Известно, что возникновение ересей промыслительно способствовало утверждению истины через их (ересей) преодоление либо трудами Святых отцев, либо на Вселенских соборах. А вот если также подойти к нынешней ситуации отпадения от Церкви известной части православных под лозунгами мятежного епископа, то вот что читаем в "ОБРАЩЕНИИ Диомида, епископа Анадырского и Чукотского к духовенству Русской Православной Церквии ко всем Православным Христианам Земли Русской":
«…церковь, руководствующаяся «Основами социальной концепции РПЦ» абсолютно готова к принятию антихриста, и совершенно не собирается ему препятствовать в продвижении к власти, поскольку большинство людей на земле свой выбор сделают в его пользу. При этом власть православного Самодержца – помазанника Божия десакрализируется. Однако догматическое церковное вероучение о Православной Царской власти навечно закреплено в Христовой Церкви. Деяния Вселенских Соборов свидетельствуют, что занимают «по церковному установлению, второе место (в Церкви), боговенчанные, победоносные и богоизбранные Императоры наши и владыки вселенной. Священник есть освящение и укрепление Императорской власти, а Императорская власть есть сила и твердыня. Это определение совершенно неприменимо к президентам стран и другим светским правителям. В молитве «Отче наш», которая дана нам Самим Господом нашим Иисусом Христом, мы просим Бога Отца чтобы Он осуществил волю Свою на земле «как на Небе» (Мф. 6, 10). Воля же Божия на Небе – чтобы было Царство. Святитель Филарет Московский, раскрывая церковное вероучение о власти Православного Царя пишет: «Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле Царя; по образу Своего вседержительства – Царя Самодержавного; по образу Своего Царства непреходящего – Царя наследственного… Из Священного Писания, Священных Канонов и учения святых Отцов ясно следует, что Православным Христианам невозможно говорить о «непредпочтительности» власти Православных Царей – помазанников Божиих. Поэтому один из анафематизмов чинопоследования Недели Православия определяет: «Помышляющим, яко Православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о Них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в Них не изливаются, и тако дерзающим противу Их на бунт и измену, – анафема, трижды». Из этого ясно следует, что цареборчество как ересь, которая отрицает особые дары Святаго Духа Православным Царям, а так же отрицает предпочтительность Православного Самодержавия перед другими государственными строями, осуждено святыми Отцами. Поместный собор 1917-18 годов в революционном угаре этот анафематизм для употребления отменил, тем самым подпадая под его проклятие».
Итак, братие, перед нами – позиция. Вполне по своему стройная и в чем то логично аргументированная. Только вот почему неукоснительное следование ей приводит к расколу? Значит в чем то она неверна? В чем?
В те 80-е годы, время нашей молодости, когда мы робко стучались во врата Церкви, когда в нашем стремлении вчитываться в ароматно древние дореволюционные церковные книги был сладкий привкус чего то катакомбного, :-) когда мы оглядывались, выходя после Причастия умытым весенним утром, когда мы порой даже от родных прятали нательные крестики, трудно было представить то, что мы об этом задумаемся. Потом было вдохновенное обучение в Свято-Тихоновском и светлой памяти батюшка Глеб Каледа прозорливо грустно молвил с кафедры – «Ну вот, дали церковную свободу, а сумеем ли мы ей воспользоваться ко благу Церкви?». И теперь ясно – не сумели. :-(
Многие из нас отошли после той эйфории 90х. Да, к чему это я? Просто вспомнилось… :-) К тому, что тогда в курсе «История Церкви» о. Александр Салтыков учил нас, что после Миланского эдикта 312 года началась и доныне продолжается «Константиновский» период «симфонии между государством и церковью. Но церковь, кажется, после 1917 года пытается «симфонировать» в одностороннем порядке :-) . Она пытается стать полезной государству, то окормляя заключенных, то сотрудничая с армией, то вводя ОПК в систему образования. Но государство упорно отвергает все попытки этого «флирта» и четко придерживается принципа отделения церкви. И вот против этого принципа выступает епископ (?) Диомид. Но в этом пункте мы ничего ему не можем возразить. А должны бы. Так вот и вопрос – в каком периоде церковной истории мы живем? Если в пост-константиновском, то его богословие должно быть соборно принято полнотой Церкви. Да, непросто, ибо в симфонии мы находились 15 столетий. Но, кажется, до конца мира, который недалек, мы ту симфонию будем считать завершенной. Эта эра кончилась. А что началось? И вот за возможность поразмышлять на эту тему мы должны быть благодарны печальному факту раскола.
