значит на арабском Гавриил. При этом не будем спешить называть христианского архангела Гавриила Джибрилом коранического текста. Сравнивая христианство и ислам, найдем, что они разные существа.
По Корану, Мухаммед не удостоен явления Бога, не имел разговора с Создавшим мир Творцом Всемогущим, не общался с Создателем вселенной. Вседержитель мира не говорил с ним лицом к лицу, не являл Себя Сам (даже в отличие от Моисея и израильтян). Вместо Бога дан Джибрил. Путь явления Джибрила, а не Самого Владыки мира назван «прямым путем». По Корану, нет более прямого пути, чем явление посланника-ангела вместо Самого Вечного, Вездесущего и Всемогущего, Безначального и Бесконечного Бога, Создавшего мир, Сотворившего человека и всех ангелов.
Читая хадисы, человек должен уразуметь тот способ, которым Мухаммед получал откровения. В хадисах прямо сказано об этом. Мухаммед не общается с Господом Всемогущим, говорит лишь с ангелом. На вопрос аль-Хариса бин Хишама Мухаммед ответил, что сами откровения приходят ему в виде тягостного для него звона колокола и говорящего ангела в образе человека . Ни звон колокола (быть может, означающий шум ангельских крыльев), ни ангел в образе человека, по мнению основателя ислама, не были явлением Самого Господа Всемогущего, действием Самого Творца. Это явления и действия Джибрила, который в пещере (на горе) Хира несколько раз схватывал и сжимал основателя ислама, заставляя его напрягаться до предела Джибрил вызывал в нем страх, по причине которого он говорил: «Укройте меня, укройте меня!»; будучи же укрыт восклицает: «Я испугался за себя!».
Страх основателя ислама, по его свидетельству, не страх Божий, ибо не Всемогущий Господь явился ему, а страх перед сотворенным существом, сравнимым с ним самим, таким же созданием. Ведь страх Божий не страх перед насилием ангела, человека и всякого существа сотворенного, а начало премудрости, познания Самого Всемогущего Господа, ибо Один есть Премудрый, весьма страшный, Сидящий на престоле Своем, Господь (Сир. 1, 7). И в страхе Господнем нет недостатка, нет надобности искать при нем помощи, ибо страх Господень — как благословенный рай, услаждает сердце и наставляет на пути любви (Сир. 40, 12-13; 27-28).
Каковы же свойства Джибрила? Коран и хадисы так описывают его. С боевым оружием он сражается на коне в битве при Бадре (4). После битвы у рва голова его покрыта пылью, и он не снимает оружие, хотя основатель ислама уже снял (5).Он сам (или его скакун) оставляет явные, доступные для людей следы на земле (20:96, Кул. 20:96, Кр. (6)). По словам Умара бин аль-Хаттаба, люди видели его как разговаривающего с ними обычного человека, отличающегося только одеждой и цветом волос, и лишь слова основателя ислама позволили узнать в нем ангела (7). Со слов Усамы бин Зайда, женщина (Умм Салама) воспринимает Джибрила как обычного человека, видя в нем Дихйа бин Халифа аль-Кальби, товарища основателя ислама.
Только через Джибрила, а не прямо, чрез Самого Всемогущего Господа приходят основателю ислама аяты. Джибрил, а не Сам Всеведущий Господь, низводит Коран Мухаммеду. Джибрил, а не Сам Всеведущий Господь, читает вместе с ним Коран и учит пониманию. Один ангел Джибрил, а не непосредственно и прямо Создавший всю вселенную и ангелов Бог, учит последователей Мухаммеда религии, что отражено в его словах: «Поистине, это - Джибрил, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии!» .
Джибрил повелевает ангелами и ангелы подчиняются ему. Его близость к Аллаху превосходит близость всех существ. Если Аллах испытывает любовь к человеку, то вначале обращается к Джибрилу с просьбой полюбить человека (10). Когда же Джибрил полюбит человека, то уже он обращается ко всем обитателям небес с призывом любить человека, а его обращение склоняет к человеку небесный и земной мир. Со слов Абдуллаха бин Масуда, Мухаммед видел Джибрила, который имел 600 крыльев (11), что явно превосходит число крыльев простых ангелов. Весь духовный путь Мухаммеда точно подытожила Аиша: «Великую ошибку совершает тот, кто утверждает, будто Мухаммед видел своего Господа, но он видел Джибрила в его истинном образе и обличье, и он закрывал собой весь горизонт» (12). Но самое важное, что Мухаммед видит Джибрила, который восседает на троне, восседает на троне между небом и землей (13), хотя восседание на троне свойственно уже не ангелу, вестнику сотворенному, а Создавшему мир и ангелов Богу.
Возведение Джибрила на трон, провозглашение его единственным и неповторимым носителем откровения, ниспослать которое Всемогущий, Вездесущий и Всесильный Бог не в силах Сам, позволяет назвать ислам религией Джибрила, джибрилизмом. Но джибрилизм нарушает истинный Таухид, подрывает учение о Едином Вездесущем и Всемогущем Господе. Истинный Таухид есть ведь Таухид Самого Господа, а не существ тварных: «Ты, Господи, Един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9. 6). Созданные Единым Всемогущим Богом небесные ангельские воинства такие же творения как и мы, они поклоняются Богу! Неужели они могут знать Его лучше Него Самого?
Завершая разбор мусульманского джибрилизма, напомним, что на языке арабском есть слово ширк, означающее многобожие, неверие. Оно восходит к слову «шарик», что значит товарищ. Грехом же считается придание Господу равных. Придание же Джибрила Аллаху как царя откровений есть нарушение монотеизма. Такое придание есть нарушение Таухида в господстве. Ведь ангел есть только раб Всевышнего Бога, дух сотворенный. Если же раб восседает на троне и дает откровение, то это изменяет сам принцип таухид ар-рубубийа. Ведь истинный монотеизм есть Таухид в управлении, владении. Господь как Царь, всей вселенной владеет и нет Ему равных. Значит и в откровении остается Он Господином. Сам человеку Он Могущественный может и должен являться. Если же нет, то нарушается справедливость, тварь за Творца говорить и ручаться не может.
В Книге пророка Даниила находим упоминанье об ангеле Гаврииле. Но это упоминанье разнится с исламом. Здесь ангел толкует лишь данное Богом пророку Откровение, а имя ангела лишь дважды встречаем. Но наряду с ангелом тварным, пророк Даниил ведет беседы и с почившими праведниками святыми (напр. Дан. 8, 13-15) Они также ему помогают уразуметь Откровение Всемогущего Бога. Явление же Бога пророку в видении, как и все откровения от Бога, ангел или святые заменить не в состоянии. Если же ангел становится на место Бога, садится на трон, начинает учить человека, то принять учение его невозможно, ибо престол Творца он восхитил. Таким ангелом может быть и ангел падший, выдающий себя за ангела света, о чем нам сказали апостолы: «Потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 14.15).
http://azbyka.ru/religii/islam/islam_v_sravnenii-all.shtml
|