Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Православная жизнь / Батюшка, это грех? Не грех?... Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые сверху | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Батюшка, это грех? Не грех?...
Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума
Тема: #77836    16.02.08 22:28    Просмотров: 12512 [147]

Сообщений: 63    Оценка: 5.00   Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить


Как часто можно услышать подобные вопросы в современном церковно-приходском быту! И задают их большей частью женщины по разным малозначащим поводам. И пугаются от самих себя, что, не дай Бог, чего-нибудь страшное совершили. Написать нижеследующие рассуждения меня побудила недавняя запись Ольги Куровой (http://samurfila.livejournal.com/333145.html),
которая вспоминает, как однажды она узнала, что носить очки это грех. Все это, конечно, анекдотично, но ведь есть и всегда будет существовать определенный психологический тип верующих, где всякого рода подобные рекомендации будут восприниматься за чистую монету! И, на мой взгляд, это как заразный вирус, который имеет свойства распространяться и передаваться от подобного рода носителей даже к более-менее психически здоровым и уравновешенным людям, прежде всего к новоначальным прихожанам. Как же уберечься от этого «вируса»? Или, если уж невозможно им совсем не переболеть (для кого-то, может быть, это даже нужно, дабы приобрести на всю оставшуюся жизнь стойкий иммунитет), то как выйти из этой болезни с наименьшими потерями душевного здоровья?

Для начала неплохо бы дать определение слову «грех», а сделать это непросто. И, быть может, из-за этой непростоты и случаются чаще всего недоразумения. Греческое слово αμαρτια, соответствующее славяно-русскому слову «грех», означает также ошибку, заблуждение, проступок, и происходит от глагола αμαρτανω – ошибаться, заблуждаться, промахиваться, не попадать в цель. Дело в том, что в оценке греха как такового есть и объективная, и субъективная сторона. Объективная вытекает из основных законов человеческого общежития, выраженных в заповедях Моисеева декалога: «не убивай», «не кради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй» и т.д. То есть – не делай другому, чего не хотел бы себе самому. Известный иудейский учитель Гиллель любил говорить, что в этом весь Закон, вся Тора, а остальное – комментарий к ней. В то же время этот принцип, озвученный Гиллелем, был известен далеко за пределами древнего иудаизма (например, древним грекам с Фалеса и Геродота, Конфуцию или индусам (Махабхарата)), поскольку он является отражением единого нравственного закона, написанного в людских сердцах (Рим. 2, 15). Отсюда и краткое определение греха, данное апостолом Иоанном Богословом: «грех есть беззаконие» (η αμαρτια εστιν η ανομια - 1 Ин. 3, 4). Разница между ветхозаветным и новозаветным восприятием заповедей Закона в том, что Христос углубляет их понимание: грешно не просто убивать, а ненавидеть, вынашивать отмщение или произносить уничижительные слова (убивать словами); не просто прелюбодействовать, а мысленно желать другую женщину помимо собственной жены и т.д (кстати, о том, как своеобразно зачастую понимается «прелюбодеяние в сердце своем», речь пойдет ниже). Кроме того, объективно грех выражается просто в наследовании всеми испорченной человеческой природы, доставшейся нам после падения Адама («Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» - Пс. 50, 7), и в общей нашей удаленности от Бога, «непрозрачности» и закрытости для Него, следствием чего и выходит всеобщая склонность к заблуждениям и ошибкам, - errare humanum est - даже при вполне благих намерениях: «хотели как лучше, а получилось «как всегда» (объективность эта, впрочем, может сужаться, поскольку чувствуется не всеми, а большей частью людьми с религиозной интуицией).

Субъективная сторона восприятия греха может быть еще более обширной и в то же время неоднозначной. Прежде всего, она сильно зависит от того, каким человеку представляется Бог, как Он им воспринимается. Н. Бердяев писал о том, что «люди и целые группы людей, целые народы приспособляли христианство, как и все религии, к своему уровню и напечатлели на образ Бога свои пожелания, и наложили на этот образ свою ограниченность. Это и давало прекрасный повод для отрицания самого существования Бога. Дурной антропоморфизм был не в том, чтобы придавать Богу характер человечности, сострадательности, видеть в нем потребность в ответной любви, а в том, чтобы придавать ему характер бесчеловечности, жестокости, властолюбия. В истинной же человечности раскрывается не только природа человека, но раскрывается и сам Бог. На Бога были перенесены социальные категории господства и власти, что и было дурным социоморфизмом» («Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»). Разумеется, есть и противоположный риск восприятия Бога как все покрывающую любовь в слащаво-сентиментальном и слишком приземленном плане, перед которой возможна любая безответственность в словах и действиях. Естественно, что проекция на Бога своих собственных опасений, страхов, ожиданий, взятых из обыденной жизни, начиная с детских лет, может сильно сказываться на духовной жизни в целом, на общем поведении человека. Кроме того, многое зависит от воспитания и окружения, особенно когда человек по характеру легко внушаем, – он быстро впитывает в себя, как губка, всевозможные околоцерковные суеверия и сам может впоследствии стать их разносчиком. У людей с высшим светским образованием и общим неплохим культурным багажом может присутствовать большая доля здравомыслия при их воцерковлении, и они реже с опаской задают священнику вопросы: «а вот это грех? не грех?», чем люди менее образованные, но больше подверженные суевериям. Но случается, что и люди с вполне солидным светским культурным и научным прошлым заражаются этим вирусом боязни совершения греха. И происходит это с ними по разным причинам, но не в последнюю очередь от того, что слишком буквально и без рассуждений принимается евангельский призыв «отвергнись себя» или слова апостола Павла и святых отцов о «плотском мудровании» в противовес рассуждению духовному. И слишком доверчиво бывает отношение таких людей к тому, что пишется в разных книжечках, распространяемых в приходских и монастырских лавках, или к любому слову первого попавшегося священника. В результате это «плотское мудрование» лишь еще больше умножается, в геометрической прогрессии, причем до того, что любой здравомыслящий атеист или агностик только отшатнется от таких проявлений «веры». Интеллект и логическое мышление, допустим, не всегда впрямую применимы для уразумения богооткровенных догматов веры, но в случае познавания окружающей действительности, в том числе церковной, в частности, на предмет соответствия мнений отдельных людей новозаветному учению о грехе, просто никак не помешают! «Авва Антоний сказал: есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством, и, однако ж, удалились от Бога, потому что не имели рассудительности» («Древний патерик», гл. 10). В общем, обретая веру, нельзя терять голову! Иначе есть риск в конечном счете потерять и то, и другое…

Помимо рабского страха перед Богом, воспринимаемом как неумолимого Судию, будто бы подстерегающим любой наш неверный шаг, любую оплошность с тем, чтобы разом припомнить нам все на Его последнем Суде, есть еще другая проблема среди верующих – объективация и универсализация понятия греха, взятого, однако, чаще всего в субъективном смысле, в ту меру, в какую каждый верующий грех оценивает. К примеру, интернет-форумы периодически пестрят разными дискуссиями по поводу того, грех ли слушать рок-музыку, грех ли заниматься спортивными и прочими танцами и т.д. И подобным спорам среди православных зачастую несть конца и числа. Это неудивительно, поскольку все это относится к субъективному восприятию греха и к личным вкусам, обусловленным воспитанием с детства и внушением определенных авторитетных для верующего людей, а о вкусах, как известно, бесполезно спорить. Здесь надо просто уяснить себе, что есть в общественной жизни многие явления (это касается хотя бы разных мирских профессий), которые не укладываются в эту дуалистическую схему «грех-не грех», и нет и не может быть в данном случае однозначных ответов. Очень многое в поступках людей, нам не понятных, вытекает из их намерений, но как лично я могу судить об этих намерениях адекватно? Верно, что в современной секулярной цивилизации понятие греха может быть сильно размыто либо просто отвергаемо. Но также верно и то, что эта отрицательная общественная реакция на понятие греха выработалась именно в ответ на внутреннюю несвободу, ханжество, фарисейство, иудейское буквоедство с казуистикой и многие другие малосимпатичные черты околоцерковного быта, корни которых уходят в глубину веков и ветхую человеческую природу.

Кроме того, надо иметь в виду, что для каждого человека грехом может быть сугубо собственное состояние или принятое решение, что для другого таковым совсем не будет являться. То есть грех в данном случае – зарывание талантов в землю, согласно известной евангельской притче о талантах, при том, что таланты у каждого свои. Это – измена своему собственному призванию. Следует также отметить, что для каждого возраста или этапа развития есть свои мерки греха и добродетели. Что видится естественным для малого ребенка, может восприниматься нелепым у взрослого. Что позволено живущему и работающему в мирской суете, не позволяется монаху-схимнику в монастыре и т.д. Кому дано больше в духовном плане, с того больше и спрашивается. То есть, грех в субъективном плане для человека – то, что он сам осознал как грех, как измену своему призванию, как нарушение воли Божией о нем самом, как установку на понижение. Но только он и может в данном случае сказать про себя, что он согрешил, однако он не может, иногда даже не имеет права переносить свою мерку греха на ближнего. И опять-таки, в отношении себя здесь тоже нельзя обойтись без рассуждения и здравого смысла.
Например, нередкий случай в нашей жизни, когда воцерковленный молодой человек кается в мысленном прелюбодеянии, помня о предупреждении Спасителя в Нагорной проповеди… Спросишь, в чем дело, – оказывается, что он в цвете юности и неженат, но засматривается на девушек. Спрашивается, но как же тогда он выберет себе единственную избранницу? Возможна ли для него чисто отвлеченная «платоническая» любовь, или все же внимание к физической красоте и достоинствам избранницы неизбежны, тем более что в будущем эта любовь предполагается отнюдь не «платонической»? Да, если б он был уже женат и так же засматривался на посторонних женщин, он согрешал бы. Но в данном случае? Нет здесь однозначного ответа, и лучше воздерживаться от каких-либо суждений.

А не так давно у меня была дискуссия с одним очень хорошим священником, с которым у нас почти всегда единомыслие. Мы обсуждали такой вопрос: если человек тяжело болен, страдает физически, так что желает поскорее уйти из этой жизни, чтобы страдания побыстрее окончились, и просит об этом Бога, понимая, что он в любом случае обречен… Грех это или не грех? Тот батюшка считал, что, при полном его сочувствии и сопереживании этому человеку, на месте которого он сам вел бы себя так же, если не хуже, тем не менее, такая просьба, такое пожелание есть грех, и грех в любом случае надо называть грехом. Видимо, он имел в виду известную мысль: «с креста не сходят, с него снимают»… По моему же мнению, это вовсе не очевидно. Ведь так можно и мысль апостола Павла грешной назвать – ту, которая выражена, например, в послании к Филиппийцам: «Если же жизнь во плоти означает для меня плодотворный труд, то я не знаю, что мне выбрать. Я тесним с двух сторон: я томлюсь желанием уйти и быть со Христом, ибо это гораздо лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (1, 22-24). И это было написано в гораздо лучших условиях, когда апостол чувствовал себя нужным для окружающих людей, для устроения церквей и проповеди Благой Вести, тогда как тяжелобольной и страдающий от смертельного недуга может видеть в своем положении лишь только обузу для окружающих, которые, к сожалению, бывает, что сами подают к этому повод. И при всем в целом негативном отношении к эвтаназии с христианской точки зрения, все же может быть немало разных случаев, когда невозможны четкие ответы и решения… Хотя бы потому, что в естественных условиях человек давно бы уже умер, а при современном развитии медицинской техники и разных лекарственных препаратах его жизнь может продлеваться искусственно; он живет только потому, что подключен к аппаратуре, и так может продолжаться многие дни и месяцы! Но пока есть малейшая надежда на выживание, хотя бы для родных такого больного в бессознательном состоянии, – бороться за жизнь, разумеется, стоит… Хотя сами дискуссии об эвтаназии не являются ли одним из неизбежных следствий развития медицины?

И есть еще одна очень важная мысль у апостола Павла: «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим. 14, 22) и «все, что не по вере, грех» (14, 23). Но поскольку вера у всех неодинаковая, а предела совершенства в ней нет, и даже у одного и того же человека в разное время земля собственного сердца может приносить от посеянного Слова то плод, то заглушаться в терниях, то просто оставаться каменистой; тогда, значит, и сознание греха будет более или менее искаженным, либо в сторону нечувствия, либо в сторону преувеличения каких-то несущественных деталей, а нередко и того, и другого вместе – «отцеживания комара» и «поглощения верблюда» (Мф. 23, 24). Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми. И это тоже бывает результатом не обязательно сознательного лукавства, но их ограниченной и субъективной меры в понимании, что есть грех и добродетель для христианина. Всякий человек способен исповедоваться лишь в ту меру, в какую он осознал для себя свои грехи и видит их проявления. Но видения только отрицательных сторон в себе совершенно не достаточно, а сосредоточение только на них – большая ошибка. Важно не просто осознать себя грешником, склонным к плохому: еще важнее стремиться к хорошему, положительному, светлому, пробуя вытеснять свои страсти противоположными им добродетелями. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте…, и Бог мира будет с вами» (Флп. 4, 8-9) Важно понять, что мы грешники не обязательно потому, что творим дурное – в нас просто мало хорошего, его заведомо недостаточно! Можно многолетними аскетическими упражнениями достичь определенного состояния бесстрастия (индийские йоги в этом могут преуспеть не меньше, чем православные монахи), но этим не достигается милость сердечная и та любовь, к которой нас призывает Господь (Ин. 13, 34).

Не случайно Христос советует быть, как дети… Это приходится неоднократно напоминать щепетильным прихожанкам, всякий раз беспокоящимся в смущении: «Ой, батюшка… это грех? не грех?». Поговоришь с одной из таких подчас весьма ревностных тружениц храма, и она возрадуется: «Ой, батюшка! Слава Богу - как вы меня успокоили!». Впрочем, это… до следующей очередной исповеди. И снова, как будто и не было прошлого разговора: «Ой, я, наверно, сильно согрешила!...». Дети отнюдь не безгрешны. Они могут быть надоедливы, капризны, вредны и подчас весьма злы (мне в детстве, например, приходилось много претерпевать от своих сверстников), и не это, разумеется, ставится нам в пример. Но дети в целом более естественны в поведении, более просты, искренни и не морочат свои головы этой дилеммой «грех-не грех» - они уж такие, какие есть. Конечно, их нужно воспитывать! Но нередко с положительными элементами воспитания привносятся и те условности, фантазии или иллюзии, которыми взрослые сами заразились друг у друга. Поэтому апостол Павел очень хорошо дополняет совет Христа: "Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни." (1 Кор.14, 20). Но этого совершеннолетия ума никак не достигнешь, отвергая логику и здравый смысл: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 21).



Андрей Агарков
Андрей Агарков

православный христианин

Тема: #77836
Сообщение: #2931687
17.02.08 09:05
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

===Как часто можно услышать подобные вопросы в современном церковно-приходском быту! ===
===...беспокоящимся в смущении: «Ой, батюшка… это грех? не грех?»===

Немудрен, что возникают подобные вопросы, если люди не знают Слово Божие. Отче, скажите: Ваши прихожане читают Библию? Рекомендуете ли изучать Писание в своих проповедях? Если они будут это делать, то многие вопросы отпадут.


И. Владимирович

невоцерковленный верующий

Тема: #77836
Сообщение: #2931748
17.02.08 11:44
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

***Для начала неплохо бы дать определение слову «грех», а сделать это непросто. И, быть может, из-за этой непростоты и случаются чаще всего недоразумения.***
===========================================
Добрый день, батюшка Филипп. Очень меткое поставление вопроса. И тема у Вас актуальная.
Чувствую, что определение и познание смыса слова "грех" - очень сложное, так как понятие этого слова в общем то и определяет то, что произошло с человеком в райском саду, и даёт понимание нашего состояния.


***Кроме того, объективно грех выражается просто в наследовании всеми испорченной человеческой природы, доставшейся нам после падения Адама***
===========================================
Я склонен думать, что это как раз и есть основа и причина нашей греховности как поступка. Не может человек не грешить имея в себе наследуемый грех. Даже самый великий святой не в состоянии справится с наследуемым грехом, так как нет ни одного человека, который бы победил смертность и проклятие. Для человека получается реально бороться только с грехом в душе, да и то не с грехом, а со следствие греха, которыми являются страсти.


***Субъективная сторона восприятия греха может быть еще более обширной и в то же время неоднозначной.***
===========================================
Субъективная сторона восприятия греха очень хорошо написана вот в этом отрывке статьи про страсти:
Итак, формирование страсти – это сложный механизм, который запускается исподволь, во-первых, на основе греха, во-вторых, на основе естества.

Рассмотрим с точки психологии то, что хорошо известно христианской аскетике. Схема развития страсти, которая была создана одновременно на Востоке Евагрием Понтийским, а на Западе - Иоанном Кассианом Римлянином, так же как и схема восьми страстей включает в себя семь этапов:

1-ый этап – “прилог”. Это ещё не грех, а некое возбуждение человека, которое неосознанно и, может быть, ещё незамечено. Исаак Сирин приводит такую аналогию, когда объясняет, что такое прилог: когда видишь на воде круги от упавшего туда камушка, вот это вот волнение от чего-то. Камушка не видно, каплю дождя не видно, а круги на воде от капли и камушка - видно. Вот таков прилог, или приражение. Это некое чувственное возбуждение, которое не привлекает внимания человека, не видящего причины этого возбуждения, тем не менее, это возбуждение уже начинает “работать” в душе. Здесь нет греха, но есть некоторое повреждение человеческого восприятия – ущербность по сравнению с восприятием святых, потому что святые замечали прилоги ещё до того, как они могли вызвать возбуждение в человеческой душе. Значит, человек позволяет прилогу возникнуть в силу немощи своего восприятия.

2-ой этап называется сочетание, или сосложение. На этом этапе это ощущение принимается человеком, т.е. оно допускается к внутренней психологической работе. Оно начинает действовать. Психологи назвали бы это процессом восприятия. Аскетика рассматривает этот этап как некий переломный момент: в неопытной душе сочетание ещё не получает своей нравственной оценки. Человек уже понял, что это, но ещё не знает, как к этому отнестись, ещё не ответил себе на вопрос: “Греховно ли это?”, если речь идёт об аскезе. Если для человек вопрос об аскетическом делании вообще не стоит, для него этот этап, также как и первый, проходит незаметно, не оставляя никаких следов борьбы.

3-ий этап в этой схеме называется соизволение. Здесь само слово указывает на прибавление волевого действия, здесь, как говорят подвижники, начинается разговор с помыслом. Обсуждение и сравнение – это уже когнитивная работа, в которой ошибка ума, или ошибка установки, или забвение заповеди, или просто духовная неопытность, или вообще отсутствие всяких каких бы то ни было ценностных структур в человеческой душе, естественно, гарантируют поражение человека. На этом этапе как раз включается полная мера ответственности человека за то, что в нём возникло: желание ли это, потребность или просто некое внешнее воздействие. Здесь уже наступает свобода и воля, здесь, естественно, наступает и ответственность. Стало быть, вот на этом этапе разумно говорить о греховном проигрыше или добродетельной победе.

4-й этап – это борьба. Она названа так потому, что именно на этой ступени человек уже точно знает нравственную характеристику помысла, который в нём возник. И здесь начинается, собственно говоря, борьба добра и зла, здесь происходит очень часто раздвоение в человеческом сознании: можно или нет, допустимо или недопустимо, должен или хочу, хочу или могу. Все виды вот этой борьбы, которые возникают на этой ступени, известны человеку с древних времён, являются достоянием его культуры и внутреннего развития.

5-й этап развития страсти – это навык. Навык возникает, когда человек совершает данный поступок уже не в первый раз, когда он не только привыкает к этому поступку, к этому греху. На этом этапе ослабевает борьба и происходит привыкание к совершению этого греха.

6 этап – пленение. Помысел, или уже новообразование в человеческой душе, лишает человека свободы. Человек оказывается под воздействием помысла. Он не свободен. Епископ Феофан Затворник пишет, что страсти – это, в основном, болезнь воли, и поэтому пленение есть пленение воли, ослабление воли, или её несвобода. Это состояние описано подвижниками в подобных терминах.

7 этап – собственно страсть. Что же это такое? Я не буду приводить здесь святоотеческие описания и классификации страстей, а позволю себе предложить некое определение, которое, на мой взгляд, просто констатирует положение вещей, хотя и в нём есть попытка объяснения. Однако это объяснение психологическое, не святоотеческое.

Страсти – это автономные психические комплексы, включающие в себя ментальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и предметные структуры, способные доминировать в душе, определяя поведение человека и влияя на различные стороны душевной жизни, психическую структуру поведения человека.

Важно подчеркнуть, что страсть – автономна, и потому она крайне устойчива и долговременна. Человек как раз стремится к устойчивости, автономности. Со страстью трудно бороться, потому что она отделена в душе человека от его воли, от его ума, его желания – страсть как вещь в себе защищена от воздействия воли и ума.

Страсть разрушительна, потому что она замещает собою произвольное и свободное поведение человека.




Соснин Леонид
Соснин Леонид

православный христианин
(невоцерковленный)

Тема: #77836
Сообщение: #2931761
17.02.08 12:13
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

И как же такое выходит. Ведь получается, что прихожане, задающие такие вопросы, в Христианстве не сведущи, несмотря на участие (присутствие?) в богослужениях. Видимо, со своими функциями батюшки и храмовые богослужения не справляются ровно настолько, насколько много среди постоянных "прихожан" таких людей.

И. Владимирович

невоцерковленный верующий

Тема: #77836
Сообщение: #2931779
17.02.08 12:32
Ответ на #2931761 | Соснин Леонид православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

****Ведь получается, что прихожане, задающие такие вопросы, в Христианстве не сведущи, несмотря на участие (присутствие?) в богослужениях. Видимо, со своими функциями батюшки и храмовые богослужения не справляются ровно настолько, насколько много среди постоянных "прихожан" таких людей.****
============================================
Мне думается, что просто большинство ходят в храмы ради желания избежать мирских проблем, а не из-за стремления попасть в будущее Царствие Небесное. Как я уже понял, многие воскресение во плоти считают сказкой. Максимум на что надеются, так это только на райское состояние души после смерти. А ведь душа без плоти - это не человек. Вернее - это мертвый человек.

Да и не один батюшка не приведёт человека к Богу, пока человек САМ не осознает необходимость открыть "дверь души" ждущему Богу.


Соснин Леонид
Соснин Леонид

православный христианин
(невоцерковленный)

Тема: #77836
Сообщение: #2931806
17.02.08 13:07
Ответ на #2931748 | И. Владимирович невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


Страсти – это автономные психические комплексы, включающие в себя ментальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и предметные структуры, способные доминировать в душе, определяя поведение человека и влияя на различные стороны душевной жизни, психическую структуру поведения человека.

Думаю, такую заумь, какую пишет батюшка Лоргус нужно стараться поменьше читать. Совершенно очевидно, что по неясно каким причинам батюшка пытается использовать максимум иностранных, нерусских слов с туманным значением. Может, чтобы "сдать диссер" (иначе не сдашь), может, чтобы выглядеть умным, может для чего-то более благородного. Но в любом случае, вся эта выходящая из-под его пера заумь пониманию русским человеком (для которого он должен бы писать) не способствует.

Поэтому и спрашивают о. Филиппа "грех ли не грех ли", что на понятном русском языке мало кто говорит из знающих и мудрых. Всё к буржуйской зауми норовят...

Хотя сказать по-русски и понятно для простых прихожанок вполне можно было бы, причём без ущерба для смысла.

"автономные" = самостоятельные
"психические" = душевные, находящиеся в душе
"ментальные" = мыслительные, мысленные
"эмоциональные" = чувственные, связанные с волнением
"мотивационные" = движущие, побуждающие, побудительные
"предметные" = думаю, это слово здесь вообще не в тему
"структуры" = сущности
"доминировать" = преобладать

Вот так, в одном предложении этот батюшка умудрился выстроить такую башню, на которую с первого раза влезет не всякий человек с университетским образованием, что уж говорить про простых прихожан. Язык должен быть простым и понятным для слушателя. А если это тысяча слов на незнакомом языке, то от этого пользы мало для слушателя.

А вот для говорящего заумными словами пользы много. Прихожане его сразу начинают считать "вумным". "Прохфессор", "Голова". И научное сообщество и пресса.

Вот только прихожане при этом так и остаются с вопросом "А не грех ли носить очки".


И. Владимирович

невоцерковленный верующий

Тема: #77836
Сообщение: #2931817
17.02.08 13:34
Ответ на #2931806 | Соснин Леонид православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

****Вот так, в одном предложении этот батюшка умудрился выстроить такую башню, на которую с первого раза влезет не всякий человек с университетским образованием, что уж говорить про простых прихожан. Язык должен быть простым и понятным для слушателя.****
=============================================
:) Согласен.

А я вот в храме вообще не понимаю, что говорят священники на церковно-славянском языке. Тоже бы следовало пересмотреть под современный простой и доходчивый русский язык всё богослужение, без ущерба перевода.


Соснин Леонид
Соснин Леонид

православный христианин
(невоцерковленный)

Тема: #77836
Сообщение: #2931818
17.02.08 13:35
Ответ на #2931779 | И. Владимирович невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уж лучше Кассиана непосредственно. Я не так давно ходил расключать входящие телефонные линии к одному арендатору фирмы, в которой работаю. В помещении ремонт, смотрю, среди хлама книжки лежат. Гля, а это Иоанн Кассиан Римлянин, коричневая такая, толщиной где-то с сантиметр, штук пять-шесть, и ещё какая-то тоже штук пять-шесть. Говорю: дрова нужны? Нет, не нужны. =)

Забрал с собой экземплярчик, читаю потихоньку. Пока только предисловие осилил с оглавлением. В оглавлении, действительно, по названию некоторых глав видно, что речь пойдёт о семи этапах действия страстей.

Книжка, правда, по-крайней мере то, что я прочёл -- на дореволюционном языке. Но ничего так, вроде всё понятно.


Соснин Леонид
Соснин Леонид

православный христианин
(невоцерковленный)

Тема: #77836
Сообщение: #2931827
17.02.08 13:42
Ответ на #2931817 | И. Владимирович невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Забыл ещё про "комплексы".

"Комплекс" = нечто сложное, составленное из более простых частей. =)

А храмовые богослужения, да, неплохо бы перевести с умом и переводы взять к применению. Вроде бы, некоторые этим даже занимаются, может уже и служат где. Вроде бы, как я слышал пару лет назад, архиепископ Херсонский занимался переводом. ЦСЯ выкидывать в топку тоже не стоит, можно и то и другое использовать. Есть мнения, что ЦСЯ глубже способен передавать смысл некоторых библейских текстов.

Да отцов церкви побольше читать тоже можно было бы. Основные, системообразующие, разъяснительные тексты.


И. Владимирович

невоцерковленный верующий

Тема: #77836
Сообщение: #2931838
17.02.08 14:00
Ответ на #2931818 | Соснин Леонид православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

***Книжка, правда, по-крайней мере то, что я прочёл -- на дореволюционном языке. Но ничего так, вроде всё понятно.***
=====================================
Дореволюционный язык не сильно отличается от современного русского. А вот древний церковно-славянский - уже учить надо, так как там даже буквы не те, что сейчас, да и половину смысла слов не понять.



Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #77836
Сообщение: #2931914
17.02.08 15:23
Ответ на #2931687 | Андрей Агарков православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Отче, скажите: Ваши прихожане читают Библию? Рекомендуете ли изучать Писание в своих проповедях? Если они будут это делать, то многие вопросы отпадут.

Обязательно рекомендую! В проповедях перечитываю отрывок из Апостола и Евангелия по-русски, когда сам служу, и, по-возможности, комментирую. В личном общении на исповедях всегда призываю к чтению Слова Божия и говорю то же самое: тогда многие вопросы отпадут. Но, увы, не все так просто выходит. В наших храмах преобладает определенный психологический тип людей (женский и легко внушаемый), склонный к обрядовости, поэтому дело движется трудно.


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #77836
Сообщение: #2931920
17.02.08 15:29
Ответ на #2931761 | Соснин Леонид православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Ведь получается, что прихожане, задающие такие вопросы, в Христианстве не сведущи, несмотря на участие (присутствие?) в богослужениях. Видимо, со своими функциями батюшки и храмовые богослужения не справляются ровно настолько, насколько много среди постоянных "прихожан" таких людей.

Да, Леонид, увы...
Богослужения у нас вообще мало кому понятны на слух.
В личном общении и проповедях я всегда стараюсь акцентировать внимание на Слове новозаветном, и люди, вроде, слушают, а потом все равно возвращаются на круги своя. В наших храмах может преобладать определенный, особенный психологический тип людей. А люди с другим складом мышления зачастую, наоборот, не находят себе места в нашей церковности.


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #77836
Сообщение: #2931922
17.02.08 15:32
Ответ на #2931748 | И. Владимирович невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Добрый день, Игорь!
А отрывок, конечно, классический для темы аскетики. У Осипова взяли, видимо?


Зеличенко А.И.

невоцерковленный верующий

Тема: #77836
Сообщение: #2931972
17.02.08 16:22
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Вопрос "Это грех?" задают неслучайно. Ведь никто не учит верующих тому, что такое грех, а главное - как разбираться, что грех, а что не грех. Не учат, в частности, потому, что сами не знают, да и не задумываются. В этом-то и беда "стоЯщего", неподвижного христианства - оно парализует работу души. Вот у Вас в статье есть очень интересные слова: для каждого человека грехом может быть сугубо собственное состояние или принятое решение, что для другого таковым совсем не будет являться. Отсюда бы и надо танцевать - учить разбираться каждого человека, что есть грех именно для него. Но это потребует изменения всей церковной жизни. Не больше и не меньше. Вот какие страшные последствия из казалось бы невинной темы.


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #77836
Сообщение: #2931990
17.02.08 16:44
Ответ на #2931972 | Зеличенко А.И. невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Думаю, что Вы преувеличиваете насчет "изменения ВСЕЙ церковной жизни". Хотя немало моментов следовало бы изменить. Правильное духовничество как раз дает ориентир для каждого в том смысле, в каком Вы написали - "учить разбираться каждого человека, что есть грех именно для него". Но духовником может быть не всякий священник, а опытный и имеющий некоторый дар общения с самыми разными людьми. В этом плане опыт грекоязычных церквей нам не помешал бы: там исповедуют специально избранные духовники, а не все священники подряд. Если в этом плане Вы имели в виду изменения церковной жизни, то здесь соглашусь, безусловно.


Сидор Поликарпович К.

православный христианин

Тема: #77836
Сообщение: #2932001
17.02.08 16:56
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

///*** Это приходится неоднократно напоминать щепетильным прихожанкам, всякий раз беспокоящимся в смущении: «Ой, батюшка… это грех? не грех?». ***///

Однажды батюшка знакомый рассказал.
Дело было на Крещение.Освятили воду,разливают,ну одна женщина взяла,да бутыль со Святой Водой на пол поставила.Как на неё бабушки накинутся,мол ты што!Святую Воду!На грязный пол!Поставь вон на скамейку!
Проходящий мимо священник,услыхав,обронил: "А вы чем на эту скамейку садитесь то?"
Немая сцена...:)


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Мир 338

Почему власти торопятся ввести QR-коды? Игорь Шнуренко

1 декабря 2021 в 22:46Андрей Рыбак
Игорь Шнуренко Почему власти торопятся ввести QR-коды? Игорь Шнуренко Зачем Роснефть будет собирать генную информацию россиян? Когда в России появятся обязательные генетические паспорта? Что такое ... читать далее »

Святые 314

Святитель Филарет, митрополит Московский.

1 декабря 2021 в 15:56Андрей Бузик
Святитель Филарет, митрополит Московский (+1867) Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ... читать далее »

Литература 392

Монах Симеон Афонский. Ключи духовные

1 декабря 2021 в 12:52Андрей Рыбак
Монах Симеон Афонский Монах Симеон Афонский. Ключи духовные Аудиокнигу читает Александр Маркин. Все книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) http://www.isihazm.ru/?id=1 читать далее »

Церковь 679

Новый мировой порядок. Кавказский скит Валаама.

30 ноября 2021 в 22:11Андрей Рыбак
Схиигумен Гавриил Виноградов-Лакербая Новый мировой порядок! Кавказский скит Валаама. Скит Владимирской иконы Божией Матери. Сказал Господь: всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, ... читать далее »

Интересно 514

«Православный на всю голову!». Про генерала Скобелева и его попугая.

30 ноября 2021 в 15:45Андрей Бузик
Про генерала Скобелева и его попугая. – Христос Воскресе! У освободителя Болгарии от Османского рабства знаменитого стратега и военачальника, которого сравнивали с самим Суворовым, генерала Михаила ... читать далее »

Общий 1320

С прошлого года мировой рост цен на удобрения в два и более раза!

30 ноября 2021 в 10:12Н. Роман
Европейская отрасль удобрений, считает, что предложенный Европейской комиссией по ценам на энергоносители набор инструментов способен оказать лишь краткосрочную помощь отраслям, конкурентоспособность ... читать далее »

Патерик 225

Преподобный Феодор Эдесский. Сто душеполезнейших глав.

29 ноября 2021 в 15:55Андрей Бузик
Святитель Феодор, епископ Едесский 1. поелику Бога благого благодатью, отрекшись от сатаны и дел его, сочетались мы Христу, как вначале в бане паки бытия, так теперь снова в иноческих обетах, то ... читать далее »

Духовное 966

Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Слово тайноводственное о Святом Духе.

28 ноября 2021 в 16:09Андрей Бузик
Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский Слово тайноводственное о Святом Духе 1. Хотя во многих пространных сочинениях рассеяны опровержения, которыми унижается гордость старающихся содержать ... читать далее »

Путешествия 295

Исчезнувшие таёжные города. Разведка Тунгусской кочевой тропы.

26 ноября 2021 в 17:35Андрей Бузик
Исчезнувшие таёжные города. Разведка Тунгусской кочевой тропы. Фильм был сделан зимой этого года перед экспедицией Geography Trophy по поиску Кетского острога в устье Орловки, в которой они со ... читать далее »

Семья 126

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о браке.

25 ноября 2021 в 15:48Андрей Бузик
Святитель Иоанн Златоуст Предисловие Три следующие беседы, из которых первая берет своим текстом слова ап. Павла: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор.7:2) и проч., вторая имеет ... читать далее »

Горные лыжи

Соревнования Кубка России в Кировске завершились победами Анастасии Силантьевой и Ивана Мизинцева

Накануне в Кировске прошли заключительные соревнования Кубка России заполярного тура: организаторы, в первую очередь из-за сильного мороза (больше минус 20 по Цельсию), внесли изменения в программу и ... читать далее »

Парапланеризм

Тренировки по акро-параглайдингу в Органьи, Испания

Каждый, кто увлекается акро-параглайдингом слышал про город Органья в Испании. Это место просто создано для акробатических полетов. Джек Пимблетт акро-пилот, который решил показать один день своих ... читать далее »

Эсхатология 670

Августин Кантиотис.Знамения прихода антихриста.

1 декабря 2021 в 20:52С. Александра
Митрополит Августин Кантиотис ЗНАМЕНИЯ ПРИХОДА АНТИХРИСТА Отступление Одним из знамений будет отступление. Апостол Павел говорит: «аще не прiидетъотступленiе прежде» (2 Фес. 2:3). Что такое ... читать далее »

Календарь 3023

2 декабря. Святителя Филарета, митр. Московского. Святого пророка Авдия. Мученика Варлаама Антиохиеца.

1 декабря 2021 в 15:09Андрей Бузик
19 ноября по старому стилю / 2 декабря по новому стилю четверг Седмица 24-я по Пятидесятнице. Глас 6. Рождественский пост. Разрешается рыба. Прор. Авдия (из 12-ти) (IX в. до Р. Х.). Мч. ... читать далее »

Детям 578

Старец Николай Гурьянов и его кот Липа

1 декабря 2021 в 12:04Андрей Рыбак
Старец Николай Гурьянов и его кот Липа Старец Николай Гурьянов и его кот Липа Автор текста - Наталия Скоробогатько читать далее »

Молитва 348

Беседа с архим. Эмилианом Симонопетрским об Иисусовой молитве

30 ноября 2021 в 20:09Андрей Рыбак
Преподобный Ефрем Катунакский и архим. Эмилиан Симонопетрский Беседа с архим. Эмилианом Симонопетрским об Иисусовой молитве "Иисус Христос вчера и днесь Той же и во веки" (Евр. 13:8). О ... читать далее »

Стихи 1124

Терпение...

30 ноября 2021 в 12:01Владимир Лучит
*** Терпение во многом истинному подвигу сродни, ведь таково уж его свойство, что, на поверку, очень часто оно требует от нас ничуть не меньшего геройства! *** Когда твой дух неколебим в жестоких ... читать далее »

Афон 193

Таинственный брак. Толкование старца Эмилиана на главы о Любви прп Максима Исповедника

29 ноября 2021 в 17:17Андрей Рыбак
Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис) (5.10.1934–09.05.2019) Таинственный брак. Толкование Старца Эмилиана (Вафидиса) на Главы о Любви Преподобного Максима Исповедника Схиархимандрит Эмилиан ... читать далее »

Разное 1172

«Заставят надеть трусы на голову»: заслуженный тренер Ильин вновь отказался надеть маску в суде

29 ноября 2021 в 11:07Андрей Рыбак
заслуженный тренер Ильин вновь отказался надеть маску в суде «Заставят надеть трусы на голову»: заслуженный тренер Ильин вновь отказался надеть маску в суде Московский районный суд Санкт-Петербурга ... читать далее »

Катастрофы 283

Сейчас мы живем в эпоху супер-штормов, супер-пожаров, супер-наводнений и других сверхсобытий

27 ноября 2021 в 17:57Н. Роман
Неужели действительно есть еще 10 лет перед климатическим апокалипсисом? Популярной уловкой 2019 года было то, что у насесть самое большее еще 10 или 12 лет, чтобы действовать, чтобы ... читать далее »

Песни 75

За Святую Русь помолюсь! Чтобы русский дух не потух...

26 ноября 2021 в 01:05Андрей Рыбак
Чтобы русский дух не потух Чтобы русский дух не потух Поют воспитанники Свято-Алексиевской пустыни. https://svalep.ru/ Автор текста Иеродиакон Феофил Боголюбов, он и сам поет эту песню. За Святую ... читать далее »

Шутка 193

В туалет без QR-кода нельзя!

23 ноября 2021 в 21:35Андрей Рыбак
В туалет без QR-кода нельзя! В туалет без QR-кода нельзя! читать далее »

Автомотоспорт

На "Дакаре" все решится на последних километрах, "КАМАЗ-мастер" рассчитывает на высокий результат"

Российская команда "КАМАЗ-мастер" рассчитывает показать высокий результат на ралли-марафоне "Дакар"-2022, в гонке все решится на последних километрах, заявил "Матч ТВ" победитель грузового зачета 2021 ... читать далее »

Лыжи

Первые этапы Кубка мира по фристайлу в дисциплинах "акробатика" и "командная акробатика".

2-3 декабря в Руке (Финляндия) состоятся первые этапы Кубка мира по фристайлу в дисциплинах "акробатика" и "командная акробатика". Национальную сборную России представят Максим и Илья Буровы, ... читать далее »

Природа 213

Лосиная ферма. Планета Кострома

1 декабря 2021 в 20:11Андрей Бузик
Лосиная ферма. Планета Кострома Сумароковская лосиная ферма известна далеко за пределами Костромской области. Фактически это заказник, больше половины территории которого покрыто лесами. Здесь лоси ... читать далее »

Высказывания 521

Я верю, что будет ещё царь в России, будет расцвет в нашем Отечестве. схиигумен Иероним Санаксарский

1 декабря 2021 в 13:50Андрей Рыбак
Схиигумен Иероним Старец Санаксарский... "РОССИЮ НИКТО НЕ СЛОМИТ, ВЫМАЛИВАЙТЕ СЕБЯ И СМИРЯЙТЕСЬ! ВСЕ БЛАГА ОТНИМУТСЯ В ОДИН МИГ..." Торопятся люди обогатить себя, но все блага отнимутся смертью. На ... читать далее »

Поиск Святой Руси 321

О таинственном соединении двух природ в человеке

1 декабря 2021 в 11:05Андрей Рыбак
Умный всегда слушает Бога Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: ... читать далее »

Лица 462

Последнее слово схиигумена Сергия Романова в суде.

30 ноября 2021 в 16:30Андрей Рыбак
схиигумен Сергий Романов Последнее слово схиигумена Сергия Романова в суде. Ваша честь, хочу сказать только одно. В наше время… как день вчерашний. Никто не знает, когда придет Господь Бог и ... читать далее »

Проповедь 61

Старец Эмилиан Вафидис, Истинная исповедь, Истинное покаяние и очищение сердца от помыслов

30 ноября 2021 в 12:01Андрей Рыбак
Старец Эмилиан (Вафидис) справа Старец Эмилиан (Вафидис). Истинная исповедь Истинное покаяние и очищение сердца от помыслов. Автор текста: архимандрит Эмилиан (Вафидис), из книги Слово о трезвении - ... читать далее »

Предание 283

От чего появляется печаль? - священноисповедник Николай (Могилевский)

29 ноября 2021 в 16:27Андрей Бузик
От чего появляется печаль? От чего появляется печаль? - священноисповедник Николай (Могилевский) читать далее »

Любовь 100

К свободе призваны вы братья. Какое еще может быть ограничение свобод?

29 ноября 2021 в 02:16Андрей Рыбак
Стремись к духовному. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Праздником Апостолов Филиппа, Матфея, свт Григория Паламы и прп. Паисия Величковского Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, ... читать далее »

Технологии 296

Заграница нам поможет в борьбе против 5G: Запад может за минуту оставить Россию без связи, компьютеров и промышленности

27 ноября 2021 в 10:15Н. Роман
Китайская компания Xiaomi массово блокирует свои смартфоны в Крыму, сообщили на прошлой неделе СМИ, – на экране появляется надпись, что политика компании не разрешает использовать её продукцию на ... читать далее »

Паломничество 240

Забайкальский Афон

25 ноября 2021 в 20:05Андрей Рыбак
Преподобный Варлаам Чикойский Как беглый крестьянин Василий Надежин из Нижегородской губернии попал в Сибирь и, перейдя через Байкал, стал великим миссионером и просветителем всего Забайкалья. ... читать далее »

Будущее 378

Геномное рабство

22 ноября 2021 в 22:28Андрей Рыбак
Молекула ДНК Геномное рабство читать далее »

Сноуборд

Все, что надо знать о Кубке мира по сноуборду-2021/22

Кубок мира по сноуборду в олимпийском сезоне-2021/22 проходит с 23 октября по 27 марта в целом ряде дисциплин. Но если в хафпайпе, слоупстайле, биг-эйре и борд-кроссе россияне не так сильны, то в ... читать далее »

Лыжи

Командная акробатика в лыжном фристайле, что это?

Зимние Олимпийские игры 2022 в Пекине будут включать в себя девять смешанных соревнований. Одно из них   командная акробатика в лыжном фристайле. Но что она из себя представляет? Olympics.com ... читать далее »

© 1999-2021 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru