Левкина Елена Станиславовна
 православный христианин модератор
Тема: #80421
Сообщение: #3081854 23.10.08 12:52
|
Здравствуйте, Валентин Константинович!
почему на иконе Господа Вседержителя вторая надпись - на груди Спаса - ИЛИЯ.Возможно, что такое изображение связано с переводом имени пророка , что пророк Илия будет предтечей второго пришествия. "...само имя Илия ("Мой Бог – Яхве")".
Разные заметки .
1.Самая поздняя иконография по времени возниконовения, та , где святой пророк Илия изображается единолично, с рукой благословляющей и пророческим свитком.
"У Святых Отцов - Евагрия, Григория Нисского, Максима Исповедника объясняется, почему именно такая одежда, почему шкура, почему кожаное препоясание. Это древнейшая монашеская одежда: здесь все "мертвое", от убиенного животного; пояс по чреслам - символ аскетизма, умерщвления плоти.
В шкуре - милоти (плаще, подбитом овчиной) часто видим мы пророка Илию на иконах, и, как часто на новгородских иконах, изображается пророк Илия на красном фоне. На красном, потому что он владеет стихией, повелевает молнией и громом. И еще это - победная киноварь... звенящая славой великому пророку. В дохристианские времена на Руси сложилась вера в Перуна, бога-громовержца, поэтому на иконах народного плана особенно любили изображать пророка именно на красном фоне. О резком отличии от богов-громовержцев в поясном образе Илии сказал Е. Трубецкой: "Здесь поражает в особенности аскетический облик пророка. Все земное от него отсохло. Пурпуровый грозовой фон, которым он окружен, и в особенности мощный внутренний пламень его очей свидетельствуют о том, что он сохранил свою власть над небесными громами..."
Илия по слову Господню помазал Елисея на пророчество. Святой пошел и нашел Елисея, пахавшего поле, и накинул на него милоть, и призвал его к пророческому служению. Пошел за ним ученик его Елисей и все время ждал случая: он знал, как и другие пророческие сыны, о грядущем восхождении пророка Илии на Небо. Елисей говорит: "Я хочу, чтобы ты оставил мне мудрость свою вдвойне". И вот эта мудрость в образе милоти, за которую ухватился Елисей (в иконописи всегда так изображается, хотя по тексту писания она упала на него), как искра пламени, в котором вознесся Илия, как "искра Божия" падает на него -это пророческое вдохновение, пророческий дар, который оставляет Илия своему ученику на земле. Этот момент духовно рифмован с образом Богородицы, которая передает свой пояс апостолу Фоме.".
И.С.Родникова. Об иконе "Илья Пророк в пустыне" XIII века из Выбут "
http://www.pskovcity.ru/icony_iliya.htm
2. Сюжет "Илия пророк в пустыне"
Через какое-то время после того как утверждается иконография вознесения Илии, появляется другая - "Кормление Илии вороном" (XII в.).
Почему на иконах место уединение Илии показано, то как пустыня, то виден обзор вполне цветущей жизни и камни пещеры покрыта зеленью. Можно предположить, что нарушение временных границ - условность иконы или то , что за три года, время, на которое пророк Илия затворил небо, земля долины в наказание поклонникам Валаала( языческого бога молний, дождей и грома) была иссушена, превращаясь постепенно в пустыню. Изображение зеленой долины, над которой густое облако, переход прор. Илии и Елисея через Иордан, когда святой взял милоть, ударил ею по воде - и река расступилась , воскрешение сына сарептской вдовицы. Все эти сюжеты могут быть объединены на иконах с сюжетом пустныни единым божественным временем, в котором условно деление на время настоящее ,прошедшее и будущее. Мы убеждаемся далее в реализации Промысла, заглядывая в историю МЕСТНОСТИ, где пребывал пророк.
"IX. Затем мы прибыли на место, где Господь насытил пять тысяч человек пятью хлебами . Обширная поляна, оливковые и пальмовые посадки. Оттуда мы пришли на место, где крестился Господь наш . В [30] этом месте перепили сыны Израилевы; тут и сыновья пророков потеряли железо, и с этого места вознесся Илия. На этом месте есть небольшая гора Гермон, об которой читается в псалме. От подошвы этой горы, с реки, в первом часу поднимается облако и к восходу солнца становится над Иерусалимом, над базиликой, которая в Сионе, над базиликой у гроба Господня, над базиликой святой Марии и над святой Софией, что прежде был преторий, где судили Господа. На это место сходит роса, как дождь, и ее собирают врачи, и в ней варятся все снадобья для странноприимниц, потому что многие болезни исцеляются на тех местах, на которые сходит эта роса. Это есть та роса, про которую поется в псалме: «яко роса Аермонская, сходящая на гору Сионскую». На этом берегу Иордана есть источник, где крестил святой Иоанн 50, в двух милях от Иордана. В этой долине был обретен Илия, когда ворон приносил ему хлеб и мясо. "
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VI/560-580/Antonin_Placentia/frametext.htm
3. Я не помню точно место в НЗ, где сказано:" Господь никогда не отнимает Своих Даров".
Какое же откровение о себе даровал Господь святому Илие, пророку которому Он даровал такую власть над природными стихиями? Какую тайну передаёт пребывание в пустныне?
23.10/10.10
Не прекословь Богу
"Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему"
(Мк. 8, 32)
Замечательно, что незадолго до того, когда даже ближайшие ученики, не разумея смысла слов Христа, старались отклонить Его от страдания, на которое Он и пришел в мир, два ветхозаветных мужа, Моисей законодатель и Илия, восстановивший служение истинному Богу, беседовали с Ним на горе Преображения именно "об исходе" Его. Им, просвещенным небесным светом, ясно было все значение этого ни с чем не сравненного, все затмевающего "исхода", совершившего дело спасения человечества, ничем иным не совершенное: ни Синайскими громами, ни законом, ни вдохновенными пророческими словами.
Уразумел пророк Илия ничтожество того, что он старался исполнить, пред тем подвигом, которому надлежало совершиться в Иерусалиме. И ветер, и буря, и землетрясение - ничто перед "веянием тихого ветра благодати", которую принес Господь на землю. Ибо сказано: "Се глас хлада тонка и тамо Господь" (3 Цар. 19, 12).
Царство внутреннее, несокрушимое, воздвигнутое без внешней силы и блеска, навеки упроченное в сердцах смертью и жизнью Сына Божия.
Илия скрывался в пещере; буря пронеслась перед ним, раздирая горы и сокрушая скалы, и послышался голос: "Выйди и встань на горе перед лицем Господним" (3 Цар. 19, 12). После "веяния тихого ветра" вышел Илия из пещеры. Тихий голос Божий вызвал его оттуда и указал ему служение: "Пойди в Дамаск...", и утешил его тем, что есть еще в Израиле 7000 мужей, не преклонивших коленей перед Ваалом. "Выйди и встань... перед лицем Господним". Pagez.ru
Лицо Господне , как тихий прохладный ветерок, дарующий мир душам.
|