Переоценивете деятельность епископа Диамида в качестве раскольника
Здесь, ИМХО - Украина показательна - вот там Вам и униат и сало с шинками и всё остальное.
А на счет слияния церкви и государства - так в чем Вы видете это слияние? Диамид - голословен
Конкретно кто - нибудь может описать - слияние нынешней власти в России и РПЦ?
Вы пишете, что государство отвергает.....ой ли? Неприязнь - взаимна и естественна
Был - один единственный случай - единства- Новгородское княжество. Архиепископ - верховная власть. Князь - избираемый воевода. Но Грозный вмешался....
Мы живем в период третьего ига (см. пророчества Авеля). Логика простая: если нет царя, то мы под игом, т.е. третий раз наступаем на одни грабли.
"Да, непросто, ибо в симфонии мы находились 15 столетий. Но, кажется, до конца мира, который недалек, мы ту симфонию будем считать завершенной. "
Православие- есть религия не поражения, а победы. Победить мы (т.е. земная Церковь) может только с царем. Поэтому симфония еще будет. Неверие в это есть грех.
Эта эра кончилась. А что началось? И вот за возможность поразмышлять на эту тему мы должны быть благодарны печальному факту раскола.
Раскола еще нет, т.к. епископ Диомид не предал проклятию других епископов. Все поминали и будут поминать будущего патриарха (Церковь как тело бывает подвержено болезни и молится за все Тело, дело каждого христианина). И наконец совместное евхаристическое общение.
«за возможность поразмышлять на эту тему мы должны быть благодарны печальному факту раскола»
Я благодарю Вас и Андрея, администратора форума за эту возможность ( несмотря на то, что откололось слово «kuraev» от «осиротевшей» ссылки на чудесные темы православного содержания).
«ту симфонию будем считать завершенной»
Я не согласен считать завершенной симфонию государства под руководством высшей власти, здесь Димитрий уже написал из Рим.13.1:
«Всякая душа да будет покорна высшим властям»
Поскольку есть ещё земное государство, конституция которого начинается с преамбулы «Во имя Всемогущего Бога!»
«Но церковь, кажется, после 1917 года пытается «симфонировать» в одностороннем порядке»
Может быть, искажение симфонии началось значительно раньше при Петре I, когда синодальный перевод исказил церковнославянское определение власти «Несть бо власть аще не от Бога» - не есть власть, если не от Бога (дословный перевод).
Значит, можно просто согласиться со словами бывшего участника под номером 1: «современная церковь слаба».
« Когда мы живем?»
Накануне и чаю, что моя Родина ещё исполнит во весь голос симфонию правильной славы Церкви.
С Богом.
Уважаемый Сергей,
именно так я и понял вашу тему - поразмышлять о взаимоотношении Церкви и гос-ва.
Как написал уважаемый батюшка: "Сейчас начался период нейтралитета гос. власти в отношении Церкви, и это состояние для самих христиан куда более предпочтительно" - очевидно имея ввиду что хорошо, если гос-во наконец не мешает молиться.
Однако этот пост клирика как раз и свидетельствует о недостаточном осмыслении православными данной исторической ситуации, поскольку эклессилогически ставит не менее трудные вопросы перед Церковью в обличении гос-ва (да и всего общества), хотя и оставившего Церковь в покое, но всё же находящегося под действием всех искушений "князя мира сего".
