Андрей Добронравов
православный христианин
|
Уважаемые участники,
предлагаю вам цитаты из сочинения преп. Марка Подвижника.
Святой говорит о том, что никто из тех, кто не исполняет Заповеди Божьи, кто не послушен Богу, не может рассчитыать на Царствие Небесное.
Благодать даруется нам Богом не просто так, но по мере исполнения Заповедей. Это к сведению тех, кто не посещая храм, считает себя преисполненным благодати Божьей, чуть ли не пророком, верящим по особенному, но и пальцем не пошевелившим для того что бы исполнять волю Божью.
Это сказано и для протестантствующих, которые считают, что одной их веры во Христа довольно уже для спасения.
СловА святого и для тех, кто уверен, что будет спасён по трудам, а не по милости Божьей.
Преп. Марка Подвижника Слово второе. О тех, которые думают оправдаться делами
1. В следующем писании твердо верующими и познавшими истину, обличается зловерие внешних (неправоверующих).
2. Господь, желая показать, что исполнение всякой заповеди есть наш долг, и что усыновление Он даровал людям Своею кровию, говорит: Егда сотворите вся поевленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лук. 17,10). Посему царство небесное не есть возмездие за дела, но благодать Владыки, уготованная верным рабам.
3. Раб не требует свободы, как возмездия, но благоугождает, как должник, и ожидает оной по благодати.
4. Христос умре грех наших ради, по писанием (1Кор. 15,3). И тем, которые верно Ему служат, дарует свободу. Ибо говорит: добрый, рабе благий и верный, о малебыл еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мат. 25,23).
5. Тот еще не есть верный раб, кто утверждается на одном простом ведении: но кто изъявляет свою веру послушанием Христу, давшему заповеди.
6. Почитающий Владыку своего, исполняет повеленное Им. Согрешивший же, или преслушавший Его, претерпевает находящее, как им заслуженное.
11. Те, которые под предлогом подвигов возносятся пред нерадивыми, думают оправдаться делами телесными; мы же, которые, утверждаясь на одном ведении, уничижаем незнающих, бываем гораздо безумнее оных.
12. Ведение без дел, соответствующих ему, еще нетвердо, хотя и истинно; ибо всякую вещь подтверждает дело.
13. Часто от нерадения о делании помрачается и разум. Ибо что совершенно перестают делать, то мало-по-малу и из памяти истребляется.
14. Писание советует нам (разумно) познавать Бога для того, чтобы мы верно служили Ему делами.
15. Когда явно исполняем заповеди, то сообразно с сим получаем свойственное от Господа; пользу же от сего приобретаем, смотря по цели нашего намерения.
16. Кто хочет что нибудь сделать, но не может, тот (вменяется) как бы сделавший сие пред Сердцеведцем Богом. Это должно разуметь как о добрых, так и о злых делах.
18. Некоторые, не исполняя заповедей, считают себя правоверующими; а некоторые, исполняя оные, ожидают царствия, как должного возмездия: но и те и другие погрешают против истины.
19. Награда дается рабам от Владыки не по долгу; но и не служащие Ему верно, не получают свободы.
20. Ежели Христос за нас умер, по Писанию, и мы живем не для себя, но для умершего за нас и воскресшего: то явно, что мы должны служить Ему до смерти. Как же можем считать усыновление за должное?
22. Когда услышишь слова Писания: воздаст комуждо по делом его, то оно не разумеет дела, которые сами по себе достойны геены, или царствия; но дела собственного неверия или веры, за которые Христос воздаст каждому, не как соразмеряющий вещи, но как Бог Созидатель и Искупитель наш.
23. Мы, которые удостоились бани покибытия, совершаем добрые дела не ради воздаяния, но для сохранения данной нам чистоты.
24. Всякое доброе дело, которое делаем естественными нашими силами, удаляет нас от противного ему порока, но без благодати не может приложить нам освящения.
25. Воздержанный удаляется чревообъядение, нестяжательный - корыстолюбия, безмолвный - многословия, чистый - сладострастия, целомудренный - блуда, умеренный - сребролюбия, кроткий - смущения, смиренномудрый - тщеславия, послушный - спорливости, обличательный - лицемерия; подобным образом и молящийся удаляется безнадеждия, (произвольно) нищий - многостяжания, исповедник - отречения, мученик - идолослужения. Видишь ли, как всякая добродетель, совершаемая до смерти, есть ничто иное, как удаление от греха, удаление же от
греха есть дело естества, а не цена царствия [1].
26. Человек едва схраняет и то, что ему естественно; Христос же крестом дарует усыновление.
27. Одна заповедь частная, а другая общая: ибо в одном месте частно повелевается подавать неимущему; а в другом дается заповедь отречься всего имения.
28. Иное есть действие благодати, непонятное для младенца (по духовному возрасту), а иное действие злобы (врага), похожее на истину. Но хорошо не обращать внимания на таковые действия, чтобы не впасть в обольщение, - и не проклинать их, дабы не проклясть истину; но (лучше) с надеждою все предавать Богу; ибо он знает пользу того и другого.
29. Кто хочет переплыть мысленное море, тот долготерпит, смиренномудрствует, бодрствует, воздерживается. Без сих же четырех, если понудит себя войти в него, то возмутит только сердце, а переплыть не может.
34. Неразсеянно молящийся ум утесняет сердце. Сердце же сокрушенно и смиренно
Бог не уничижит (Псал. 50,17).
35. И молитва называется добродетелью, хотя она есть мать добродетелей; ибо рождает их от соединения своего со Христом.
36. Что сделаем без молитвы и доброй надежды, то после бывает вредно и несовершенно.
37. Когда услышишь, что будут последни первии, и перви последнии (Матф. 19, 30); то разумей сие об имеющих добродетели и имеющих любовь. Ибо любовь первая из всех по достоинству, и предшествовавшие себе делает последними.
38. Если молясь, или будучи многообразно оскорбляем злобою (врагом), впадешь в уныние; то вспомни конец жизни и лютые мучения. Но лучше прилеплятся к Богу молитвою и надеждою, нежели вспоминать о внешнем, хотя бы оно было и полезное.
39. Никакая добродетель одна сама по себе не отверзает естественную нашу дверь, если все они не будут последовательно зависеть одна от другой.
40. Тот невоздержник, кто питается помыслами, хотя бы они были и полезны: ибо они не могут быть полезнее надежды.
41. Всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором если и святой помолится за другого, не будет услышан.
42. Истинно кающийся не полагает, что труд его служит заменою прежних грехов, но им умилостивляет Бога.
43. Все, что естество наше имеет в себе доброго, то мы должны исполнять ежедневно. Что же воздадим Богу за прежде сделанное зло?
44. Сколько бы мы ни приумножали добродетель сего дня, сие служит лишь обличением нашего прежнего нерадения, а не вина к получению воздаяния.
45. Кто утесняется мыслию, а упокоевается телом, тот подобен страждующему телесно и веселящемуся мысленно.
46. Добровольная скорбь обоих содействует взаимно одна другой: мысленная телесной, а телесная мысленной. Соединение же их бывает более прискорбно.
47. Великая добродетель - терпеть постигающее нас, и, по слову Господню, любить ближнего, который нас ненавидит.
48. Знак нелицемерной любви есть прощение обид. Ибо так и Господь возлюбил сей мир.
49. Невозможно от сердца простить чьи-либо проступки без истинного ведения; ибо оно показывает каждому, что постигающее (его) есть его собственное.
50. Ты ничего не потеряешь из того, что оставил ради Господа; ибо в свое время оно возвратится с избытком.
51. Когда ум забудет цель благочестия, тогда и явное исполнение добродетели
становится безсполезным.
52. Если всякому человеку вреден худой совет; то тем более избравшим строгую
жизнь.
53. Делом любомудрствую о совете человеческом и воздаянии Божием: ибо слово не мудрее и не полезнее дела.
56. Истинное ведение состоит в терпении скорбей, и в том, чтобы не обвинять
людей в своих бедствиях.
57. Кто делает благое и ищет воздаяния, тот служит не Богу, а своей воле.
58. Согрешившему нельзя избегнуть воздаяния иначе, как покаянием, соответствующим согрешению.
61. Крестившимся во Христа таинственно дарована благодать; действует же она, по мере исполнения заповедей, и не престает вспомоществовать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей.
62. Во-первых, она (благодать) боголепно возбуждает совесть: от чего и зло делавшие покаялись и благоугодили Богу.
63. Она также скрывается (иногда) в учении ближнего; иногда же и во время чтения последует (какой-либо) мысли, и естественным порядком научает ум своей истине. И так, если не скроем сего таланта (полученного) в частном случае, то действительно внидем в радость Господа.
64. Ищущий действий Святаго Духа прежде исполнения заповедей, подобен купленному за деньги рабу, который в то самое время, как его купили, ищет, чтобы вместе с купчею написали и отпускную.
65. Кто уразумел, что внешние злоключения случаются по правде Божией, тот, ища Господа, нашел ведение с правдою.
66. Если будешь разуметь согласно Писанию, что по всей земли судьбы Господни: то всякий случай будет для тебя учителем Богопознания.
68. Когда потерпишь какое-либо безчестие от людей, разумей, что это послано от Бога к славе твоей; и таким образом в безчестии будешь без печали и смущения, и в славе, когда она придет, будешь верен, и избежишь осуждения.
92. Всякий, православно крестившийся, получил таинственно всякую благодать.
Удостоверяется же в сем, по мере исполнения заповедей.
93. Заповедь Христова, по совести исполняемая, по множеству сердечных болезней, подает утешение; впрочем каждое из них приходит в свое время.
94. Постоянно молись во всяком деле, чтобы ничего не делать без помощи Божией.
95. Нет ничего сильнее молитвы по действию; и нет ничего полезнее ее для благоугождения Богу.
96. Всякое исполнение заповедей содержится в ней. Ибо нет ничего выше любви к Богу.
97. Неразсеянная молитва есть знак любви к Богу пребывающего в оной; нерадение же о ней и развлечение есть знак сластолюбия.
98. Кто безскорбно пребывает во бдении, долготерпит и молится; тот очевидно причастником есть Духа Святаго. А кто отягощается сим, но терпит это по доброй воле, и тот скоро получит помощь свыше.
|