Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Православный раздел / Православное совковие Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Православное совковие
Петров Георгий Михайлович
Петров Георгий Михайлович

оглашенный
нет доступа
на форум

Тема: #7731    01.06.01 21:47    Просмотров: 5361 [6]

Сообщений: 56    Оценка: 0.00   Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить

Андрей ДЕСНИЦКИЙ



Сменить серп и молот на крест оказывается значительно легче, чем расстаться с совковостью мышления. Будущее христианства в России в значительной мере зависит от того, насколько сегодняшним российским христианам удастся вытравить из себя "советского человека".


Один мой знакомый священник любит повторять, перефразируя Чехова: "Нужно по капле выдавливать из себя совка!" Как сложилось, что из всех духовных советов христианам России наиболее актуальным ему представляется именно этот?

Те, кто пришел в Церковь еще в советские годы, очень остро ощущали несовместимость своей веры с коммунистической идеологией и самим строем советской жизни, да и власть не забывала им об этом напоминать регулярно и доходчиво. Но у тех, кто крестился, "когда стало можно", этот врожденный иммунитет оказался несколько ослабленным. Не все и не сразу начинали понимать, что христианство - не просто еще один крутой поворот генеральной линии государственной политики, не очередная идеологическая мода и даже не элемент фольклора, а нечто совсем, совсем иное.

Нередко оказывается, что воцерковление бывшего советского человека означает лишь смену вывески и перетасовку готовых оценок всех явлений (с плюса на минус и наоборот), тогда как на самом деле оно должно бы означать полное преображение внутреннего мира человека. И потому в наше время стали сбываться слова монахини Марии Скобцовой, сказанные ей в 1936 году в Париже:

"Есть одна страшная вещь, из которой переключиться не так просто: диктатура не власти, не силы, а идей, той или иной генеральной линии, вера в легко осуществимую в жизни непогрешимость. В сущности, это основное, что страшно в современной психологии советского человека. Если в Церковь, одаренную терпимостью и признанием со стороны советской власти, придут новые кадры людей, этой властью воспитанные, то придут они именно с такой психологией. Что это значит? Это значит, что сначала они, в качестве очень жадных и восприимчивых слушателей, будут изучать различные точки зрения, воспринимать проблемы, посещать богослужения и т.д. А в какую-то минуту, почувствовав себя, наконец, церковными людьми по-настоящему, по полной своей неподготовленности к антиномическому мышлению, они скажут: вот по этому вопросу существует несколько мнений - какое из них истинно? А если вот такое-то истинное, то остальные подлежат истреблению, как ложные. Они будут сначала запрашивать Церковь, легко перенося на нее привычный им признак непогрешимости. Но вскоре они станут говорить от имени Церкви, воплощая в себе этот признак непогрешимости".

Итак, одна из основных черт "советского христианина" - нетерпимость ко всему, что расходится с его представлениями о чистоте веры. Именно с его личными представлениями, потому что мнение людей, старших по церковному положению, интересует его обычно лишь в той степени, в которой оно совпадает с его собственным. Как только он убедится, что иерархи далеко не склонны к такому же черно-белому видению мира, он не замедлит обвинить их в уклонении в ересь. Разумеется, отсюда проистекает и постоянный поиск врагов. Святая Русь, как и советская республика, видится ему в кольце фронтов, и самый страшный враг - всегда внутренний. Ни с сатанистами, ни с атеистами не будет он бороться и в десятую долю той силы, которую обращает против "уклонистов" в собственном лагере.

Еще одна характерная черта - неприятие настоящего. Советское миросозерцание было сплошным рывком из свинцовых мерзостей прошлого в светлое будущее; для обратившегося в христианство полюса поменялись - из идеального прошлого мы теперь движемся в антихристово будущее. Исторические фигуры, бывшие в советское время пугалами, становятся подчас идолами - неслучайно сегодня заходит речь даже о канонизации Распутина.

Жить настоящим, как это и подобает на самом деле христианину, кажется такому верующему бессмысленным в силу "неправильности" этого настоящего, и он предается утопическим мечтам о возвращении средневековья в одной отдельно взятой стране или, при большей доле личного оптимизма, все же посвящает себя строительству чего-нибудь грандиозного.

Стройплощадка - еще одна верная примета советского христианина. Как и в былые годы, все начинает измеряться в кубометрах бетона, и хозяйственные хлопоты, неизбежные и тяжкие при нынешнем положении дел, порой начисто вытесняют заботы духовные. Доводилось слышать рассказ о том, как настоятель одного из храмов во время службы, пока пел хор, беседовал в алтаре по мобильнику: "Кирпичи? Почем? Нет, дорого. А вот кровельного железа возьму листов 20..."

Пассивность в духовной и социальной жизни - еще одно родимое пятно социализма. Обо всем должны позаботиться партия (или Церковь) и государство, наша задача - только вовремя жаловаться, да всегда поступать "как батюшка благословит". Отсюда проистекает и все более возрастающая любовь к власти как таковой, особенно если эта власть берет на вооружение хоть какую-то христианскую символику. В годовщину инаугурации Путина некий молодой человек вдохновенно читал под кремлевской стеной стихи о президенте, его показали по телевизору. Завершались стихи так: "Россию славим, Путина, Христа".