Вам же как психоаналитику может быть интересен взгляд на данный вопрос с психоаналитической
перспективы: отношение между Церковью и гос-вом - примерно как отношение между сознательным и бессознательным в рамках индивидуальной психики - то вытеснение с его "окамененным нечувствием" невротизма, соответствующего эпохе синодального пленения (что католики прошли в средневековье), то расщепление и проективная идентификация психоза, соответствующая эпохе революционного богоборчества и преследования церкви в советский период, то пограничные ситуации нарциссических защит идеализации и обесценивания эпох "безвременья"... Добавим к вышеприведённому подходу Эго-психологии подходы теории объектных отношений о диаде мать-дитя, теории влечений (теория эдипа и инцеста), нарциссизма, идентичности. Хотя психоаналитическая теория, п-моему, пока недостаточно разработана для описания отношений церкви и гос-ва. Однако всё это помогает рассматривать ваш вопрос - почему поддержку ищем со-стороны, а не-сверху. Потому что сверху искать поддержку трудней и более страшно (в психоаналитических терминах - тревожней), поскольку связано с более глубокой регрессией - то есть регрессией к более архаическим душевным состояниям при углублении в собственные внутренние переживания, потому что "сверху" здесь значит вглубь себя...
\\Сейчас начался период нейтралитета гос. власти в отношении Церкви, и это состояние для самих христиан куда более предпочтительно
Именно, отче, именно, и в этом смысл темы, которую я предложил. Но достаточно ли это отрефлексированно нами, православными? Есть ли эклессилогическое осмысление "пост-симфонического" периода? Что ушло из приходской практики и что повилось нового свравнительно с прошлым? Почему так выражена ностальгия по слиянию с государством? Отдаем ли мы себе отчет в том, что все время ищем поддержке ИЗВНЕ, а не СВЕРХУ? :-)
Любая ересь может быть по-своему логически выверена и убедительна для определенной части людей. С определенной психологией и своими политическими предпочтениями. Однако живая жизнь за этими логическими и каноническими построениями часто не видится вовсе. И расуждение относительно времен и эпох, где "все течет, все изменяется" и ничто не вечно, но все достаточно относительно, тоже не принимается во внимание.
Церковь до Константина жила вообще в языческом окружении. И уж императоров никак не освящала и не поставляла! Затем начался долгий период т. наз. "симфонии", когда Царство Божие скорее символизировалось, имитировалось, нежели по-настоящему актуализировалось, как было в апостольское и мученическое время. А затем наступил период секуляризации, по многочисленным грехам христиан и многим другим причинам, когда фактически стал лучше воплощаться принцип "Богу Божие, а кесарю кесарево". Секуляризация просто более реалистично расставила акценты и отвергла эту условную символизацию Царства, когда царство Кесаря фактически подменяло собой царство Божие. Сейчас начался период нейтралитета гос. власти в отношении Церкви, и это состояние для самих христиан куда более предпочтительно, нежели то, что было в синодальный период в дореволюционной России, поскольку чем все окончилось, известно прекрасно.
Последнее время ИМХО руководство РПЦ МП, упустило время для исправления трёх ошибок, которые были допущены на ранних периодах советского периода истории МП.
И время для исправления этих упущений было ограниченно. До 17 мая 2008 г, т.е. до "объединения" РПЦЗ (вернее сказать униии) с РПЦ МП.
Ведь РПЦЗ ставило условиями для объединения:
1)покаяние МП в ереси "сергианства"- т.е. сотрудничестве иерархии МП с богоборцами на протяжении 70 лет.
2)покаяния МП в ереси экуменизма.
3)канонизации царственных мучеников.
Только третье условие было выполнено и то с запозданием и многими оговорками.
Это привело только к формальной унии некоторых приходов РПЦЗ и МП.
Итак из-за не выполнения первых двух условий объединения фактически с РПЦЗ не произошло.
А в чём состоит позиция епископа Диомида?
Как ни странно его не волнует "сергианство". Он лишь ссылается на участие МП в экуменизме.
А основа его позиции, на не придании должной чести при канонизации Царя Николая 2-го.
Т.е типичная позиция "синодала" которых было много в Росии на момент октябрьского переворота 1917 года. К ним можно было отнести почти всё казачество и часть кадровых офицеров на тот момент.
Мы на сегодняшний день имеем 3 разные позиции в русском православии. И РПЦ МП являясь на этот момент самым массовым представителем его, не выглядит к сожалению самым лучшим образом, ещё из-за " йосифлянских" склонностей в среде иерархов.
р.Б.
Когда из-за частного Богословского мнения начинается вражда промеж верующих -
собирали Вселенский собор, чтобы решить : ересь ли это - или новый догмат.
И, соответственно, пополнять ли Символ веры - или анафему провозгласить.
27 марта 2024 в 09:34
— Андрей Бузик
15 марта по старому стилю / 28 марта по новому стилю
четверг
Седмица 2-я Великого поста. Глас 1.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Мч. Агапия и с ним семи ... читать далее »
26 марта 2024 в 09:51
— Андрей Рыбак
Сергий Алиев провел в горах две ночи
Подполковник Александр Фёдоров - Кто же такой Сергий Алиев на самом деле
Александр Фёдоров
🔹Экс-сотрудник Управления собственной безопасности МВД ... читать далее »
25 марта 2024 в 09:14
— Андрей Бузик
Салат из картофеля с чесноком
1 кг картофеля, 1 луковица, 1 головка чеснока, 2 ст. л. растительного масла, 0,5 cт. воды, соль, укроп.
Картофель отварить в мундире. Очищенные дольки чеснока истолочь ... читать далее »
24 марта 2024 в 05:11
— Андрей Рыбак
ученые на пуи создания искуственного мозга
Искусственный интеллект проповедует Евангелие! В чем опасность? читать далее »
23 марта 2024 в 14:02
— Андрей Рыбак
игумен Никон (Воробьев)
Бесы имеют доступ к телу и нервам, к мозгу человека - Никон Воробьев. Составитель Осипов А.И. читать далее »
23 марта 2024 в 00:49
— Андрей Бузик
Таганрог, известный как малая родина великого Чехова, стал и местом притяжения для русских православных людей, приезжающих к нам поклониться и помолиться святому праведному старцу Павлу ... читать далее »
20 марта 2024 в 22:45
— Андрей Бузик
Издалека прибыл в холодный Олонецкий край преподобный авва Лазарь. Он родился и получил воспитание в Царьграде. От юности Христа возлюбив, он принял и иночество в обители Афанасия Дискота, в ... читать далее »
19 марта 2024 в 02:46
— Андрей Бузик
Василий Поленов. Жизнь и творчество
Василий Дмитриевич Поленов – один из ярчайших русских художников второй половины XIX века и начала XX века. Он известен картинами «Московский Дворик», «Бабушкин ... читать далее »
17 марта 2024 в 02:54
— Андрей Рыбак
Круговорот Любви Святого Духа
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Прощенное воскресение. Простите.
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, ... читать далее »
Российские ски-альпинисты стали шестыми на командной гонке Sellaronda Ski marathon. В гонке стартовало больше 550 команд(1100+ человек). О том как это было, в своих соцсетях рассказал один из ... читать далее »
Участники регионального спортивного проекта "Суперлига Подмосковья" достигли цели совместно пройти, пробежать, проплыть и проехать 10 миллионов километров. Подсчет включает весь километраж, ... читать далее »
27 марта 2024 в 05:51
— Андрей Рыбак
Почему люди племени хунза живут больше 100 лет
Пакистан. Главный секрет долголетия. 120 лет не предел читать далее »
26 марта 2024 в 06:04
— Владимир Лучит
***
Бог – податель всех благ, всего сущего Он и Исток, и Основа!
