Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Православная жизнь / Батюшка, это грех? Не грех?... Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Батюшка, это грех? Не грех?...
Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума
Тема: #77836    16.02.08 22:28    Просмотров: 12588 [147]

Сообщений: 63    Оценка: 5.00   Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить


Как часто можно услышать подобные вопросы в современном церковно-приходском быту! И задают их большей частью женщины по разным малозначащим поводам. И пугаются от самих себя, что, не дай Бог, чего-нибудь страшное совершили. Написать нижеследующие рассуждения меня побудила недавняя запись Ольги Куровой (http://samurfila.livejournal.com/333145.html),
которая вспоминает, как однажды она узнала, что носить очки это грех. Все это, конечно, анекдотично, но ведь есть и всегда будет существовать определенный психологический тип верующих, где всякого рода подобные рекомендации будут восприниматься за чистую монету! И, на мой взгляд, это как заразный вирус, который имеет свойства распространяться и передаваться от подобного рода носителей даже к более-менее психически здоровым и уравновешенным людям, прежде всего к новоначальным прихожанам. Как же уберечься от этого «вируса»? Или, если уж невозможно им совсем не переболеть (для кого-то, может быть, это даже нужно, дабы приобрести на всю оставшуюся жизнь стойкий иммунитет), то как выйти из этой болезни с наименьшими потерями душевного здоровья?

Для начала неплохо бы дать определение слову «грех», а сделать это непросто. И, быть может, из-за этой непростоты и случаются чаще всего недоразумения. Греческое слово αμαρτια, соответствующее славяно-русскому слову «грех», означает также ошибку, заблуждение, проступок, и происходит от глагола αμαρτανω – ошибаться, заблуждаться, промахиваться, не попадать в цель. Дело в том, что в оценке греха как такового есть и объективная, и субъективная сторона. Объективная вытекает из основных законов человеческого общежития, выраженных в заповедях Моисеева декалога: «не убивай», «не кради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй» и т.д. То есть – не делай другому, чего не хотел бы себе самому. Известный иудейский учитель Гиллель любил говорить, что в этом весь Закон, вся Тора, а остальное – комментарий к ней. В то же время этот принцип, озвученный Гиллелем, был известен далеко за пределами древнего иудаизма (например, древним грекам с Фалеса и Геродота, Конфуцию или индусам (Махабхарата)), поскольку он является отражением единого нравственного закона, написанного в людских сердцах (Рим. 2, 15). Отсюда и краткое определение греха, данное апостолом Иоанном Богословом: «грех есть беззаконие» (η αμαρτια εστιν η ανομια - 1 Ин. 3, 4). Разница между ветхозаветным и новозаветным восприятием заповедей Закона в том, что Христос углубляет их понимание: грешно не просто убивать, а ненавидеть, вынашивать отмщение или произносить уничижительные слова (убивать словами); не просто прелюбодействовать, а мысленно желать другую женщину помимо собственной жены и т.д (кстати, о том, как своеобразно зачастую понимается «прелюбодеяние в сердце своем», речь пойдет ниже). Кроме того, объективно грех выражается просто в наследовании всеми испорченной человеческой природы, доставшейся нам после падения Адама («Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» - Пс. 50, 7), и в общей нашей удаленности от Бога, «непрозрачности» и закрытости для Него, следствием чего и выходит всеобщая склонность к заблуждениям и ошибкам, - errare humanum est - даже при вполне благих намерениях: «хотели как лучше, а получилось «как всегда» (объективность эта, впрочем, может сужаться, поскольку чувствуется не всеми, а большей частью людьми с религиозной интуицией).

Субъективная сторона восприятия греха может быть еще более обширной и в то же время неоднозначной. Прежде всего, она сильно зависит от того, каким человеку представляется Бог, как Он им воспринимается. Н. Бердяев писал о том, что «люди и целые группы людей, целые народы приспособляли христианство, как и все религии, к своему уровню и напечатлели на образ Бога свои пожелания, и наложили на этот образ свою ограниченность. Это и давало прекрасный повод для отрицания самого существования Бога. Дурной антропоморфизм был не в том, чтобы придавать Богу характер человечности, сострадательности, видеть в нем потребность в ответной любви, а в том, чтобы придавать ему характер бесчеловечности, жестокости, властолюбия. В истинной же человечности раскрывается не только природа человека, но раскрывается и сам Бог. На Бога были перенесены социальные категории господства и власти, что и было дурным социоморфизмом» («Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»). Разумеется, есть и противоположный риск восприятия Бога как все покрывающую любовь в слащаво-сентиментальном и слишком приземленном плане, перед которой возможна любая безответственность в словах и действиях. Естественно, что проекция на Бога своих собственных опасений, страхов, ожиданий, взятых из обыденной жизни, начиная с детских лет, может сильно сказываться на духовной жизни в целом, на общем поведении человека. Кроме того, многое зависит от воспитания и окружения, особенно когда человек по характеру легко внушаем, – он быстро впитывает в себя, как губка, всевозможные околоцерковные суеверия и сам может впоследствии стать их разносчиком. У людей с высшим светским образованием и общим неплохим культурным багажом может присутствовать большая доля здравомыслия при их воцерковлении, и они реже с опаской задают священнику вопросы: «а вот это грех? не грех?», чем люди менее образованные, но больше подверженные суевериям. Но случается, что и люди с вполне солидным светским культурным и научным прошлым заражаются этим вирусом боязни совершения греха. И происходит это с ними по разным причинам, но не в последнюю очередь от того, что слишком буквально и без рассуждений принимается евангельский призыв «отвергнись себя» или слова апостола Павла и святых отцов о «плотском мудровании» в противовес рассуждению духовному. И слишком доверчиво бывает отношение таких людей к тому, что пишется в разных книжечках, распространяемых в приходских и монастырских лавках, или к любому слову первого попавшегося священника. В результате это «плотское мудрование» лишь еще больше умножается, в геометрической прогрессии, причем до того, что любой здравомыслящий атеист или агностик только отшатнется от таких проявлений «веры». Интеллект и логическое мышление, допустим, не всегда впрямую применимы для уразумения богооткровенных догматов веры, но в случае познавания окружающей действительности, в том числе церковной, в частности, на предмет соответствия мнений отдельных людей новозаветному учению о грехе, просто никак не помешают! «Авва Антоний сказал: есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством, и, однако ж, удалились от Бога, потому что не имели рассудительности» («Древний патерик», гл. 10). В общем, обретая веру, нельзя терять голову! Иначе есть риск в конечном счете потерять и то, и другое…

Помимо рабского страха перед Богом, воспринимаемом как неумолимого Судию, будто бы подстерегающим любой наш неверный шаг, любую оплошность с тем, чтобы разом припомнить нам все на Его последнем Суде, есть еще другая проблема среди верующих – объективация и универсализация понятия греха, взятого, однако, чаще всего в субъективном смысле, в ту меру, в какую каждый верующий грех оценивает. К примеру, интернет-форумы периодически пестрят разными дискуссиями по поводу того, грех ли слушать рок-музыку, грех ли заниматься спортивными и прочими танцами и т.д. И подобным спорам среди православных зачастую несть конца и числа. Это неудивительно, поскольку все это относится к субъективному восприятию греха и к личным вкусам, обусловленным воспитанием с детства и внушением определенных авторитетных для верующего людей, а о вкусах, как известно, бесполезно спорить. Здесь надо просто уяснить себе, что есть в общественной жизни многие явления (это касается хотя бы разных мирских профессий), которые не укладываются в эту дуалистическую схему «грех-не грех», и нет и не может быть в данном случае однозначных ответов. Очень многое в поступках людей, нам не понятных, вытекает из их намерений, но как лично я могу судить об этих намерениях адекватно? Верно, что в современной секулярной цивилизации понятие греха может быть сильно размыто либо просто отвергаемо. Но также верно и то, что эта отрицательная общественная реакция на понятие греха выработалась именно в ответ на внутреннюю несвободу, ханжество, фарисейство, иудейское буквоедство с казуистикой и многие другие малосимпатичные черты околоцерковного быта, корни которых уходят в глубину веков и ветхую человеческую природу.

Кроме того, надо иметь в виду, что для каждого человека грехом может быть сугубо собственное состояние или принятое решение, что для другого таковым совсем не будет являться. То есть грех в данном случае – зарывание талантов в землю, согласно известной евангельской притче о талантах, при том, что таланты у каждого свои. Это – измена своему собственному призванию. Следует также отметить, что для каждого возраста или этапа развития есть свои мерки греха и добродетели. Что видится естественным для малого ребенка, может восприниматься нелепым у взрослого. Что позволено живущему и работающему в мирской суете, не позволяется монаху-схимнику в монастыре и т.д. Кому дано больше в духовном плане, с того больше и спрашивается. То есть, грех в субъективном плане для человека – то, что он сам осознал как грех, как измену своему призванию, как нарушение воли Божией о нем самом, как установку на понижение. Но только он и может в данном случае сказать про себя, что он согрешил, однако он не может, иногда даже не имеет права переносить свою мерку греха на ближнего. И опять-таки, в отношении себя здесь тоже нельзя обойтись без рассуждения и здравого смысла.
Например, нередкий случай в нашей жизни, когда воцерковленный молодой человек кается в мысленном прелюбодеянии, помня о предупреждении Спасителя в Нагорной проповеди… Спросишь, в чем дело, – оказывается, что он в цвете юности и неженат, но засматривается на девушек. Спрашивается, но как же тогда он выберет себе единственную избранницу? Возможна ли для него чисто отвлеченная «платоническая» любовь, или все же внимание к физической красоте и достоинствам избранницы неизбежны, тем более что в будущем эта любовь предполагается отнюдь не «платонической»? Да, если б он был уже женат и так же засматривался на посторонних женщин, он согрешал бы. Но в данном случае? Нет здесь однозначного ответа, и лучше воздерживаться от каких-либо суждений.

А не так давно у меня была дискуссия с одним очень хорошим священником, с которым у нас почти всегда единомыслие. Мы обсуждали такой вопрос: если человек тяжело болен, страдает физически, так что желает поскорее уйти из этой жизни, чтобы страдания побыстрее окончились, и просит об этом Бога, понимая, что он в любом случае обречен… Грех это или не грех? Тот батюшка считал, что, при полном его сочувствии и сопереживании этому человеку, на месте которого он сам вел бы себя так же, если не хуже, тем не менее, такая просьба, такое пожелание есть грех, и грех в любом случае надо называть грехом. Видимо, он имел в виду известную мысль: «с креста не сходят, с него снимают»… По моему же мнению, это вовсе не очевидно. Ведь так можно и мысль апостола Павла грешной назвать – ту, которая выражена, например, в послании к Филиппийцам: «Если же жизнь во плоти означает для меня плодотворный труд, то я не знаю, что мне выбрать. Я тесним с двух сторон: я томлюсь желанием уйти и быть со Христом, ибо это гораздо лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (1, 22-24). И это было написано в гораздо лучших условиях, когда апостол чувствовал себя нужным для окружающих людей, для устроения церквей и проповеди Благой Вести, тогда как тяжелобольной и страдающий от смертельного недуга может видеть в своем положении лишь только обузу для окружающих, которые, к сожалению, бывает, что сами подают к этому повод. И при всем в целом негативном отношении к эвтаназии с христианской точки зрения, все же может быть немало разных случаев, когда невозможны четкие ответы и решения… Хотя бы потому, что в естественных условиях человек давно бы уже умер, а при современном развитии медицинской техники и разных лекарственных препаратах его жизнь может продлеваться искусственно; он живет только потому, что подключен к аппаратуре, и так может продолжаться многие дни и месяцы! Но пока есть малейшая надежда на выживание, хотя бы для родных такого больного в бессознательном состоянии, – бороться за жизнь, разумеется, стоит… Хотя сами дискуссии об эвтаназии не являются ли одним из неизбежных следствий развития медицины?

И есть еще одна очень важная мысль у апостола Павла: «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим. 14, 22) и «все, что не по вере, грех» (14, 23). Но поскольку вера у всех неодинаковая, а предела совершенства в ней нет, и даже у одного и того же человека в разное время земля собственного сердца может приносить от посеянного Слова то плод, то заглушаться в терниях, то просто оставаться каменистой; тогда, значит, и сознание греха будет более или менее искаженным, либо в сторону нечувствия, либо в сторону преувеличения каких-то несущественных деталей, а нередко и того, и другого вместе – «отцеживания комара» и «поглощения верблюда» (Мф. 23, 24). Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми. И это тоже бывает результатом не обязательно сознательного лукавства, но их ограниченной и субъективной меры в понимании, что есть грех и добродетель для христианина. Всякий человек способен исповедоваться лишь в ту меру, в какую он осознал для себя свои грехи и видит их проявления. Но видения только отрицательных сторон в себе совершенно не достаточно, а сосредоточение только на них – большая ошибка. Важно не просто осознать себя грешником, склонным к плохому: еще важнее стремиться к хорошему, положительному, светлому, пробуя вытеснять свои страсти противоположными им добродетелями. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте…, и Бог мира будет с вами» (Флп. 4, 8-9) Важно понять, что мы грешники не обязательно потому, что творим дурное – в нас просто мало хорошего, его заведомо недостаточно! Можно многолетними аскетическими упражнениями достичь определенного состояния бесстрастия (индийские йоги в этом могут преуспеть не меньше, чем православные монахи), но этим не достигается милость сердечная и та любовь, к которой нас призывает Господь (Ин. 13, 34).

Не случайно Христос советует быть, как дети… Это приходится неоднократно напоминать щепетильным прихожанкам, всякий раз беспокоящимся в смущении: «Ой, батюшка… это грех? не грех?». Поговоришь с одной из таких подчас весьма ревностных тружениц храма, и она возрадуется: «Ой, батюшка! Слава Богу - как вы меня успокоили!». Впрочем, это… до следующей очередной исповеди. И снова, как будто и не было прошлого разговора: «Ой, я, наверно, сильно согрешила!...». Дети отнюдь не безгрешны. Они могут быть надоедливы, капризны, вредны и подчас весьма злы (мне в детстве, например, приходилось много претерпевать от своих сверстников), и не это, разумеется, ставится нам в пример. Но дети в целом более естественны в поведении, более просты, искренни и не морочат свои головы этой дилеммой «грех-не грех» - они уж такие, какие есть. Конечно, их нужно воспитывать! Но нередко с положительными элементами воспитания привносятся и те условности, фантазии или иллюзии, которыми взрослые сами заразились друг у друга. Поэтому апостол Павел очень хорошо дополняет совет Христа: "Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни." (1 Кор.14, 20). Но этого совершеннолетия ума никак не достигнешь, отвергая логику и здравый смысл: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 21).



Демидова Елена
Демидова Елена

православный христианин

Тема: #77836
Сообщение: #2933782
19.02.08 10:57
Ответ на #2931827 | Соснин Леонид православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


**Знали бы Вы, Элеонора, сколько усилий я потратил на форуме, чтобы эту простую мысль доносить до нашего модераторского
состава, включая, кстати, как Михаила, так и Анатолия.

Всецело поддерживаю эту Вашу позицию.**

Спасибо Вам за поддержку.
Отвечаю здесь вынужденно - в надлежащей теме мне запрещено писать.
Все простите за оффтоп.



Юрий Новиков
Юрий Новиков

атеист

Тема: #77836
Сообщение: #2933325
18.02.08 21:55
Ответ на #2933241 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


(((((( вы путаете Христа и апостола Павла. Павел, действительно, писал, что законом познается грех.

Да уж... Честно говоря, сложно не запутаться. Уже не первый раз перечитываю Евангелие и каждый раз нахожу что-то новое.

(((((( законом познается грех.

Те. грех познается через закон? А если в законе не написано, что играть в футбол или заниматься единоборствами - это грех? Тут вот обсуждают вопрос о том, как один священник организовал обучение детей какому-то единоборству. Одни оправдывают, другие говорят, что это извращение христианства. Проблема! Почти как с очками.

Спасибо Вам.





Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #77836
Сообщение: #2933241
18.02.08 20:39
Ответ на #2933234 | Юрий Новиков атеистНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Я сразу не найду где, но, вроде как, Христос говорил, что как врач нужен больным, так и закон нужен грешникам. Или это я объединяю два разных высказывания?

Нет, вы путаете Христа и апостола Павла. Павел, действительно, писал, что законом познается грех. Люди были грешниками и до закона.


Юрий Новиков
Юрий Новиков

атеист

Тема: #77836
Сообщение: #2933234
18.02.08 20:28
Ответ на #2933178 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


((((( "Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём " (Ин. 15, 22).

Да, я именно это и имел ввиду. Но речь-то именно о законе? Те. без закона не было бы у них и греха, а тк. закон им сообщили, то нарушать его уже грех. В этом случае отсутствие закона грех или не горех? Наверно нет. Грех - жизнь без закона в смысле его нарушения.

((((((( "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию".

Я сразу не найду где, но, вроде как, Христос говорил, что как врач нужен больным, так и закон нужен грешникам. Или это я объединяю два разных высказывания?

"...не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,.."
***********************************************************************

Спасибо за ответ.


Соснин Леонид
Соснин Леонид

православный христианин
(невоцерковленный)

Тема: #77836
Сообщение: #2933208
18.02.08 19:46
Ответ на #2933065 | Бажина Татьяна православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Своевременная ,актуальна и замечательная статья,о.Филипп!
Только вот среди владельцев мерседесов и загородных дач и домов и посетителей ресторанов тоже хорошие христиане есть. И такой достаток и образ жизни не есть грех.


Это прекрасно, действительно. Грех начинается тогда, когда один с голода пухнет, а другой устрицами лакомится. Когда один живёт снимая трущобу, отдавая за неё пол-зарплаты, а другой сидит на 20 квартирах.

А нужно так: у кого две рубашки -- отдай тому, кто и одной не имеет.


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #77836
Сообщение: #2933190
18.02.08 19:35
Ответ на #2933173 | Алексей Б. Ч. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

В смысле что я подразумеваю под псевдо-христианской интеллигентской болтологией?
С.Н.Булгаков «Свет Невечерний» (2 тома)
В.С. Соловьев «Чтения о богочеловечестве»
И многое другое.


Ну что ж - о вкусах спорить не будем. Только я дорожу как раз именно тем, чем Вы с такой легкостью пренебрегаете.

Наш нынешний, как сказано, в конце истории предназначен к сгорению в огне. Задача для всякого – уготовить себя к неизбежному переходу.

А вот это вовсе не факт, что "так сказано". Это одно из неоднозначных мест в Писании.
Цитирую по переводу еп. Кассиана:
"Придет же День Господень, как вор; в этот День небеса с шумом пройдут, стихии же раскаленные будут растворены, и земля же и все дела на ней будут сожжены" (2 Петра 3, 10). Там же примечание - по некоторым древним рукописям: "будут обнажены"
В любом случае это скорее образ, метафора. Примерно, в том же плане, как Христос говорил: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как Я хотел бы, чтобы он возгорелся" (Лк. 12, 49).

«революция 17-го, общероссийская катастрофа ХХ в., неустроенность современной приходской жизни» - всё это есть просто внешнее выражение внутреннего безбожного состояния русского человека. А вовсе не оттого, что русский мужик так по-монашески постился и молился, что всю земную жизнь забросил.

Откуда взялось это внутреннее безбожное состояние - с потолка, что ли? Я вообще-то об этом много писал и неоднократно. Посмотрите хотя бы вот эту тему
А также в заметке "На нас надвигается новое средневековье".
http://magazines.russ.ru/continent/2007/132/pa16.html
Процитирую Соловьева оттуда снова:

«Здесь, на Востоке, особенно резко проявился контраст между язычеством города и христианством пустыни. За единственным исключением св. Иоанна Златоуста, проповедь восточных аскетов не имела в виду никаких христианских преобразований общественного строя. Во всей византийской истории нельзя указать ни одного определенного требования в этом смысле. Мудрено ли, что государство и его законы оставались такими же языческими, как и общественные нравы? Мудрено ли, что кодекс Юстиниана есть в сущности лишь подкрашенное христианскими словами законодательство языческой римской империи? Христианство есть религия воплощения Божия и воскресения плоти, а ее превратили в какой-то восточный дуализм, отрицающий материальную природу как злое начало. Но злым началом сама по себе материальная природа быть не может: она пассивна и инертна — это женственный элемент, принимающий то или другое духовное начало. Христос выгнал из Марии Магдалины 7 бесов и одушевил ее Своим Духом. Когда же мнимые христиане отлучили от духа Христова материальную природу, эту всемирную Магдалину, — в нее, естественно, вселились злые духи. Я разумею чрезвычайное развитие черной магии и всякой чертовщины к концу средних веков и в начале новых» ("Об упадке средневекового миросозерцания".)

//И именно за вторым пониманием Христианства - будущее.
Я знаю. В моём понимании это царство антихриста. Без обид.


Совсем не в этом проявится царство антихриста.
Оно проявится среди духовных людей, успешных аскетов, кстати, которые соблазнятся любоначалием и подменят окончательно Христа самими собою - богословием, преданием, аскетикой, церковностью, ставшей идолом (в шмемановском понимании). Когда за средствами забудется сама цель.
Великий Инквизитор у Достоевского - реальный предтеча антихриста, если не он сам.


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #77836
Сообщение: #2933178
18.02.08 19:02
Ответ на #2933160 | Юрий Новиков атеистНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Но, сразу не вспомню кто говорил, что "если бы не занали закона, то и не имели бы и греха, а имея закон не имеете извинения" ....

Не так. "Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём " (Ин. 15, 22).

не получается ли, что и жизнь без закона уже грех? Но если не зная закона люди живут праведно? Просто они так живут по своей природе и не знают, что есть такой закон - жить праведно.

12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
(Римлянам, гл. 2-я)

Кстати - и Христос говорил, что закон нужен не праведникам, а грешникам.

Снова не так. "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию".


Алексей Б. Ч.

православный христианин

Тема: #77836
Сообщение: #2933173
18.02.08 18:54
Ответ на #2933085 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Не для того чтобы поспорить, о.Филипп.
Просто для взаимного прояснения мировоззрений для будущего душеполезного общения : )

Как я оговаривал, всё сказанное мной - это всего лишь моё собственное мнение, внутреннее ощущние от прочитанного. Развёрнутый анализ путей мышления рус.религ.философов я оставляю настоящим богословам.

//Конкретные примеры не приведёте?
В смысле что я подразумеваю под псевдо-христианской интеллигентской болтологией?
С.Н.Булгаков «Свет Невечерний» (2 тома)
В.С. Соловьев «Чтения о богочеловечестве»
И многое другое.

// Как Вы думаете, история имеет смысл и цель, и если да, то в чем она?
Да, имеет. Цель (в моём понимании) – через земное существование научить каждого из нас практически, что мы представляем из себя когда без Бога, а что когда вместе с Ним. Для хорошо усвоивших этот урок уже создан новый мир. Наш нынешний, как сказано, в конце истории предназначен к сгорению в огне. Задача для всякого – уготовить себя к неизбежному переходу.

//И если Бог был бы абсолютно самодостаточен, то зачем Ему было творить этот мир?
Думаю, что в любом случае Бог самодостаточен. Зачем Он творил этот мир, полагаю, никто кроме Него самого не ответит.

//нынешний мир представляет собой арену противоборства этих двух начал
Дуализм?
Бог и дьявол схватились на равных, а человек помогает или одному или другому?
Несогласен. Это сатана просил у Бога дозволения просеивать человечество.

//наиболее эффективное сотворчество и творчество - во Христе
Несогласен. Во Христе человек получает не энергетический заряд для творческой деятельности, а наоборот упокаивается в мире Христовом, исполняясь созерцанием горнего.
Всё св.отцы, как один, говорят об этом чудесном состоянии души, когда весь земной мир для человека теряет своё притяжение.

//И именно за вторым пониманием Христианства - будущее.
Я знаю. В моём понимании это царство антихриста. Без обид.

//плоды первого понимания уже и так налицо
Несогласен.
«революция 17-го, общероссийская катастрофа ХХ в., неустроенность современной приходской жизни» - всё это есть просто внешнее выражение внутреннего безбожного состояния русского человека. А вовсе не оттого, что русский мужик так по-монашески постился и молился, что всю земную жизнь забросил.

//Дневники о. А.Шмемана читал. Хорошо описывает искажения христианства. Но мало говорит о глубинных причинах этих искажений.


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #77836
Сообщение: #2933170
18.02.08 18:49
Ответ на #2933133 | Бурковский Игорь Владленович баптистНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

В общем, то грех все, что не по воле Божьей. Если прожил день и поступил не по воле Божьей вот уже согрешил. Как часто такое бывает. Здесь бы начать познавать волю Божью, но ведь и это не так просто, хотя нам и заповедано.

Согласен. С поправкой, что на многое у нас в жизни (в быту особенно) дана свобода, поэтому есть наша собственная воля на устроение своего повседневного быта. И даже в более важных вопросах у нас есть выбор: пойдешь по одному пути - тебя ждет один вид трудностей и искушений; пойдешь по другому пути - другой...


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #77836
Сообщение: #2933167
18.02.08 18:43
Ответ на #2933128 | Бажина Татьяна православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здесь согласен, конечно! Богатство само по себе (любое причем) - инструмент; зависит от того, как ты им воспользуешься в жизни. Это как талант, данный от Бога: можно пустить в оборот, а можно в землю зарыть.

Юрий Новиков
Юрий Новиков

атеист

Тема: #77836
Сообщение: #2933160
18.02.08 18:37
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


(((((( краткое определение греха, данное апостолом Иоанном Богословом: «грех есть беззаконие» (η αμαρτια εστιν η ανομια - 1 Ин. 3, 4).

Он же говорит, что "всякая неправда есть грех."

Но, сразу не вспомню кто говорил, что "если бы не занали закона, то и не имели бы и греха, а имея закон не имеете извинения" .... Примерно так.

Вопрос: не получается ли, что и жизнь без закона уже грех? Но если не зная закона люди живут праведно? Просто они так живут по своей природе и не знают, что есть такой закон - жить праведно. Кстати - и Христос говорил, что закон нужен не праведникам, а грешникам.


Бурковский Игорь Владленович

баптист
нет доступа
на форум


Тема: #77836
Сообщение: #2933133
18.02.08 18:02
Ответ автору темы | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Хорошая тема, спасиБо. Да часто можно слышать такие вопросы "Грех или нет ?" . Действительно, иногда на эти вопросы однозначно ответить нельзя. В общем, то грех все, что не по воле Божьей. Если прожил день и поступил не по воле Божьей вот уже согрешил. Как часто такое бывает. Здесь бы начать познавать волю Божью, но ведь и это не так просто, хотя нам и заповедано.

Есть интересное место в писании, 1 Кор.2.15 "но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может". Вот здесь, на этом уровне, могут и не совпадать мнения даже духовных мужей. Что приемлемо для одного может быть не приемлемо для другого. Хотя и то и др. может быть воля Божья для обеих, но воля Божья разная.

Для того, что бы отвечать на вопрос "Грех это или нет ?" естественно надобно быть духовным. Человек, который духовно не растет, всегда будет искать ответ у того, кого почитает духовным. Конечно, это лучше чем не искать ответ, но по существу проблему с личной бездуховностью не решает. Хорошо если духовник такой вот, а если нет ?


Бажина Татьяна
Бажина Татьяна

православный христианин

Тема: #77836
Сообщение: #2933128
18.02.08 17:59
Ответ на #2933095 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

нет,но бывает,что девушка выходит замуж за очень богатого человека.И это состояние заработано своим трудом ученого-профессора за границей.И семья решает остаться в России.Почему на их Мерседес,походы в ресторан и загородные дачи надо смотреть как на греховное богатство? а если родственники из-за границы деньги подкидывают?Почему и не пожить достойной жизнью.при этом будучи христианином?

Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #77836
Сообщение: #2933095
18.02.08 17:32
Ответ на #2933065 | Бажина Татьяна православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Только вот среди владельцев мерседесов и загородных дач и домов и посетителей ресторанов тоже хорошие христиане есть. И такой достаток и образ жизни не есть грех.

Надеюсь, что есть, Татьяна, и даже не сомневаюсь в этом! А насчет такого достатка - смотря каким путем он был достигнут (Вы же понимаете, что честным трудом такое сейчас достигается довольно редко).
Мне вспоминается всегда в связи с этим евангельский образ Закхея-мытаря: он в присутствии Христа раскаивается и решает половину своего имения раздать нищим, и воздать четверократно тем, кого лично обидел. Идеальный образ для нынешних "олигархов". Вот только слышали ли они о Закхее?...


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #77836
Сообщение: #2933085
18.02.08 17:25
Ответ на #2933038 | Алексей Б. Ч. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

подозреваю что тут мы не будем едины во мнениях : )

Разумеется, не будем! Тем более, что я наиболее ценю в русской религиозной философии все то, что Вы, похоже, легко готовы отвергнуть.

То что пишут св.отцы буквально в нескольких строках, по духовному содержанию многократно превосходит тома псевдо-христианского интеллигентского богословия.

Интересно... Конкретные примеры не приведёте?

У этих мыслителей (практически у всех) проходит красной нитью мысль неотвержения мира

Слово "мир", как Вы знаете, употребляется в двух разных и даже противоположных значениях в Писании: 1) Мир,созданный Богом, в котором все "добро зело" 2) мир, где царят человеческие страсти, и через них правит "князь мира сего". Значит, нынешний мир представляет собой арену противоборства этих двух начал. Темные силы мира сего не побеждаются при отвержении мира вообще, при котором по-неволе отвергается и то доброе, что посеяно Богом. То есть с плевелами выдергивается и пшеница - не в физическом плане, а в мировоззренческом в данном случае. Поэтому рассудительность наших философов и богословов Парижской школы мне лично видится
оптимальным путем взаимодействия Церкви и внешнего мира.

опять идёт протягивание в традиционное христианство идеи «сотворчества» Богу, словно Он нуждается в нашей помощи. Как будто Всевышний оставил нам этот мир полуфабрикатом чтобы нам «просвещать» его (как малым детям конструктор «самоделкин»). И Сам сел с улыбкой в сторонке – что они там, мол, смастерят?

Но это действительно так! Бог "нуждается" в нас, как это ни покажется кому-то странным - иначе Он не творил бы этот мир и человека "по образу и подобию Божьему". Как Вы думаете, история имеет смысл и цель, и если да, то в чем она? И если Бог был бы абсолютно самодостаточен, то зачем Ему было творить этот мир?

Бердяев: «Иногда рассуждают так: сначала человек должен спасаться, побеждать грех, а потом уже творить. Но такое понимание хронологического соотношения между спасением и творчеством противоречит законам жизни. Так никогда не происходило и не будет происходить»

Христос: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»


Противопоставление совершенно искусственное в данном случае. Ни я, ни Бердяев не стали бы спорить, что наиболее эффективное сотворчество и творчество - во Христе.


Бердяев - «Спасение и творчество. Два понимания христианства»

Одна из моих любимых его статей, между прочим! И именно за вторым пониманием Христианства - будущее. А плоды первого понимания уже и так налицо: революция 17-го, общероссийская катастрофа ХХ в., неустроенность современной приходской жизни, ее все те негативные явления, которые затронуты и в данной заметке. Вы читали "Дневники" о. Ал. Шмемана? Ведь он о том же пишет, что и Бердяев...


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Поиск Святой Руси 328

Покайтесь!

19 января 2022 в 10:26Андрей Рыбак
Схиигумен Гавриил Виноградов-Лакербая Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Крещением Господним! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, ... читать далее »

Календарь 3071

19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского

18 января 2022 в 15:34Андрей Бузик
6 января по старому стилю / 19 января по новому стилю среда Седмица 31-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Преставление ... читать далее »

Любовь 106

Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

18 января 2022 в 12:53Андрей Рыбак
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Богоявлением и Крещением ... читать далее »

Народный промысел 83

Рыбалка у охотника

17 января 2022 в 19:02Андрей Рыбак
Ждем поклевки. Бахтинская рыбалка. Конец Зимы 2018 Рыбалка у охотника читать далее »

Планета 250

Юрий Воробьевский О святом князе Александре

17 января 2022 в 12:09Андрей Рыбак
Александр Невский. Между Востоком и Западом. Юрий Воробьевский О святом князе Александре 1 часть беседы с Ю.Ю. Воробьевским. Март 2021 г., г. Новосибирск. Святой князь Александр Невский. Война ... читать далее »

Паломничество 245

От Рождества до Крещения - документальный фильм

16 января 2022 в 16:44Андрей Бузик
От Рождества до Крещения - документальный фильм Город Рождества. Место, где однажды засияла Вифлеемская звезда. Сюда каждый год съезжаются верующие со всего мира. Именно здесь произошло настоящее ... читать далее »

Святые 322

Сегодня Церковь вспоминает преподобного Серафима Саровского.

15 января 2022 в 16:55Андрей Бузик
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. ДЕНЬ АНГЕЛА Город Саров в Нижегородской области был 3 раза вписан в историю России. К концу XVIII века Саровская пустынь стала одной из самых известных обителей страны. ... читать далее »

Проповедь 69

Духовная война и Божий мир. Протопресвитер Андрей Алешин

14 января 2022 в 21:53Андрей Рыбак
протопресвитер Кипрской Православной Церкви Андрей Алешин + 4.12.2021 Духовная война и Божий мир. Протопресвитер Андрей Алешин читать далее »

Народное творчество 49

Выступление учащихся воскресной школы Меляевского скита в монастырской богадельне.

12 января 2022 в 17:24Андрей Бузик
Выступление учащихся воскресной школы Меляевского скита в монастырской богадельне. Выступление учащихся воскресной школы Меляевского скита в монастырской богадельне. Видео от Серафимо-Дивеевский ... читать далее »

Документы 226

Украина: Замечательное решение суда: прививки мРНК-вакцинами - медицинский эксперимент, поэтому добровольны

11 января 2022 в 19:09Александр В.А.
Прививки глазами генетика. Появилось замечательное решение суда по отмене приказа руководителя предприятия (учреждения, организации) об отстранении от работы в связи с отказом сотрудника от ... читать далее »

Скалолазание

Первая девятилетняя скалолазка прошла маршрут 8b+

7 января 2022 года девятилетняя Цзыхэн Цю совершила редпоинт маршрута "China Climb" категории 8b+. Он находится на Белой горе в китайском регион Янгшо. Тем самым, Цзыхэн стала самой юной скалолазкой в ... читать далее »

Сноуборд

Надыршина впервые в призах в 2022 году

В австрийском Зимонхеэ 14-15 января прошел заключительный перед Олимпийскими играми в Пекине-2022 этап Кубка мира по сноуборду в параллельных дисциплинах. Спортсменам сборной России удалось добраться ... читать далее »

Праздники 316

Крещение Господне

18 января 2022 в 16:31Андрей Бузик
Крещение Господне В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы ... читать далее »

Кино 84

Карьера Димы Горина (1961) Киностудия Горького

18 января 2022 в 13:31Андрей Рыбак
Карьера Димы Горина Кассир банка Дима Горин — типичный служащий, молодой человек в очках, без особых внешних данных оказался на сибирской стройке. А случилось с Димой вот что — он случайно выдал ... читать далее »

Стихи 1154

Благословенно в жизни...

18 января 2022 в 09:25Владимир Лучит
*** Благословенно в жизни всё: в едином опыте – сокрыт источник мудрости. И знать, лишь в ней самой ключи на деле от бессмертия и спрятаны, и следует искать! *** Взирает молодость на старость ... читать далее »

Память 344

Воспоминания об отце Симеоне

17 января 2022 в 16:27Андрей Бузик
Иеросхимонах Симеон (Желнин) [РАССКАЗ МАТУШКИ АЛЕКСАНДРЫ Я 15 лет была на послушании у батюшки о. Симеона. Однажды, торопясь домой и вспомнив, что дома у меня нет сахара, я взяла из батюшкиного ... читать далее »

Детям 580

Устами младенца глаголет Истина. Вы должны выпустить эту заразу.

17 января 2022 в 09:37Андрей Рыбак
Будьте как дети Устами младенца глаголет Истина. Вы должны выпустить эту заразу. читать далее »

Высказывания 532

Святитель Иаков Нисибинский. Слово о смирении

16 января 2022 в 15:48Андрей Бузик
Святитель Иаков Нисибинский 1. Смирение всегда прекрасно. Оно освобождает людей от всех мучительных забот. Плоды его изобильны, вожделенны. От него раждается простосердечие, коим Ной угодил Богу и ... читать далее »

Патерик 243

Святитель Григорий Великий (Двоеслов). Пред очами Божиими.

15 января 2022 в 16:16Андрей Бузик
Святитель Григорий I Великий (Григорий Двоеслов), папа Римский Перед очами Божиими Перед очами Божиими рука никогда не бывает без дара, если ковчег сердца наполнен добрым расположением. * * * Путь ... читать далее »

Разное 1184

Мудрые советы преподобного Симеона Афонского на простые вопросы жизни.

14 января 2022 в 21:15Сергий Пономарь
Книга жизни Жизнь – это учебник, который закрывается только с последним вздохом. Когда мы задаем себе вопросы, мы пытаемся найти правильный ответ, чтобы лучше ПОНЯТЬ жизнь. Какой учитель самый ... читать далее »

Творчество 412

Осенний дождь. Алексей Марсанов

12 января 2022 в 00:54Андрей Рыбак
Алексей Марсанов Алексей Марсанов. Осенний дождь https://stihi.ru/avtor/leonidmaluev45 О домашнем причастии. Схиепископ Николай. читать далее »

Песни 79

Дети Поют с Рождеством Христовым!

11 января 2022 в 16:08Священник Сергий
Дети Поют с Рождеством Христовым! Поддержать проект и помочь с финансированием новых клипов можно тут: ЯК 41001681950085, Paypal - masterfs@yandex.ru, Сбербанк (по номеру телефона) ... читать далее »

Лыжи

Состоялся второй этап Кубка России по фристайлу в дисциплине "биг-эйр"

Состоялся второй этап Кубка России по фристайлу в дисциплине "биг-эйр" текущего сезона, проходивший в Миассе (Челябинская область). Выиграл соревнования у мужчин Максим Сенкевич из Санкт-Петербурга ... читать далее »

Парусный спорт

Зимний кубок Ассоциации SB20. Несмотря на перипетии с погодой, четвертый этап состоялся

В Севастополе завершился четвертый этап Зимнего кубка Ассоциации SB20. Начало регаты было сложным: на протяжении двух дней погодные условия не позволяли провести гонки   порывы свыше 40 узлов и ... читать далее »

Духовное 981

Cвятитель Феофан Затворник. О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха

18 января 2022 в 15:56Андрей Бузик
святитель Феофан Затворник Баня пакибытия. Что совершается в купели крещения? Святой апостол Павел, рассуждая о святом таинстве крещения, сокровенную силу его сравнивает со смертию и воскресением ... читать далее »

Афон 198

Старец Гавриил. Все о деньгах - что хорошо, что плохо

18 января 2022 в 13:10Андрей Рыбак
старец Гавриил Старец Гавриил. Все о деньгах - что хорошо, что плохо Старец Гавриил рассуждает о деньгах в последние времена. Нужно ли собирать заначки? Куда девать деньги? Афонские истории о ... читать далее »

Спорт - Экстрим 254

Аве Мария. Танец

17 января 2022 в 23:32Андрей Рыбак
Анна Щербакова. Показательные выступления. Чемпионат Европы Аве Мария. Танец читать далее »

Предание 289

Святитель Игнатий (Брянчанинов). О покаянии

17 января 2022 в 15:59Андрей Бузик
Святитель Игнатий Брянчанинов. «Покайтеся и веруйте во Евангелие! покайтеся: приближися бо царство небесное» (Мк.1:15, Мф.4:17). Таковы были первые слова проповеди Богочеловека. Эти же слова доселе ... читать далее »

Будущее 381

Ретро: О Бжезинском и глобализме США

16 января 2022 в 18:32Владимир Воробьев
Радует в панических речах этого господина (Зб. Бжезинского, смотри http://fedor-ohotnick.livejournal.com/29512.html) то, что слух об успешно действующем мировом правительстве был слишком преувеличен. ... читать далее »

Здоровье 433

Вирусолог Петр Михайлович Чумаков, профессор, член-корреспондент РАН: "Переболеют все..."

16 января 2022 в 12:59Андрей Рыбак
Петр Михайлович Чумаков, профессор, член-корреспондент РАН Вирусолог Чумаков: "Переболеют все..." Петр Михайлович Чумаков, профессор, член-корреспондент РАН. читать далее »

Общий 1337

Женская экклесиология:

15 января 2022 в 11:30Леночка Борисовна
Псалтирь, 1657-й год. Геннадий Матвей спрашивает: - Для чего люди изучают церковнославянский язык? Какую работу можно найти с таким знанием? *** Елена Логачёва отвечает: - Церковнославянский ... читать далее »

Туризм 147

Россия от края до края, Кавказ

14 января 2022 в 16:56Андрей Бузик
Кавказ Юго-западные границы России охраняют величественные горы с вершинами более 5000 метров. Эти места сохранили первозданную красоту, здесь можно встретить редчайшие виды животных и растений. ... читать далее »

Шутка 196

Шедевр русского языка

11 января 2022 в 22:51Андрей Рыбак
За песчаной косой лопоухий косой пал под острой косой косой бабы с косой Шедевр русского языка За песчаной косой лопоухий косой пал под острой косой косой бабы с косой читать далее »

Помощь храмам 35

Без единого гвоздя, Экспедиции начинающих плотников.

11 января 2022 в 16:07Андрей Бузик
15 лет назад протоиерей Алексей Яковлев, настоятель московского храма Преподобного Серафима Саровского в Раеве, отправился на Русский Север, где помог жителям деревни восстановить деревянную ... читать далее »

Сноукайтинг

На Пироговском водохранилище состоялся чемпионат Москвы по сноукайтингу.

В минувшие выходные на Пироговском водохранилище состоялся чемпионат Москвы по сноукайтингу. В этом году формат соревнований немного отличался от прошлогодних - во-первых, тем, что у детей это были ... читать далее »

Лыжи

"Фристайл в лицах". Есения Пантюхова.

Федерация фристайла России продолжает проект "Фристайл в лицах". Все герои   члены национальной команды, представляющие нашу страну на международной арене. Мы познакомим вас с теми, кто борется до ... читать далее »

© 1999-2022 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru