Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Помогите пожалуйста! Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Православный календарь / Вечное во временном... Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Вечное во временном...
Алексей Юрьев
Алексей Юрьев

православный христианин
нет доступа
на форум

Тема: #81909    27.11.08 22:15    Просмотров: 3491 [32]

Сообщений: 8    Оценка: 0.00   
Не показывать | Исправить | Ответить

(Послесловие автора, Г. Русского, к книге "Клейма к иконам северорусских святых")

Иначе и не определить понятие святости в мире. И ничем иным не побеждается время, как святостью, — ради вечного... Нам, конечному, временному не дано понять, какое оно, вечное, но святые явлением своим напоминают, что оно существует и к нему надо стремиться...
Странным образом, рассказ наш, начавшись с изложения Житий малоизвестных северных подвижников, завершился таким обобщением. Казалось бы, Жития северорусских святых меньше других дают повод к умственным рассуждениям. Наши святые — не люди отвлеченного мышления, среди них мы найдем людей созерцательной жизни и людей практической деятельности, но не встретим умудренных богословов, книжных писателей. Облик их конкретен, зрим, нам нетрудно представить их простое житие, как и окружающую простую обстановку. Непостижимой и, наверное, недостижимой кажется их простая, родниково-чистая вера, и сами они могут быть уподоблены родникам, питавшим полноводную реку русской веры.
Северные подвижники овеяны для нас особенной теплотой, они близки народному пониманию святости. В трудах своих они подобны крестьянину-поселенцу, также умело владеют топором, рубят хижину, расчищают лес под пашню, взрыхляют землю мотыгой, также живут они среди первозданной природы — среди лесов, у реки или озера, в общении с тварями земными — они неотделимы от окружающего их прекрасного Божьего мира.
Русская северная святость имеет совсем иной духовный настрой, чем тяготеющая к Византии святость Киевской Руси. Южнорусские святые скрывались от мира в узость, в пещеры, в затвор. Северный святой определим иным словом — простор. Он живет среди русских просторов, в постоянном движении, в деятельности, в общении с людьми и природным миром.
Начальный облик новому типу святости положил «всея Руси игумен» преподобный Сергий Радонежский. В подобие ему подвизались все пустынники северных земель и наши поморские подвижники. Сергиева святость и есть народный идеал святости, и это народное представление о святости дожило до недавнего времени, потому, наверное, что жива еще была на Севере и в иной лесной глухомани прежняя, просторная, привольная Русь. Еще в начале прошлого века житие старца в арзамасских лесах походило на житие северорусских подвижников. Потому-то с такой особенной любовью почитал народ согбенного саровского старца, внове явленного пустынника, дружившего с дикими зверьми, мудрого наставника и духовидца.
Ныне обозрим путь русской святости от Сергия до Серафима, и велик и труден этот путь. А наши северные подвижники где-то в середине этого пути (не строго хронологически, разумеется), в том добром старом времени, которое нам представляется столь поэтичным.
Таково ли состояние нашего века, нашего духа, что великие общерусские святые предстают перед нами в недостижимой высоте, и мы, по маловерию, робеем перед их величием, а северные малоизвестные местночтимые святые нам проще, доступнее, душевнее? Потому ли так, что нам понятнее их облик, их жизнь? Потому ли еще, что смущенная, раздерганная душа сегодняшнего человека особенно стремится к покою, к цельности, особенно чутка к первозданной красе природы? Не берусь решать, но с ними, нашими северянами, мы не чувствуем отчужденности веков.
Это можно пояснить так: от того лесного Маковца, на котором начинал свой подвиг преподобный Сергий, не осталось напоминания и возникший на том месте огромный монастырь своими могучими стенами и строениями многих веков свидетельствует об огромном историческом пути, пройденном Православием, и перед материальной тяжестью веков поневоле содрогаешься, испытываешь трепет и робость. А в северных пустыньках все осталось, как было века назад и кажется, что по этой вот тропке только вчера прошел святой подвижник, старец в лапоточках с добрым лицом, как на картине Нестерова "Пустынник"...
Но есть и иное, ценное, общерусское и, думается, интерес к северорусским подвижникам возникает неспроста. Виден в нем провиденциальный смысл. Север — хранилище русской духовности. Не только фольклор, книжность, иконопись, зодчество сохранил он. Вернее, все это сохранилось там благодаря неиссякаемому источнику русской духовности — тем самым родникам веры, которые не иссякая, не замерзая струились в дальних пустыньках, в скитах, у лесных часовенок. Дело веры было для Севера первым делом, с образом Спаса он заселялся и жил.
Подвижники поморские названы нами строителями северорусскими не просто по созиданию ими монастырей, церквей, а по строительству духовному. Ныне ни одной из основанных ими обителей не существует (написано в 1980 году, спустя пятнадцать лет отрадно назвать возобновленные монастыри Соловецкий, Сийский, Веркольский), не сохранилось, в большинстве, и материальных памятников, но духовное строение не может быть уничтожено. И ныне, когда многие думающие русские люди обращают свой взор к Северу и прозревают его значение в будущих судьбах России, столь неоценимы для нас исторические и вневременные основы, заложенные трудами наших скромных, тихим светом сияющих поморских праведников.
Мне трудно сразу расстаться с их милыми сердцу образами. Конечно, сердечно я с ними никогда не расстанусь, но пока приходится это делать. А мне еще хочется говорить о них...
Мне хотелось бы рассказать о Кирилле Вельском или Важском, слуге новгородского наместника, который, спасаясь от гнева господина своего, бросился в реку и утонул (1748 г.). Такая смерть не считалась самоубийственной, а мученической; подобным образом поступали древние мученики во времена гонений. И о другом страстотерпце — Василии Мангазейском, святом заполярного городка, убиенном господином своим за отказ вступить с ним в противоестественную связь (1602 г.). Воображение мое занимает суровый образ преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей. Вижу его на ступенях Успенского собора в толпе нищих при царском входе, а кроме нищих и нет никого — сам Грозный царь идет! Царь идет, а с ним нерослый, заморенный царевич Федор, нищелюбец. Грязны и оборваны нищие, юроды тянут руки к царевичу, но всех убожей стоящий поодаль монах в рубище, босой — он пришел в царствующий град с дальней Печенги... Его заметил царевич, снял свой кафтан и отдал монаху... А сколько-то лет спустя, когда монаха того уже в живых не было, явился он царю Федору во сне — было это на войне со Швецией, куда невоинственного царя возили — и повелел выйти из шатра, и едва царь вышел, как влетело туда ядро, прямо в покинутое ложе (это чудо с Федором Иоанновичем другое предание связывает с именем преподобного Максима Грека).
То, что предпринято нами, есть попытка художественного проникновения в мир северорусской святости. Никогда не помышляя дотоле заняться вопросами русской агиографии, мне пришлось неожиданно их коснуться — в восприятии художественном. Сугубо же исторический подход признается менее плодотворным. Так, исследователь Житий святых северорусских подвижников Иван Яхонтов замечает, в частности: «Историку приходится отказаться от всякой попытки воспроизвести на основании этих Житий какие бы то ни было живые личные характеристики подвижников поморского края, хотя он и видит по Житиям, что между ними встречаются лица весьма различные по характеру и образу жизни».
Однако не бесплоден художественный подход к Житиям, поскольку он допускает известный простор воображению. Но без воображения невозможно изложение любой истории давних времен. Поэтому правильнее сказать, что работа наша развивалась в художественно-историческом русле. В очерках мы стремились к предельной исторической достоверности и ошибки, если таковые имеют место, могли возникнуть лишь непреднамеренно. В рассказах, держась житийной канвы, нами допущен простор воображению, и пристрастный агиолог легко найдет эти отступления.
Но вообразить не означает исказить, а следовать не букве, но духу. «Буква мертвит, дух животворит». Оправдание автору, что тем же путем следовали и древние агиографы, не затрудняясь ради прославления подвижника на переложение иных Житий и благочестивый домысел, против чего протестует ныне историческая критика. Но поступали так они ради вящей славы Божьей и святых Его.
Но да не скажет никто того страшного, предсказанного в слове аввы Памвы (Пролог, ноября 16): «Хощет бо последний род гладити жития святых отец и писати по хотению своему». Нет, не заглаживать Жития, не изглаживать из памяти, а восстановить и восславить забытые лики северных святых! — этого хотел автор.
Автор искренне хотел бы сказать доброе слово людям, среди которых он живет — русским людям, своим современникам, но он не знает как и не умеет сделать это иначе, чем рассказав о «добрых людях Древней Руси» — о святых, нашем оправдании в истории.
Мы не дерзали создавать их словесных икон. Повествуя о земных деяниях праведников, допуская воображение и предположение, мы стремились не утерять исторической канвы. Тем самым мы создавали исторические клейма к их иконам.
Клейма — обрамление иконы — повествование о временном, зримом, постижимом. Они окружают средник, как временное — вечное. Иконный образ — умозрение, выражение мира незримого. Обрамление принадлежит времени, рассказывает о людях, о событиях — о земном мире, в котором жил святой. Другое — вне области исследований и повествований, это совершенный лик — не тот образ на доске, написанный с большим или меньшим умением — тот Образ, которым избранник открывается Вечному Художнику, а нам остается лишь преклониться перед достигнутым совершенством.