Что ж никак не утихнет о вере наш спор? – Ведь, казалось бы, так:
От признания, собственно, Бога Единого, вечно Живого,
До единства ... читать далее »
24 марта 2024 в 22:40
— Андрей Бузик
История Европы дохристианской и христианской
Ученый и аскет
Преемником Пелагия на Римском престоле стал один из самых масштабных в истории папства иерархов – святитель Григорий Великий. Он родился в ... читать далее »
24 марта 2024 в 03:00
— Андрей Рыбак
Пс. 138, 7-10: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя ... читать далее »
23 марта 2024 в 06:46
— Андрей Рыбак
Крестный ход на Праздник 110 летия обретения мощей прп. Серафима Саровского Чудотворца. Саров - Дивеево. 31.07.2013 года, 32
Миротворческий Крестный ход "Слезное покаяние спасет Отечество"
С САМОЙ ... читать далее »
17 марта 2024 в 17:00
— Андрей Рыбак
Упокой Господи Артема в Своих Обителях и прости ему прегрешения вольные и невольные ,яко благ и человеколюбец
Доброволец из Костромской области героически погиб в зоне СВО
В Костромской области ... читать далее »
16 марта 2024 в 00:11
— Андрей Бузик
Кончается «широкая Масленица», и уже совсем близко – всего два дня – до начала самого строгого поста, дороги к Пасхе. Готовя православных к будущему поприщу, Церковь напоминает о подвиге поста, ... читать далее »
12 марта 2024 в 17:46
— Андрей Рыбак
Патриарх Алексий II благословляет иконой Троицы. Андрей Рычковский / РыбакБудь бдителен
Срочный Сбор!
Вот и пришло время обратиться к нашему собору
Мир вам братия и сестры и все кто посещает наш ... читать далее »
Вероника Цупикова, 20-летняя воспитанница краевой СШОР "Горные лыжи", на первенстве России удивила и специалистов, и даже саму себя. У нее серебро в супергиганте и бронза в супер-комбинации. ... читать далее »
Организаторы традиционной камчатской гонки на собачьих упряжках "Берингия-2024" сократили маршрут гонки из-за сильного таяния снега на одном из ее этапов, сообщил Камчатский выставочно-туристический ... читать далее »
26 марта 2024 в 23:53
— Андрей Бузик
О добродетели и пороке
Господь наш Иисус Христос Апостолом Своим рек: Шедше научите вся языки, учаще их (Мф.28:19), не едино блюсти, а о другом нерадеть: но блюсти вся, елика заповедах вам, то есть, ... читать далее »
25 марта 2024 в 23:54
— Андрей Бузик
Мужественный защитник православной веры святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем ... читать далее »
23 марта 2024 в 23:06
— Андрей Бузик
Ин. 1:43–51 (5 зач.).
Как велико и страшно присутствие Божие – о, как велико и страшно присутствие Бога живаго!
В трепете предстоят Ему ангельские силы; серафимы закрывают крылами лица свои от ... читать далее »
21 марта 2024 в 23:34
— Андрей Бузик
Похвальное слово святым сорока мученикам (1-е)
Чем, предполагаю, многие тяготятся, тому я мысленно радуюсь. Многим, вероятно, неприятно толпиться между собою в тесноте, а для меня это верх радости. ... читать далее »
17 марта 2024 в 07:15
— Владимир М.
Кому эта тема интересна (а это на сегодняшний день и в преддверии грядущих событий, эта тема для России судьбоносна), тот может ознакомиться с ней более внимательно по адресу: ... читать далее »
15 марта 2024 в 05:18
— Игорь Афонин
Сегодня день памяти иконы Божий Матери Державная. Бог явил эту икону в день отречения царя от престола, показав тем самым, что оставляет Свой Промысел о России под покровом Божией Матери даже в таком ... читать далее »
12 марта 2024 в 15:26
— Андрей Рыбак
Голуби / Схиигумен Сергий Романов
О.СЕРГИЙ РОМАНОВ/ЛЕГКО НЕСТИ СТАРЦА, КОГДА ОН НЕСЁТ ТВОИ НЕМОЩИ, А ПОПРОБУЙ ПОНЕСТИ ЕГО/СЕРГИЙ АЛИЕВ читать далее »
Юрий Штанков забрал финишную ленту на дистанции 50 км Vietnam Ultra Marathon. Гонку с набором высоты 2 450 м Юрий пробежал за 5:36:12, отрыв от соперников около 30 минут. Этот ультрамарафон во ... читать далее »
Как и предполагалось, последний скоростной спуск в Заальбахе не состоялся. Француз Сиприен Сарразин не получил шанс побороться за "Малый хрустальный глобус" и остался на втором месте после Марко ... читать далее »