До Христа действительно дело доходит в последнюю очередь, вместо Евангелия читаются всяческие благочестивые брошюры - как и в советские времена, мало кто заглядывал в первоисточники. Не отстает от народа и власть, вешающая в многострадальном городе предвыборный плакат: "Христос поможет Владивостоку!" (очевидно, в связи с подготовкой к следующему отопительному сезону).

Однако было бы несправедливо умолчать и еще об одной, более тонкой разновидности советизма - интеллигентской. Интеллигент, как и прежде, испытывает острое искушение противопоставлять свою маленькую, такую умную и начитанную тусовку всему остальному неправильному миру и лелеять в кармане свой фирменный кукиш священноначалию.

Чего же ждать в будущем? Возвращаясь к совету, приведенному в начале статьи, предложу и свое решение: совка надо не только выдавливать, но и воцерковлять. В истории христианства уже был подобный опыт: в начале IV века Римская империя из беспощадного гонителя превратилась в покровителя христиан, и Церковь пережила великое нашествие вчерашних язычников, чей образ мышления был крайне далек от церковного. Тогда она справилась со своей задачей. Ревнители строгого, неразбавленного внешними влияниями христианства изобрели монашество, а многое из языческих элементов римской культуры было преображено и воспринято Церковью. Так, синтез библейского Откровения с эллинской философией явил миру святоотеческое богословие, а римская государственность переродилась в христианскую империю, существовавшую в том или ином месте и виде вплоть до 1917 года.

Как знать - может быть, и из советского наследия получится что-нибудь путное?






Роман Рогалёв

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #182333
11.06.01 17:08
Ответ на #181956 | Яна Б. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, Яна!
Рад Вашему ответу.
//Прошу извинить меня за задержку в ответе, у меня не было доступа в Интернет. //
--- А я и не предполагал, что мне должны отвечать "как только, так сразу". У меня тоже связь иногда работает из рук вон плохо.

//Я тоже не вижу ничего плохого в том, что бы обсуждать явления культурной и духовной жизни. Однако речь ведь не об этом, в моем постинге речь шла о тех, кто, не мелочась ставит диагноз Церкви, умонастроениям большинства верующих и священства. //
--- Хм, а тогда скажите, что же такое "постановка диагноза"? Я вижу в основном сообщении ряд "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет" насчёт нашей "совковости". О Церкви---Невесте Христовой, Столпе и Утверждениии Истины --- там, на мой взгляд и не говорится, несмотря на то, что слово "Церковь" употребляется с большой буквы. Просто автор набрался мужества и попытался посмотреть на нас со стороны и нарисовать честно даже и не (авто)портрет, а какие-то штрихи к портрету. Возражение (серьёзное) на такие постинги может быть только такое: взять да и показать, что не так это всё на самом деле. Нету таких штрихов. Что Вы и попытались сделать (это реплики насчёт строительства храмов и батюшек-подвижников). Но я-то ЗНАЮ, ПОТОМУ ЧТО ВИДЕЛ, что есть в наших епархиях такой тип людей (чаще это староста или помощник старосты, реже священник), я бы условно назвал их "организаторами" --- им всегда неймётся что-то организовать (ВПБ--яркий пример). Это стремление иногда бывает направлено в "мирное русло" (организовать подвоз кирпичей для строительства), но очень часто в церковной жизни оно оказывается неуместным. По небольшому штриху в заглавном сообщении темы ("...беседовал в алтаре по мобильнику: "Кирпичи? Почем? Нет, дорого.") --- я сразу узнал этот тип. Это конечно, не значит, что нет подвижников в нашей церкви. Уф. В этой теме речь не о подвижниках, а о "пережитках социализма в сознании определённой части современных православных" (:-)). Улыбка относится к тому, что последняя фраза получилось смешной, на самом же деле мне, когда на ум приходят мысли о "духовном наследии социализма" --- плакать хочется...

//Разве Вы забыли о ком идет речь? Не о духовенстве вообще, а о тех случаях, когда видны "канонически неоправданные действия отдельных пастырей" //
Из Вашего предыдущего сообщения трудно было понять, о ком шла речь. Теперь прояснили.

Но (немного в сторону) обращать внимание прежде всего на то КТО говорит, не обращая внимания на то ЧТО он говорит --- явление широко распространённое среди рода человеческого. И мы, как правило, склонны это недооценивать или не замечать. Я так до сих пор, при каждом очередном столкновении с этим явлением не устаю удивляться :-)

Роман


Яна Б.
Яна Б.

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #181956
09.06.01 17:25
Ответ на #181263 | Роман Рогалёв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Прошу извинить меня за задержку в ответе, у меня не было доступа в Интернет.
По поводу Вашего предидущего сообщения:
**проблема Вами названная, сегодня актуальна для многих. А вот в рамках данной темы совершенно неактуальна**
Но мне кажется, что актуальна особенно применительно к заголовку темы.
**я не вижу ничего плохого, что обсуждаются те или иные явления общестенной, культурной или духовной жизни. Важно лишь не переходить на личности, т.е., не "ставить диагноз" КОНКРЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ, но вполне допустимо "поставить диагноз" тем идеям которые он защищает**
Я тоже не вижу ничего плохого в том, что бы обсуждать явления культурной и духовной жизни. Однако речь ведь не об этом, в моем постинге речь шла о тех, кто, не мелочась ставит диагноз Церкви, умонастроениям большинства верующих и священства. Вы восприняли это на свой счет, хотя я на личности не переходила.

Последнее же Ваше сообщение свидетельствует о том, что дискуссия теряет свой предмет.
**Вы подразумеваете, что священнику неважно ЧТО ему говорят, а важно КТО это говорит (!!!). А если проблемы у священника человеческие, а не догматические, то неважно даже и КТО пытается его вразумить, всё равно не послушает. Т.е., походя обвиняете тем самым наше духовенство в абсолютной глухоте и полном отсутствии смирения (которое начинается со способности хотя бы ВЫСЛУШАТЬ другого человека). Гы-ой!**
Разве Вы забыли о ком идет речь? Не о духовенстве вообще, а о тех случаях, когда видны "канонически неоправданные действия отдельных пастырей" (http://www.russian-orthodox-church.org.ru/sr291281.htm). Неужели вы думаете, что те причины подобных действий не окажутся препятствием к пониманию вразумлений со стороны пасомого? Увы, больше вероятность того, что окажутся.
Так что зря Вы смеетесь.
До свиданья,
Яна.


Роман Рогалёв

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #181263
08.06.01 00:11
Ответ на #180848 | Яна Б. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Да, конечно, и я встречалась с такими, но они далеко не в большинстве. И это прерогатива епископов - обличать и вразумлать заблуждающихся священников.//

--- Но если епископы СОБОРНО(!) обращаются к мирянам за помощью в этом деле, причём обращаются ПУБЛИЧНО(!), это может говорить только о том, что проблема приняла масштабы национального бедствия.

Далее Вы приводите 5 пунктов, которые по сути дела подробно раскрывают апостольскую заповедь: "жёны в храме да молчат". Но ведь мужикам апостолы такого вроде бы не заповедали :-).

Я не удержусь, и прокомментирую некоторые пункты.
//Подойти наедине к ошибающемуся на Ваш взгляд священнику и тактично сказать о том, что Вам представляется неправильным? Но, если Вы не убеленный сединами уважаемый в церкви человек, или проблемы священника чисто человеческие, а не догматические, то этот вариант отпадает, как заведомо обреченный на провал.//
--- Т.е., Вы подразумеваете, что священнику неважно ЧТО ему говорят, а важно КТО это говорит (!!!). А если проблемы у священника человеческие, а не догматические, то неважно даже и КТО пытается его вразумить, всё равно не послушает. Т.е., походя обвиняете тем самым наше духовенство в абсолютной глухоте и полном отсутствии смирения (которое начинается со способности хотя бы ВЫСЛУШАТЬ другого человека). Гы-ой!

//Начать обсуждение этой проблемы где-либо вне прихода, например, на форуме? А что толку для разрешения конкретной ситуации? //
--- По-моему, форум --- не такое место, где следует пытаться разрешить конкретные ситуации. На форуме уместно обсуждать общие тенденции, обсуждение конкретных случаев имеет смысл только в контексте обсуждения общих тенденций (иллюстративный материал).


Роман Рогалёв

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #181255
07.06.01 23:40
Ответ на #180497 | Яна Б. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Кстати, как Вы думаете, не является ли актуальной проблемой то, что некоторые люди, считающие себя православными, приходят в Церковь, не как больные во врачебницу, а как врачи? (Обычно в легких случаях - диагносты, в тяжелых - терапевты, хирурги, а в безнадежных - паталогоанатомы. Уж они то вполне свободны от тех недугах о которых говорят!...)//

Во-первых, совершенно непонятно, почему человек, говорящий о каком-либо недуге, должен считать себя свободным от этого недуга?

Во-вторых, такая проблема действительно существует, существовала всегда, подробно о таковой см., например, в книжке архимандрита Лазаря "О тайных недугах души", глава "Полезно ли новоначальным христианам учить ближних делам веры?" (http://www.wco.ru/books/lazar1/Main-Con.htm).

(Кстати говоря, даже Вы не удержались и поставили мне диагноз, с комментарием "лёгкий случай" :-). Видимо, без диагностики нам действительно никак нельзя).

В третьих, когда вы приходите на исповедь, редкий священник будет с вами подробно разбираться в неурядицах вашей души. Будьте добры сами поставить диагноз, кратко его сформулировать, и быстренько произнести.

В-пятых, даже собор епископов не увидел ничего противоестественного в том, что человек занимается "диагностикой", сиречь исследованиями. Более того, епископы нам советуют, в силу особенностей нашего времени, самостоятельно определять, согласуются ли советы духовника с православным вероучением (см. моё предыдущее сообщение). А вот слова Симеона Нового Богослова: "Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинении Святых Отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей."

В-шестых, проблема Вами названная, сегодня актуальна для многих. А вот в рамках данной темы совершенно неактуальна.

В-седьмых, я не вижу ничего плохого, что обсуждаются те или иные явления общестенной, культурной или духовной жизни. Важно лишь не переходить на личности, т.е., не "ставить диагноз" КОНКРЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ, но вполне допустимо "поставить диагноз" тем идеям которые он защищает. При этом важна содержательная часть аргументации.


Яна Б.
Яна Б.

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #180848
07.06.01 02:05
Ответ на #180821 | Роман Рогалёв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

**Там где Вы не усмотрели никакой тенденции, преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы православные увидели чуть ли не национальное бедствие, поскольку священники, иноки, монашествующие и члены причта церковного весьма часто понуждают прихожан святых храмов православных, мирян, фактически к бегству из мира, гнушению им, в близком соответствии с заповедями катаров, павликиан и т.п.**
Да, конечно, и я встречалась с такими, но они далеко не в большинстве. И это прерогатива епископов - обличать и вразумлать заблуждающихся священников. Как правило, можно легко избегнуть окормления у того священника, поведение которого Вас смущает.
Рассмотрим конкретно, что можно сделать в этом случае:
a) Подойти наедине к ошибающемуся на Ваш взгляд священнику и тактично сказать о том, что Вам представляется неправильным? Но, если Вы не убеленный сединами уважаемый в церкви человек, или проблемы священника чисто человеческие, а не догматические, то этот вариант отпадает, как заведомо обреченный на провал.
б) Начать объяснять другим прихожанам этого храма, что батюшка в том и том не прав? Но этим смута скорее всего увеличится, а последствия будут еще хуже...
в) Начать обсуждение этой проблемы где-либо вне прихода, например, на форуме? А что толку для разрешения конкретной ситуации?
г) Подать жалобу в епархиальное управление. Вполне приемлемо. Хотя тут у многих возникают трудности особого характера. С другой стороны, если жалоба будет на то, что епитимья строга (пост суров, отказ от телевизора невозможен...), то едва ли в ответ последуют решительные меры по отношению к священнику. Впрочем жалобщик может быть вполне утешен и вразумлен.
д) Помолиться и поити к своему духовному отцу, священнику, который знает Вас, и Вы ему доверяете, и посоветоваться с ним. По опыту близких мне людей знаю - это самый лучший вариант и для души и в смысле эффективного решения проблемы.

И еще, на мой вопрос Вы так и не ответили.


Роман Рогалёв

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #180821
06.06.01 22:21
Ответ на #180497 | Яна Б. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//...некоторые люди, считающие себя православными, приходят в Церковь, не как больные во врачебницу, а как врачи? (Обычно в легких случаях - диагносты, в тяжелых - ...//
--- Тут я напряг всю свою сообразительность и сообразил, что Вы в данном случае намекаете (в том числе и) на меня :-)! Но посмотрите на эту фразу с другой стороны. По сути дела, Вы поставили мне диагноз, с примечанием "лёгкий случай". Наверное, поэтому Вам будет проще чем мне прокомментировать Вашу же собственную реплику из сообщения №180148:
"Обычно православные христиане приходят в Церковь как больные во врачебницу, а не как врачи-диагносты."
Я же, со своей стороны, обещаю когда-нибудь поднапрячься и ответить на этот Ваш вопрос в отдельном сообщении.

//Я конечно допускаю, что кое-кто в отдельных случаях ведет себя так, как если бы никогда не слышл о том, что оскверняет человека, выходящее из уст или входящее в них. Но едва ли можно видеть в этом тенденцию. //
Там где Вы не усмотрели никакой тенденции, преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы православные увидели чуть ли не национальное бедствие, поскольку священники, иноки, монашествующие и члены причта церковного весьма часто понуждают прихожан святых храмов православных, мирян, фактически к бегству из мира, гнушению им, в близком соответствии с заповедями катаров, павликиан и т.п.:
"Имея в виду участившиеся жалобы мирян на канонически неоправданные действия отдельных пастырей, указать священникам, несущим духовническое служение на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства."--- подробности здесь:
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/sr291281.htm

Нам же, как и всем православным христианам, предписывается СВОЕВРЕМЕННО СТАВИТЬ ДИАГНОЗ подобным лжепастырям, после чего доносить начальству:
"Призвать верующих Православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть «вязать и решить». Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению Святых Отцов и каноническим установлениям Православной Церкви: в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним."

//Так что "неприятие настоящего" может пониматься очень по разному, как кстати и пощение "от пищей тленных". //
Вот именно что может! Так ведь проблема в том-то и состоит, что понимается оно весьма часто наихудшим способом. Что касается названия книги "Постимся, верные, от пищей тленных", так это попросту весьма эмоциональный призыв к гнушению пищей (подразумевается, что материальная пища --- тленная, т.е. как бы не вполне чистая, поэтому мы постимся). На мой взгляд, Вы просто недооцениваете власть слова над человеком. Наиболее вероятный читатель такой книги --- кто-то из новообращённых, и сколько бед он насобирает на свою голову в результате чтения подобных брошюр!


Игорь.

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #180667
06.06.01 13:44
Ответ на #180453 | Валерий Черепанов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте Валерий и Роман.

//
Случай из жизни. Человек лет пятидесяти зашёл в магазин, за прилавком стоит относительно молодой
хозяин (вовсе не богатей, дело происходит вдали от столиц).

- Не работаешь, торгуешь. Вот Россию-то такие, как ты, и продали.
- Да мне этот капитализм даром не нужен. Я бы лучше на заводе работал, как раньше, только завода
нашего больше нет. Я-то в 91-м году был пацаном, это вы нам Ельцина выбрали...

//

Может я и не прав в отношении этих людей. Однако в данном рассказе персонаж считает торговлю недостойным, предосудительным занятием и это свидетельствует о советском образе мышления. Большевики истребили купечество полностью (духовенство пострадало, но как сословие осталось, а вот купцы-торговцы нет, только спекулянты). А ведь купечество не только торговало. Вот небольшой отравок из песни-

В Холмах, селе большом,
Есть церковь новая -
Воздвигла Божий дом
Сума торговая.

Если молодой парень не опустился, не пошел грабить и убивать,а пытается нормально жить и работать, то это можно только приветствовать, а не сыпать упреками с порога "такие, как ты Росиию продали". Все знают, кто продал Росиию - те же, кто ошельмовал понятие "демократия". Им кстати совковость также присуща. Как бы они не назывались, методы у них большевистские и на людей они плюют как и те.

Я не считаю "совками" людей, искренне верящих в идеалы коммунизма, социальной справедливости, патриотов, привыкших жить при советской власти и которые вздыхают по прошедшей эпохе.




Виктор А.К.

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #180621
06.06.01 12:09
Ответ автору темы | Петров Георгий Михайлович оглашенныйНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Вот до чего доводят книги Гаккеля ;-), в наезде на совка цитируют совка, человека левых убеждений, предлагавшего засыпать ров между коммунистами 30 годов и Церковью, обьявлявшему что просто их недопонимают и рассорившемуся на этой почве с кучей народу. Поди и сам текст из цитаты именно с целью давления на таких "непонимающих" и был написан.



Александр Смирновв
Александр Смирновв

православный христианин
(невоцерковленный)
модератор

Тема: #7731
Сообщение: #180526
06.06.01 05:02
Ответ на #180463 | Роман Рогалёв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

не предательство вообще, а предательство тех, кто тебе доверился.
Я думаю, слово "предательство" само по себе подразумевает то, что человеку доверяют, он предает. Без доверия не может быть предательства, но может быть донос.
Есть разница между доносом и предательством, и она именно в этом: если человек через стенку в гостиннице услышал о готовящемся теракте и донёс в полицию - это донос, а не предательство, потому что люди эти ему не оказывали доверия.
Если же человек сидел с друзьями на кухне и все вместе что-то затевали, а он пошел и настучал - это будет предательство, поскольку ему доверяли.


Яна Б.
Яна Б.

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #180497
06.06.01 00:18
Ответ на #180477 | Роман Рогалёв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Связывая зло с материей, а добро со светом как духом,...//
Это Вы про "неприятие настоящего"?
Так ведь с одной стороны мир во зле лежит, а с другой стороны это зло не есть нечто имманентно ему присущее, но привнесено человеком. Так что "неприятие настоящего" может пониматься очень по разному, как кстати и пощение "от пищей тленных".
Я конечно допускаю, что кое-кто в отдельных случаях ведет себя так, как если бы никогда не слышл о том, что оскверняет человека, выходящее из уст или входящее в них. Но едва ли можно видеть в этом тенденцию.
Замечательнейшем образом под одним соусом "социализма" рядом уживаются обвинения в манихейском отвержении материи и многозаботливости о стройматериалах.
Кстати, как Вы думаете, не является ли актуальной проблемой то, что некоторые люди, считающие себя православными, приходят в Церковь, не как больные во врачебницу, а как врачи? (Обычно в легких случаях - диагносты, в тяжелых - терапевты, хирурги, а в безнадежных - паталогоанатомы. Уж они то вполне свободны от тех недугах о которых говорят! Избави нас, Господи, от такой "свободы"!)



Роман Рогалёв

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #180477
05.06.01 23:07
Ответ на #180374 | Яна Б. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Связывая зло с материей, а добро со светом как духом,...//
У манихеев (катаров, богумилов, маздакитов) и их последователей это очень ярко выражено: материя --- зло. Весь мир (видимый, сиречь материальный) лежит во зле, и поэтому необходимо от него избавиться (по крайней мере надо к этому стремиться). Тут возможны варианты: бежать из мира, переделать мир, разрушить мир (который воспринимается как мир насилия).

Итак, конкретные примеры проявления ненависти (или неприязни) к материальному миру и материи как таковой:

1. У нас в храме продавалась брошюра под названием "Постимся, верные, от пищей тленных!" Т.е. пост рассматривается не как вспомогателное средство для молитвы, а как самодостаточная сущность, по причине гнушения пищей.

2. см. сообщение № 179847 в этой теме.

3. Часто встречающееся чёрно-белое вИдение мира (примерам даже и на этом форуме несть числа) произрастает из практикующегося в манихействе учения об абсолютной непримиримости материального (злого) и духовного (доброго) начал. Свет в манихействе не просвещает тьму, а вырывается из её плена.

Надо сказать, что статья в БСЭ о манихействе написана весьма урезанно --- на это были идеологические соображения: нельзя было официально признать манихейство предтечей социализма, а раз так, то какая-то древняя религия недостойна большого внимания, поэтому про неё следовало писать между прочим, вскользь.



Роман Рогалёв

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #180463
05.06.01 22:27
Ответ на #180142 | Александр Смирновв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//...предательство может быть самым страшным из всех названых грехов. //
Может быть, а может и не быть. Не случайно даже Вы оговариваетесь, не предательство вообще, а предательство тех, кто тебе доверился. Если же говорить про грех Иуды, то странно говорить, что Христос доверился Иуде.

Я же говорил не про предательство, а про доносы. Это понятия в общем-то разные. По-моему у нас страх перед доносами стал переходить в стадию прогрессирующего идиотизма (хорошо ли донести на бандита готовящего теракт?).


Валерий Черепанов

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #180453
05.06.01 21:44
Ответ на #180033 | Игорь. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Случай из жизни...

Показательно, что оба персонажа - совки, чьими отличительными чертами являются хамство и тупость.


Показательно, с какой лёгкостью мы судим людей. Наверно, это тоже - "совкового" злонравия достойные плоды.

Случай действительно реальный. Одного из действующих лиц знаю с 1968 года:) и могу свидетельствовать, что Вы неправы.


Яна Б.
Яна Б.

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #180374
05.06.01 16:38
Ответ на #180234 | Роман Рогалёв православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Не удержусь, все же отвечу: ;))
**Если совсем кратко, то проблема состоит в том, насколько распространены среди современных (и не только) православных манихейские умонастроения, из которых произрастает социализм и воспитываемый им характер.
А тот факт, что манихейство противоречит учению Церкви, пока что не мешает ему, на мой взгляд, распространяться среди православных.**

Скажите, пожалуйста, что из приведенного ниже может быть инкриминировано православным:
"Манихейство, религиозное учение, возникшее на Ближнем Востоке в 3 веке и представлявшее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских (зороастризм, маздеизм, парсизм) и христианских мифов и ритуалов. М. обычно связывается с гностицизмом. Название «М.» происходит от имени его основателя — полулегендарного Мани (около 216 — около 277). Согласно преданию, он проповедовал своё учение в Персии, Средней Азии, Индии. Ему приписывают около 7 работ религиозно-этического содержания. Основное содержание М. составило пессимистическое учение об изначальности зла. Полемизируя с христианством, М. учит, что зло — начало столь же самостоятельное, как и добро. Связывая зло с материей, а добро со светом как духом, Мани, однако, в отличие от неоплатонизма, не считал тьму или материю следствием угасания света; в М. царство тьмы как равное противостоит царству света. Мировая история — борьба света и тьмы, добра и зла, бога и дьявола. При нападении тьмы на свет часть света была полонена тьмой. Смысл последующей истории — в освобождении полонённого света. По М., человек двойствен: творение дьявола, он сотворён всё же по образцу небесного «светлого первочеловека» и заключает в себе элементы света. Подвергаясь всюду гонениям, как противостоящее господствующим религиям, М., однако, распространилось до Испании на Западе и Китая на Востоке. На Западе оно рассматривалось христианством как христианская ересь. В 8 веке оно стало господствующей религией в Уйгурском царстве. В 8—9 веках М. преследовалось сторонниками ислама; в дальнейшем прекратило своё существование в качестве самостоятельной религии как в Европе, так и в Азии (в Китае окончательный запрет М. относится к концу 14 века). Навеянные М. учения о дуализме добра и зла развивали в Европе павликиане, богомилы (см. Богомильство), катары, а на Востоке — персидские маздакиты." (БСЭ)

Если можете, пожалуйста, сформулируйте конкретно.
С недоумением,
Яна.



Роман Рогалёв

православный христианин

Тема: #7731
Сообщение: #180234
05.06.01 09:40
Ответ на #180148 | Яна Б. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

По-моему, Яна, Вы пишете не совсем о том. Следует различать "Церковь, которая не есть организация" от вполне реальных, бытующих здесь и сейчас, умонастроений прихожан, священно- и церковнослужителей. Среди таковых настроений есть и созвучные вполне социалистическим идеалам. Если их просто не замечать, то печально наше будущее.

//Наконец, не вижу смысла продолжать эту дискуссию. //
Какое может быть ПРОДОЛЖЕНИЕ у дискуссии, которая ещё не начата, да и предмет-то её ещё чётко не сформулирован! Если совсем кратко, то проблема состоит в том, насколько распространены среди современных (и не только) православных манихейские умонастроения, из которых произрастает социализм и воспитываемый им характер.

А тот факт, что манихейство противоречит учению Церкви, пока что не мешает ему, на мой взгляд, распространяться среди православных.


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | >>

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Жития 476

Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская

20 июля 2024 в 06:26Андрей Бузик
Имя преподобной Евфросинии в миру — Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия митрополита ... читать далее »

Литература 415

Прикосновение к святыне святых

17 июля 2024 в 05:29Андрей Бузик
О книге К.Г. Капкова «Духовный мир Императора Николая II и его семьи». Обложка книги К.Г. Капкова «Духовный мир Императора Николая II и его семьи» Краткий обзор Название книги, на первый взгляд, ... читать далее »

Святые 537

Сокрытый от мира фильм о Старце Мардарии (иеросхимонахе Алексии (Данилове))

13 июля 2024 в 21:56Андрей Рыбак
Кавказский старец иеромонах Мардарий (в схиме Алексий) Сокрытый от мира фильм Сергия Алиева о Старце Мардарии (иеросхимонахе Алексии (Данилове)) читать далее »

Иконы 362

Заступница России. О Тихвинской иконе Божией Матери

9 июля 2024 в 05:31Андрей Бузик
Два Рима пали – четвертому не быть. Формула была не гордыней, а предостережением: если Москва окажется недостойной – мир в дальнейшем будет оставлен без центральной государственной Христианской ... читать далее »

Паломничество 272

В гости к святому Неофиту

4 июля 2024 в 04:46Андрей Бузик
Я не ожидала, что, побывав трижды на Святой Земле, а также прожив долгое время в Киккском монастыре, я открою для себя место, которое так глубоко тронет мое сердце и возвеселит душу… В завершение ... читать далее »

Помогите! 221

Прошу помощи для Кати

27 июня 2024 в 15:21Юлия Бутурлина
Дорогие друзья, хочу попросить Вашей помощи и поддержки для замечательной молодой женщины, которая одна тащит на своих плечах ребенка, восстановление старенького дома, себя. Помогает в поиске людей в ... читать далее »

Проповедь 186

Княжеский крест. Слово в день памяти святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского.

18 июня 2024 в 06:57Андрей Бузик
Слово в день памяти святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского. Святой благоверный князь Игорь Черниговский Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Бывают кресты добровольные, а бывают ... читать далее »

Праздники 367

13 июня Праздник Иконы Богородицы Луганской

9 июня 2024 в 11:19Фокин Сергей
Богородица Луганская в Трёх Лицах "Россия спасется Крестными ходами" (Серафим Саровский) "Россия будет спасена крестными ходами" (Иоанн Кронштадтский) "Крестными ходами будет спасаться Святая Русь" ... читать далее »

Церковь 722

Авва монахов

20 мая 2024 в 06:36Андрей Бузик
В VI веке в летописи Грузинской Церкви открылась новая страница — приход из Антиохии Сирийской в Иверию монахов во главе с игуменом Иоанном. Сирия имела особое значение в духовной жизни Грузии — она ... читать далее »

Афон 242

Бог по прежнему любит людей!

10 мая 2024 в 16:41Андрей Рыбак
Бог по прежнему любит людей! Мультфильм: Бог по прежнему любит людей! по мотивам афоризмов иером. Симона (Безкровного) читать далее »

Каякинг

Второй день Спартакиады учащихся определил сильнейших в индивидуальных гонках

В пятницу, 19 июля, в Комплексе гребного слалома в п. Богородское (Московская обл.) юноши разыграли медали в каноэ-одиночке, а девушки боролись за награды в байдарке-одиночке. Сегодня, после ... читать далее »

Воздухоплавание

Клин Клином закрепляем

Подмосковный Клин постепенно становится узнаваемой и заметной точкой на карте спортивного воздухоплавания России. Уже три года подряд здесь проходит Чемпионат страны по воздухоплавательному спорту ... читать далее »

Календарь 3969

20 июля. Преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской. Преподобного Фомы, иже в Малеи. Преподобного Акакия Синайского, о котором повествуется в Лествице..

19 июля 2024 в 15:41Андрей Бузик
7 июля по старому стилю / 20 июля по новому стилю суббота Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2. Поста нет. Прп. Фомы, иже в Мале́и (X). Прп. Акакия, о котором повествуется в Лествице ... читать далее »

Предание 417

Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви

15 июля 2024 в 05:47Андрей Бузик
В царствование благочестивого византийского императора Льва Великого2 и супруги его Верины в Константинополе проживали два благочестивых мужа – саном сенаторы, родные братья Галвин и Кандид. ... читать далее »

Мир 357

Догнать и перегнать Илона Маска. История эволюции поднебесной

12 июля 2024 в 21:59Андрей Рыбак
Кибердед Догнать и перегнать Илона Маска. История эволюции поднебесной | КиберДед Андрей Масалович читать далее »

Молитва 405

Боевая Молитва

7 июля 2024 в 13:57Фокин Сергей
Схиархимандрит Иеремия «Ищите во всем великого смысла. Все события, которые происходят вокруг нас и с нами имеют свой смысл. Ничего без причины не бывает...» (Иеромонах Нектарий ... читать далее »

Духовное 1069

Душа и ангел – не тело, а дух, святитель Феофан Затворник.

2 июля 2024 в 05:06Андрей Бузик
Душа и ангел – не тело, а дух «Читать ли писания Преосвященного Игнатия? – Читайте... Только статью о смерти не читайте, и то не всю, а только несколько листов, кажется, в начале, где он говорит, что ... читать далее »

Стихи 1483

Русь моя в лугах застыла...

26 июня 2024 в 08:00Виктор Шамонин
Русь моя в лугах застыла, В тишине родных берёз; На заре ты, Русь, красива, Из цветов и дивных рос, И, отвесив спозаранку, Красной зорюшке поклон, Душу вынув наизнанку, Я спешу из дома вон! Почему ... читать далее »

Память 385

Божие дитя. Памяти отца Иоанна Кронштадтского.

14 июня 2024 в 05:27Андрей Бузик
Слово, сказанное 22 декабря 1908 года в Москве в церкви Епархиальнаго дома на панихиде, совершенной митрополитом Владимиром в сослужении пяти епископов И умер он, и похоронен в гробница отцов своих, ... читать далее »

История 564

Явление чудотворного образа Спаса Нерукотворенного во граде Ярославле.

6 июня 2024 в 05:28Андрей Бузик
Историческое содержание Празднование явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного внесено в месяцеслов по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 17 июня 2021 года. ... читать далее »

Патерик 314

Киево-Печерский Патерик. У истоков русского монашества

16 мая 2024 в 05:14Андрей Бузик
Интервью с М. Е.Башлыковой, сотрудником музея им. Андрея Рублева – Марина Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, о выставке, которая сейчас проходит в Рублевском музее, о ее целях и задачах, какие на ... читать далее »

Детям 609

Гладиаторы Рима. Мультфильм

10 мая 2024 в 12:37Андрей Рыбак
Гладиаторы Рима. Мультфильм Гладиаторы Рима. Мультфильм Маленький Тимо остается сиротой в результате извержения вулкана, обрушившегося на Помпеи, и едва не погибает сам. Спасает его основатель самой ... читать далее »

Велоспорт

Кубок России по BMX-фристайлу возвращается в Казань

С 18 по 22 июля экстрим-парк "УРАМ"примет V этап кубка России по велоспорту в дисциплине BMX-фристайл-парк. Соревнования стали традиционными, поскольку проходят уже третий год подряд. В них примут ... читать далее »

Горный туризм

15-летний альпинист Никита Шулепов: "Горы показывают, что без труда ничего не достигнешь, но надо идти и не сдаваться"

Сыктывкарец Никита Шулепов с пяти лет занимается туризмом. В июле он поднялся на самую высокую вершину в России и в Европе   Эльбрус, а до этого был Казбек. Юноша рассказал БНК, почему для него важно ... читать далее »

Наука 266

И.Н. Острецов. Зачем нам "cоциальная справедливость"? Наука пришла к Богу? Личная Вселенная каждому.

17 июля 2024 в 18:34Андрей Бузик
И.Н. Острецов. Зачем нам "cоциальная справедливость"? И.Н. Острецов. Зачем нам "cоциальная справедливость"? Наука пришла к Богу? Личная Вселенная каждому. 2:25 Воровать или не воровать? Дилемма! 10:22 ... читать далее »

Писание 133

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Евангелие о чистоте ума

14 июля 2024 в 04:52Андрей Бузик
Мф. 6:22–33 (18 зач.). Из всех людей на земле наибольшую ответственность пред Богом несет человек, называющийся христианином. Ибо христианину Бог больше всего дал, но с него больше всего и ... читать далее »

Поиск Святой Руси 414

Почему Сила Моя в немощи совершается?

12 июля 2024 в 09:04Андрей Рыбак
Прп. Паисий Святогорец Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Праздником Апостолов Петра и Павла, и прп Паисия Святогорца Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; ... читать далее »

SOS! 531

Всеобщее облучение из-за денег (М. Масленникова)

4 июля 2024 в 21:01Андрей Рыбак
как выглядит антенна 5g Всеобщее облучение из-за денег (М. Масленникова) читать далее »

Высказывания 663

50 советов и изречений святителя Феофана

29 июня 2024 в 04:55Андрей Бузик
Духовная жизнь Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе. Угрюмая, отталкивающая жизнь не есть Божия жизнь. ... читать далее »

Любовь 175

Сила Любви Святого Духа

24 июня 2024 в 10:01Андрей Рыбак
Сила Любви Святого Духа Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Со Святым Духом Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; ... читать далее »

Лица 489

«Надо подражать нашим великим врачам, таким как врач-святитель Лука (Войно-Ясенецкий)».

11 июня 2024 в 08:42Андрей Бузик
«Надо подражать нашим великим врачам, таким как врач-святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». Беседа с академиком РАМН А.Г. Чучалиным Сегодня все чаще верующие предпочитают лечиться у православных врачей. ... читать далее »

Выживание. 316

Зачем нам ВОЗ и МОК

2 июня 2024 в 17:16Андрей Рыбак
ВОЗ Всемирная Организация Здравоохранения Зачем нам ВОЗ и МОК https://youtu.be/qmwk6PAUo9I?si=dUGVo_D95VQ4dtTu читать далее »

Музыка 214

"Lighthouse " bell composition. The author of the music and performer - Andrey Dmitriev .

13 мая 2024 в 19:36Андрей Рыбак
Дмитриев Андрей "Lighthouse " bell composition. The author of the music and performer - Andrey Dmitriev . читать далее »

Спорт - Экстрим 273

70-и летний скалолаз Андроныч о том как не стареть и сохранять форму

9 мая 2024 в 20:58Андрей Рыбак
Красноярский столбист Дед Андроныч в свои 70 лет 70-и летний скалолаз Андроныч о том как не стареть и сохранять форму Красноярский столбист Андрей Андронович Дидух (дед-паук, Андроныч) показывает ... читать далее »

Альпинизм

"Горы не прощают ошибок"   о своей работе рассказали севастопольские спасатели МЧС

В полном обмундировании и в реальных условиях регулярно проводят тренировки сотрудники Специализированного отряда Главного управления МЧС России по Севастополю. В их задачи входит проведение операций ... читать далее »

Парусный спорт

3 этап Кубка России в классе SB20

В Петербурге пролетел Tenzor SB20 Cup. И слово "пролетел" здесь не случайно. Еще пару лет назад при таких ветровых условиях   сила ветра почти не пересекала нижнюю границу в 25 узлов   гонки бы не ... читать далее »

© 1999-2024 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru





/*