Фролова Юлия Вячеславовна

православный христианин

Тема: #81909
Сообщение: #3785266
08.12.13 15:26
Ответ на #3785265 | Фролова Юлия Вячеславовна православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Засмеялись люди и стали выходить из избы. Зашумел народ на улице, узнав в чем дело, разложили большой огонь и обступили его, а Стефан и Пам вошли в круг и стали у костра на вытаявшую землю. Еще была ночь и морозно сверкали звезды на небе и велик был холод, но чуть засветлело небо в восходной стороне и чуялось, что ночь идет на спад. И слушали люди, забыв про холод и про сон.
Стефан продолжил проповедь.
- Я говорю тебе, Пам, и вам, коми, тем, кто слышал, и тем, кто не слышал наше прение, что подобно разложенному перед нами огню, освещающему тьму ночи и побеждающему холод ночи, наша христианская вера освещает людям путь жизни и согревает людские душа. Человек может жить и во тьме и привыкнуть к ней и не знать вовсе, что есть свет. Таков человек, лишенный зрения, слепец. Но человек зрячий знает, что есть свет и не хочет быть слепым, потому что свет дает ему возможность увидеть красу мира. Тот же, кто отказывается от света, напоминает добровольного слепца - таков тот, кто закрывает глаза на истины христианской веры, ибо Свет Миру - Христос, Бог наш. Человек, ходящий во тьме заблуждения своего, слепцу подобен. Он ничего не видит и полагает, что так ему лучше, ведь он не видит вокруг ничего плохого и не замечает грозящих отовсюду опасностей. Но куда сможет идти такой человек? Никуда. Заведенный в лес, он заплутается в нем, а, будучи сильным, окажется бессильным, ибо не видит, откуда исходит нападение, и с ним совладает слабейший противник. Так и человек, лишенный прозрения верой, подобен одинокому слепцу, заведенному в чащу леса. Будучи сильным, он окажется слабым, будучи высокого ума, будет поступать глупо, будучи незрячим, не различит того, что близко. А близко к вам, коми, слово Божие, ибо по доброте душ ваших, по кротости сердец, по великодушию народа вашего, близки вы ко Христу, душа народа вашего - христианка и один лишь шаг отделяет вас от Спасителя Мира. Всего лишь шаг. В третий раз призываю вас, братья-коми, и тебя, брат мой Пам: сделайте этот шаг и тогда станет ваша земля избранной обителью Господа! Это Он зовет вас: идите ко мне, коми!
Зашевелились люди и некоторые хотели выйти из круга к Стефану, но Пам стоял неподвижно и спало оживление.
Пам начал говорить.
- Ты сравнил нас со слепцами, брат Степан, но ты избрал неудачное сравнение. Ты не знаешь, наверное, что наши слепцы (а такие несчастные люди есть среди нас) никогда не заблудятся в лесу, как не заблудится птица, летящая ночью. Мы живем в лесах, это так, мы многого не знаем, что знают другие народы, и это так, но мы живем по своей воле и не хотим, чтобы нам навязывали чужую. Пусть для тебя мы слепые, для себя мы зрячие. О, мы зрячие и даже очень зоркие, недаром вы, рочь, зовете нас зырянами. У нас каждый охотник попадает стрелой белке в глаз и промах бывает редок. И в слабости нас не упрекнешь - каждый коми выйдет на единоборство с медведем, не зная боязни. Так, друзья?
- И люди ответили ему радостным гоготом.
- А у вас, у рочь, выходят на одного медведя и по сто и по двести человек и гордятся потом, будто одержали победу над многочисленным врагом, а всего-то один медведь... Нет, не боимся мы дикого зверя, одного мы боимся больше всего на свете - обманного слова. Обманное слово несет народу погибель, и таково твое слово, Степан. Ты можешь думать, что принес нам доброе слово, а на самом деле принес нам обманное слово. Ты говоришь о воем добром Боге, а зовешь под злую власть Москвы. Обманно твое слово и потому, что ты назвался нашим, коми, а зовешь отказаться от веры предков. Если ты хочешь добра нашему народу, Степан, правдивый человек, удались от нас и оставь нам такими, какие мы есть.
Робко под посеревшим небом забрезжил рассвет. Молчали люди, взирая на Стефана. Не сразу заговорил он.
- Если мое слово обманно, значит, я обманщик, так, Пам?
- Я не хочу тебя обидеть, Степан, я назвал тебя правдивым человеком, но слово твое несет нашему народу обман, а за ним гибель. Те, кто послал тебя к нам со словом о добром Боге, творят обман. Если ты не обманщик, то ты обманутый.
- Меня послал к вам один только Бог мой, в которого я верую, и потому, что я в Него верую, я несу Божье Слово тем, кто не знает его, ибо это слово правды. Ты же, упорствуя, не хочешь признать Божье Слово и даже называешь его обманным. Ты не хочешь принять Христа и наперед говоришь, что Его слово погубит твой народ. Но может ли погубить слово правды? Или же спасти? Ты считаешь, что христианская вера отдаст коми под власть Москвы. Но разве народ коми один во всем мире и нет у него друзей и врагов? Ваши соседи - русские и вогуличи. Надо ли говорить о вогуличах? Не они ли убили твоих родителей? Не они ли год от года разоряют вашу землю? Ты сказал, Пам, что вы, коми, смелы и каждый в одиночку одолеет медведя, но где ваша сила перед вогуличами? Вогуличей меньше вас, но они сплочены и выступают единой ратью, вы же разобщены, живете на дальних расстояниях друг от друга и не можете собраться воедино и только то спасет ваш народ от гибели, что ваши леса недостижимы для врага. Но, соединившись одной верой с Москвой, вы получите помощь от друзей и единоверцев и кто тогда посмеет вас тронуть? Верь мне, не одно зло в Москве, а добра больше.
- Твоя Москва не так сильна, Степан, вы сами платите дань хану, а с нас, слабейших, хотите брать не только дань, но и отнять последнее, что у нас есть - душу. Ваши сильные повелители татары так не поступают.
- Нет, Пам! У русского народа только один Повелитель - Христос! - воскликнул Стефан. - А что до хана, то нас не смиряет его власть. Разве не слышал ты, что московская рать одолела рать татарскую. Отныне крепнуть Москве и усиливаться. Почему ты видишь зло в Москве? Не потому ли, что обижают вас сборщики дани и обманывают купцы? Но так поступают они и в своей земле и потому не все добро в нашей земле, но вас они обижают больше и им легко это делать, потому что ваш народ не ведает грамоты, как другие народы. Я пришел на вашу землю не с обманными словами и не с пустыми руками. Я принес вам грамоту. Я буду учить вас читать книги и писать самим. Ваша письменность не будет похожа ни на одну другую, ни на греческую, ни на русскую, она состоит из знаков, похожих на ваши пасы, зарубки на деревах, но из пасов нельзя составить складного письма, а из моих знаков можно. Отныне у вас, коми, есть письменность и благодаря ей вы ничем не отличаетесь от других народов, ибо всякое письменное слово - свет, а наивысший Свет - Слово Божье! На это возразил Пам:
- Ты думаешь, Степан, нам нужна твоя письменность? У нас есть пасы для сообщения друг другу и большего нам не надо. Все события, которые происходят в нашей земле, мы узнаем сразу, не прибегая к письменности. Напиши вести распространяются с быстротой ветра и говорят, что это ветер их переносит, но такова наша общность. Мы живем далеко друг от друга, но вести получаем скорее, чем вы в московской земле. Мы знали о твоем приходе еще тогда, когда ты достиг Пыраса на устье Эжвы, и все, что ты делал, каждый шаг твой был известен.
Ты говоришь, Степан, что принес нам письменное слово и этим сделал нашему народу добро. Но так ли? Что будет, если мы примем твою письменность? Письменность привяжет нас к книгам, а книги к твоей вере, потому что вы, рочь, молитесь по книгам. Но могут ли письменные значки заменить звучащее слово, выходящее из человеческих уст? Не так мы, коми, глупы, чтобы не создать своей письменности, но мы знаем, что записанное слово убивает живое слово и потому наши песни и сказания храним в себе. Они передаются из уст в уста, их знает каждый коми. Его сердце хранит их. Как только мы перенесем их значками на хрупкий лист, мы их забудем, а сам лист скоро износится, и так уйдут наши предания, а с ними память нашего народа, и что тогда наш народ?
Отвечал Стефан:
- Ты говоришь, Пам, что коми не нужна письменность. Но письменность обогащает народ. Язык твоего народа беден. В нашем споре с тобой нам приходится наполовину говорить по-русски.
На что Пам:
- Оставь нас такими, какие мы есть, Степан.
Рассвело и стали видны под низким хмурым небом убогие хижины, сбившиеся в кучу на поляне в окружении соснового бора, и островерхую церковку на взгорке, сияющую свежим срубом, и широкую белую гладь реки, по которой черными точками двигались с разных сторон люди, торопящиеся увидеть небывалое состязание.
И продолжалась великая пря.
Говорил Пам:
- Ты хочешь, чтобы мы слушали тебя и верили твоим словам, а наши слова о нас самих слушать не хочешь. Но кто лучше знает нас самих, чем мы сами? Мы сами лучше тебя знаем, что нам надо и чего не надо. Ты назвал нашу веру темной, но для нас она ясная как день, это твоя вера темная и непонятная для нас, к тому же это даже не твоя вера, вы сами, рочь, получили ее от других народов. Наша вера - своя и другой нам не надо.
И шумно одобрили люди его слова.
Заговорил Стефан:
- Неужели потому лишь ты готов отвергнуть слово Правды, что оно явлено не в вашей земле и даже не в русской земле? Разве потускнеет слово Правды от того, где оно высказано? Знай, что Правда - одна для всех людей! Ты упрекаешь меня в том, что я не хочу тебя слушать. Это не так. Я слушал и готов тебя слушать. Скорее это я должен упрекать тебя в том, что ты мало прислушивался к моим словам о правой вере. Я все еще надеюсь, брат мой, что ты отвергаешь ее потому, что не понял. Так узнай, брат Пам, и вы, братья-коми, узнайте о Великой Правде, о христианской вере!
И, укрепившись мыслью о Господе, Стефан начал долгую проповедь.
Он начал с объяснения Слова Божьего, открытого в Евангелии от Иоанна: "Искони бе Слово..." Он разъяснил смысл Пресвятой Троицы и тайну Боговоплощения. Говорил о Благовещении, напомнив о близящемся празднике, первом, какой встретит земля коми. Восславил Богородицу и Приснодеву Марию. Рассказал о земном пути Богочеловека, о учении Его, о чудесах, о страстях и крестной смерти. О чуде Воскресения и Вознесения. Об апостольском служении и об обращении Савла, приведя его в пример своему противнику. Рассказал, как распространялось слово Божие между народами и как пришло на русскую землю. Объяснял Символ веры и учил, как надо жить по-христиански.
Так долго говорил он, что день начал склоняться к вечеру и внимал ему народ в тишине. Невиданное множество народа собралось у неослабевающего огня, даже пугливые жонки и малые дети, дряхлые старики и старухи, и низкорослые раскосые самоеды, жители тундр, все были здесь.
И, когда кончил Стефан, утомленный пуще самой тяжкой работы, поднялся дотоле тихо сидевший у огня Пам, он распрямился во весь рост, оглядел собравшихся и свежим, звонким голосом воскликнул:
Слушай мою песню, коми-морт! Слушай, народ мой! Быть может, это моя последняя песнь. И никто другой не споет вам. Я хочу петь вам о нашей земле!
И встрепенулись люди, засверкали глаза и впились в певца.

Посмотри на родную землю, коми-морт!
Как велики ее леса, так велика и она,
И всем есть на ней место.

Звонкоголосой птицей в поднебесье
Пролетаю над тобой, земля моя,
И вижу тебя всю!

На холмах еловые леса - это парма,
По низинам сурой лес - это согра,
По песчаным гривам сосны - это яг,
По болотам желтые кочки - это нитш.
Как свежо дыхание ветра над тобой -
Это дыхание духа ветра Вентилля!

Зеленая краса нашей земли - леса,
Голубая краса ее - реки.
И первая Эжва - мать народа коми,
Тихая, в песках течет она,
Потому и зовется "желтая вода".
И много у нее дочерей - притоков,
И у каждой из дочерей есть дети - ручьи.
Реки - пути нашей земли,
Из сердца великой пармы исходят они.

Два дара богов у нас: леса и реки.
Леса наполнены зверем и птицей,
Реки и ручьи наполнены рыбой.
Всем хороша земля наша
И хорошо на ней людям.

Посмотри же, посмотри, коми-морт,
Какая добрая у тебя земля!
Ведь добрые духи охраняют ее:
Духи лесов и духи вод,
Духи полей и духи облаков,
А в небе великий бог Ену,
Победивший злого Омоля.

Боги хранят тебя, земля коми,
И помогают твоим людям.

Но что будет, земля моя,
Если духи твои отлетят от тебя?
Как человек без души,
Станешь ты мертвой.
Ты не будешь сама собой,
Ты будешь другой землей
И только называться будешь как прежде.
Другие люди будут жить на тебе,
И не будут любить тебя, как мы, -
Ведь другие боги будут у них
И по-другому будут они жить.

О, кто принес нам это зло?!
Сердце мое плачет от горя -
Брат мой принес это зло!
Человек, которого я люблю как брата,
И отвергаю, как врага земли.
О, горе мне, коми!

Я вижу, как гибнет моя земля,
Приняв чужого Бога -
Так гибнет человек,
Отказавшийся от своих предков.
Я хочу спасти тебя, земля!
Но один я слишком слаб
И прошу помочь вас, люди!

Встанем все вместе
И отвергнем чужого Бога!
Ради земли своей,
Ради наших предков
Встанем крепко и устоим!

Стойте за свою землю, коми!
Стойте за свою веру!

И вздыхали люди, слушая песнь Пама, и плакали, отирая счастливые слезы, приговаривая: "Ай, хорошо!" И многие решили, что победил Пам.
И Стефан видел, что народ поддержал Пама и знал почему. Пам обратился к сердцам людей и растревожил их. Он, Стефан, обращался к умам людей и говорил о новом и незнакомом, но замечал, как замечал и прежде, что лишь немногие понимают его речь - неискушен знанием был лесной народ и не мог сразу вместить Божественные Истины. И еще знал Стефан, что людям легче остаться со старым и привычным, освященным заветами предков, нежели с новым и непонятным, о чем свидетельствовать мог он только словом. Но слово было голо и не доходило до сердец. Тщился он донести словами свою горячую веру – и не проникали слова, ибо вера без дел мертва. Дело должно было явить. Некогда вера утверждалась чудесами, дар чудотворения даровал апостолам Господь, сказав: "Идите и несите Евангелие всей твари". Дал им этот дар, дабы люди, мало проникаемые словом, уверовали, увидя чудеса, творимые верой. Но он был ничтожным слугой Божьим и не смел помышлять о таком даре. Не дано ему было, и он знал. Ничего у него не было больше, а слова иссякли. Одно достояние у него оставалось - жизнь, и ее без колебаний, в любой миг, готов он был положить ради торжества веры.
Вокруг шумели люди, а иные приплясывали от радости и кричали: "Ты победил, Пам!", а Стефан неотрывно взирал на угасающий огонь. Жаркие как огонь слова Писания жгли его:
"Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение".
И, когда все решили, что поп Степан признал поражение и иные стали расходиться, Стефан обратился к народу, подняв руку, призывая к тишине.
Угас короткий зимний день, сходили сумерки на заснеженную землю. В наступившей тишине потрескивали догоравшие головешки в костре.
Сказал Стефан:
- Друзья! Я прошу исполнить мою просьбу. Разведите огонь пожарче. И еще прошу. На реке есть две проруби, оставшиеся от недавнего лова, когда тянули сеть подо льдом. Одна прорубь выше по реке, другая ниже. Очистите их ото льда.
Уставшие в ожидании конца спора люди с охотой бросились исполнять просимое.
- Степан, дров больше нет! - крикнули ему.
- Зажигайте чом на берегу. Пусть будет большой огонь.
- Степан, что ты задумал? - спросил встревоженно Пам.
Стефан молчал.
Он подозвал своего мальчика-прислужника и велел принести напрестольный крест из церкви, и тот принес.
На берегу стоял старый заброшенный сарай со сквозными воротами. И, когда его сухие смолистые бревна вспыхнули, и пламя разом охватило строение, вздыбившись выше керок, и от жара стало тепло даже стоящим поодаль, Стефан обратился к народу.
- Слушайте меня, коми, и разнесите мои слова по всем дальним весям, по всей земле! От вечера до другого вечера препирались мы с Памом без еды и сна, и ни один из нас не сумел переубедить другого словом. Нам остается одно: переубедить один другого делом. Мы сделаем так: вместе, рука в руке, войдем в огонь и пройдем сквозь пламя, и тот, кто выйдет из него невредим, того вера права. Если мы оба выйдем из огня, мы вместе, рука в руке, войдем в верхнюю прорубь и тот, кто выйдет из нижней, того вера права.
И с этими словами он высоко воздел в правой руке крест, а другой повлек Пама к огню. Страшным красным раскалом светились бревна сруба, скакало, зловеще гудело и ревело золотое пламя и рвалось злыми языками к двум людям, затягивая их в свою огненную пасть.
В испуге взирали коми, не в силах двинуться.
- Безумный человек! - остановился Пам. - Ты заманил меня, как птицу в силок!
- В огонь! Мун! Иди! - исступленно крикнул Стефан.
Одежда задымилась на них, жгло лицо, трещали волосы и борода. - Я иду за Христа, иди и ты за свою веру!
- Я понял твое коварство, Степан. Ты не дорожишь жизнью, ты знаешь, что за тобой придут другие и довершат твое дело, а у бедных коми один только Пам. Кто утешит их, кто сложит песню?
Рухнула кровля, обдав непереносимым жаром, осыпав головешками и искрами. Стоять дольше было невмочь, одежда затлела и еще мгновение, вспыхнула бы, как сухое сено.
- Мун! - страшным голосом крикнул Стефан. - Идем!
- Страшен твой Бог, Степан. Мой бог не толкает людей в огонь. Ты победил, но сердце народа коми я уношу с собой!
Он прянул от огня, обошел горящий сарай, показавшись с другой стороны (и потому говорили потом, что Пам прошел через огонь), спустился к реке и прошел краем курившейся на морозе проруби (и потому говорили потом, что Пам прошел по воде). Великий огонь бросал горячие отблески на речное пространство и в этом неверном свете долго еще виделся уходивший человек, пока разом не пропал во тьме.
А на берегу у затухающего огня стоял другой человек с высоко поднятым крестом и огромная тень креста падала на лед Эжвы.
И никто с тех пор в народе коми не встречал Пама Бурморта, хорошего человека.


Фролова Юлия Вячеславовна

православный христианин

Тема: #81909
Сообщение: #3785265
08.12.13 15:26
Ответ автору темы | Алексей Юрьев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

В память замечательного человека Генриха Павловича, помещаю здесь не вошедшее в ваше издание "клеймо" о св. Стефане Пермском:

ГЕННАДИЙ РУССКИЙ
январь 1989, июнь 1996.

ВЕЛИКАЯ ПРЯ

От града Великого Устюга по великой реке Двине простиралась вниз до Студеного моря земля Двинская, а по реке Вычегде, что пала в Двину в сорока поприщах от Устюга, вверх на тысячу поприщ в неведомых лесах лежала земля Пермская. Люди той земли сами себя называли коми, русские же звали их пермянами или зырянами. Пермяне торговали с Русью мехами, Русь же давала им хлеб, потому что плохо родится в Пермской стране. Соседней с Русью была земля Пермская, но до поры пребывала в поганстве, в идольской прелести, не просвещенная светом святого крещения.
В лето 6887 (1379) при благочестивом великом князе московском Дмитрии Иоанновиче, за год до Мамаевой сечи, священноинок Стефан Храп, уроженец Великого Устюга, уязвленный в сердце жалостью к пермским людям и исполненный ревностью к распространению Истины, по благословению епископа Коломенского Герасима, отправился в Пермскую землю. С крестом и святым Евангелием шел по почину апостолов во языки, нести веру Христову, крестить и учить.
Великое множество кумирниц было по Пермской земле, были и малые, и средние, и великие, столь почитаемые, что сходились к ним люди и за три, и за четыре дня пути, и за седмицу. Кумирами их были вырезанные из дерева истуканы или же сами дерева. Возле кумирен во множестве лежали меха, а иные были развешаны на деревах. Были тут и соболи, и куницы, и горностаи, и белки, и бобры, и рыси, и лисицы, и медведи, ибо верили пермяне, что идолы приносят им успех в охоте. В святом рвении сокрушал Стефан поганских идолов и рубил поганские дерева и сжигал пушную рухлядь. Удивлялись пермские люди: идолов побивает, а сам цел? - верили они, что нельзя коснуться деревянных истуканов без вреда для себя. Не раз обступали Стефана пермские люди с луками и стрелами, видя как сокрушает он идолов, но не смели поднять на него руку, ибо не в обычае того народа было нападать первым. Добр и кроток был лесной народ и нигде не терпел Стефан обиды. Объяснял он пермянам истины православной веры и крестил многих, внимали ему и крестились охотно, но, когда возвращался, находил идолов восстановленными, а людей живущими по прежним обычаям.
Спрашивал Стефан жителей, как решились они, облекшись во Христа, вернуться вспять, от света в тьму? - отвечали ему:
- Пам приходил, велел сделать как было.
- Кто таков сей Пам?
- Пам Бурморт - хороший человек!
И не раз случалось, когда проповедовал Стефан слово Божие и читал народу Евангелие, им самим переложенное на пермский язык, благовествуя о земном пути Господа нашего Иисуса Христа, о хождении Его, о чудесах и учении, говорили слушавшие радостно:
- Совсем как наш Пам!
Уразумливал их Стефан, видя, что дети они в вере:
- Одумайтесь, что говорите! Может ли человек совершить такое?
- Наш Пам может.
- Да кто он такой, ваш Пам?
- Он - хороший человек! - отвечали ему. - Как твой Христос он ходит по нашей земле и появляется везде, где людям плохо. Он лечит больных, он кормит голодных, он утешает несчастных, он делает добрые дела. Он может все, потому что он - хороший человек!
Понимал Стефан, что названный Пам - опасный волхв и кудесник и, не одолев его, дело веры в Пермской земле нельзя считать укрепленным. Знал он, что не миновать им встречи и искал ее, готовый к предстоящей брани.
- Как мне найти Пама? - не раз вопрошал Стефан людей.
- Тебе не надо искать его, он сам придет, - отвечали люди.
И минул год, как вошел Стефан в Пермскую землю, а Пам ему не встречался.
Целый год без устали ходил Стефан по земле Пермской, а на вторую зиму избрал пребыванием погост Иемдын на устье реки Выми, поскольку место то знаменито среди вычегодских жителей: была здесь великая кумирня и росла священная береза.
Уничтожил идолов Стефан, а березу срубил и воздвиг на том месте церковь Благовещения, первую в Пермской земле, понеже, как март - году начаток, так и сей праздник всем Господним праздникам начаток и начаток нашему спасению.
Скудным поселением была Усть-Вымь, стояло невеликое число зырянских жилищ, называемых керками, хотя вернее было назвать их хижинами, столь убоги и тесны они были. Для себя срубил Стефан избу на русский лад, с глинобитной печью, просторную, чтобы могли собираться люди. Здесь долгими зимними вечерами при светильнике читал Стефан народу Писание и учил грамоте по им составленной зырянской азбуке.
Время было Великого поста. Близилось Благовещение - первый храмовый праздник первой церкви, и с томлением сердца ждал Стефан и молился о том, чтоб день сей стал благой вестью всем простым сердцам народа коми. Еще не уходила зима, но днем гляделось солнце и наст окреп. С ближних и дальних весей сходились на Усть-Вымь люди, прибыли и люди тундры на оленьих упряжках: днями ожидался приезд купцов и пушной торг. До позднего часа горели на улице костры и раздавались голоса. Тесно было в стефановой избе, люди сидели на полу и молчаливо слушали чтение.
Снаружи послышались громкие голоса, они приближались к избе, кто-то распахнул дверь, что-то коротко сказал и сидевшие зашевелились и загудели, пронеслось: "Пам пришел... Пам..." Стефан, не поднимая головы, продолжал чтение. Снова распахнулась дверь, морозный пар заполнил избу, вошли люди и разом притихли. Затаенная тишина нависла. Некто шел к Стефану, сидевшие теснились, пропуская его. Стефан продолжал чтение и, кончив главу, поднял взор.
И внезапной тоской ущемилось сердце.
Перед ним стоял хороший человек.
Ожидая встречи, представлял Стефан своего противника седым, угрюмым волхвом с нависшими бровями, злым кудесником, повелителем нечистых сил, а стоял перед ним человек его лет с открытым добрым лицом, с заиндевелой пушистой бородой и ясным, кротким взором.
- Степан, здравствуй! - сказал пришелец и протянул к нему руки, и столь приветлив и доверчив был этот жест, что Стефан встал навстречу гостю и взял его за руки.
И улыбались вокруг люди и, покачивая головами, приговаривали: "Ай, хорошо! Ай, бур морт - хорошие люди!"
- Здоров ли батька? Здорова ли матка? - спрашивал гость.
И узнал Стефан этого человека.
Немало зырян, крестившихся и орусевших, жило в граде Устюге. Так и мать Стефана была зырянкой. У зырян родичей - вся земля, и не раз заезжали к ним на подворье люди в меховых одеждах, добрые и доверчивые как дети. Однажды они оставили мальчонку, сироту - родителей его убили злые вогуличи. Пуглив как дикий зверек был мальчонок и как зверек беззащитен. Стефан жалел его и ограждал от обид, и не раз потом вспоминал о нем с жалостью. Вместе жили они и назывались братьями и, когда мальчонок научился понимать по-русски, стали готовить его к принятию таинства крещения, но накануне он исчез, куда неведомо.
- Родители мои померли во время мора, - сказал Стефан, и Пам взял его за плечи и скорбно глянул в глаза.
- Ты брат мой, Степан, - сказал.
- И ты мне брат, Пам.
И обнялись братья.
А люди вокруг радостно кивали головами и повторяли:
"Ай, хорошо! Ай, бур морт - хорошие люди!"
- Я рад, Пам, что ты пришел ко мне и протянул руку, - так начал Стефан. - Я узнал тебя. Мы были с тобой братья, и теперь, встретившись снова, да пребудем в братстве!
- И я хочу того же, Степан!
И радовались люди: "Ай, хорошо!"
- А если мы братья, то у нас должно быть все общее - одна жизнь, одна вера, один Бог! Чтобы стать братьями не только по младенчеству, а и по духу, объединимся в вере, Пам! Есть только одна истинная вера - вера в Господа Иисуса Христа. Иди ко Христу, брат мой Пам, и за тобой пойдет весь народ коми!
- Мой брат-рочь, - мягко сказал Пам, - твои родители были хорошие люди, твоя мать была мне как родная мать, но разве я зову тебя отказаться от них? А ты хочешь, чтобы я отказался от родства?
- Ты вспомнил мою мать, Пам, и назвал ее и своей матерью, и я рад этому. Но вспомни, Пам, что моя мать была христианкой, и другие коми, которых ты видел в нашем городе, тоже были христианами. И я ведь не только рочь, но и коми по матери, и я христианин. Не отказываться от родства, а принять истинную веру и соединиться в ней зову я тебя и всех коми.
- Если твоя мать, Степан, коми, то и предки твои по матери тоже коми, и потому я зову тебя к нашей вере предков. Соединись с нами, Степан, если ты наш, коми.
Надеялся Стефан, что ради дружбы, столь высоко ценимой в народе коми, примет его слова Пам сразу, но теперь видел, что от спора не уйти.
- Мой брат-коми, - дружелюбно спросил Стефан, - скажи мне, может ли одна и та же вещь быть ложной м правдивой одновременно? Если есть две разные веры, то какая-то одна из них правая, а другая ложная. Так давай разберем, какая вера права, а какая нет.
- Зачем, Степан? То, что хорошо для рочь, плохо для коми. У каждого народа своя вера и для него она хороша.
- Да, Пам, так думали люди до прихода на землю нашего Спасителя, Иисуса Христа. Но пришел Христос и открыл всем людям великую истину: все люди - братья, у всех у нас один общий Отец - Господь Бог наш! Для Бога нет ни рочь, ни коми, все равно его возлюбленные дети. Христос принес мир заповедь Добра и Любви. Тот, кто делает добро - поступает по заповеди Божьей. Тот, кто любит другого, как самого себя, - поступает по заповеди Божьей. И ты, Пам, прозванный хорошим человеком, делая добро, поступал по Божьим заповедям, и ты стоял рядом со Христом, но не знал его, как и весь ваш народ. Но теперь вы знаете, что есть Истинный Бог, Бог всех людей. Молю тебя, брат мой, не отвращайся Его Лика, приди ко Христу!
- Говори, Степан, - кротко сказал Пам, - а я тебя послушаю.
И Стефан стал говорить, обращаясь ко всем слушающим, тесно забившим избу, а в дверь лезли новые люди и доносился снаружи возбужденный гул голосов.
- Слушай, брат мой, Пам, и вы, братья-коми, те, кто уже обратился к Истинному Богу и те, кто еще не обратился, но непременно обратится, потому что только один Бог истинен, а все другие боги - ложь! Было время, когда и русский, как ныне народ коми, верил в ложных богов и ставил деревянных идолов, но святой равноапостольный князь Владимир обратил наш народ к свету христианской веры. Потому что только вера во Христа - свет, все остальные веры - блуждание в потемках. Почему это так? Потому что, отказываясь от Единого Бога и благой вести Спасителя людей Иисуса Христа, от заповеди добра и любви, люди подпадают под власть духов ненависти и зла и те ведут народа к распре, поскольку у разных народов разные ложные боги и нет меж ними согласия. Только вера в Истинного Спасителя ведет народы к любви и братству. Но не только народов это касается, но и каждого человека. Тот, кто верит в ложных богов - верит в злых духов, тот становится их собственностью, они берут его навечно в свой плен и мучит многими муками при жизни и бесконечными муками после смерти. Только вера в Иисуса Христа дает избавление от мук и жизнь вечную. Господь наш, Иисус Христос, потому и Спаситель, что принес всем народам весть о спасении, о избавлении от зла. Его слово не для одного народа, а для всех людей. Оно звучит по всем землям и покоряет их не злом, а добром, не ненавистью, а любовью.
И теперь это слово дошло до вашей земли, коми! То, что говорю я вам, не мои слова, а Пославшего меня. Не я, так другой принес бы вам эту весть, потому что Слово Христово должны узнать все народы. Но Бог судил придти мне, потому что я знаю ваш язык.
Стефан остановился, окинул взором слушавших и, воздев руки ввысь, воскликнул:
- Я ваш, коми!
И радостным гулом откликнулись люди.
- Да, я вам и для того пришел в вашу землю, чтобы быть с вами. С младых лет я знаю, как тяжко живется вашему народу, как разоряют ваши селения злые вогуличи, как обирают вас сборщики дани и обманывают купцы, как много страждете вы от болезней и от голода. Я пришел для того, чтобы помочь вам. Ваши беды оттого, что вам неведомо Слово Божие. Вы даже не можете узнать его сами, ибо не ведаете письменности. Теперь вы узнаете его. Слово Божие спасет вас. Вы станете знающими и сильными, под стать другим народам. Свет Христов выведет вас из бед к истине, даст вам радость, какой вы еще не знаете - радость обретения Истинного Бога.
Народ коми! я ваш, я знаю, как вы добры и кротки. Я прошел по вашей земле и ни от кого не терпел обиды. У вас добрые сердца, а таких возлюбил Христос и про таких, как вы, говорил Он: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". Вы бедны, вы бесписьменны, вам неведом свет знания. И про таких, как вы, говорил Он: "Блаженны нищие духом, их есть Царствие Небесное". Господь зовет вас к себе, коми! Он привлекает не силой, а словом любви. Одним лишь словом. Он зовет: "Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". А разве не таков ваш народ? Господь призывает всех нас: "Я есть Путь, Истина и Жизнь". Как вы откликнитесь на его зов, коми? Путь открыт перед вами, идите им к Истине и Жизни! Христос зовет вас: "Идите ко мне, коми!"
И слушавшие кивали головами и повторяли: "Ай, Степан, хорошо сказал!"
И тогда начал Пам.
- Ты говорил о своей вере, Степан, но знаешь ли ты нашу веру? Ты упрекаешь нас в поклонении идолам, потому что видел только их, на самом деле наша вера иная. Как и ты, мы верим в единого бога Ену, создавшего небо и землю. Как и у вашего бога, у него много на службе добрых и злых сил. Эти силы приносят людям и пользу и вред. Чтобы снискать помощь добрых сил и задобрить злые, мы ставим их изображения из дерева и приносим им жертвы. Мы не верим, что должно молиться богу в керке, как поступаете вы, рочь, а надо молиться под открытым небом, на чистом месте, подле старых деревьев. Бог - везде, он наполняет собой всё - всё имеет свою душу, каждая травинка и каждый листок, и потому мы молимся и приносим жертвы там, где обитают духи земли и неба: возле деревьев, у рек и ручьев, на холмах и горах. На этих местах мы ставим их изображения, чтобы знать, какому духу где поклоняться. У нас много духов, добрые духи - это наши помощники, а разве плохо, когда у человека много помощников? А разве в твоей земле не так, Степан? Ты корил нас любовью к идолам, а разве вы, рочь, сами не поклоняетесь идолам? Только в отличие от нас вы рисуете своих помощников на доске, а не вырезаете, как мы, и называете иконами. Почему же ты осуждаешь нас и ломаешь наши святыни? -Наши иконы - не идолы, не духи, это - лики Господа нашего Иисуса Христа и святых Его, имевших земное пребывание, а также изображение священных событий. Нельзя воплотить невоплотимое, и мы не творим для Бога кумира, ни для бесплотных сил. Еще более страшна для нас мысль, что можно творить кумиры злым силам, отпавшим от Бога. Наш Бог есть Совершенное добро и в услужении Его находятся силы добра, ангелы Божии. Зло же проклято Богом, это отпавшая часть Его творения, это злые духи, которые мстят человеку за то, что его возлюбил Господь. Те духи, которым мы ставите идолов и которых тщетно пытаетесь умилостивить, и есть духи зла, коварные демоны. Веря в них, вы находитесь в их власти и столь сильна эта власть, что иные з вас не могут выйти из-под нее, и, верно, не может человек сам одолеть злые силы, ибо слишком тяжки незримые цепи, опутавшие его, если не принять помощь Христа Спасителя, в котором свобода и победа над злом.
-Я мало понял тебя, Степан, уж прости. Ты говоришь, что ваши иконы - не идолы, но я видел у вас резных идолов - Николку святого. Это хороший дух, он много помогает бедным коми, мы чтим его и приносим жертвы - по белке от охотника. Ты, Степан, разбивая наших идолов, разбил среди них и своего Николку.
Удивлялся Стефан сочетанию в этом человеке здравого ума и детского простодушия.
- Изображение святого Николы не есть сам Никола. Тот, кто омрачен духами зла, полагает, что резной болван и есть тот самый дух, которому он поклоняется, а на самом деле - куску дерева. Идолы ваши немы и безгласны, о них сказал пророк Давид: "есть у них уста, но не говорят, есть у них глаза, но не видят, есть у них уши, но не слышат, есть у них ноздри, но не обоняют, есть у них руки, но не осязают, есть у них ноги, но не ходят, и они не издают голоса гортанью своею". И еще говорит он: "Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них". Безжизненным кускам дерева, пням подобным, вы поклоняетесь. Я же зову вас, коми, обратиться к Богу Живому!
- Ты говоришь, Степан, что наши духи - мертвое дерево, но зачем ты срубил живое дерево, нашу священную березу? Одно такое дерево было во всей земле коми, не было его краше, и ты срубил его! Она была такая старая, что никто из нас не знает ее возраста, отцы наших отцов помнили ее и радовались, ее видя. Последней она одевалась весной и последней сбрасывала листву. Ствол ее почернел от старости, а ветви оставались белыми. Листва ее была столь густа, что дождь не проникал до ее корней, птицы весело пели в ее листве, белки скакали по ее ветвям. Всем давала радость береза, и ты сгубил ее!
- Не березу я срубил, не простое дерево, а уничтожил идольское капище. Не красоте, не добру служила береза, а злу, потому что под ней поклонялись злым духам и приносили им жертвы. Истинный Бог не требует жертв, но служения Ему в духе и истине. Поклоняясь дереву, вы, в неведении своем, оскорбляли Истинного Бога. Всё в мире - Его творение, но нельзя возлюбить творение выше Творца.
- Ах, Степан, мы знаем, что бог везде в мире, он во всем живом, и мы восхваляем его за это, и почему мы не должны восхвалять его создание, ведь в нем тоже живая душа? Мы живем среди лесов и всё, что мы имеем для жизни, всё дает нам дерево: наши жилища и домашнюю утварь, лодки, луки для стрельбы птиц, копья для охоты на зверя, снасти для лова рыбы, сани и лыжи для поездок зимой и дрова для поддержания огня - всё это дерево. Как же нам не благодарить дерево, как не воспевать его в своих песнях? Да, мы поклоняемся деревьям и благодарим Владыку Мира за то, что он создал их такими для нас!
И воскликнули люди: "Ай, Пам, хорошо сказал!" А в дверь лезли все новые пришельцы и уже не было всем места. Весть о невиданном событии неведомыми путями распространилась по окрестным весям и, несмотря на ночной час, прибывал народ и горели костры, возле которых стояли и сидели люди в меховых одеждах, перенимая слова спора, передававшиеся из уст в уста из стефановой избы.
А в самой избе от дыхания множества людей поник огонек светильника, но двое людей и их слушатели не замечали этого, ибо разгорелась великая пря.
Говорил Стефан:
- Господь, создавший небо и землю и людей, дал им разум и разум помог вам, коми, понять, что Бог един и что Бога надо неустанно благодарить за все им содеянное. Вы, коми, добрый народ. Но до сих пор вы не знали, как возблагодарить Творца, и в заблуждении поклонялись темным силам вместо Истинного Бога. Ибо без спасительной вести Иисуса Христа люди обречены блуждать во тьме, а во тьме сильны духи зла, которые обманывают вас, заставляют поклоняться себе в виде идолов и дерев, вместо того, чтобы призвать на помощь Истинного Бога. Лишь благая весть Господа Иисуса Христа несет людям спасение, нет иного пути.
Говорил Пам:
- Ты сказал, Степан, что мы, коми, добрый народ. Это так. Ты знаешь это по себе. Ты разорял наши святыни и никто не поднял на тебя руку, хотя ты оскорбил веру наших отцов. Мы не сделали этого потому, что жизнь человека для нас священна. Мы - добрые люди, мы никого не обижаем, мы не любим распрей и стараемся жить в мире. Мы гостеприимны. Везде были тебе рады, а ты, войдя в наше жилище, стал портить его и учить нас жить по-своему. Мы сострадательны. Везде оказывали тебе помощь и ни в чем ты не терпел нужды, а ты чем нам ответил? Ты сказал нам, что учение твоего Бога состоит в заповеди добра и любви. Так зачем учить нас этому, если мы так и поступаем? И тебе ли учить, Степан, коли ты не хочешь понять наши обычаи и готов силой их погубить? Ты, как будто, пришел на нашу землю со словом добра, а стал делать зло. Мы же, по-твоему, находимся во власти зла, а встретили тебя добром. Так чья вера лучше, Степан?
И снова воскликнули люди: "Ай, Пам, хорошо сказал!" – и весть об удачном слове Пама перекинулась наружу к кострам и вызвала одобрительные крики.
Не ждал Стефан встретить в лесном крае столь искушенного диалектика и, вооружившись терпением, принял долгий бой.
- Нет иной истинной веры, кроме веры в Единого Бога Живого, Господа нашего Иисуса Христа. Так отвечаю я тебе. Да, народ коми добр и кроток, ему ведома любовь к ближнему и потому он готов к принятию Христа. И добрый язычник может жить по закону любви, не зная о Христе. Таким был ваш народ. Теперь он знает, что есть Истинный Бог и уже есть христиане в вашей земле, а коли дошла до вас благая весть, то прежнее заблуждение не уцелеет, и не жалеть надо о поверженных кумирах, а радоваться, что благодаря истинной вере и вы, и отцы ваши, и праотцы спасутся и не будут пребывать в вечной тьме и мучениях. Сердце мое полно жалости к вам, коми, и потому я не устану ходить по вашей земле и проповедовать слово Христово и звать всех креститься во Христа. И снова молю тебя, брат мой Пам, прозванный хорошим человеком, не отвращайся Лика Христова, услышь Его голос - Он зовет тебя, как зовет всех вас, добрые люди, - все мы дети Божии, так будем же братьями во Христе!
И одобрили люди: "Ай, Степан, хорошо сказал!", и снаружи зашумел народ у костров.
Но возразил Пам:
- Я брат твой, Степан, и как брат говорю тебе то, что думаю. Я готов сказать тебе, что твой Христос - хороший Бог, но... оставь нас жить так, как мы жили! Ты, Степан, хороший человек, и батька твой Семен был хороший человек, и матка твоя Марья была хороший человек, и все вы, рочь, хорошие люди, но правды в вашей земле нет! От вас приходят к нам тяжкие дани, насильства и обиды. Тиуны ваши обижают бедных коми, бьют и убивают. Ваши купцы дают нам гнилое зерно, а сами забирают наши меха и торгуют ими с великой выгодой. Ваши бояре ходят в наших мехах, а бедный коми рад, если получит немного хлеба, чтобы не умереть с голоду! Но если бы вы, рочь, были несправедливы только к нам, малому народу! Нет, вы несправедливы к самим себе. Я был в вашей земле, я видел. Тот, кто пашет землю, кто охотится или ловит рыбу, у вас не считается за людей, они как скот, их можно продать за долги. Есть ли такое у коми? Мы бедны, мы слабы, но мы - вольные люди. Наши керки малы и тесны, но для нас парма - наш дом. Мы живем среди лесов и вод, вся земля - наша общая, и ни один коми не отнимет у другого то, что тому принадлежит, и никто из нас не возьмет чужого. Ты же, Степан, пришел к нам из московской земли. В вашей земле на словах все верят в хорошего Бога, но в делах поступают не по правде. Так зачем нам ваш Бог, если на словах у вас одно, а в делах другое? Если мы примем вашего Бога, построим для него керки, станем жить по-вашему, и у нас будет то же. Примем мы вашу веру, придут к нам московские люди, обложат еще более тяжкими данями, не будет на нашей земле добра. Ты, Степан, правдивый человек, скажи по правде: от Москвы что может быть хорошего?
Заговорил Стефан:
- Отвечу тебе, Пам. Верно сказал ты, что не все добро на московской земле, но неверно сказал ты, что от Москвы не может быть ничего хорошего. Во всех землях люди не безгрешны, много есть зла и на русской земле, но немало и добра, и разве ты не заметил добро, Пам? Добро наше - вера христианская, и вера наша не дает нам погрязнуть во зле, и те на нашей земле, кто творит злое, осуждаются нами по вере. Потому что наша вера - вера в добро, попирающее зло. Москва несет вам эту веру, а потому несет не худое, а хорошее. Вера освещает нам жизнь, без нее жизнь погружается во тьму, как без света светильника...
При этих словах поникшее пламя светильника дрогнуло и погасло. Вскрик изумления вырвался из уст собравшихся и наступила испуганная тишина. В темноте раздался голос Стефана:
- Братья! Снаружи горят костры и там стоят люди, желающие нас слышать. Выйдем туда, из тьмы к свету.


Виктор Самохин
Виктор Самохин

сомневающийся

Тема: #81909
Сообщение: #3108208
03.12.08 16:00
Ответ на #3107902 | Андрей В.И. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Вы там медведей вообще не видали, и вряд ли там были зимой не был и не видел. Были друзья, на зимнюю рыбалку ездили в апреле. Там об это время еще лед метровый и снега по грудь. Медвежьих следов не видели.
А вот летом их там как зайцев. Этот год егеря пестуна застрелили: озоровал - палатки рвал, туристов пугал, лишал продуктовых запасов.


Андрей В.И.

православный христианин
(новоначальный)

Тема: #81909
Сообщение: #3107902
03.12.08 00:15
Ответ на #3107717 | Виктор Самохин сомневающийсяНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

сказка.
ну, насчёт февраля мне тоже показалось, нестыковка. Это ведь писалось по воспоминаниям, спустя несколько десятилетий. Вот, в этом же рассказе фигурирует погост Шалукта, а на самом деле в тех местах сейчас разъезд Шалекуша, и вообще, если искать, неточностей много можно наковырять. С другой строны, многие считают Коровина сочинителем небылиц. Но: я вот совершенно уверен, что Вы там медведей вообще не видали, и вряд ли там были (я не был в это время и уж тем более не видал), то есть мы тут судим теоретически. С третьей стороны, его, скажем так, байки удивительным образом ГЛУБИННО стыкуются с житийной литературой, с библейским материалом,... в частности, этот эпизод тоже. У него про животных вообще довольно много, и нетривиально.
Вот и реплика чуть ниже, Сухова Владимира, о том же.


Сухов Владимир
Сухов Владимир

православный христианин

Тема: #81909
Сообщение: #3107860
02.12.08 22:59
Ответ на #3105767 | Андрей В.И. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спаси Господи, хороший рассказ. Такая тенденция, везде где к монастырям близко лес подходит.
Я с женой как-то у источника Св.Феодосия в Киево-Печерской Лавре обедал, центр Киева вроде. Три воробья на столе обедали вместе с нами,как будто для них стол накрывали, иногда нечаянно на руки заскакивали, а иногда по ногам бегали.
р.Б.


Виктор Самохин
Виктор Самохин

сомневающийся

Тема: #81909
Сообщение: #3107717
02.12.08 19:39
Ответ на #3105767 | Андрей В.И. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Сидим мы на скамейке, февраля двадцатого, все в сборе, братия то есть... Ждет братия, как после зимы и ночи непроходимой солнышко впервые заиграет, благодатное... А они, медмеди, тоже рядом тут сидят и на небо глядят... сказка. Медведи на севере в феврале еще в берлогах спят, а не на солнышко любуются.


Андрей В.И.

православный христианин
(новоначальный)

Тема: #81909
Сообщение: #3105767
29.11.08 15:01
Ответ автору темы | Алексей Юрьев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

... почитал народ согбенного саровского старца, внове явленного пустынника, дружившего с дикими зверьми...
... суровый образ преподобного Трифона Печенгского,...


[небольшой штришок]
… мы подъехали к деревянному монастырю святого Трифона. В чистой горнице, где полы крашеные, высокий и красивый отец Ионафан, настоятель монастыря, угостил нас свежим, только что пойманным в речке лососем. После закуски мы с Серовым приготовили краски, чтобы писать неподалеку от монастыря.
—Вот что,— сказал нам отец Ионафан.— Вот ежели списывать тут будете, не пугайтесь, милостивцы... Медмеди тут ходят, осемь их. А у вас пистоли али пужала какие. Так вы, милостивцы, медмедей не пугайтесь: они тут свои и человека никак не тронут. Уж вы не застрелите их случаем из пистоли, ежели испугаетесь...
Я и Серов посмотрели на отца Ионафана с полным изумлением.
—Как медведи?.. Почему свои?..
—Медмеди, известно, милостивцы, не наши, а лесные звери, вольные,— продолжал настоятель.— Ух и здоровые, как горы!.. А только они заходят и сюда к нам иногда — на двор монастырский... Эта скамейка большая, видите там, под стеною... Сидим мы на скамейке, февраля двадцатого, все в сборе, братия то есть... Ждет братия, как после зимы и ночи непроходимой солнышко впервые заиграет, благодатное... А они, медмеди, тоже рядом тут сидят и на небо глядят... Как только солнце выглянет из-за горы, мы молитву поем, а кто из нас что вспомнит, тот и поплачет. А медмеди тоже бурлыкать зачнут: и мы, мол, солнцу рады. Хотя и звери, а понимают: солнышко любят...
И я вспоминаю, как вечером того же дня монах с фонарем в руке нес из монастырской кладовой испеченные хлебы в трапезную, куда мы были приглашены на ужин. Вдруг мы услышали, как этот монах закричал внизу у ворот:
—Эва ты, еретик этакой!.. Пусти...
Оказывается, медведь отнимал у крыльца от него каравай хлеба, а монах угощал зверя фонарем по морде.
—Я ему уже дал хлеба,— рассказал нам позже монах,— так он все тащить хочет. Тоже и у них, медмедей, не у всех совесть-то одна. Отнимает хлеб прямо у дому, чисто разбойник... Другие-то поодаль смотрят, у тех совесть есть, а этот, Гришка-то, он завсегда такой озорной...
—Ты заметил,— сказал мне Серов, когда мы с ним укладывались на монастырские койки,— милый монашек, браня медведя, говорил о нем, как о человеке... Странно, правда?
—Да, Тоша, заметил... Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Тоша, я бы хотел остаться жить здесь навсегда...
Но на Севере Диком я тогда не остался. Не та была у меня, как видно, судьба.
Цит по: К. А. Коровин. "На севере диком".


Голаева Ирина Геннадьевна

невоцерковленный верующий

Тема: #81909
Сообщение: #3105144
28.11.08 18:41
Ответ автору темы | Алексей Юрьев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

ЗАмечтательное размышление.
Спасибо.

Храни вам Бог


Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Предание 222

Чудо архистратига Михаила в Хонех. Судьба Чудова монастыря в Москве.

18 сентября 2020 в 16:18Андрей Бузик
Чудо архистратига Михаила в Хонех. День памяти о чудодейственном явлении св. Архангела Михаила, бывшего в Коласаех, которое называем также «чудом в Хонех», совершается 19 сентября (6 сентября ст. ... читать далее »

Технологии 267

Как Биг Фарма превращает человека в робота. Александр Дугин

18 сентября 2020 в 11:16Андрей Рыбак
А. Г. Дугин Как Биг Фарма превращает человека в робота. Александр Дугин Философ Александр Дугин о том, как появилось представление, что человек - это аппарат, который надо починить. К чему это ... читать далее »

Церковь 636

Сегодня мы столкнулись с новой ересью

17 сентября 2020 в 22:16Андрей Рыбак
Архимандрит Савва Святогорец Сегодня мы столкнулись с новой ересью «С самого начала этой истории или, правильнее сказать, этого издевательства с коронавирусом, во всем этом сценарии (да-да, именно ... читать далее »

Будущее 354

Искусственный армагеддон.Ольга Четверикова

17 сентября 2020 в 18:28Андрей Рыбак
Четверикова Ольга Николаевна Искусственный армагеддон. Ольга Четверикова Реализация плана глобализации. •Переход в новый мир. •Цифровая платформа управления. •Самоцифровизация и цифровая ... читать далее »

Кино 45

Золотая рыбка в городе N

16 сентября 2020 в 16:37Андрей Рыбак
Золотая рыбка в городе N Золотая рыбка в городе N Золотая рыбка в городе N / 2011 / страна Россия слоган «Нереальная сказка» режиссер Степан Пучинян сценарий Владимир Федосеев продюсер ... читать далее »

Поиск Святой Руси 265

Тварные энергии распада и смерти

16 сентября 2020 в 10:55Андрей Рыбак
Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и ... читать далее »

Жития 277

На могилке батюшки Никона

14 сентября 2020 в 14:29Андрей Рыбак
игумен Никон Воробьев На могилке батюшки Никона читать далее »

Песни 43

Екатерина Гусева «Гляжу в озера синие» из к/ф "Тени исчезают в полдень"

12 сентября 2020 в 11:13Андрей Рыбак
Екатерина Гусева «Гляжу в озера синие» из к/ф "Тени исчезают в полдень" Музыка Леонида Афанасьева Слова Игоря Шаферана Исполняет Екатерина Гусева в сопровождении Государственного академического ... читать далее »

Интересно 487

Два танца Саломеи. Почему праздник Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи стал днем трезвости.

10 сентября 2020 в 15:30Андрей Бузик
Ко дню памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — 11 сентября Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи, которое верующие вспоминают 11 сентября, столетиями притягивало ... читать далее »

Природа 187

Дайвинг на Алтае, или что скрывают глубины Телецкого озера.

9 сентября 2020 в 08:38Андрей Бузик
О Телецком озере легенд существует огромное множество. Расположенный на юге Западной Сибири, в Горном Алтае, чистейший и глубокий водоем словно спрятан самой природой от лишнего внимания и ... читать далее »

Парусный спорт

Чемпионат и первенство России в олимпийских классах. Стартовавшая регата   рекордная!

Чемпионат и первенство России в олимпийских классах. Стартовавшая регата   рекордная! Крупнейшая и важнейшая регата сезона проходит в Тольятти на Куйбышевском водохранилище. Сроки ее проведения 17-21 ... читать далее »

Горный туризм

Знаменитый путешественник едва не погиб при восхождении на айсберг

Знаменитый путешественник едва не погиб при восхождении на айсберг. Прославившийся экстремальными путешествиями уроженец ЮАР Майк Хорн чудом не погиб при попытке покорить дрейфующий в Арктике айсберг. читать далее »

Календарь 2590

19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах). Священномученика Кирилла, еп. Гортинского.

18 сентября 2020 в 15:00Андрей Бузик
6 сентября по старому стилю / 19 сентября по новому стилю суббота Седмица 15-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Мчч. ... читать далее »

Здоровье 403

"ПЛАНдемическое умопоВРАЧение" - фильм о коронавирусной индустрии

17 сентября 2020 в 23:57Андрей Рыбак
Личный врач Билла Гейтса заявил, что сторонник вакцинации «отказывался прививать своих детей». "ПЛАНдемическое умопоВРАЧение" - фильм о коронавирусной индустрии «Пландемическое умоповрачение» может ... читать далее »

Разное 1122

Мирные протесты без Бога или вооруженный со Христом?

17 сентября 2020 в 21:02Сергей Р
Царь Искупитель Николай II Пирамида Бытия переворачивается уже и в среде священников, делая неизбежным для всех и для каждого судьбоносный Выбор: или с Богом и с Царем-Христом (через Игумена Сергия) ... читать далее »

Стихи 847

Кто б ни пытался...

17 сентября 2020 в 09:29Владимир Лучит
*** Кто б ни пытался обусловить их число, – путей, ведущих к Богу, множество великое, однако же, найдётся. Но тот, кто Богу поклоняется – невидимо присутствующему во всём живом, уж точно с Ним не ... читать далее »

Иконы 298

Икона Божией Матери "Неопалимая купина".

16 сентября 2020 в 14:53Андрей Бузик
Икона Божией Матери "Неопалимая купина". Празднование 4/17 сентября Яко же купина не сгораша паляема, тако Дева родила еси. Радуйся, Купина Неопалимая. Стихира на праздник Благовещения Древний Синай. ... читать далее »

Туризм 127

Легенды и тайны долины реки Чулышман

15 сентября 2020 в 16:06Андрей Бузик
Легенды и тайны долины реки Чулышман Долина реки Чулышман — это удивительно живописный и неприступный каньон, знаменитый многочисленными водопадами, километровыми отвесными скалами, археологическими ... читать далее »

Видео 395

Схиигумен Сергий Романов положил руку на Евангелие и попросил помолиться о его смерти, если он лжет

14 сентября 2020 в 09:03Андрей Рыбак
схиигумен Сергий Романов Схиигумен Сергий Романов положил руку на Евангелие и попросил помолиться о его смерти, если он лжет читать далее »

Общий 1227

Старец Гавриил Карейский c Aфона благословляет схиигумена Сергия Романова обличать еретиков

12 сентября 2020 в 10:15Андрей Рыбак
Афонский Старец Гавриил Старец Гавриил Карейский c Aфона благословляет схиигумена Сергия Романова обличать еретиков Расшифровка аудиозаписи со старцем: Многоуважаемый старче Сергий Святая ... читать далее »

Наука 218

Правительство утвердило план всеобщей цифровизации к 2024 году. Игорь Шнуренко

10 сентября 2020 в 13:44Андрей Рыбак
Правительство утвердило план всеобщей цифровизации к 2024 году. Игорь Шнуренко Правительство утвердило план всеобщей цифровизации к 2024 году. Игорь Шнуренко Теперь у цифровизаторов развязаны руки. ... читать далее »

Семья 97

Эксперимент на детях. О вреде ношения масок

8 сентября 2020 в 19:14Андрей Рыбак
Эксперимент на детях о вреде ношения масок Эксперимент на детях. О вреде ношения масок читать далее »

Парусный спорт

Этап Кубка класса mX700 пройдет в Абрау-Дюрсо!

Этап Кубка класса mX700 пройдет в Абрау-Дюрсо! Кубок класса mX700   это серия регат, проходящая в разных регионах России на площадках, развивающих клубное движение на яхтах класса mX700. Это мощное и ... читать далее »

Скайранинг

Виталий Шкель установил рекорд по скоростному восхождению на гору Казбек.

Трехкратный чемпион России, мастер спорта по альпинизму Виталий Шкель установил рекорд по скоростному восхождению на вершину горы Казбек, сообщает информационный портал РСО Алания. Точку, высотой ... читать далее »

Афон 149

Афон. Документальный фильм Аркадия Мамонтова.

18 сентября 2020 в 13:51Андрей Рыбак
Святая гора Афон, 6 АФОН. Документальный фильм Аркадия Мамонтова. Подписывайтесь на канал журналиста Елены Козенковой. В фильме Аркадия Мамонтова: Уникальные кадры, снятые на Афоне, где раньше ... читать далее »

SOS! 469

Население приговорили к ограничению и лишению свободы

17 сентября 2020 в 22:34Андрей Рыбак
Падение во ад поклоняющихся зверю и образу его, и принимающих начертание имени его Население приговорили к ограничению и лишению свободы Фильм «ПЛАНдемическое умопоВРАЧение» ... читать далее »

Эсхатология 611

Документальный фильм Аркадия Мамонтова. Сорок Сороков.

17 сентября 2020 в 20:48Андрей Рыбак
Собор Василия Блаженного Документальный фильм Аркадия Мамонтова. СОРОК СОРОКОВ. Верую | Козенкова Елена Зачем человеку нужен храм Божий? Зачем здесь, в России, мы восстанавливаем разрушенные храмы и ... читать далее »

Спорт - Экстрим 233

Премьера фильма! "RideThePlanet Altai Whitewater".

17 сентября 2020 в 08:00Андрей Бузик
Премьера фильма! "RideThePlanet Altai Whitewater". Фильм медиапроекта RideThePlanet, 37-й с момента старта проекта в 2011 г. Фильм снят в июле 2020 г. в различных районах Горного Алтая и посвящен ... читать далее »

Детям 558

Кай и Герда, ..

16 сентября 2020 в 13:24Леночка Борисовна
… … Советская цензура вычеркивала целые абзацы. Но вычеркнуть христианский смысл сказок Андерсена было невозможно. И даже в стране Советов, призывавшей порвать со всем старым и «отжившим», Ганс ... читать далее »

Молитва 320

О молитве Иисусовой. Протоиерей Андрей Ткачёв.

14 сентября 2020 в 20:44Андрей Рыбак
Протоиерей Андрей Ткачев О молитве Иисусовой. Протоиерей Андрей Ткачёв. читать далее »

Праздники 285

Лето Господне благоприятное. Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день церковного новолетия.

13 сентября 2020 в 16:03Андрей Бузик
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, ... читать далее »

Еда 387

Плов на костре

11 сентября 2020 в 22:18Андрей Рыбак
Плов на костре "ПЛОВ НА КОСТРЕ" Ингредиенты на 16 порций !!! 1.Баранина -1 кг. 2.Рис-1.кг. 3.Морковь-800 .г. 4. Растительное масло-300 .г. 5. Чеснок -1зубчик. 6.Паприка на свой вкус . 7. Куркума на ... читать далее »

Путешествия 238

Панорамный фильм "Красноярские Столбы". Место силы".

10 сентября 2020 в 09:17Андрей Бузик
Панорамный фильм "Красноярские Столбы". Место силы". На YouTube появился панорамный фильм о Столбах, снятый в формате "Видео 360". В любом моменте ролика вы можете как бы посмотреть по сторонам, под ... читать далее »

Высказывания 455

Любовь великое благо, первое и исключительное из [всех] благ

7 сентября 2020 в 20:10Андрей Рыбак
Преподобный Максим Исповедник (580 — 662) "Любовь великое благо, первое и исключительное из [всех] благ, она сочетает собою Бога и обладающих ею людей, позволяя Творцу человеков являться, как ... читать далее »

Горный туризм

Туристка из Москвы спасена в Карачаево-Черкесии

Туристка из Москвы спасена в Карачаево-Черкесии Спасатели на вертолете эвакуировали с гор в Зеленчукском районе туристку, которая почувствовала себя плохо, она передана врачам. читать далее »

Скалолазание

Анна Цыганова: "Соревнования в Москве дадут понять, куда двигаться дальше"

С 19 по 23 сентября в Москве пройдет сразу три турнира по скалолазанию. Откроет серию Кубок России в лазании на скорость. В стартовых протоколах немало заслуженных спортсменов и победителей ... читать далее »

© 1999-2020 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru